Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучаем гласные буквы.





Знакомясь с гласными буквами, ребёнок должен знать, что их можно петь.

В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, Е, И, Я, Ю, Э, Ё, Ы. Я расположила их так, как, на мой взгляд, легче их учить и произносить. Начиная с буквы «Я», у моих воспитанников возникали проблемы с произношением. Возможно, это частный случай.

При изучении гласных букв будем поступать так же, как при изучении цифр. Сначала возьмём первые пять букв: А, О, У, Е, И.

Игра 1. Выкладываем перед ребёнком буквы и говорим: «Это буква А, это буква О…». Так повторяем 2 - 3 раза. Ребёнок должен запомнить, как выглядит буква.

Игра 2. Просим показать букву А, букву О… Тоже выполняем это задание 2 – 3 раза.

Игра 3. Достаём коробочку, с лежащими в ней буквами, и просим достать букву А, букву О… После этого просим положить в коробочку букву А, букву О…

Игра 4. Берём коробочку с буквами в руки, достаём по одной букве и спрашиваем, какая это буква. Если ребёнок ответил верно, то отдаём её ему в качестве подарка. Если ответ не верный, то бросаем назад в коробочку и достаём её после очередной буквы. Так поступаем до тех пор, пока все буквы ни перейдут к ребёнку.

Игра 5. Давай споем наши буковки. Пропойте несколько раз каждую буковку. Если ребёнок пока не может этого сделать в силу своего возраста, то на данном этапе достаточно, что он просто показывает буквы.

Игра 6. Раскладываем разноцветные листы бумаги, как при изучении цифр, и просим буковки сесть на свой коврик. Можно разнообразить эту игру. На белых листах бумаги пишем фломастером крупно изучаемые буквы. Берём лягушку или кенгуру (они прыгают) и просим зверушку прыгнуть то на одну букву, то на другую.

Делаем перерыв 1 – 2 дня.

Игра 7. Складываем в коробочку первые пять букв, и добавляем к ним остальные: Э, Я, Ё, Ю, Ы. Контрольная проверка. Выкладываем перед ребёнком все гласные буквы и просим показать букву А, букву О, букву У, букву Е, букву И. Остальные буквы лежат в качестве отвлекающего фактора.

Игра 8. Игра провокация. До этого при изучении гласных букв вы использовали буквы из одного какого-то набора, то тесть они выполнены в одном стиле, к которому ребёнок привык. Теперь выкладываем перед ребёнком первоначальный набор букв и добавляем гласные буквы из разных игровых наборов.

Просим показать или дать букву А. Следующий шаг – просьба показать все буквы А, которые есть на столе. Аналогично поступаем со всеми остальными гласными буквами. Каждую или некоторые из букв попросите спеть. Все зависит от возраста и возможностей ребёнка.

Игра 9. Выкладываете перед ребёнком 4-5 букв вряд. Показываете указкой и чётко произносите вместе с ребёнком 5-6 раз эти буквы. Ребёнок закрывает глаза, а вы убираете одну из букв. Спрашиваете: «Какая буква спряталась?» Если сложно выполнить это упражнение с указанным количеством букв, то начните с трёх букв, а затем постепенно увеличивайте до пяти. Это упражнение можно выполнять не чаще 2 раз в день.

Все гласные буквы складываем в коробочку, в которой лежат цифры и убираем с учебной полки на неделю. В этот период желательно не играть в любые игра, где присутствуют буквы.

Перерыв закончился, достаём коробочку, в которой все гласные буквы, цифры и математические знаки. Все по одной штуке и из тех наборов, которые использовались в первых двух играх при изучении букв и цифр. Выложите перед ребёнком. Попросите показать в разнобой все, что перед ним. Так вы узнаете, на что нужно обратить внимание, когда будете играть в разнообразные игры с буквами и цифрами.

 

Согласные буквы.

 


Изучение согласных букв происходит аналогично изучению гласных букв, но их значительно больше, поэтому могут возникнуть затруднения. Изучайте согласные буквы в два этапа. Сначала в коробочку положите все звонкие буквы, и играйте в те же игры, что и с гласными. Когда все запомните, отложите и приступайте к изучению глухих согласных букв. Каждый раз, называя букву, говорите: «Звонкая буква Б, глухая буква Т…». Так ваш ребёнок запомнит без особых усилий тот материал, который вызывает трудности в первом классе. Изучая буквы Ж, Ц, Ш, Щ, Й, Ч, называем их без уточнения, для ребёнка вы просто говорите, что это буква Ш и все. Не затрагиваем и тему парные буквы.

Купите веер гласных букв, веер согласных букв и веер цифр. Их можно купить как в интернете, так и в магазинах, где продаются канцелярские товары. Веера можно брать и на улицу в любую погоду, очень удобно.

Совет. Возможно, вы знаете, что есть буквы и есть звуки. Грамотно говорить «буква БЭ», но когда будете учить согласные буквы, называйте их, как звуки, то есть «буква Б». Если вы будете говорить: «Буква КА, буква ЭС, буква ПЭ…», то у ребёнка возникнут серьёзные затруднения при обучении чтению. Он может начать читать не «мама», а «мэамэа». Понятия буква – звук ребёнку 2- 3 лет недоступны. Просто называйте букву, как звук.

 

Мы уже с вами вначале упоминали, что начинать заниматься никогда не поздно. Кто-то начал в три, четыре года. А возможно вы приступили к занятиям, готовясь осенью пойти в первый класс. Следовательно, и рекомендации по обучению будут несколько отличаться. Но методика запоминания цифр и букв неизменна для любого возраста. Я же пишу с учётом того возраста и в той последовательности, которая должна быть в идеале. И сейчас мы дошли до 2-3 лет.

Для закрепления букв полезно использовать рамки-вкладыши «Буквы». Используйте пальчиковую игру «Буквы и цифры», лото «Буквы – цифры» с ёжиком на коробке. Игра дешёвая, но очень полезная. Лото вообще очень полезная разновидность игр, так как в них можно играть всей семьёй.

Обратите внимание на материал, где просят обвести по точкам буквы и цифры. Очень полезно для развития навыка письма. Если вашему ребёнку уже или почти 3 года, то можно приобрести прописи, но не те, где целенаправленно учат писать, а опять же, где просят обводить буквы, цифры или различные рисунки.

Полезно приобрести книжки «Азбука в стихах» или «Цифры в стихах».

Обратите внимание на книги Международного центра дополнительного образования KUMON. Советую их приобрести все на перспективу. В книге «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры» предлагается обводить фигуры пальчиком или карандашом внутри «коридорчика». Там, где просят соединить точки, обозначенные цифрами, можно просить переходить от цифры к цифре по подсказке, так как ваш ребёнок ещё не знает последовательность цифр, то есть не умеет считать. Это хорошая подготовка к счету.

В книгах этой серии даны задания, развивающие внимание. Имеется образец, а ниже картинки, среди которых есть рисунок, изображённый на образце. Его предлагается обвести.

Такие задания активно применяются в подготовительных группах школ с «проблемными» детьми, чтобы развивать внимание и усидчивость. Но моя практика работы с детьми показала, что это упражнение эффективно с детьми любого уровня интеллекта и подвижности.

Совет. В книгах и пособиях для детей часто предлагается что-то обвести, дорисовать. Это портит книгу и делает невозможным её последующее использование для повторения или другими детьми. Советую, если у вас есть ксерокс, переснять нужную страницу, а потом рисовать или обводить на полученной копии.

Таблицы Шульте.

Таблицы Шульте редко используются родителями вообще, уж для маленьких детей тем более. Если запросить о них информацию в интернете, то вы прочтёте, что они используются для увеличения скорости чтения. А они ещё необходимы для развития внимания, для тренировки зрительной памяти. Научно доказано, что эффективность использования таблиц Шульте связана с их благоприятным воздействием на активность головного мозга.

Чем чаще работать с таблицами, тем больше становится объем памяти и происходит усиление концентрации внимания. Для детей 3 – 4 лет я бы не рекомендовала использовать таблицы чаще двух или трёх раз в день, так как в этом возрасте и так идёт интенсивная работа головного мозга. Чем старше становится ребёнок, тем чаще можно использовать в работе с ним таблицы Шульте.

Я практически не встречала использование таблиц для обучения здоровых детей, и считаю это серьёзным упущением. В учреждениях, где обучаются дети с проблемами развития, а это сказывается на ухудшении памяти и неумении сконцентрироваться на учебном материале, некоторые педагоги используют таблицы Шульте.

Таблицы Шульте очень просто изготовить. Возьмите белый картон формата А4 и отрежьте от него нижнюю полоску так, чтобы получился квадрат. Разбейте его на 9 частей. Можно приготовить 9 карточек 8х8см и раскладывать их так, как показано ниже.

 

 

Если есть картон большего размера, то даже лучше, но количество ячеек для ребёнка трёх лет на начальном этапе не должно превышать 9.

Игра 1. Возьмите цифры от 1 до 9 из набора для школьника и разложите их хаотично по всему полю, например:

 

 

Так как ребёнок ещё не умеет считать, просите его показать пальчиком все цифры от 1 до 9. Если с первого раза ребёнку трудно будет отыскивать цифры, то после того как он показал цифру 1, пусть забирает её. Теперь на поле цифр меньше. Просите найти цифру 2, нашёл, забрал себе и т.д.

Приступая к игре в следующий раз, поменяйте расположение цифр, включите туда 0 и математические знаки. Например:

 

 

Просим показать 1, 9, =, -, 4, 3, +, 0.

 

Конечно, можно распечатать из интернета таблицы Шульте 3х3, но ребёнку это не будет интересно. Да и у вас не будет возможности ввести в таблицу знаки плюс и минус. Можно найти множество разновидностей таблиц в планшетнике, но это уже для ребёнка 4-5 лет и старше.

Игра 2. Возьмите различные картинки, разложите их по полю таблицы и просите показать их в произвольном порядке. Например:

Попросите показать - совочек, пирамидку, мишек, мячик, матрешку, ведерко, зайца, куклу, цветок.

Можно для этого купить супер карточки Домана «Читаем на улице» и использовать их или купить карточки «Учим Ребёнка Счету». Они с хорошими яркими картинками, все это пригодится в дальнейшем.

Игра 3. Возьмите буквы из лото или буквы из набора, или буквы-вкладыши. Раскладывая каждый раз буквы в таблице по-разному, используйте весь алфавит. Чтобы не пропустить какие-то буквы, записывайте, во что уже играли, в блокнотик. Например:

 

Попросите показать буквы А, У, Ф, П, Т, С, Е, Л, О.

Попросите показать буквы: Б, Ж, Ц, Д, М, Я, И, Ч.

Таблицу Шульте можно использовать при обучении иностранному языку. Например, разбрасывать по клеткам буквы латинского алфавита или картинки, а затем просите показать буквы или, показывая в произвольном порядке картинки, просите назвать увиденное на иностранном языке.

 

Совет. Заготовьте карточки из плотной бумаги 7х10см. Впрочем, размер карточек можно выбрать на свое усмотрение, лишь бы они не были слишком маленькими, вы же их будете показывать на значительном расстоянии от ребенка. Красным или синим фломастером напишите на них все буквы русского алфавита. Перед прогулкой перемешайте их и положите в правый карман, а во время прогулки доставайте по одной карточке и просите назвать букву. Если буква названа правильно, то положите карточку в левый карман. Если буква названа не правильно или с неуверенностью, то оставьте ее в правом кармане. И так до тех пор, пока все буквы ни окажутся в левом кармане. Аналогично отрабатываем слоги, буквы латинского алфавита, иностранные слова (крупно написанные на карточках), таблицу умножения…

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных