Изменение состояния ребенка с помощью мини-сочинений
Иногда (но не всегда) в процессе консультирования бывает достаточно попросить ребенка описать его реальное состояние, которое он сейчас переживает, а затем подробно описать то состояние, которого ему хотелось бы достигнуть. При этом полезно попросить его подобрать несколько сравнений на что похожи эти состояния. Удобно потом в беседе пользоваться его формулировками, что создает впечатление разговора на одном языке. Одно популярное направление в психологии называет этот процесс сбором информации. Если информация собрана, остается сделать самое простое перейти от реального (проблемного) состояния к желаемому. Удивительно, но уже в процессе описания и подбора сравнений происходит изменение состояния. Ребенок начинает двигаться, не зависает (да простится мне этот компьютерный термин!) в негативном состоянии. Возникает динамика состояний, ребенок ощущает происходящие изменения. Но и этому нужно учиться. Как это можно сделать? Например, так.На уроке я предложила ученикам 5 класса написать небольшие этюды на одну из тем: Когда мне было грустно (скучно, одиноко), Я расту и Вот и стали дни короче. На работу отводилось 10 минут. Необходимо было отразить свое настроение, использовать сравнения, а желающие могли пользоваться следующим планом:
Что я вижу, слышу и чувствую, когда переживаю это состояние?
Что я думаю по этому поводу?
Как меня обогащают эти чувства и размышления?
Вот что у них получилось:
Вот и стали дни короче
Я вижу, как раньше темнеет. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Я вижу, что народ во дворе рано уходит домой. Когда мои друзья уходят, сразу становится скучно. Я тоже иду домой. Дома делать нечего. Скука тусклого цвета. Кажется, что она похожа на бесконечную линию. Во время скуки чувствуется тяжесть в голове.
Руслан Белик
Когда мне бывает одиноко
Когда мне бывает одиноко, я могу переместиться в прошлое или в будущее, и даже в другой мир. Я разговариваю с другими людьми, например, со вчерашнего дня я общаюсь с Альбертом Эйнштейном. Я с ними разговариваю, играю. Я думаю, что это очень хорошо, ведь это делает меня большим-большим фантазером. А большому фантазеру в жизни никогда не скучно. Вот отрывки из наших мысленных разговоров: Давай поспорим, что сейчас загорится зеленый свет у светофора. Или: Эй, деталь, находись скорее. И еще кто-то учит меня, или я сам учусь у других. Иногда трудно разобрать, кто кого поправляет
Максим Ионов
Когда я возвращаюсь домой с каникул
Когда я возвращаюсь домой с каникул, мне очень грустно, потому что кончилось лето. Но и весело, потому что я встречусь с друзьями и увижу новых учителей. Когда я захожу в дом и начинаю играть с игрушечным псом Тявкой, он кажется мне меньше, чем в прошлом году. Вхожу в ванну она кажется мне узкой и короткой. А мои любимые ботинки! Когда я попыталась в них влезть, они жутко жали. Все стало таким маленьким ужас!
Диана Добрынина
Каковы результаты? Я верю, что уже сам вопрос Как меня обогащает то или иное состояние? является психотерапевтическим и развивает у ребенка рефлексию. Возможно, и многим взрослым было бы полезно научиться рассматривать жизнь с этой точки зрения.
Выпуск 3
Содержание
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|