Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Волшебное кружево сказки Терапевтическая метафора в работе с детьми 2 страница




-
А что значит - как на женщину?
- То и значит, - сказала мать, не в силах найти нужные
объяснения. - Ты уже можешь стать матерью...
- И у меня будет ребенок?
- Не говори глупостей! Ты сама еще ребенок.
- Тебя не поймешь.
- Нечего и понимать! А всякие поглаживания по головке,
приглашения в кино, на танцы... Все это уже не просто так.
- А как?
Перед ее глазами возник учитель. Она вспомнила качели, вспомнила,
как учитель смотрел на нее, и не нашла в этом ничего страшного. А
скорее наоборот.
"Странно, - думала она. - Вчера - девочка, сегодня - женщина..." В
синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут. Тучка по небу
идет...

Учитель поймал себя на том, что очень ждет завтрашнего дня...
Бочка по морю плывет...

Уже лежа в кровати, девочка включила ночник и взяла со стола книгу
Пушкина... В чешуе, как жар горя, тридцать три богатыря... Все
красавцы молодые, великаны удалые...

Все равны, как на подбор...
Учитель готовился к завтрашнему уроку.

С ними дядька Черномор... Встрепенулся, клюнул в темя и взвился...

Девочка повернулась на другой бок и подперла подбородок левой
рукой...

"И в то же время, - подчеркнул учитель в книге, - с колесницы пал
Додон, охнул раз и умер он."

А царица вдруг пропала, - шевелила губами девочка...
- Будто вовсе не бывала, - произнес за ее спиной знакомый голос.
Она сложила прыгалку и посмотрела, кто бы это мог быть.
Мальчик лет четырнадцати стоял перед ней, сшибая листья с дерева
тоненькой тросточкой. Он был кудряв, смугл, в фиолетовой рубашке и
очках.
- Откуда вы знаете? - спросила она, заслоняясь от яркого солнца.
Мальчик снял очки, подышал на них, протер стекла тряпочкой и
сказал:
- Она была шамаханской царицей и пропала, потому что
Додон обманул старичка и хватил его жезлом.
- Вы смотрите на меня, как на женщину? - спросила девочка.
Мальчик одел, вернее, надел очки и протянул ей руку.
- Идем со мной. - И он посмотрел в сторону леса, который
зеленел далеко у линии горизонта.
- Что там? - насторожилась девочка.
- Таинственная сень... Идем, не бойся...
И они пошли, взявшись за руки, мимо острова Буяна в царство
славного Салтана.
- Разве сегодня воскресенье? - спросила девочка.
- Нет. Просто остальные рубашки в прачечной.
Луг внезапно кончился, и перед ними возникло море.
Море было настолько гладким и прозрачным, что девочка увидела, как
в нем отражается небо со всеми сверкающими звездами, несмотря на
то, что солнце стояло в зените. Она бросила камешек. Он, булькнув,
медленно опустился на дно. А во все стороны разбежались волночки,
потом потемнело синее море и бурливо вздулось.
- Плещет - блещет, - прошептала девочка.
- Блещет - плещет, - поправил он.
- Бочка - тучка...
- Тучка - бочка...


Грегори Бейтсон (19041980) - британский, затем американский
философ, антрополог и психолог, методолог биологии и
человекознания. Перенося идеи из одних дисциплин в другие и
связывая данные разных наук в логически стройные объяснительные
модели, Бейтсон оставил ярчайший след в целом ряде наук, в том
числе психологии. Он связал социальную, клиническую, сравнительную
и педагогическую психологию через ключевое для него понятие
коммуникации, которую он, в свою очередь, рассматривал через
призму теории познания и информационной теории.

Вот что пишет о нем Фритьоф Капра в книге <>
(Москва; Киев, 1996), в которой Бейтсону посвящена отдельная
глава, наряду с такими людьми, как Вернер Гейзенберг, Кришнамурти,
Станислав Гроф, Ричард Лэйнг:

Будущие историки сочтут Грегори Бейтсона одним из наиболее
влиятельных мыслителей нашего времени. Уникальность его мышления
связана с широтой и обобщенностью. Во времена, характеризующиеся
разделением и сверхспециализацией, Бейтсон противопоставил
основным предпосылкам и методам различных наук поиск паттернов,
лежащих за паттернами, и процессов, лежащих в основе структур. Он
заявил, что отношения должны стать основой всех определений; его
основная цель состояла в обнаружении принципов организации во всех
явлениях, которые он наблюдал, <>, как он
называл это.

МЕТАЛОГ:
ПОЧЕМУ ВЕЩИ ПРИХОДЯТ В БЕСПОРЯДОК?

Металог это беседа о некотором проблематичном предмете. Эта беседа
должна проходить так, чтобы участники не только обсуждали
проблему, но и структура беседы как целого была релевантна тому же
предмету. Не все представленные здесь беседы соответствуют этому
двойному формату.

Следует отметить, что история теории эволюции - это неизбежный
металог между человеком и природой, в котором порождение и
взаимодействие идей должно служить примером эволюционного
процесса.

Дочь: Папа, почему вещи приходят в беспорядок?

Отец: Что ты имеешь в виду? Вещи? Беспорядок?

Д: Ну, люди тратят много времени, приводя вещи в порядок, но они
никогда не занимаются приведением их в беспорядок. Кажется, что
вещи приходят в беспорядок сами. И тогда люди снова должны их
прибирать.

О: Но если ты не трогаешь свои вещи, они приходят в беспорядок?

Д: Нет. Нет, если никто их не трогает. Но если ты их трогаешь
(или если кто-то их трогает), они приходят в беспорядок, и
беспорядок хуже, если это не я.

О: Да. Вот почему я не даю тебе трогать вещи на моем столе.
Потому что вещи приходят в худший беспорядок, если их трогает
кто-то, кто не я.

Д: А люди всегда приводят в беспорядок вещи других людей?
Почему, папа?

О: Подожди. Это не так просто. Во-первых, что ты имеешь в виду
под беспорядком?

Д: Ну, когда я не могу найти вещи, когда все кажется в
беспорядке. Когда нет никакого порядка.

О: Но ты уверена, что под беспорядком ты имеешь в виду то же,
что и любой другой?

Д: Да, папа, я уверена. Я не слишком аккуратный человек, и, если
я говорю, что вещи в беспорядке, я уверена, что со мной согласится
любой.

О: Хорошо. Но думаешь ли ты, что ты имеешь в виду под
<> то же, что и другие люди? Если твоя мама приводит
твои вещи в порядок, знаешь ли ты, где их найти?

Д: Хм... иногда поскольку я знаю, куда она кладет вещи, когда
убирается...

О: Да. Я тоже стараюсь не подпускать ее к моему столу. Я уверен,
что она и я не имеем в виду под <> одно и то же.

Д: Папа, а мы с тобой имеем в виду под <> одно и то
же?

О: Я сомневаюсь в этом, дорогая, сомневаюсь.

Д: Но, папа, не смешно ли это? Все имеют в виду одно, когда
говорят про <>, но каждый имеет в виду что-то другое под
<>. Но ведь <> это противоположность
<>?

О: Мы подходим к трудным вопросам. Давай начнем сначала. Ты
сказала: <> Мы сделали
шаг или два, и теперь нам лучше изменить вопрос на такой: <>
Ты понимаешь, почему я хочу сделать такое изменение?

Д: Да, думаю, да. Если у меня есть особый смысл для
<>, тогда <> некоторых других людей будет
мне казаться беспорядком даже если мы согласились, что такое
беспорядок.

О: Это верно. Теперь давай посмотрим, что ты называешь
аккуратностью: когда твоя коробка с красками лежит аккуратно, то
где она?

Д: Здесь на краю полки.

О: Хорошо, а если где-нибудь еще?

Д: Нет, это будет неаккуратно.

О: А если на другом конце полки? Вот так?

Д: Нет, ее место не здесь, и вообще она должна стоять ровно, а
не так криво, как ты ее поставил.

О: Ага! На своем месте и ровно.

Д: Да.

О: Хорошо, но это значит, что есть только очень немного мест,
которые <> для твоей коробки красок.

Д: Только одно место.

О: Нет, очень мало мест, потому что если я сдвину ее чуть-чуть,
вот так, все будет по-прежнему аккуратно.

Д: Хорошо, но только очень, очень мало мест.

О: Хорошо, очень, очень мало мест. А что с медведем, с твоей
куклой, с <>, твоим свитером и твоими
туфлями? Это касается всех вещей, не так ли? У каждой вещи есть
только очень, очень мало мест, которые <> для этой вещи.

Д: Да, папа, но <> может стоять на полке где
угодно. И знаешь что еще, папа? Я ненавижу, ненавижу, когда мои
книги перемешиваются с твоими книгами и книгами мамы.

О: Да, я это знаю... (Пауза.)

Д: Папа, ты не закончил. Почему мои вещи приходят в состояние,
которое я называю неаккуратным?

О: Но я закончил. Просто потому, что есть больше состояний,
которые ты называешь <>, чем состояний, которые ты
называешь <>.

Д: Но это не причина...

О: Нет, это и есть причина. Реальная, единственная и очень
важная причина.

Д: Папа! Прекрати.

О: Я не обманываю. Это и есть причина, и вся наука тесно связана
с этой причиной. Возьмем другой пример. Если я насыплю в эту чашку
немного песка, а сверху насыплю сахара и помешаю ложкой, то песок
и сахар перемешаются, верно?

Д: Да, папа, но разве честно начинать говорить про
<>, когда мы начали с <>?

О: Хм... дай подумать... Я думаю, да. Потому что мы можем найти
кого-то, кто думает, что аккуратнее, когда весь песок лежит под
сахаром. Если хочешь, это могу быть я.

Д: Хм...

О: Хорошо, возьмем другой пример. Иногда в кино ты видишь, как
множество букв разбросано по всему экрану как попало, некоторые
даже вверх ногами. Затем кто-то трясет стол, буквы начинают
двигаться, и по мере тряски буквы складываются в название...

Д: Да, я это видела: буквы складываются в DONALD.

О: Неважно, во что они складываются. Важно то, что ты видишь,
как что-то трясут и перемешивают, и, вместо того чтобы
перемешаться еще больше, буквы соединяются по порядку, правильно и
составляют нечто, что, как многие люди согласятся, имеет смысл.

Д: Да, папа, но знаешь...

О: Нет, я не знаю. Я пытаюсь сказать, что в реальном мире такого
никогда не бывает. Только в кино.

Д: Но папа...

О: Я тебе говорю, что только в кино ты можешь трясти вещи и в
них становится больше порядка и смысла, чем было раньше.

Д: Но папа...

О: Подожди, дай мне закончить. И чтобы в кино это выглядело
таким образом, они делают это в обратную сторону. Они складывают
буквы по порядку, чтобы читалось DONALD, затем запускают камеру и
начинают трясти стол.

Д: Ох, папа, я это знаю, и я так хотела сказать это тебе. -
Потом, когда они пускают фильм, они пускают его назад, и все
выглядит, как будто все шло вперед. Но на самом деле тряска идет
назад. И они должны снимать это вверх ногами. Почему, папа?

О: О, Боже.

Д: Почему они должны закреплять камеру вверх ногами. папа?

О: Нет, сейчас я не буду отвечать на этот вопрос, потому что мы
еще не ответили на вопрос про беспорядок.

Д: Ну ладно, но не забудь, папа, что тебе нужно ответить на
вопрос о камере. Не забудь! Ведь ты не забудешь? Потому что я могу
забыть. Пожалуйста, папа.

О: Хорошо, но в другой раз. На чем мы остановились? Да, что вещи
никогда не идут назад. И я пытался объяснить тебе, что можно
выяснить причину, по которой вещи случаются определенным способом,
если можно показать, что этот способ осуществляется большим
количеством способов, чем другой способ.

Д: Папа, не начинай говорить чепуху.

О: Я не говорю чепуху. Давай начнем с начала. Есть только один
способ сложить DONALD. Согласна?

Д: Да.

О: Хорошо. И есть миллионы и миллионы и миллионы способов
разбросать по столу шесть букв. Согласна?

Д: Да, думаю, да. И некоторые могут быть вверх ногами?

О: Да, именно такая мешанина, как это было в фильме. Могут быть
миллионы и миллионы и миллионы таких мешанин, верно? И только один
DONALD.

Д: Хорошо, да. Но папа, те же буквы могут сложиться в OLD DAN.

О: Не имеет значения. Киношникам не нужен OLD DAN. Им нужен
только DONALD.

Д: Почему не нужен?

О: К черту киношников.

Д: Но ты первый про них заговорил.

О: Да, но только для того, чтобы объяснить тебе, почему вещи
происходят таким способом, который может осуществиться наибольшим
числом способов. А теперь тебе пора в постель.

 

Выпуск 13

Содержание:

  • Дипак Чопра "С ЧЕГО НАЧАТЬ?"
  • Аркадий Арканов "ДЕВОЧКА ВЫЗДОРОВЕЛА" (продолжение)

Дипак Чопра "С ЧЕГО НАЧАТЬ?"

С того момента, когда ваш ребенок появляется на свет, вы - его
учитель духа.

Если вы создаете атмосферу доверия, открытости, не-суждения и
приятия, эти качества ваш ребенок усваивает как качества духа.

Роль родителей в совершенном мире можно было бы выразить одной
короткой фразой:Показывать только любовь, быть только любовью.

Но в мире, где нам приходится справляться со всем, что в нем есть,
дети постоянно сталкиваются с поведением, лишенным любви, - в
основном, вне дома, но иногда и внутри. Вместо того чтобы
беспокоиться о том, достаточно ли в вас любви, чтобы вы могли быть
духовным учителем, постарайтесь посмотреть на духовность как на
искусство жизни, потому что именно этим она и является.

Я уверен, что именно это искусство вы должны передать своему
ребенку как можно раньше, и он сумеет его понять.


Младенец, 0 - 1 год

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

любовь, нежность, внимание.

К счастью для нашего поколения, в наши дни уже отказались
отложного представления о том, что детей нужно воспитывать и
приучать к дисциплине с самой колыбели. Младенец - чистое золото в
духовном понимании. Лелея его невинность, мы можем найти обратный
путь к себе самим. Так что на правильном пути те родители, которые
являются учениками своего ребенка. Касаясь своего ребенка, беря
его на руки, защищая от всех опасностей, играя с ним и отдавая ему
свое внимание, вы устанавливаете с ним духовную связь. Без этих
"примитивных" реакций со стороны того, что его окружает,
человеческий организм не может пышно расцвести - он будет чахнуть
и терять силы точно так же, как цветок, лишенный солнечного света.


Ребенок, начинающий ходить, 1 - 2 года

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

свобода, поощрение, уважение.

На этом этапе своего развития ребенок впервые приобретает эго.
Здесь слово эго употребляется в самом простом его смысле - как
"я", как признание "я есть". Это опасное время, потому что ребенок
впервые испытывает отделение от своих родителей. Соблазн свободы и
любопытство толкают в одном направлении, но страх и неуверенность
тянут в другом. Не все переживания, связанные с тем, что вы
предоставлены самому себе, приятны. Поэтому именно в это время
родители должны преподнести духовный урок, без которого ни один
ребенок не может по-настоящему превратиться в независимую
индивидуальность: мир безопасен.

Если вы, будучи взрослым человеком, чувствуете себя в
безопасности, это означает, что когда-то, когда вам еще не
исполнилось одного-двух лет, вы не были обусловлены страхом:
вместо этого родители поощряли ваше безграничное развитие, учили
ценить свободу, несмотря на раны, которые ребенок получает время
от времени, сталкиваясь с окружающими его вещами этого мира.
Упасть - совсем не одно и то же, что потерпеть поражение, испытать
боль - совсем не одно и то же, что решить, что мир опасен. Травма
- не что иное, как средство, которое Природа использует для того,
чтобы сказать ребенку, где проходит граница; боль существует для
того, чтобы показать маленькому ребенку, где начинается и
заканчивается "я", чтобы помочь ему избежать потенциальных
опасностей вроде ожога или падения с лестницы.

Когда родители искажают этот естественный процесс обучения, в
результате возникает ощущение психологической боли, что вовсе не
входило в намерения Природы.

Физиологическая боль устанавливает границы, которые вы не можете
пересечь, не испытав глубокого беспокойства о своем состоянии.
Если ребенок связывает получение травм с тем, что он плохой,
слабый, что он не способен справляться с трудностями или что он
окружен опасностями, места для внутреннего духовного роста не
остается. Без ощущения безопасности дух недосягаем: человек всегда
пытается просто чувствовать себя уверенно в этом мире, но эта
уверенность не может быть достигнута, пока он не избавится от
отпечатков, полученных в раннем детстве.


Дошкольники, 2 - 5 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

заслуживающий похвалы, исследующий, одобряемый.

На этой стадии у ребенка развивается чувство самоуважения.
Самоуважение обеспечивает готовность покинуть пределы семьи, чтобы
встретиться с огромным миром. Это период заданий и испытаний. Пока
ребенку не исполнится два-три года, он не несет никакой
ответственности за поставленные перед ним задания - ему достаточно
играть и быть жизнерадостным. В это время единственная духовная
обязанность состоит в том, чтобы давать пищу восторгу, который
испытывает "я" ребенка, когда оно открывается новому
миру.Одновременно с обучением опрятности и умению самостоятельно
держать ложку ребенок начинает осознавать, что "я есть" можно
расширить до "я могу". Когда эго двухлетнего человека это
осознало, его уже ничто не может остановить. Оно думает, что ему
принадлежит весь мир - и, конечно же, все члены его семьи.

"Я" в это время подобно только что включенному генератору силы, и,
что особенно страшно, новорожденное эго пользуется этой силой
самым неорганизованным образом. Крик, визг, увиливание,
использование всесильного слова нет! и вообще попытки управлять
действительностью с помощью одного только своего желания - это как
раз то, что и должно происходить в этом возрасте.

В духовном смысле ценность этого дошкольного возраста состоит в
том, что эта сила - духовная сила, и только искажения ее ведут к
проблемам. Так что вместо того, чтобы сдерживать эти приливы
энергии в своем ребенке, направьте их на такие задачи и испытания,
которые учат приобретению равновесия. При отсутствии равновесия
неудержимое желание дошкольника проявлять свою силу приводит к
огорчениям, ведь то, что он испытывает, это большей частью иллюзия
силы.

Без умолку болтающий двухлетний ребенок - это еще крошечный, легко
уязвимый, несформировавшийся персонаж. В своей любви к детям мы
допускаем иллюзии, потому что мы хотим, чтобы они выросли
сильными, толковыми людьми, готовыми к любому испытанию. Но
подобное чувство самоуважения не сможет развиться у ребенка, если
в этом возрасте останавливать или подавлять у него чувство, что он
обладает силой.


Возраст детского сада - первых классов начальной школы, 5 - 8 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

дарение, умение поделиться, не-суждение, приятие, искренность.

Ключевые слова, которые применимы к первым школьным годам, носят
более социальный оттенок. Конечно, существует много других слов,
потому что, когда ребенок в свои пять лет постигает мир, мозг его
настолько сложен и активен, что он усваивает и проверяет
бесчисленное количество различных понятий.

Кроме того, я вовсе не хочу сказать, что воспитанием умения
поделиться, отдавать то, что у тебя есть, другому и говорить
правду можно пренебрегать в более ранние годы, но критическим
моментом именно этого возраста является то, что в это время
ребенок начинает усваивать абстрактные понятия. Конкретно мыслящий
ум младенца, который не понимал причин вашего поведения, а только
чувствовал, теперь приобретает возможность воспринимать
действительность за пределами "я есть", "я хочу" и "я первый".

То, как мы отдаем, в любом возрасте показывает, насколько мы
сопереживаем потребностям тех, кто нас окружает. Если, отдавая, мы
рассматриваем это как потерю - я вынужден от чего-то отказаться,
чтобы ты мог это иметь, - значит, духовный урок на этой стадии не
был пройден. Отдавание в духовном понимании означает: "Я отдаю
тебе, ничего не теряя, потому что ты - это часть меня". Маленький
ребенок не может полностью охватить эту идею, но он может ее
почувствовать. Дети не просто хотят делиться - они любят
делиться. Они ощущают тепло, которое выделяется при пересечении
границ эго и включении в свой мир другого человека, - нет большего
доказательства близости, и поэтому никакое другое действие не
вызывает такого блаженства.

То же самое можно сказать и о правдивости. Мы лжем для того, чтобы
себя обезопасить, чтобы предотвратить опасность наказания. Страх
наказания подразумевает внутреннее напряжение, и, даже если ложь
действительно защищает от ощущаемой опасности, она очень редко,
если вообще когда-нибудь помогает избавиться от этого внутреннего
напряжения. Это сделать может только правда. Когда маленького
ребенка учат тому, что, если он будет говорить правду, это вызовет
у него приятные чувства, он делает первый шаг к осознанию, что
правда обладает духовной ценностью.Не обязательно прибегать к
наказаниям. Если вы воспитываете у ребенка отношение "говори
правду или у тебя будут неприятности", вы учите духовной фальши.
Ребенок, у которого возникает соблазн солгать, находится под
действием страха. Если до сознания доходит правда, связанная с
этим страхом, разум вполне логично пытается поступить наилучшим
образом, говоря правду.

В любом случае вы заставляете ребенка поступать лучше, чем, как
вам кажется, он есть на самом деле. Научить действовать исходя из
требований других - верный рецепт духовного разрушения.

Ваш ребенок должен чувствовать: "это то, что я сам хочу делать".


Дети старшего возраста, 8 - 1 2 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

независимость суждения, разборчивость, проникновение в сущность.

Многим родителям эта стадия развития детей приносит больше всего
радости, потому что именно к этому времени у детей развивается
личность и независимость. Они начинают думать по-своему, у них
появляются увлечения, симпатии и антипатии, энтузиазм - усиленное
стремление открыть то, что может остаться на всю жизнь, например
любовь к науке или искусству. Применимые к этому возрасту ключевые
духовные понятия полностью соответствуют этой волнующей фазе.

Хотя это звучит и сухо, "разборчивость" - прекрасное качество
души. Это гораздо больше, чем просто отличать хорошее от плохого.
В эти годы нервная система сама способна поддерживать острое
ощущение величайшей глубины и важности будущего. Десятилетний
ребенок способен к мудрости, и, в первую очередь, речь идет о
самом деликатном даре - личном проникновении в сущность вещей.
Ребенок способен видеть своими собственными глазами и судить на
основании того, что он видит: он больше не получает мир из вторых
рук - из рук взрослых.

Поэтому это первый этап, когда любое понятие типа "духовный закон"
может быть усвоено умозрительно. До этого закон представляется
подобным правилу, которому нужно следовать или по меньшей мере
уделять внимание. Вместо того чтобы использовать слово закон,
родители могут воспользоваться словами "как это работает", или
"почему все происходит именно таким образом", или "делай это так,
чтобы ты чувствовал, что это хорошо". Это более конкретный способ
обучения, опирающийся на опыт.

Однако в возрасте десяти лет или около того абстрактные
рассуждения принимают независимый оборот, и настоящим учителем
вместо авторитетной личности теперь становится опыт. Почему так
происходит, - это духовная тайна, ведь опыт присутствовал с самого
рождения, но по какой-то причине мир вдруг заговорил с ребенком: к
нему приходит изнутри глубинное понимание того, почему это
правильно или нет, почему так много значат правда и любовь.


Ранние юношеские годы, 1 2 - 1 5 лет

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

самоосознание, экспериментирование, ответственность.

Детство заканчивается и начинается отрочество, время, которое
принято считать трудным и тяжелым. Детская невинность внезапно
обращается половой зрелостью, и у юного существа появляются
потребности, которые родители больше не могут удовлетворить.
Родители начинают понимать, что пришла пора отпустить своих детей
и поверить, что те способны иметь дело с миром ответственности и
давления, к которому, может быть, сами родители только что
научились приспосабливаться, избавившись от чувства неуверенности.

Решающим теперь является то, что полученные в детстве уроки
начинают приносить плоды - сладкие или горькие. Ребенок, который
отправляется в мир с отпечатками подлинных духовных знаний, будет
отражать гордость и доверие своих родителей. Ребенок, который
движется спотыкаясь, в полном замешательстве, отчаянно
экспериментируя и постоянно испытывая давление со стороны своих
сверстников, скорее всего, отражает скрытую беспорядочность своего
воспитания.

Отрочество - время пресловутой застенчивости, но оно может также
стать временем самоосознания.

Когда кончается детство, экспериментирование совершенно
естественно, но оно не должно быть безрассудным и разрушительным.
Весь вопрос в том, обладает ли ребенок внутренним Я, которое можно
использовать в качестве советчика. Это внутреннее Я - неслышный
голос, который обладает силой выбирать между правильным и
неправильным, исходя из глубокого понимания жизни. Возраст для
этого понимания не имеет значения. Новорожденный младенец обладает
им в той же степени, что и зрелый взрослый человек. Разница
заключается в том, что взрослый человек придерживается поведения,
которое определяется внутренним советчиком, и, если вы научили
своего ребенка прислушиваться к собственному молчанию, вы, не
опасаясь, можете отпускать его в мир уже не как ребенка.

Это очень радостное переживание (хотя временами и заставляющее
нервничать) - наблюдать, как в результате экспериментирования с
множеством выборов, которые предоставляет выросшему ребенку жизнь,
растет его самоосознание.

Аркадий Арканов <> (окончание)

Уважаемые читатели! По вашим многочисленным просьбам для тех, кто
не имеет постоянного доступа к Интернету, мы публикуем окончание
рассказа А. Арканова.


... В восемь пятнадцать учитель вышел из метро. Когда девочка
увидела его, она облегченно вздохнула и только теперь
почувствовала, что не выспалась.

- Доброе утро, сударыня, - почему-то сказал учитель. - Ты меня
ждешь?

- Нет, - ответила девочка. - Я смотрела киноафишу на воскресенье.

На учителе была голубая рубаха.

"Пятница", - подумала девочка.

Она выглядела утомленной и еще более бледной, чем вчера.

- Что сказал доктор? - учитель погладил девочку по голове, но она
вспыхнула и отдернулась, и ему стало неловко.

- Чепуха, - бросила она. - Ничего особенного.

Они уже подходили к школе.

- А что ты выискала в воскресной афише?

- Чаплинские короткометражки. В "Уране", - безразлично ответила
девочка и добавила: - В четырнадцать тридцать.

На четвертом уроке учитель галопом пронесся по сказкам и перешел к
лирике Пушкина. В течение всего этого времени девочка вела
нарочитую переписку с долговязым мальчиком из первого ряда, бросая
на учителя короткие взгляды, от которых ему становилось
неспокойно. Перед самым звонком учитель прервал объяснения, вызвал
долговязого к доске и, придравшись, вкатил ему двойку. Когда он
аккуратно выводил отметку в журнале, он успел из-под очков
взглянув на девочку. Она смотрела на него, изумленно вскинув
брови. Потом еле заметно улыбнулась и положила учебник в свою
синюю джинсовую сумку...

"Не хватало мне только этого, - думал учитель, сидя после пятого
урока в учительской на педсовете, глядя в окно, которое выходило в
парк. Он видел, как девочка шла своей совсем не детской походкой,
слушая семенящего возле нее долговязого двоечника. - Чур! Чур,
дитя..."

Ты, девочка, посиди там, возле кабинета, а мы с мамой
посоветуемся, как с тобой быть, - сказал доктор, вытирая руки
после осмотра.

- Ну что, мамаша, - как бы рассуждая вслух, начал доктор. -
Девочка в пубертатном периоде, который часто характерен
биохимическими и психофизическими сдвигами. От вас требуется
терпимость и терпение... Тактичность, я бы сказал... В девочке
просыпаются чувства, я бы даже сказал, влечения... Отвлекающая
терапия, спорт, железо... Как можно больше железа... А сон мы
восстановим вот этими таблетками... Будете давать их по схеме -
одну, две, три и так далее, пока не восстановится сон. После
первой же спокойной ночи - в обратном порядке -пять, четыре, три и
так далее. - И он начал что-то торопливо записывать в карточке.


... Часов в десять вечера девочка отложила Пушкина, погасила свет
и, легла на спине, не мигая, стала смотреть в потолок, наблюдая за
призрачными движениями причудливых теней, исходивших от росших за
окном деревьев. Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные
желтела, когда в комнате вдруг раздались ледяные звуки челесты и
кто-то осторожно присел на кровать, тронув за плечо.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных