ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Характеристика ОЦ «Санаторий-Юг» и анализ технико-экономических показателей его деятельности
С 1993 года Оздоровительный центр входит в состав ООО «Газпром добыча Астрахань». Здравница расположена на климатическом приморском предгорном курорте влажных субтропиков и занимает территорию площадью 31,38 га, флора лесопарка насчитывает более 1000 растений, в том числе реликтовых. В состав Оздоровительного центра «Санаторий-Юг» входят: -санаторий на 304 койко-места; -пансионат на 150 койко-мест. Основными целями и задачами Оздоровительного центра являются: - обеспечение медицинской реабилитацией, санаторно-курортным лечением, оздоровлением и отдыхом работников Общества, членов их семей, граждан Российской Федерации. - лечение лиц, страдающих хроническими заболеваниями в стадии выздоровления. - обеспечение активного оздоровительного отдыха с целью восстановления работоспособности, сохранения и укрепления здоровья, предотвращения стойкой утраты трудоспособности. - обеспечение надежной, безопасной и эффективной эксплуатации закрепленных за ОЦ «Санаторий – Юг» объектов основных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Восстановление и санаторно-курортное лечение в отчтном 2014 году осуществлялось в соответствии с графиком заездов, бюджетом доходов и расходов. Для того чтобы проанализировать основные технико-экономические показатели деятельности ОЦ «Санаторий –Юг» были получены данные из бухгалтерской отчетности. Для этого от организации получили: бухгалтерский баланс, за последние три года деятельности и отчет о финансовых результатах за последние три года деятельности. На основании этих данных составили таблицу 2.1 основных экономических результатов деятельности ОЦ «Санаторий – Юг». Таблица 2.1 Основные финансовые результаты деятельности ОЦ «Санаторий –Юг» (в тыс. руб)
На основании данных таблицы 2.1 можно видеть, что в 2013 год произошел рост показателей выручка, себестоимость продаж на 28-29% по сравнению с показателями 2012 года. Это отразилось на росте прибыли от продаж на 32,27 % и после выплат всех своих обязательств видим, что в 2013 году произошел рост чистой прибыли на 19,36% по сравнению с 2012 годом. В 2014 году ОЦ «Санаторий-Юг» показатели выручки остались практически в рамках предыдущего года, а вот себестоимость продаж увеличилась на 10% по сравнению с 2012 годом и составила 833508 тыс. рублей. Это сократило валовую прибыль организации за 2014 год и как следствие привело к сокращению прибыли от продаж с 132,27% 2013 года, до 85,79% 2014 года. Однако прибыль от продаж 2014 года выше аналогичных показателей 2012 года и составляют в абсолютном выражении 654666 тыс. рублей. Себестоимость увеличилась, в связи с увеличением продаж, т.к. для производства услуги, необходимо увеличивать используемые ресурсы.
Рисунок 2.1 Показатели деятельности ОЦ «Санаторий –Юг» за 2012-2014 год Динамику основных показателей деятельности представляем в виде графика на рисунка 2.1. На основании рисунка 2.1 и данных таблицы 2.1 видим, что чистая прибыль за 2014 год в абсолютной величине значительно выше показателей 2013 года на 37616 тыс. рублей. Однако по сравнению с 2013 годом темп роста был не таким высоким и составил 6,86% от показателей 2012 года. Проанализируем технико-экономические показатели ОЦ «Санаторий –Юг» за 2012-2014 год, данные отразим в таблице 2.2
Таблица 2.2 Основные технико-экономические показатели за 2012-2014 год (в тыс. руб)
На основании таблицы 2.2 можем сделать вывод о положительной динамике роста валюты баланса на протяжении последних двух лет. Особенно удачным был 2013 год рост составил 123,08% по отношению к показателям 2012 года, в 2014 году валюта баланса составила 3 725 417 тыс. рублей и превысила показатели 2013 года на 118,81%. Т.е можем наблюдать рост абсолютных величин данного показателя, однако можно заметить и то, что динамика роста снизилась по отношению к показателю предыдущего года. Аналогичную картину можем видеть и по показателям оборотных активов, рост абсолютных величин и снижение темпа роста в 2014 году с 290,97% до 160,60%. Запасы организации в 2014 году увеличились по сравнению с показателем 2013 года на 10344 тыс. рублей, т.е. темп роста составил 140,48% по отношению к 2013 году. Собственные средства организации в 2014 году продолжили расти по сравнению с предыдущими годами. Данный показатель имеет положительную динамику в течение последних двух лет. Особенно высокий показатель был в 2013 году - он составлял 134,43% в год по отношению к 2011 году. В 2014 году собственные средства в абсолютной величине составили 3473687 тыс. рублей, что на 120,29% больше чем в предыдущем периоде. Также можем увидеть темп роста заемных средств организации в 2014 году по сравнению с 2013 годом, однако они по прежнему ниже показателей 2012 года и на данный момент составляют 251730 тыс. рублей. Темпы изменения среднегодовых величин можем видеть на рисунке 2.2. Среднегодовая величина собственного капитала в 2014 году в абсолютной величине составила 3180741,5 тыс. рублей, что на 662741 тыс. рублей больше показателя 2013 года. На основании таблицы 2.2 и рисунка 2.3 можем наблюдать, что все среднегодовые показатели имеет положительный темп роста.
Рисунок 2.3 Динамика среднегодовых показателей деятельности организации за 2012-2014 год
Фондоотдача имеет небольшую тенденцию к снижению по отношению к показателям 2013 года и составляет 98,67% относительно показателей 2013года. Прибыль от продаж на рубль основных средств в 2014 году значительно ниже показателя 2013 года. Это вызвано увеличением себестоимости продаж и ростом затрат организации, одним из таких показателей является управленческие расходы, которые в 2014 году увеличились на 132,48% по отношению к 2013 году.
2.2 Современные особенности развития рынка услуг общественного питания
Предприятия общественного питания ЮФО функционируют в специфических условиях, обусловленных территориальными особенностями. Наличие в ЮФО значительного природно-ресурсного потенциала, уникального природно-ландшафтного потенциала и масштабность историко-археологических и культурных памятников создает предпосылки для дальнейшего развития туризма, что положительно сказывается на масштабах общественного питания и соответственно – на увеличении количества предприятий общественного питания. Исходя из масштабов Южного федерального округа, его существенной доли в общероссийском обороте общественного питания, мы считаем, что выводы о тенденциях, проблемах и предпосылках развития рынка услуг сферы общественного питания в Южном федеральном округе правомерно рассматривать применительно к другим территориям. Динамика оборота общественного питания в ЮФО представлена в таблице 2.3, источником является Федеральная служба государственной статистики РФ. Таблица 2.3 Динамика оборота общественного питания в ПФО за 2005 – 2013 гг., в фактических ценах
На основании статистических данных таблицы7, в 2013 году оборот общественного питания в ЮФО составил ~131,5 млрд. руб., что на 1,5млрд.руб.(на 1,1%) больше показателя 2011 года. С 2007 года динамика оборота данной сферы в ЮФО характеризуется ежегодным постоянным ростом по отношению к предыдущему периоду на уровне 10-30% в среднем. С точки зрения количественной характеристики, по состоянию на 01 января 2012 года услуги общественного питания на территории ПФО предоставляли 114,6 тыс. предприятий на 91129 тыс.мест (на 01 января 2011 года насчитывалось 114тыс.предприятий общественного питания, на 86732 тыс. посадочных мест). Структура сети общественного питания представлена в таблице 2.4. Таблица 2.4 Структура и состояние сети общественного питания ПФО на 1 января 2013 года
В условиях кризиса в ПФО, как и в целом по России, наиболее устойчивыми оказались предприятия фаст–фуда. В настоящее время рынок фаст–фуда в регионах ПФО представлен такими компаниями как «Макдоналдс», «Papapotato» (американизированное название, которое в результате проведенного ребрендинга приобрел «Картофельный папа»), «Ростикс», «Блинок», «КебабСити», «Бродвей пицца», «Мир пиццы», сеть летних кафе «Бухара». Практически все предприятия быстрого питания в ПФО применяют современную стратегию масс-маркета, то есть их целью является охват значительного реестра потребителей однородной продукцией фаст-фуда. Сегментация потребителя проводится исключительно по территориальному признаку – по месту расположения предприятия. По мнению аналитиков, в настоящее время на рынке России в целом и в ЮФО в частности активно развивается новое направление Quick&Casual1, занимающее промежуточное положение между предприятиями быстрого питания (Quick Service) и традиционными ресторанами (Casual Dining). Общие черты заведений Quick & Casual с предложенными услугами фаст-фуда проявляются в ограниченном количестве позиций меню, демократичных ценах и быстрой процедуре обслуживания. Что касается отличительных признаков Quick & Casual, то они заключаются в применении полуфабрикатов собственного приготовления, изготовлении своей выпечки (хлеб, булочки, торты, пирожные), регулярном обновлении ассортимента блюд, наличии детского меню, а также оказании дополнительных услуг (бесплатная парковка, пресса, городской телефон, еда на вынос, кейтеринг и пр.)
2.3 Анализ клиентской базы и эффективности функционирования предприятий общественного питания ОЦ «Санаторий –Юг»
Для приема и обеспечения питанием гостей ОЦ «Санаторий-ЮГ» обладает тремя залами: - зал столовой-кафе на территории пансионата. Количество посадочных мест 70; - два зала ресторанного типа на территории санатория, один на 110 посадочных мест, второй на 70 посадочных мест. При анализе качества обслуживания нами выделены следующие проблемы: 1. Низкий уровень качества обслуживания. 2.Высокий уровень цен предприятий питания, учитывая контингент отдыхающих в «Санаторий –Юг». 3.Отсутствие возможности у потребителей производить оплату кредитной карточкой. 4. Отсутствие телекоммуникационной связи, в том числе стационарного телефона, телевизора. Решение перечисленных проблем создаст следующие дополнительные предпосылки для развития рынка услуг предприятий общественного питания: - обеспечение высокого уровня качества продуктов; - наращивание координации взаимодействия производственных связей с поставщиками; - увеличение насыщенности товарного ассортимента на специализированных предприятиях; - оперативное обслуживание предприятиями с низкой загрузкой и широким ассортиментом блюд, не требующих длительного приготовления; - наличие возможности оформления заказа «на вынос»; - рациональное соотношение «цена-качество» изготавливаемых блюд и напитков предприятиями в соответствии с потребительскими предпочтениями; - поддержание на должном уровне чистоты и дизайна обеденных залов; - наличие кондиционера в помещениях. Нами было проведено интервьюирование посетителей ресторанов и столовой ОЦ «Санаторий –Юг», количество обработанных анкет -120. Целями данного социологического опроса являлись: 1. Описание социально-демографического «портрета» посетителей ресторанов. 2. Выявление причин выбора конкретного ресторана. Исследование структуры потребителей на основе демографических факторов выявило следующий сценарий: данные по половозрастной структуре показывают, что значительную долю посетителей ресторанов составляют молодые мужчины и женщины (в возрасте до 45 лет) с высшим образованием, каждый второй – женат или замужем. Социальные характеристики посетителей представлены на рисунке 2.4
Рисунок 2.4 Социальные характеристики посетителей Исследование позволило сделать вывод, что большинство посетителей ресторанов изучаемого сегмента – люди работающие. Чаще всего это специалисты с высшим образованием, каждый пятый посетитель – менеджер высшего звена, а каждый четвертый – служащий (рисунок 2.5) Рисунок 2.5 Занятость и социальный статус респондентов Посетители ресторанов имеют высокий доход: 86% из них может без труда приобретать предметы длительного пользования, 10% способны купить квартиру, дачу, яхту. Каждый второй посетитель ресторанов выбирает ресторан спонтанно. Меню является главным критерием при выборе ресторана для посещения. По результатам опроса нами выявлены приоритеты в предпочтениях при выборе соответствия качества ресторанного обслуживания (рисунок 2.6). На основе результатов анкетного опроса меню является главным фактором, определяющим ресторан, которому будет отдано предпочтение. Месторасположение и цена являются менее значимыми критериями выбора ресторана. Можно предположить, что посетители ресторанов не являются «ценоориентированными». Они заранее знают, какого уровня услуги, и по какой цене могут быть предоставлены в ресторанах высокоценового сегмента, и делают выбор, исходя из своих кулинарных предпочтений. Рисунок 2.6 Чем Вы руководствуетесь при выборе ресторана?
Выполненный комплексный анализ позволил систематизировать основные тенденции рынка услуг общественного питания. Проведенный выше анализ показал, что предприятия ресторанного бизнеса более эффективны в сравнении с другими видами предприятий общественного питания, а расчетным путем подтверждена количественная взаимосвязь эффективности предприятий и качества услуг. Мы полагаем, что в этих условиях целесообразно провести более детальный анализ существующих систем качества ресторанного обслуживания данных предприятий общественного питания. Для анализа системы качества услуг нами были выбраны три объекта организации питания и досуга ОЦ «Санаторий-Юг», которые относятся к стандартным заведениям при санаториях, но стремятся расширить свою аудиторию и составить конкуренцию другим предприятиям пищевой отрасли. Эти заведения имеют классический интерьер и европейскую кухню, а также при организации мероприятий (банкеты, свадьбы и др) высокий средний чек, предназначенный для обеспеченных слоев населения. Как известно, основными факторами конкурентоспособности является сервис, цена, местоположение, кухня, ассортимент. Одним из важнейших компонентов успеха при функционировании системы ресторанного обслуживания клиентов является качество сервиса, т.к. его высокий уровень способствует притоку лояльных клиентов ресторации, формирует благоприятную обстановку, поднимает имидж предприятия общественного питания на должный уровень, что позитивно отражается на финансово-экономических показателях его деятельности. С нашей точки зрения, достаточно надежным и эффективным инструментом повышения качества обслуживания населения является широко используемая в ресторанном бизнесе США и стран Запада программа Mystery Shopping, которая приобрела особую популярность с 2008г., когда в условиях мирового финансово-экономического кризиса необходимо было максимально полно использовать конкурентные преимущества предприятий сферы услуги. Ранее, например, в сфере розничной торговли проблему повышения качества сервиса решали с помощью двух основных инструментов – опроса покупателей и тренинга персонала. Тренинг персонала, безусловно, способен существенно повлиять на качество обслуживания в ресторане. Однако система тренингов не дает гарантии того, что персонал действительно будет использовать полученные знания и навыки при работе с посетителями. Необходим не только мониторинг, но и высокоэффективный контроллинг, который создаст четкую систему использования результатов и контроля, и планирования, и оперативного регулирования, позволяющую принимать эффективные управленческие решения по стимулированию и мотивации персонала. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|