Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Торговые обычаи и обыкновения.




Торговый обычай – это сложившееся в международной торговле единообразное, общепризнанное правило, заключающее в себе ясное и определенное положение по вопросу, которого оно касается. К торговым обычаям относятся также торговые или деловые обыкновения, которые называются узансами.

Термины «обычай» и «обыкновение» практически равнозначны, т.к. не являются нормой права и классифицируются в качестве подразумеваемого договора.

Торговое обыкновение в английской юридической литературе определяется как правило поведения, настолько широко известное в данной сфере деловой жизни, что оно считается входящей составной частью в заключенный между сторонами контракт; если только оно не было исключено ими в прямо выраженной или подразумеваемой форме.

Основным признаком торгового обычая (обыкновения) в американском праве является «постоянность соблюдения».

Во Франции юристы называют следующие признаки обычая: единообразие, постоянность соблюдения, повторяемость, известная продолжительность существования во времени и в пространстве, определенность, допущенная законодателем, непротиворечие добрым нравам и публичному порядку.

Обычай (обыкновение) должен отвечать следующим требованиям:

• иметь характер общего правила (т.е. соблюдаться во всех или в подавляющем большинстве случаев, к которым он применим);

• быть достаточно известным в соответствующей области торговли, определенным по своему содержанию и разумным.

Важным условием применения торгового обычая (обыкновения) является знание его сторонами, совершающими сделку.

Торговые обычаи обычно излагаются: в биржевых правилах, составляемых комитетами бирж; в специальных сборниках торговых палат; в материалах рабочих комиссий Комитета содействия внешней торговле и других организаций, действующих в рамках ООН; в типовых контрактах; в решениях третейских судов по отдельным вопросам.

Структура и содержание внешнеторгового договора купли-продажи.

Все статьи внешнеторгового договора можно разделить на существенные и несущественные.

Существенными принято считать статьи, при невыполнении которых одним из партнеров другая сторона может отказаться от принятия товара, расторгнуть сделку и взыскать понесенные убытки. (предмет договора, качество товара, цену, способ платежа, форму оплаты)

При нарушении несущественных условий другая сторона не имеет права отказаться от принятия товара и расторгнуть сделку, а может только требовать исполнения обязательства и взыскания убытков.

Структура и содержание контракта носят во многом индивидуальный характер и определяются как спецификой предмета сделки, так и степенью близости контрагентов.

Внешнеторговые контракты содержат несколько статей (разделов), располагаемых в определенной логической последовательности. Эти статьи в кратком или более подробном изложении входят во все внешнеторговые контракты.

Примерная структура внешнеторгового контракта:

1.Преамбула и определение сторон.

2. Предмет договора.

3. Сроки поставки товаров.

4. Цена и общая сумма контракта.

5. Условия платежа.

6. Упаковка и маркировка товаров.

7. Сдача-приемка по количеству и качеству.

8. Штрафные санкции и возмещение убытков.

9.Обстоятельства непреодолимой силы. (Форс-мажор)

10. Арбитраж.

В зависимости от объекта сделки контракты могут включать и другие разделы (технические условия, условия испытаний и приемки, требования к технической документации, условия командирования специалистов для осуществления шефмонтажа, обязательства продавцов по техническому обслуживанию и т.д.). Эти разделы могут быть включены в основной текст контрактов или вынесены в приложения, являющиеся его неотъемлемыми частями.

Основные разделы внешнеторгового контракта:

Предмет контракта – это раздел внешнеторгового контракта, в котором обычно определяется вид сделки (купли-продажи, аренды, бартер, передачи "ноу-хау" и т.д.), указывается наименование товара, характеристики, ассортимент. В случае поставки целого ряда различных товаров они перечисляются в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта, о чем делается соответствующая оговорка.

Сроки поставки – это момент, когда продавец обязан передать товар покупателю. В контракте он устанавливается обычно определением календарного дня поставки, определением периода, в течение которого необходимо поставить товар (в течение, не позднее, ежеквартально и т.п.). Срок может также определяться периодом времени, который начинается с момента выполнения одной из сторон оговоренного в контракте действия (например, "после извещения" или "после получения подтверждения и т.п.). В контракте может оговариваться право продавца поставить товар досрочно. В противном случае, она возможна только с согласия покупателя.

Цена и общая стоимость контракта – это раздел внешнеторгового контракта, где устанавливается цена за единицу количества товара и указывается общая сумма контракта.

Цены контрактов выражаются в определенных валютах (валюта цены). Однако для платежа по контракту, может быть выбрана и другая валюта (валюта платежа). Следует иметь в виду, что все расчеты белорусских организаций по внешнеторговым операциям осуществляются в иностранных валютах.

Валютой цены товара теоретически может быть любая свободно-конвертируемая валюта страны-импортера, однако чаще используются доллар США и евро.

На цену контракта влияет выбор базисного условия в соответствии с которым будет осуществляться поставка товара. Базисные условия поставки (Basis terms of delivery) оговаривают основные условия поставки, отвечающие на вопросы:

- кто представляет транспортные средства для поставки товара;

- кто оформляет таможенную очистку на вывоз и ввоз товара;

- кто обеспечивает получение лицензии;

- когда переходит риск случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя;

- когда продавец выполняет свои договорные обязательства по поставке товара.

Современная трактовка базисных условий поставки изложена в международном документе Инкотермс. Инкотермс (ICC official rules for the interpretation of Trade Terms (Incoterms)) – официальные правила ICC по толкованию торговых терминов – международные правила по толкованию наиболее употребительных во внешней торговле торговых терминов (условий поставки). Ныне действующая версия – Инкотермс 2010 – изложена в публикации Международной Торговой Палаты "Официальные правила ICC по толкованию торговых терминов".

Условия платежа – это раздел внешнеторгового контракта, содержащий согласованные сторонами условия платежа, способ и порядок расчетов между ними, а также гарантии выполнения сторонами взаимных платежных обязательств. В договоре устанавливается валюта платежа, срок и способ платежа, форма расчетов, оговорки, направленные на уменьшение или устранение валютного риска.

При определении условий платежей зачастую руководствуются публикацией Международной торговой палаты "Унифицированные правила по инкассо", "Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов".

Упаковка и маркировка – это раздел, который включают во внешнеторговый контракт, когда по роду товара упаковка является необходимой. При этом в статье указываются вид и характер упаковки, ее качество, размеры, способы оплаты, а также нанесение маркировки на упаковку каждого места. Определение вида упаковки зависит от особенностей товара.

Маркировка грузов выполняется в соответствии с общепринятыми международными нормами и специальными требованиями покупателей. Нередко упаковка и маркировка товаров, особенно потребительских, используется как эффектное средство рекламы.

Сдача-приемка по количеству и качеству – оговариваться целый ряд условий сдачи-приемки:

Вид сдачи-приемки. Она может быть предварительной или окончательной;

Место сдачи-приемки. Обычно точно определяется в контракте (предприятие, склад, порт, станция);

Срок сдачи-приемки. Сроки приемки по качеству и количеству обычно не совпадают. Проверку количества покупатель должен произвести немедленно по получении товара, качество проверяется в течение более длительного срока;

Проверка количества. Покупатель не обязан принимать товар в большем или меньшем количестве по сравнению с условиями контракта;

Приемка по качеству – осуществляется либо на основе документа, подтверждающего соответствие поставленного товара условиям контракта, либо путем проведения анализа, сличения с образцами, осмотра и т.п.;

Метод сдачи-приемки. Обычно применяется либо выборочный метод, либо метод проверки всего количества товара.

В контракте обязательно указывается, кем производится сдача-приемка: обеими сторонами или их представителями, указанной компетентной организацией, незаинтересованной контролирующей организацией.

Штрафные санкции и возмещение убытков – это раздел внешнеторгового контракта, предусматривающий материальную ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Такая материальная ответственность может быть предусмотрена в форме как уплаты штрафа, так и возмещения убытков.

Штрафные санкции обычно устанавливаются к продавцам за нарушение сроков поставок товаров, неизвещение об отгрузках товаров, некомплектные поставки, задержки в предоставлении технической документации, поставку некачественных товаров. Покупатель обычно штрафуется за нарушение платежных обязательств.

Форс-мажор – это оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы, которая разрешает переносить срок исполнения обязательств, либо вообще освобождает стороны от них в случае воздействия обстоятельств, не зависящих от воли сторон (война, блокада, валютные и иные ограничения правительства, пожар, наводнение, стихийные бедствия). Обычно продавец старается указать в контракте как можно больше конкретных форс-мажорных обстоятельств. В противном случае ситуация может быть истолкована в соответствии с торговыми обычаями.

Арбитраж – это заключительный раздел контракта, который устанавливает порядок рассмотрения споров. Обычно он предусматривает такую процедуру: все споры и разногласия, которые могут возникнуть из контракта или в связи с ним, должны разрешаться дружеским путем.

В случае невозможности урегулирования их дружеским путем, спорные дела, при исключении подсудности их споров в государственных и коммерческих судах, разрешаются арбитражем с местонахождением в Стокгольме (Швеция).

Используемые источники по теме лекции:

 

1. Указ Президента Республики Беларусь № 178 от 27 марта 2008 г. О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций. Режим доступа: http://president.gov.by/press55705.html

2. Венская Конвенция ООН «О договорах международной купли-продажи», - 1980.

3. Громова Н.М. Внешнеторговый контракт = Contracts in Foreign Trade: Уч. пос. 2-е изд.,испр. – М.:Инфра, 2008.

4. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие. – М., 2006.

5. Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. – М., 2001.

6. Родыгина Н.Ю. Организация и техника внешнеторговых операций: Уч. пос. – М: Высшая школа, 2008.

7. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. Учебник для Вузов/ Под ред. Стровского Л.Е. – М., 2010.

8. Соркин С.Л. Внешнеэкономическая деятельность предприятия - Мн., 2006.

9. Инкотермс-2010. Правила ICC по использованию национальных и международных торговых терминов. Дата вступления в силу 1 января 2011 года. Публикация ICC № 715. – М., 2010

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных