Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТРАНЫ С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА.




8. ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ.
ТЕОРИЯ АБСОЛЮТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ (А.СМИТ) – принцип, в соответствии с кот. одни страны могут производить некоторые товары более эффективно. Закон абс. преимуществ: выигрывают от экспорта товаров, в про-ве кот. у них есть абсолютное преимущество и от импорта товаров, в про-ве кот.у них нет абсолютного преимущества. Абсолютное преимущество: наличие в стране такого товара, которого на ед. затрат труда она может производить больше, чем другие страны (производительность ΔQ/ΔL больше); наличие в стране такого товара, на про-во единицы которого затрачивается меньше фактора труда, чем в других странах (трудоемкость ΔLХ/ΔQ меньше)

9. ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ.
ТЕОРИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ (Д.РИКАРДО
) –любая страна может извлечь выгоду из внешней торговли, если она специализируется на про-ве и экспорте товаров, кот. может произвести с относительно-низкими издержками. Закон сравн. преимуществ: страны выигрывают от экспорта товаров, в про-ве кот. у них есть сравнительное преимущество и от импорта товаров, в про-ве кот. у них его нет. Сравнительное преимущество наличие такого товара в стране, про-во которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем про-во остальных. Новые предположения: 2 фактора про-ва – труд (L) и капитал (К), страны по-разному наделены факторами про-ва, возрастающие издержки => выпуклая кривая произв. возможностей, одинаковые технологии в обеих странах.

10. ТЕОРИЯ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. ПАРАДОКС ЛЕОНТЬЕВА.
В 30-е годы XX в. произошли большие изменения в системе междунар. разделения труда и междунар.торговли. Заметно снизилась роль естественно-природных различий как фактора междунар. специализации. В экспорте развитых стран начали преобладать промышленные товары. В этот период шведскими экономистами была создана новая модель внешней торговли, кот. назвали моделью Хекшера-Олина. Согласно этой модели в про-се междунар. торговли происходит выравнивание цен факторов про-ва (з/п,ссудный процент,рента). Первоначально цена будет сравнительно низкой на те факторы про-ва, кот. имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, кот.недостает. Специализация той или иной страны на про-ве капиталоемких товаров приводит к переливу в экспортные отрасли, относительно возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и соответственно растет цена. Специализация стран на про-ве трудоемких товаров способствует перемещению значительных трудовых ресурсов в соответствующие отрасли, что ведет к росту з/п. В соответствии с моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, и происходит нивелирование ур.их развития. Это создает условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в МРТ с учетом сравнительных преимуществ, возникающих на новом уровне их развития.
«Мировая экономика, как экономика отдельной страны, может быть представлена как система взаимозависимых процессов», - отметил В. Леонтьев, добавив при этом, что их состояние может быть описано в форме двойной таблицы «затраты - выпуск», характеризующей потоки товаров и услуг, имеющие место между различными отраслями и структурными единицами. На основе парадигмы, что мировая экономика состоит из двух регионов (развитые и развивающиеся), а также разделения в экономике каждого региона на три производ. сектора (добывающие отрасли, производящие сырье; поставляющие обычные товары и услуги; отрасли, перерабатывающие загрязняющие вещества), а также исходя из проделанного анализа по 28 группам стран и 45 производственным секторам для каждой группы, Леонтьев дал общую характеристику всемирному хозяйству по принципу «затраты - выпуск». Эта хар. описывает межсекторные потоки товаров и услуг в экономике развитых и развивающихся стран. Расчеты по предложенному Леонтьевым методу в советской науке стали наз. Экон.-математ. моделями межотраслевого баланса, кот. базируется на принципах эконом. равновесия. На основе межрегионального анализа модели «затраты - выпуск» Леонтьев выявил, что вопреки теории Хекшера-Олина в экспорте США преобладали более трудоемкие товары, а в импорте -капиталоемкие. Этот результат стал известен как парадокс Леонтьева. В. Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации факторов про-ва с опред. колич-ом капитала один человеко-год американского труда эквивалентен трем человеко-годам иностранного труда. В. Леонтьев также предположил, что большая производительность труда связана с более высокой квалификацией рабочей силы. Он выявил, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда. В. Леонтьев разбил все виды труда на пять уровней квалификации и вычислил, сколько человеко-лет труда каждой квалификационной группы нужно для производства 1 млн. долларов американского экспорта и «конкурирующего» импорта. Оказалось, что экспортные товары потребовали значительно более квалифицированного труда, чем импортные. Это исследование послужило основой для модели, учитывающей квалификацию рабочей силы.

 


 

11. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ.
Эти теории отн. к группе новейших теорий неоклассической школы. На современной этапе неоклассическая школа сосуществует с неотехнологической, получившей развитие с середины ХХ века на основе НТР.

К неотехнологическим отн. След. теории:· теория технологического разрыва М.Познера (1961 г.);· теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовершенной конкуренции П.Кругмана (1979 г.);· теория жизненного цикла продукта Р.Вернона (1966 г.);· теория внутриотраслевой торговли Б.Баласа (1967 г.);· теория конкурентного преимущества нации М.Портера(1986 г.).

Одним из направлений неотехнологических теорий явл. Т. жизненного цикла продукта. Суть ее в том, что каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные потоки обмена готовыми изделиями между странами.

Другой подход, основанный на стороне производства, используется в теории эффекта масштаба.

Осн. идея этой теории состоит в том, что по мере возрастания масштабов производства себестоимость единиц товара снижается. Это происходит в силу следующих причин:1) роста специализации; 2) неделимости производства; 3) технологической экономии.

Для определения за счет каких структурных сдвигов происходит рост про-ва выделяют вн. и внутр. эф. масштаба.

Вн. Эф. масштаба предполагает, что ув. кол-во фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизмененным. В этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным.
Внутр. Эф. масштаба предполагает, что объем про-ва товаров остается прежним, а кол-во фирм, производящих его сократится. Таким образом, внутр. Эф. масштаба ведет к возникновению несовершенной конкуренции. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба явл. чистая монополия.

Наиболее значительными были исследования М.Портера, кот. удалось в своей теории конкурентных преимуществ нации примирить взгляды классических и неоклассических экономистов со взглядами представителей неотехнологической школы.

Конкурентоспособность страны, по М.Портеру, в международном обмене определяется взаимодействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:1) факторные условия; 2) условия спроса на товары и услуги; 3) стратегия фирм данной страны, их структура и соперничество; 4) характер родственных и поддерживающих отраслей, имеющихся в стране.

В эту систему также включают случайные события и действия правительства, которые могут или усиливать, или ослаблять конкурентные преимущества страны.

Модель технолог. разрыва. Основы этой модели предложены английским экономистом М.Познером. согласно данной концепции, страна (фирма), производя новый продукт, в течение определенного времени обладает так называемой квазимонополией. Не имея конкурентов на мировом рынке, она получает дополнительную прибыль от экспорта новой продукции. Кроме того, технические новшества позволяют стране (фирме) производить товары традиционного экспорта с меньшими издержками. Сверхприбыль страна будет получать до тех пор, пока другие страны не скопируют ее нововведения.

Новые теории торговли:

А) Экономия на масштабе (Р. Джонс, 1968; М. Кемп, 1969). Под экономией на масштабе понимается сокращение средних издержек по мере расширения масштаба про-ва: если пропорциональное увеличение всех применяемых факторов приводит к увеличению объема выпуска в большей степени, чем ув. кол-во применяемых факторов.

Б) Торговля, основанная на дифференциации продукта (П. Кругман, 1979).

Для совр. Про-ва хар-ен, главным образом, выпуск не однородной, а дифференц. продукции. Стране целесообразно ограничиться относительно небольшим кол-ом производимых моделей, импортируя другие варианты аналогичной продукции. Выигрыш потребителя от такой торговли будет выражаться в расширении выбора и более низких ценах в результате экономии на масштабе.

В) Технолог.разрыв и модель жизненного цикла продукта.

Разработана американским экон. М. Познером в 1961 г., предпол., что сущ. часть торговли между разв. странами основыв. на внедрении новых продуктов и тех. процессов. Производители страны, в которой впервые осущ. соответветствующие инновации, на какое-то время становятся монополистами на мировом рынке. В течение этого периода такие производители оказываются в весьма выгодном положении.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных