Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




I.3.1. Организация урока и внимание. Любой урок начинается с определения его целей и задач. Цель организует движение внимания в нужном русле, помогает ученику связать отдельные этапы работы в единое целое, улавливать нить рассказа учителя, пройти путь от уяснения учебной задачи до ее решения. Если ученику ясна логика урока, он легко переходит от одного вида работы к другому, без труда следит за развитием мысли учителя.

К сожалению, цели, декларируемые учителем, и их отображение в сознании учащихся далеко не всегда находятся в необходимом соответствии. Разрешение этого противоречия в педагогической практике осуществляется по-разному: проверка понимания учебной задачи через повторение и пробное исполнение, выделение в общей цели более конкретных подцелей, использование специальных приемов, облегчающих целенаправленное движение внимания, например, различного рода схем. Продумывая цели и план урока, учитель не может быть их рабом. Очень важно своевременно реагировать на неожиданные обстоятельства урока. Непредсказуемые изменения учебной ситуации и уровня внимания учеников обязывают педагога внести изменения в намеченный план, в содержание и методы работы, проявить гибкость педагогического мышления. Если, к примеру, класс не готов к разговору на деликатную нравственнуютему, требующую соответственного душевного настроя, формальное достижение цели урока принесет только вред.

Заметно влияет на состояние внимания темп и режим труда. Выбор оптимального темпа урока—нелегкая задача. Энергичный темп мобилизует сильных учеников и тянет вперед средних, слабым же и медлительным ученикам он непосилен и выключает их из работы. Медленный темп не только беспощадно «съедает» драгоценные минуты урока, но и размагничивает сильных.

За внешне сходной картиной поведения медлительных детей могут скрываться по крайней мере три различные группы явлений: медлительность, как результат несформированности учебных умений; как результат несобранности, постоянных отвлечений и ошибок; как проявление особенностей темперамента. Каждыйслучай, очевидно, требует особого подхода.

Очень важна в деятельности творчески работающих учителей забота о создании прочной основы обучения за счет многократного вариативного закрепления изученного. Когда ученик может идти в ногу со всеми, ему не страшен темп сильного ученика.

Особую сложность для учителя представляет повторение и закрепление изученного: нелегко привлечь внимание к тому,что уже знакомо. В практике обучения ведется постоянный поиск приемов и методов, повышающих эффективность этой ответственной части учебной работы. Существующие методы и приемы повторения и закрепления изученного, которые позволяют повысить интерес к работе, можно свести к трем группам.

1) Введение нового материала и новых учебных задач. В дополнение к изученному учителем или учениками приводятся новые данные, примеры, иллюстрации. Ставятся задачи преобразования изученного материала: вычертить схемы и диаграммы, заполнить контурные карты, составить сравнительные таблицы, сопоставить повторяемое с изученным ранее.

2) Использование приемов и методов, включающих в активную работу максимальное количество учащихся. Старая педагогическая мудрость гласит: нельзя работать с одним учеником, нужно работать со всем классом. Но на практике реализовать это требование непросто. Включить в работу всех удается при фронтальной письменной проверке знаний, при введении элементов программированного обучения с проверкой каждого шага в обучении. Частично решают эту проблему различные варианты так называемого «уплотненного опроса» и фронтальная беседа. Высокая активность достигается при создании соревновательных ситуаций: конкурсов знатоков, олимпиад, турниров. Активизирует учеников, особенно младших и средних классов, введение игровых моментов.

3) Привлечение к оценке и контролю результатов повторения самих учеников. В школе можно наблюдать различные варианты такого подхода. Чаще всего ученики дополняют и уточняют ответы товарищей. Иногда организуется взаимопроверка: ученики проверяют письменные работы товарищей, задают вопросы друг другу. Некоторые учителя привлекают учеников к анализу и оценке ответов товарищей. Ученики порой анализируют ответы своих соучеников настолько тщательно и взыскательно, что учитель вынужден бывает выступить в роли заступника. Иногда практикуется самоанализ и самооценка ответов, что всегда вызывает интерес у учащихся.

I.3.2. Внимание и интерес. Организация внимания и продуктивная работа учащихся на протяжении всего урока взаимообусловлены. Важную роль в создании условий для такой работы играет отбор содержания и методов, соответствующих не только обстоятельствам урока, но и задаче привлечения внимания класса. Внимание и интерес к уроку в немалой степени определяются практической ценностью и личной значимостью изучаемого материала.

Важнейший источник активности ученика в учебном процессе—его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса однозначно означает пробуждение внимания.

Назовем несколько основных факторов, способствующих возникновению интереса.

Во-первых, это оптимальное соотношение известного и неизвестного: много нового—трудно, мало нового—скучно. Необходимость этого отмечал еще К. Д. Ушинский: «Мы внимательны ко всему, что ново для нас, но не настолько ново, чтобы быть совершенно незнакомым и поэтому непонятным. Новое должно дополнять, развивать или противоречить старому—словом, быть интересным». Когда учитель злоупотребляет новизной и занимательностью, внимание притупляется так же, как и при столкновении с уже известным.

Во-вторых, это определенный дефицит информации, восполняемый ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте, когда учитель не «разжевывает» объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое «пространство» для мысли, дает возможность соучастия в познании нового.

В-третьих, безотказное средство пробуждения внимания—это нестандартный вопрос, проблема, загадка. Известно, что работа мысли начинается с вопроса, проблемы. Еще Платон утверждал: начало познания—удивление.

В возникновении интереса и внимания несомненна и роль причин личностного характера: личная заинтересованность в получаемых знаниях, честолюбивые планы, соревнование и соперничество и т. п.

1.3.3. Управление вниманием. В организации успешной работы на уроке многое зависит от умения педагога управлять вниманием учеников. Каждый учитель знает, что не так уж трудно привлечь их внимание, гораздо сложнее его удержать.

Одна из серьезных проблем обучения—достижение однозначного понимания изучаемых фактов всеми учениками класса, адекватное учебной задаче видение наблюдаемых явлений. Этому препятствует различие жизненного опыта школьников, различие их установок и интересов. Заданную избирательность внимания создает вступительное слово учителя, в котором он знакомит учащихся с системой излагаемых фактов, план рассказа, перечень вопросов, на которые позднее должны ответить ученики. Помогает и указание на особенно важные положения, выделения в схемах и таблицах, интерпретация отдельных фактов и событий.

Объем и характер управляющей информации зависит от возраста и уровня подготовки учеников. Младшие школьники, особенно в начале обучения, испытывают трудности в восприятии задания на слух, поэтому учителя иногда практикуют упражнения на развитие слухового внимания (вычерчивание орнамента по клеточкам).

Опыт преподавания и специальные исследования показывают
низкую эффективность неорганизованного восприятия таблиц, моделей, картин. Успех наблюдения зависит от выделения значимых информативных признаков. Человек должен ясно представлять, на что именно он должен обратить особое внимание, по каким признакам можно отличить сходные объекты или судить о каких-то свойствах. Словесное обозначение этих признаков повышает точность восприятия. В одном эксперименте дошкольникам показали коллекцию бабочек и попросили найти в ней бабочку с крыльями, похожими на крылья той, которую им дали. Вначале
дети сравнивали только по цвету. Но после того, как им дали
названия узоров на крыльях—«пятна» и «полоски», даже самые
маленькие из этой группы стали сравнивать бабочек быстро и
точно. Известно также, что опытный учитель, способный выделять
поведенческие признаки каких-то личностных свойств и состояний детей, замечает гораздо больше в их поступках и поведении, чем неподготовленный наблюдатель.

Сохранению заданной избирательности внимания в процессе
работы помогают внешние ориентиры и указатели, особые приемы
выделения значимых элементов. Малыш водит пальцем по строке, слушая чтение товарища. При переписывании или перепечатке текста нередко прикрывают часть страницы. Учитель направляет внимание учеников с помощью указки, движущейся по карте или схеме.

Управление вниманием всегда основывается на знании его
особенностей. Некоторые люди отличаются подвижным вниманием
и легко переходят от одного вида работы к другому. Им доставляет удовольствие работа, наполненная множеством разных дел. Людям инертного типа трудно начать какое-то дело, но нередко так же трудно отключиться от него и перейти к очередному занятию. Одни постоянно погружены в свои мысли и не сразу понимают обращенный к ним вопрос, другие же моментально реагируют на любой пустяк: скрипнул стул, упала ручка, проехала по улице машина.

Указанные слабости внимания при неблагоприятных условиях могут приобрести болезненный характер. Например, малая подвижность может принять форму «вязкости», «липкости» внимания, когда, начав разговор, человек не может его закончить, хотя и понимает необходимость этого. Застревание внимания на каких-то мыслях может принять форму навязчивых идей, «пунктиков». Любой разговор человек будет сводить к излюбленной теме, например своей болезни, невоспитанным соседям и т. п.

При организации и управлении вниманием немало забот доставляет свойство, называемое «рассеянностью». Этот термин обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Учителя часто сталкиваются с детьми, обладающими этим недостатком. Это понятие нередко прилагают к другим дефектам внимания, имеющим иное происхождение. Так называемая «ученая рассеянность»—проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания как следствие болезни или переутомления.

У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре выдыхаются, и внимание ослабевает. Можно указать еще на один вид рассеянности. Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у школьников—мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир, созданный их воображением.

Опытного учителя нередко сравнивают с дирижером. Действительно, непросто организовать совместную деятельность таких разных учеников: один схватывает на лету, другому требуется растолковывать простые истины, кто-то бодр и жизнерадостен, а кто-то хмур и невесел. Чтобы создать общий рабочий настрой, требуется управление вниманием класса, владение искусством корректировки внимания. Умелый педагог знает, как предотвратить намечающийся спад внимания, вернуть отвлекшихся к предмету урока. Например, в одних случаях, чтобы вернуть внимание, достаточно укоризненного взгляда учителя, шепотом сделанного замечания, в других—требуется встать около ученика, пригласить его к учительскому столу и т. п. Но следует признать, что набор подобных педагогических средств, издавна прописанных в школе, недостаточен и нуждается в обновлении и дополнении.

1.3.4. Формирование произвольного внимания. Воспитание внимания создает такие внутренние условия, которые являются гарантией внимательного выполнения любого дела.

Не менее важна в воспитании внимания проблема формирования психологических механизмов внимания. Дети всегда с удовольствием делают то, в чем они преуспевают и за что получают знаки признания. Учебные трудности—нередкий источник неприятных переживаний, появления неприязни к учению. К подобным трудностям, особенно в младших классах, следует отнести дефекты внимания. Не случайно ошибки внимания занимают в письменных работах младших школьников самое заметное место. Ученику недостаточно понимать, почему он должен быть внимательным,—необходимо научить его быть внимательным.

Основные механизмы произвольного внимания закладываются
еще до школы. По данным психологов (М. Н. Аксенова и др.), развитие произвольного внимания в этот период предполагает формирование трех основных умений:

1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций. Задание при этом расчленяется на частные задачи через постепенное увеличение их сложности и объема. При воспитании умения принять словесную инструкцию ребенку необходимо перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого инструкция повторяется вслух и про себя, ребенок показывает, что и как он будет выполнять.

2. Удержание инструкции на протяжении всего занятия. Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктажна отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; оказание помощи товарищам также требует ясного представления задачи.

3. Навыки самоконтроля. В ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно или самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы.

В дидактических играх усложняются правила и их количество. Если в начале года отрабатываются одно-два правила, то в конце— четыре-пять правил.

В школьные годы работа по развитию произвольного внимания продолжается. Формируется способность не только исполнять указания старших, но и выдвигать собственные цели и реализовывать их на практике, управлять своим вниманием. Одна из задач воспитания внимания в школе—это развитие контрольной функции внимании, т. е. способность контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом некоторые психологи (П. Я. Гальперин) видят основное содержание внимания.

Известны исследования условий развития контрольной функции внимания при выполнении письменных работ. К числу приемов и методов, используемых в этих целях, относится словарный диктант с комментированием, примененный впервые И. А. Сикорским для изучения утомления. Эта методика используется и для тренировки внимания. Слово после предъявления комментируется поморфемно и только потом записывается. Для безошибочного выполнения словарного диктанта исследователями предлагается последовательность действий, выполнение которых приводит к желаемому результату (самостоятельный анализ орфоэпического образа слова; прослушивание комментариев; представление орфографии слова в соответствии с комментированием и т. д.).

1.3.5. Воспитание внимательности на уроке. Под воспитанием внимательности обычно понимают формирование таких ценных качеств внимания, как способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание и др.

Воспитанию внимательности способствует внешний контроль, без которого не может обойтись ребенок. Этот контроль дает результат при авторитетности учительского слова, систематичности и постоянстве требований. Систематическая оценка результатов учебной деятельности школьников вырабатывает привычку серьезно относиться к порученному делу, повышает ответственность за работу. Речь идет не о том, чтобы превратить оценку в пугало.

Формирование навыков учебного труда предполагает воспитание тщательности, аккуратности, обязательности и ответственности - качеств, которых, увы, нам так не хватает и которые никоим образом не мешают развитию творческих потенций личности. Облегчает формирование привычки к систематической работе регулярный контроль за учебной деятельностью.

В. Ф. Шаталов ввел в практику учебной работы ежедневную проверку и оценку письменного воспроизведения опорных сигналов, многообразные формы опроса: громкий, тихий, магнитофонный, парный взаимоконтроль, проверку решения задач старшеклассниками и др.

Воспитанию внимательности способствуют специальные упражнения. Ряд приемов для упражнения внимания были предложены К. Д. Ушинским еще в прошлом веке. Они во многом не утратили значение и в наши дни.

1. Маленьким ученикам полезно совершить несколько действий по команде, например, встать, сесть, развернуть книги, свернуть и т. д. Это даст привычку каждую минуту быть внимательным к словам учителя. Этому же способствует частое обращение к учащимся.

2. Учителю сначала следует высказать вопрос, а потом, несколько помедлив, имя того, кто должен отвечать на него. В результате к ответу подготавливается весь класс.

3. Следует поощрять поднятие рук всеми, кто может ответить
на вопрос, заданный даже кому-то одному.

4. При чтении вслух каждая ошибка читающего должна вызывать поднятие рук.

5. В первых учебниках должны быть упражнения на развитие внимания: неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить; ошибки, которые нужно исправить.

6. Следует практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя или товарища.

7. Полезны незначительные взыскания за невнимательность и награда за проявление внимания.

Неплохим средством развития внимания могут служить игры
на развитие внимания.

 

 

Глава 2. ВОСПРИЯТИЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных