Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа психолога по правовому воспитанию подростков




 

К сожалению, с каждым годом наблюдается рост подростков с трудностями в общении и социальной адаптации. Как известно, подростковый период труден как для взрослых, так и для самого подростка. Это возраст, когда происходит внутреннее психологическое отделение ребенка от семьи, формируются личностная независимость от родителей и самооценка, обостряются все скрытые и явные конфликты между членами семьи.

Асоциальные родители или сверстники, сложные обстоятельства жизни подростков, накопленный опыт отклоняющегося поведения, тяжелые условия жизни, перенесенные травмы, жестокость – это особенности, характеризующие детей из семей "группы риска". В частности, они с трудом усваивают навыки продуктивного общения, им сложно гармонично включаться в социальную среду, осваивать новые социальные роли, устанавливать и поддерживать контакт с окружающими. Поэтому у них не сформирована мотивация на получение помощи, в которой они могут объективно нуждаться.

Определить эту объективную необходимость возможно только в доверительном общении специалиста с подростком. К сожалению, доверия к миру взрослых невозможно восполнить, применяя привычные средства социальной помощи: материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство, призыв взять себя в руки.

Чтобы вернуть проблемного подростка к здоровой, полноценной жизни, необходима работа, включающая в себя как специальные методы, так и среду, в которой формируется ответственность за себя и свой образ жизни, позиция взрослого "Я - хозяин своей жизни и ее творец".

Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс социально-психолого-педагогического тренинга, включающего деловые и ролевые игры, дискуссии, психологическую помощь в самообразовании, воспитательно-педагогическое воздействие в индивидуальном общении и в группе сверстников.

По своей сути групповая работа представляет собой психолого-педагогическое сопровождение, направленное на снятие эмоционального напряжения, формирование адекватной самооценки, обретение уверенности в себе, формирование необходимых социальных навыков жизни и социальной компетентности, коррекцию семейных отношений и социальных установок, а также на формирование жизненной перспективы и профилактику бродяжничества. Вполне достаточно, чтобы подросток ощутил свое неблагополучие и понял, что есть способы его преодоления. Все это позволит подростку выжить в любых социальных условиях и стать полноценной личностью.

В ходе совместной работы с подростком психологу необходимо быть в роли "идеального родителя" и тем самым помочь подростку вернуть ему утраченное чувство собственной значимости.

Сложившийся у ребенка образ психолога должен обладать набором устойчивых и стабильных характеристик. Основными характеристиками такого общения являются:

§ общий позитивный настрой взрослого, умение выделить и акцентировать позитивные аспекты в любой проблемной ситуации;

§ заинтересованность в любой информации, исходящей от ребенка, умение выслушать;

§ эмпатия, склонность к сопереживанию и стремление понять наиболее сложные и глубинные чувства ребенка;

§ терпимость к неадекватным реакциям со стороны подростка и проявлению негативизма;

§ ориентация на способности, достижения и личностные ресурсы ребенка вместо фиксации на отклонениях и дефектах.

Как известно, подросток формирует свою "самость", оценивая себя в соответствии с оценками значимых взрослых. В силу этого от психолога требуется, с одной стороны, стать для подростка «значимым Другим», органично включаясь в сферу его интересов, а с другой стороны, посредством заинтересованности и эмпатии дать подростку ощутить, что он в данных отношениях понимаем и значим.

Практические психологи подчеркивают, что актуально в групповой работе с подростками использовать правовые игры, цель которых состоит в формировании элементов правовой культуры, цивилизованного отношения к другим людям, развитии способности соизмерять свои желания с интересами общества. Среди таких игр - правовая игра "Человек или животное?" (по мотивам одноименного произведения Ж. Веркорна)[10].


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джибладзе, Г.Д. Социальные и экономические права: действительно ли они являются правами человека и как их можно защищать? // CIVITAS. – 2003. - № 1. – С. 40 - 46.

2. Казанцева, Т.А. Правовые основы деятельности политического психолога. Программа и методические рекомендации для студентов социально-психологического факультета. – М.: МОСУ, 2000. – 24 с.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002. – 288 с.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА М, 1997. – 778 с.

5. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989. – 20 с.

6. Конституция Российской Федерации. – М.: БУКВИЦА, 1996. – 48

7. Майсак Н.В. Правовые основы деятельности психолога. Учебное пособие. – Астрахань, 2005. – 119 с.

8. Никитин, А.Ф. Право и политика: Учебное пособие для 9 класса общеобразоват. Учреждений. – 4 изд., доп. – М.: Просвещение, 1999. – 191 с.

9. Никитин, А.Ф. Семейное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9 – 11 классы. – М., 2000. – 96 с.

10. Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования / Сост. И.М. Каманов. Выпуск 1. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144 с.

11. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик // Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 1999. – С. 410 – 415.

12. Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. Методы и формы работы / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: РБООИ «Инициатива добрых дел», 2001. – 80 с.

13. Положение «О сертификации специалистов в области индивидуального и семейного психологического консультирования» // Журнал практического психолога. – 1999. - № 7-8. – С. 233 – 241.

14. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, ФРГ, 1986. – Вопросы психологии. – 1990. - № 6. – С. 148 – 153.

15. Рахманова, Е.Н. Образование в области прав человека в России // CIVITAS. – 2003. - № 1. – С. 47 - 51.

16. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Н.К. Асановой. – М., 1997. – 512 с.

17. Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». – М., 2001. – 96 с.

18. Сунгуров, А.Ю. Права человека как инструмент очеловечивания власти // CIVITAS. – 2003. - № 2. – С. 31 - 35.

19. Тетерский, С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М., 2001. – 496 с.

20. Трудовой кодекс РФ. Официальный текст. Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. - М., 2002. – 208 с.

21. Уголовный кодекс РФ. Принят Государственой Думой 24 мая 1996 г. – 12 издание (по состояние на 10 января 2004 г.). – М., 2004. – 192 с.

22. Этический кодекс психолога-консультанта // Журнал практического психолога. – 1999. - № 7-8. – С. 242 – 253.

23. Этические стандарты психологов // Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. – Самара, 2000. – С. 232-245.

24. Этические стандарты психологов // Психодиагностика: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2000. – С. 280 – 286.

25. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания. – Вопросы психологии. – 1990. - № 5. – С. 158 – 163.

 


Словарь терминов

 

Апартеид – обозначение крайней формы расовой дискриминации, выражающейся в раздельном проживании, изолировании коренного населения.

Билль - название ряда законов в Англии и США.

Геноцид – истребление отдельных групп населения, тягчайшее преступление против человечества.

Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, нести ответственность за противоправные действия или бездействие.

Декларация - рекомендация; международный договор, не имеющий обя­зательной силы.

Демократия – форма государственного устройства, основанная на признании народа источником власти, на принципах равенства и свободы; при демократии официально признается власть большинства при соблюдении прав меньшинства, равноправия граждан и верховенства закона.

Дискриминация – преднамеренное ущемление прав и законных интересов одних людей по сравнению с другими.

Диссидент – 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) инакомыслящий человек, не согласный с господствующей идеологией, господствующим мировоззрением, с существующим строем.

Закон - в широком смысле слова - все нор­мативно-правовые акты в целом, все установлен­ные государством общеобязательные правила. В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принятый высшим представительным (зако­нодательным) органом государственной власти либо населением на референдуме и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы со­ставляют основу системы права государства. Ис­торически закон пришел на смену правовому обычаю.

Законность - общий принцип демократиче­ской политической системы. Выражается в един­стве и верховенстве закона, точном, повсеместном и неуклонном исполнении законов и иных право­вых актов органами государства, должностными лицами, общественными организациями и от­дельными гражданами, пресечении правонаруше­ний, неотвратимости правовой ответственности, в гарантированности прав и свобод человека.

Законодательство - форма выражения объективного права; весь комплекс издаваемых правотворческими органами нормативных актов, важнейшими из которых является закон. Разде­ляется, в частности, на отрасли права: трудовое, конституционное, уголовное и др. В узком смысле 3. - это законодательные акты и нормативные решения правительства.

Защита прав человека -деятельность, осуществляемая государственными органами, об­щественными организациями и отдельными ли­цами, имеющая целью охрану прав и свобод чело­века, обеспечение их соблюдения. 3. п. ч. осу­ществляется на национальном и международном уровнях. На национальном уровне (внутри стра­ны) первый рубеж борьбы за свои человеческие права - настойчивая, с опорой на законы, пра­возащитная деятельность в сфере управления, включая соответствующие министерства, Госу­дарственную Думу, Президента РФ, местные орга­ны власти и т. д. (заявления, жалобы, просьбы, протесты и др.). Если эта деятельность не дает результатов, второй рубеж - суды и прокуратура. Последний рубеж внутри страны - неправитель­ственные правозащитные организации. На международном уровне воз­можно обращение в Комитет по правам человека. Это официальный орган Организации Объединен­ных Наций, обязанный принять жалобу от частно­го лица страны, подписавшей Факультативный протокол к Международному пакту о граждан­ских и политических правах (Россия этот прото­кол подписала). Граждане европейских госу­дарств - членов Совета Европы могут обратиться в Европейскую комиссию по правам человека.

Культура - обработка, уход, возделывание; умственное и нравственное образование.

Нарушение неприкосновенности частной жизни -преступление, предусмотренное ст. 137 УК РФ и состоящее в незаконном собира­нии или распространении сведений о частной жиз­ни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично де­монстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния соверше­ны из корыстной или иной личной заинтересован­ности и причинили вред правам и законным инте­ресам граждан.

Нарушение прав человека -действия или бездействие, нарушающие положения о пра­вах и свободах человека на международном или национальном уровнях. Среди Н. п. ч. выделяют основные, вопиющие, касающиеся самих основ бытия человека и человечества, и остальные, тоже нетерпимые, но не столь вопиющие. К первым от­носятся геноцид, апартеид, расизм и шовинизм. К остальным — все те, которые противоречат дру­гим правам человека.

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего -преступле­ние, предусмотренное ст. 156 УК РФ; оно считает­ся имевшим место, если неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего соединено с жестоким обра­щением с несовершеннолетним.

Обязанность - действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.

Пакт - международный договор, имеющий обязательную силу для стран, его подписавших.

Поправки к Конституции - форма дополнений к конституции в виде отдельных новых статей в конце документа.

Права и свободы человека -совокуп­ность норм, характеризующих правовой статус гражданина; неотъемлемая принадлежность че­ловека с момента рождения, основное понятие права. Права — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то де­лать, осуществлять, иметь. Свободы — отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (поведении, де­ятельности), что не запрещает закон. Идеология П.ч. является ядром либерально-демократиче­ского менталитета. В современном виде П. ч. сформулированы и оформлены юридически в ос­новном после второй мировой войны. Основопола­гающие международные документы о правах и свободах человека приняты ООН: Всеобщая дек­ларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Меж­дународный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребен­ка и др. В России основным документом, фикси­рующим П.ч., является Конституция РФ, ее вто­рая глава «Права и свободы человека и граждани­на».

Право человека - это охраняемая, обеспечиваемая госу­дарством, узаконенная возможность что-то делать, осуществ­лять.

Правовая культура - уважение человека к праву, чувство за­конности.

Правовое государство -государство демо­кратического типа, следствие многовекового со­вершенствования гражданско-правовых отноше­ний. Основными признаками П. г. являются: вер­ховенство закона, торжество законности, равная ответственность перед законом всех сверху дони­зу, господство законности как принципа реализа­ции правовой политики; четкое разделение влас­тей на законодательную, исполнительную и судеб­ную (при сильной и независимой судебной власти), отсутствие существенных противоречий между видами власти; гарантированность прав че­ловека; высокая правовая культура населения.

Правовое образование -единство право­вого воспитания и обучения праву. Сущность пра­вового воспитания состоит в формировании право­вых установок1, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью право­вого воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государ­ству как к стабилизирующему общество феноме­ну, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреп­лении законности и правопорядка.

Правозащитник – (см. Уполномоченный по правам человека).

Правовое поведение - социально значимое поведение граждан и должностных лиц, предусмотренное нормами права и влекущее определенные юридические последствия. Правовое поведение может быть правомерным или противоправным (антиобщественным). Государство в нормах права гарантирует, стимулирует и охраняет правомерное правовое поведение, предусматривает профилактические меры, а также наказание противоправного поведения (правонарушений и преступлений).

Правомерное поведение -поведение, не противоречащее, соответствующее нормам права. Оно - основа законности и правопорядка. При этом важна доброкачественность законов, ибо они должны обеспечивать гражданам возможность удовлетворять свои разумные, насущные потреб­ности посредством П. п.

Правонарушение -противоправное поведе­ние, нарушающее правовые нормы и приносящее вред конкретным людям и обществу. По степени общественной опасности П. делятся на следующие группы: гражданские правонарушения (делик­ты); дисциплинарные проступки; административ­ные проступки; преступления (уголовные право­нарушения).

Правоспособность - юридическая категория, характеризующая всеобщую, равную воз­можность граждан обладать правами и обязанностями, которые установлены законом. Она возникает с момента рождения человека и прекращается со смертью; для юридического лица - с момента утверждения (регистрации) его устава или положения, в Российской Федерации - с момента государственной регистрации.

Правосубъектность - это право человека иметь права и выполнять юридические обязанности.

Расизм – обоснование неравенства человеческих рас, преобладания одних рас над другими, решающего влияния расовых различий на историческое развитие народов и стран; форма апартеида; практическое воплощение фашизма.

Свобода человека (в том виде, в котором употребляется в документах о правах человека) - это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности, поведе­нии.

Уполномоченный по правам человека -в Российской Федерации должность, учрежден­ная в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. У. п. ч. назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой. При осу­ществлении своих полномочий он независим и не­подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Такая должность может быть и в субъекте Федерации. У. п. ч. назначается на должность сроком на пять лет. Он обладает не­прикосновенностью в течение всего срока его пол­номочий: не может быть без согласия Государст­венной Думы привлечен к уголовной и админист­ративной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску и т. д. У. п. ч. рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на ее терри­тории иностранных граждан и лиц без гражданст­ва (заявителей). Им рассматриваются жалобы на решения или действия (бездействие) государст­венных органов, органов местного самоуправле­ния, должностных лиц, государственных служа­щих, если ранее заявитель обжаловал эти реше­ния или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с ре­шениями, принятыми по его жалобе. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и ад­рес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалобы, адресованные У.п.ч. лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежит и в течение 24 часов направляются У.п.ч.

Юридическая ответственность -приме­няемая к лицу, совершившему правонарушение, мера государственного принуждения, связанная с нанесением правонарушителю лишений различ­ного характера. Виды Ю.о.: уголовная, мате­риальная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

 

 


[1] «Декларацию прав и свобод человека и гражданина»

[2] Вопросы психологии. – 1990. - № 6. - С. 148 – 153. Перевод с английского А.В. Александровой.

 

[3] Вопросы психологии. – 1990. - № 5. - С. 158 – 163. Перевод с английского А.В. Александровой.

[4] ООП – профессиональная ассоциация, объединяющая всех дипломированных специалистов-психологов Испании, в состав которой в 1988 г. входили 17 тыс. членов – представителей всех областей психологии: практики, преподаватели, исследователи.

[5] Рукавишни­ков А. А., Соколова М. В. Нормы профессио­нальной этики для разработчиков и пользовате­лей психодиагностических методик. Стандарт­ные требования к психологическим тестам. — Ярославль: Дебют, 1991.

 

 

[6] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – Спб.: Питер Ком, 1999. – С. 410 – 415.

[7] Психологическое консультирование и психотерапия: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: ООО "Вопросы психологии", 2004. – С. 3.

[8] Журнал практического психолога. – 1999. - № 7-8. – С. 241.

[9] Санкт-Петербургское психологическое общество. Проект.

 

[10] Организация профилактики социального сиротства детей и подростков в условиях их повседневной жизни. Методы и формы работы / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: РБООИ «Инициатива добрых дел», 2001. – С. 61 – 72.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных