Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности инновационного развития




Результаты анализа свидетельствуют о том, что регионы характеризуются различными исходными условиями для инновационного развития. В зависимости от источника генерации инноваций (развитая промышленность либо научно-образовательный комплекс) все регионы АИРР условно можно разбить на две группы, реализующие свои модели инновационного развития.

Первая модель характеризуется прежде всего высоким потенциалом промышленного комплекса, который генерирует основную часть инноваций. К данной модели можно отнести Татарстан, Мордовию, Пермский край, Липецкую, Самарскую и Ульяновскую области. Эти регионы демонстрируют относительно высокие результаты инновационной деятельности в виде выпуска инновационных товаров, продукции, работ, услуг, как по их доле в объеме ВРП, так и в расчете на одну инновационно активную организацию. Кроме того, они лидируют по эффективности затрат на НИОКР, количеству используемых передовых технологий, экспорту и импорту технологий и услуг технического характера.

Развитый промышленный потенциал обеспечивает регионам с первой моделью инновационного развития ряд конкурентных преимуществ:

– наличие развитой производственной базы;
– большую долю прикладных разработок, отвечающих запросам рынка, что заметно повышает вероятность появления успешного массового инновационного производства, реализации и потребления на рынке;
– более короткий инновационный процесс, минимизацию временного лага от идеи до внедрения;
– существенная часть объектов интеллектуальной собственности принадлежит предприятиям, что способствует более эффективному их использованию.

Однако развитие данной модели сопровождается определенными рисками, связанными, во-первых, с ориентацией преимущественно на догоняющий инновационный путь развития (заимствование технологий); во-вторых, с более низкой мобильностью крупных промышленных предприятий; в-третьих, с высокими инвестиционными рисками инновационной деятельности частных компаний.

Хотя для поддержки инновационной деятельности во всех регионах первой группы используются стандартные инструменты, проводимые меры различаются адресатами получения поддержки, направлениями финансирования (кредитование, обновление оборудования, патентование и т.д.), институтами инфраструктуры инновационной деятельности5.

Особенность Республики Татарстан – широкое распространение организационно-информационных мер, обеспечивающих эффективное взаимодействие субъектов инновационной деятельности. Например, следует особо отметить реализацию программы «Развитие рынка интеллектуальной собственности в Республике Татарстан на 2013–2020 годы»; единый республиканский реестр результатов интеллектуальной деятельности; единую систему государственного учёта НИОКР и хранения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения; конкурс «Лучшие изобретения года, 50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан».

Не менее значима развитость сети институтов инновационной инфраструктуры, через которые реализуется существенная часть мер поддержки.

Из экономических видов господдержки наиболее важной и уникальной (в рамках АИРР) является госзаказ на инновационную продукцию (установлена квота не менее 10% от общего объема госзакупок). Эта мера обеспечивает спрос на инновационную продукцию и дает определенные гарантии инновационному производству.

Налоговая поддержка в регионе используется меньше в сравнении с другими членами АИРР. Льготы представлены только двумя видами: по налогу на прибыль организаций установлена минимально возможная ставка (13,5%), критерий – доля дохода от НИОКР (не менее 70% в общем объеме дохода); налог на имущество с коэффициентом 0,1% установлен для технопарков и инновационно-технологических центров, 1,1% – организаций НИОКР. Субсидии предоставляются отдельно начинающим и действующим инновационным компаниям, первым поддержка оказывается на организацию инновационной деятельности (более широкий спектр мер поддержки), вторым – на развитие инновационной деятельности.

Эффективное стимулирование внедрения и использования инноваций, трансфера технологий обеспечивает республике лидерство в АИРР по инновационной активности организаций (1-е место в 2011 г.) и эффективности затрат на научные исследования и разработки (3-е место).

Меры государственной поддержки в Республике Мордовия отличаются активным использованием налоговых льгот. Так, по трем видам налогов установлены минимально возможные ставки: 13,5% – по налогу на прибыль (критерий – отраслевая принадлежность: для предприятий электротехнической и светотехнической промышленности, технопарка в сфере высоких технологий); 0% по налогу на имущество – для организаций, выполняющих разработку и реализацию инновационных проектов и финансируемых из республиканского и местных бюджетов; хозяйственных обществ, производящих научно-техническую продукцию, внедряющих результаты интеллектуальной деятельности, и резидентов технопарка; 5% по упрощенной системе налогообложения (УСН) – для производителей научно-технической продукции (для технопарка) и при внедрении результатов интеллектуальной деятельности.

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства на поддержку инновационной деятельности.

Направленность господдержки на высокотехнологичные производственные предприятия позволяет республике демонстрировать высокие показатели по доле инновационных товаров, работ, услуг в ВРП (2-е место в АИРР), эффективности затрат на НИОКР (2-е место).

Особенностью господдержки Пермского края является применение налоговых льгот преимущественно для стимулирования образования и НИОКР. Ставка по налогу на имущество установлена в размере 0% в отношении имущества, используемого для НИР и НИОКР. Ставка по УСН составляет 5% для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере образования. Активно используются субсидирование – предоставление грантов, премий в области науки, стипендий, а также подготовка специалистов в сфере технологического предпринимательства (в соответствии с ведомственной целевой программой «Развитие технологического предпринимательства в Пермском крае на 2012–2014 годы»).

Субсидии предоставляются на возмещение части затрат на НИОКР, а также для реализации научных проектов международными исследовательскими группами ученых на базе государственных вузов и научных организаций Пермского края.

Благодаря развитому промышленному комплексу край демонстрирует относительно высокие показатели выпуска инновационных товаров, работ, услуг (6-е место в АИРР), инновационной активности (3-е место). Однако по данным показателям в 2009–2011 гг. наблюдалась устойчивая отрицательная тенденция. Очевидно, акцент господдержки на сфере образования и науки служит целям балансировки инновационной политики.

Самарскую область отличает широкое распространение налоговой поддержки на НИОКР в области естественных и технических наук и на высокотехнологичную промышленность (традиционно конкурентоспособные отрасли – космическое, авиационное, автомобильное машиностроение). Льготы по налогу на прибыль (13,5%) и имущество (0%) предоставляются организациям, осуществляющим научные исследования и разработки в области естественных и технических наук и производящим летательные аппараты, включая космические; пониженная ставка УСН (10%) действует для предприятий, осуществляющих научные исследования и разработки.

Субсидии предоставляются некоммерческим организациям – на поддержку разработки и реализации инновационных проектов, на софинансирование инновационных проектов в рамках реализации совместных программ с федеральными институтами развития, на поддержку комплексных проектов трансфера технологий; кроме того, субсидируются инновационные и научно-технические проекты, содействующие реализации программы развития НИУ «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва». Также на субсидии могут рассчитывать субъекты малого и среднего предпринимательства, производящие инновационные товары, работы, услуги – в целях возмещения их затрат; резиденты технопарка, инвестирующие в инновации.

Самарская область – бесспорный лидер среди регионов АИРР по доле инновационных товаров, работ, услуг в ВРП, объему инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию, количеству используемых передовых производственных технологий; занимает 2-е место по объемам импорта и экспорта технологий и услуг технологического характера.

Систему господдержки Липецкой области отличает максимальное среди регионов АИРР использование налоговых льгот (в рамках полномочий субъектов РФ). Помимо стимулирования инновационной активности, льготы направлены на развитие ОЭЗ регионального уровня. Так, минимальная ставка (13,5%) по налогу на прибыль установлена для участников ОЭЗ, организаций, инвестирующих в объекты инфраструктуры ОЭЗ, организаций, реализующих инновационные проекты; освобождены от налога на имущество участники ОЭЗ, организации, осуществляющие функции управляющих компаний ОЭЗ, а также участвующие в строительстве объектов инфраструктуры ОЭЗ, организации, реализующие инновационные проекты; транспортный налог в 0% установлен для резидентов и участников ОЭЗ; УСН в размере 5% – для всех субъектов экономической деятельности.

Субсидии на компенсацию части затрат предоставляются отдельно по проектам, включенным и не включенным в реестр Липецкой области. Первым оказывается комплексная поддержка: субсидирование процентов по банковским кредитам, полученным на внедрение инновационных технологий, на повышение энергоэффективности и ресурсо-энергосбережение, создание безотходных, экологически чистых производств; выполнение работ, оказание услуг по НИОКР; обучение специалистов по программам инновационного развития. Вторым субсидируются затраты на регистрацию патентов, лицензий, торговых марок и иной интеллектуальной собственности, а также участие в выставках, конкурсах по инновационной деятельности, изобретательству и рационализаторству, проводимых в регионах РФ и за рубежом.

Среди организационно-информационных мер особо отметим региональный инновационно-технический фонд «Меккано-Липецк», который сотрудничает с российскими предприятиями в сферах внедрения передовых технологий, сертификации продукции по международным стандартам, выхода на внешние рынки, подготовки к работе в условиях вступления России в ВТО.

Липецкая область входит в число лидеров АИРР по объему инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию (2-е место в 2011 г., причем показатель имеет устойчивую динамику роста), а также по эффективности затрат на НИОКР (2-е место). Последний фактор обусловлен, с одной стороны, низкими затратами на исследования, с другой – довольно значительным объемом инновационных товаров. По объему импорта технологий регион находится на 2-м месте в АИРР после Республики Татарстан.

Система мер государственной поддержки в Ульяновской области характеризуется минимальным использованием налоговых льгот. Льгота установлена только по упрощенной системе налогообложения (5%) – для организаций, осуществляющих научные исследования и разработки.

Субсидии предоставляются организациям областной инновационной инфраструктуры, а также субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию части затрат, связанных с осуществлением НИОКР, сертификацией и патентованием.

Регион входит в тройку лидеров АИРР по объемам инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию, при этом отмечается устойчивая тенденция роста данного показателя (в 3,5 раза за 2009–2011гг.). Также положительная динамика в регионе (наряду с Татарстаном) отмечается и по показателю инновационной активности организаций.

Вторая модель инновационного развития реализуется в регионах, обладающих высокоразвитым научно-образовательным комплексом, который генерирует большую часть результатов интеллектуальной деятельности. К данной модели можно отнести Томскую и Новосибирскую области. В структуре инновационно активных организаций в обозначенных регионах большую долю занимают малые инновационные предприятия (МИП) при вузах и НИИ.

Эти регионы отличаются более прогрессивной структурой занятости с точки зрения перехода на инновационный путь развития, относительно высокими показателями изобретательской активности; однако показатели инновационного выпуска, выработки инновационных товаров, работ, услуг на одну инновационно активную организацию, эффективности затрат на НИОКР, использования передовых производственных технологий и международного технологического обмена относительно низкие.

Развитый научно-образовательный комплекс обусловливает наличие ряда конкурентных преимуществ:

– фундаментализм исследований в научно-образовательном комплексе обеспечивает возможность создания прорывных инноваций и, следовательно, опережающего инновационного развития;
– более высокий уровень развития человеческого капитала;
– возможность достижения технологической независимости региона.

Однако данная модель сопровождается рядом существенных ограничивающих факторов и рисков. Во-первых, необходимым ее условием является наличие сети развитых институтов трансфера технологий, содержание и функционирование которых требует больших затрат. Во-вторых, модель характеризуется существенным временным лагом от генерации идеи до её реализации на рынке. В-третьих, риски связаны с невозможностью заранее оценить, насколько результат интеллектуальной деятельности в научно-образовательном комплексе будет востребован на рынке. Кроме того, регионы, не имеющие достаточной промышленной базы для практической реализации идеи, зависят от отечественных и зарубежных покупателей технологий, и, следовательно, внутренней и внешней рыночной конъюнктуры.

В Томской области экономические формы господдержки в виде налоговых льгот предназначены в первую очередь для резидентов ОЭЗ ТВТ: налог на прибыль – 13,5%; налог на имущество и транспортный налог – 0%. Льготная ставка УСН (7,5%) предоставляется организациям, деятельность которых связана с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научными исследованиями и разработками.

Субсидии предоставляются отдельно начинающим (на организацию) и действующим инновационным компаниям (на развитие инновационной деятельности); на возмещение части затрат по реализации комплексных (инновационных) проектов по созданию высокотехнологичных производств; на поддержку инновационной инфраструктуры (офисы коммерциализации разработок, инновационные бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, технологическая платформа «Медицина будущего»). Помимо этого активно используется субсидирование в виде предоставления грантов, премий, стипендий. Широко используются конкурсы («Лучшая инновационная организация»; «Томские инновационные бренды» – в отношении пяти инновационных продуктов ведется работа с привлечением экспертов в сфере маркетинга, брендирования и продвижения).

Развитый научно-образовательный комплекс и значительная доля малых инновационных предприятий при вузах и НИИ обеспечили региону вхождение в тройку лидеров среди членов АИРР по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, показателю инновационной активности организаций, коэффициенту изобретательской активности.

Особенностью мер государственной поддержки в Новосибирской области являются ограниченность предоставления налоговых льгот и их направленность на поддержку образовательных учреждений. Льготный налог на прибыль (16,5%) установлен для товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере производства электро-, электронного и оптического оборудования и участвующих в развитии учебно-материальной базы образовательных учреждений; 13,5% – образовательным учреждениям.

Субсидии предоставляются субъектам инновационной деятельности на подготовку, трансфер и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства, на возмещение затрат, связанных с предоставлением услуг бизнес-инкубаторами; образовательным учреждениям – по подготовке специалистов в сфере инновационной деятельности.

По итогам 2011 г. регион входит в тройку лидеров АИРР по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в экономически активном населении.

Смешанная модель инновационного развития (модель 3-го типа), когда в генерации инноваций одинаково задействованы и научно-образовательный комплекс, и бизнес, характерна для Республики Башкортостан, Красноярского края, Калужской и Иркутской областей.

В смешанной модели проявляются как конкурентные преимущества, так и риски, характерные для 1-й и 2-й моделей инновационного развития. Это дает дополнительную возможность нивелировать риски и усилить преимущества и актуализирует необходимость разработки соответствующей региональной инновационной политики.

В частности, гибкая инновационная политика нужна Иркутской области, которая, занимая 1-е место в АИРР по количеству созданных в 2011 г. передовых технологий и 2-е – по экспорту технологий, по использованию передовых технологий и инновационной активности организаций, находится на последней строчке рейтинга. Напротив, Башкирия, где создается наименьшее в АИРР количество инновационных технологий, занимает 4-е место по инновационной активности предприятий и 2-е – по количеству используемых инноваций.

Особенностью мер государственной поддержки в Республике Башкортостан является использование налоговых льгот для малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность. Так, налог на имущество составляет 0% для субъектов малого предпринимательства, работающих в производственно-технологических центрах, НИИ, предприятий Академии наук РБ, а также научно-исследовательских, конструкторских организаций, опытных и опытно-экспериментальных предприятий, организаций, имеющих статус резидентов индустриальных парков, технопарков; УСН 5% – для субъектов деятельности, связанной с образованием, а также с использованием вычислительной техники и информационных технологий, на научные исследования и разработки.

Субсидии на поддержку инновационной деятельности в Республике Башкортостан предоставляются на развитие инновационной инфраструктуры (Территориальный центр инноваций и Нанотехнологический центр РБ), обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов инновационной деятельности (технопарк и центр трансфера технологий), на реализацию и поддержку кластерных инициатив.

Республика Башкортостан по итогам 2011 г. входит в тройку лидеров среди регионов АИРР по показателю используемых передовых производственных технологий.

Особенностью мер государственной поддержки в Красноярском крае является ограниченность использования налоговых льгот: УСН 10% – для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки.

Субсидии на поддержку инновационной деятельности предоставляются малым инновационным компаниям на возмещение части затрат по реализации инновационных проектов, приобретению оборудования и специальной техники.

Красноярский край по итогам 2012 г. входит в тройку лидеров по соотношению созданных и используемых передовых производственных технологий и по внутренним затратам на научные исследования и разработки.

Систему господдержки инновационной деятельности в Калужской области отличает ограниченность предоставления налоговых льгот инновационным предприятиям: налог на имущество 0% – организациям, осуществляющим научные исследования и разработки (коды 73 ОКВЭД).

Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную деятельность, в том числе в сфере нанотехнологий; организациям, образующим инфраструктуру инновационной деятельности (бизнес-инкубаторам, технопаркам, инновационно-технологическим, образовательным центрам, центрам коллективного пользования и прототипирования, коммерциализации разработок и другим); субъектам инновационной деятельности – в целях оплаты услуг по выполнению обязательных требований стандартов.

Калужская область занимает первое место в АИРР по доле персонала, занятого научными исследованиями и разработками, 3-е место – по количеству созданных передовых производственных технологий и является относительно активным импортером технологий и услуг технического характера (1-е место по итогам 2011 г.).

Особенностью мер государственной поддержки в Иркутской области является широкое распространение налоговой поддержки на НИОКР и развитие информационно-компьютерных технологий. Льготный налог на прибыль (от 13,5% до 16,5%, в зависимости от доли стоимости приобретённого/созданного объекта основных средств в общей стоимости основных средств) предоставляется организациям, ведущим научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; налог на имущество 0% – организациям на разработку программного обеспечения и консультирование в этой области, обработку данных, на деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов, научные исследования и разработки в области естественных и технических наук; льготная ставка по УСН (7,5%) установлена на деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, научные исследования и разработки.

Субсидии на поддержку инновационной деятельности в Иркутской области предоставляются субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности на выполнение НИОКР; подготовку и переподготовку кадров; технологическое переоснащение и подготовку производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции; организацию и проведение конкурсов инновационных проектов, в сфере науки и техники.

Иркутская область по итогам 2011 г. является лидером среди регионов АИРР по количеству созданных передовых производственных технологий, занимает 2-е место по экспорту технологий.

* * *

В целом анализ показал, что существенная дифференциация показателей инновационного развития среди регионов АИРР свидетельствует не о различной эффективности мер региональной поддержки, а о разных исходных условиях инновационного развития и специфике инновационной среды регионов, которые лишь отчасти могут быть скорректированы мерами государственной поддержки.

Обращает на себя внимание невысокое значение соотношения созданных передовых производственных технологий к используемым (1,15% в среднем по регионам АИРР), что свидетельствует о сильной технологической зависимости от импорта, представляющей серьезную угрозу для устойчивого инновационного развития.

Наличие двух основных моделей инновационного развития в рамках АИРР создает возможности для решения данной проблемы путем организации взаимодействия участников Ассоциации на основе модели открытых инноваций. Выделенные преимущества первой и второй модели при таком интеграционном взаимодействии способны нивелировать риски развития двух моделей в рамках АИРР, за счет синергетического эффекта усилить позиции всех регионов-участников и сгладить их существенную дифференциацию в различных аспектах инновационного развития.

Для развития межрегионального взаимодействия в сфере инноваций необходимы единые подходы к формированию региональной нормативно-правовой базы, учитывающей как федеральное законодательство, так и особенности развития каждого региона, что актуализирует необходимость разработки методических рекомендаций, направленных на совершенствование регионального законодательства.

 

 

 

 

1 В АИРР, созданную в 2010 г., входят 12 субъектов Федерации: республики Башкортостан, Татарстан и Мордовия, Красноярский и Пермский края, Иркутская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Самарская, Томская и Ульяновская области.
2 Данные федеральной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/innov8.xls
3 Табличные материалы, представленные в заключениях по анализу нормативно-правовой базы конкретного региона, согласованы с уполномоченным органом соответствующего региона.
4 Методика расчета показателей долей продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВВП и в ВРП субъекта РФ определена приказом Росстата от 21.02.2013г. № 71, однако эти показатели официально не опубликованы, поэтому в статье использовался показатель «доля инновационных товаров, работ, услуг в ВРП, %».
5 Анализ показал, что в большинстве регионов многие меры господдержки носят декларативный характер; в статье рассматривались только те из них, которые реально востребованы хозяйствующими субъектами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных