Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ




КОСТНО – МЫШЕЧНОЙ

СИСТЕМЫ

 

АНАМНЕЗ:

При заболевании костно-мышечной системы дети жалуются на боли в костях, суставах, изменение их конфигурации, ограничение подвижности. При сборе анамнеза следует уточнить: локализацию боли (суставы, трубчатые или плоские кости); симметричность поражения; характер и интенсивность боли

(острая, тупая, ноющая); продолжительность и условия ее проявления (при движении, физической нагрузке, в покое, в зависимости от метеорологических условий); факторы, способствующие уменьшению болей (тепло, покой, применение лекарственных препаратов).

Большое значение для диагностики имеет связь начала заболевания с предшествующими инфекциями, среди которых основное значение имеет ангина, грипп, обострение хронических очагов инфекции. Составить представление о развитии костной системы ребенка помогают сведения, полученные при сборе анамнеза жизни, такие как темпы роста, возраст закрытия родничков, сроки прорезывания зубов.

 

ОСМОТР:

Состояние костной системы оценивают при помощи осмотра, пальпации, перкуссии.

При осмотре головы обращают внимание на форму головы, ее размеры. У грудных детей голова сравнительно большая и имеет округлую форму. При разрастании остеоидной ткани наблюдается выпячивание лобных и теменных бугров. В этом случае голова производит впечатление квадратной. Если выделяются только лобные бугры, то говорят об «олимпийском лобе». Продолговатый, вытянутый вверх череп носит название «башенного». Довольно частыми деформациями затылочной кости является ее уплощение и скошенность.

Патологические формы черепа наблюдаются чаще вследствие перенесенного рахита, при врожденном сифилисе, патологической ломкости костей и др. у новорожденного деформация черепа может быть связана с родовой травмой. Увеличение размеров головы (макроцефалия) может быть связано с водянкой головного мозга. Маленькая голова

(микроцефалия) возникает при преждевременном заращении черепных швов, при гипервитаминозе Д.

Несоответствие сроков прорезывания зубов обычно связано с рахитом. Преждевременное прорезывание зубов или наличие их уже с рождения встречается гораздо реже и не является диагностическим признаком болезни. К аномалиям развития зубов относят появление лишних зубов, врожденное отсутствие, неправильное направление роста. К частым заболеваниям зубов относится кариес, оказывающий существенное влияние на состояние здоровья ребенка.

При осмотре грудной клетки прежде всего необходимо оценить ее форму, симметричность расположения ребер по отношению к грудине и позвоночнику. Следует обратить внимание на ее деформацию, наличие «куриной груди» (грудина выпячивается вперед в виде киля), сердечного горба (выпячивание грудной клетки в области сердца), грудь «Сапожника» или воронкообразной груди (западение грудины).

При осмотре позвоночника обращают внимание на физиологические изгибы, осанку ребенка, возможные патологические искривления позвоночника, которые чаще всего бывают в поясничном отделе (лордоз) – выпячивание вперед, в грудном отделе (кифоз) – выпячивание назад и сколиоз – искривление позвоночника в сторону, чаще в грудном отделе. В случае сколиоза при осмотре ребенка спереди или сзади можно заметить, что одно плечо выше другого и одна рука прилегает к туловищу (при свободно висящих руках) плотнее, чем другая, а также асимметрию расположения треугольников талии (треугольники талии образуются на каждой стороне внутренней линией руки и линией талии). При осмотре конечностей следует обратить внимание на укорочение или относительное удлинение их, Х-образное, О-образное искривление ног. Довольно часто у детей наблюдается плоскостопие. Для определения плоскостопия ребенок должен стать на ровную поверхность – при плоскостопии свод стоп будет касаться этой поверхности. Если снять отпечаток стопы и провести 2 линии6 МН, соединяющую середину пятки со вторым межпальцевым промежутком и МК, соединяющую середину пятки с серединой фаланги 2 пальца, то при нормальной стопе внутренний изгиб контура стоп заходит за линию МН. При небольшом плоскостопии (1-2 степени) внутренний изгиб находится между линиями МН и МК. При тяжелом плоскостопии

(3 степени) внутренний контур стопы не доходит до линии МК.

 

ПАЛЬПАЦИЯ

Пальпация головы у детей раннего возраста позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. Пальпация проводится двумя руками, при этом большие пальцы кладут на лоб, ладони – на височные области. Средними и указательными пальцами обследуются теменные и затылочные кости, роднички, края родничков, которые у здорового ребенка должны быть плотными. Патологическое размягчение затылочной кости

(краниотабес) обычно характерно для рахита. Пальпируя большой родничок у детей первого года жизни, необходимо определить его размер, имеется ли выбухание, западение, пульсация, податливость его краев. Усиление пульсации родничка, а также значительное выпячивание указывают на повышение внутричерепного давления при менингите, гидроцефалии. Западение родничка связано с эксикозом.

При пальпации ребер нередко можно обнаружить утолщение в области перехода костной части ребер в хрящевую (рахитические четки).

При пальпации костей конечностей можно выявить болезненность, деформации, уплотнение костей. Обследование суставов должно проводиться путем осмотра, пальпации и измерения.

При осмотре следует определить форму суставов, наличие деформации, окраску кожи над ними.

Пальпацию следует проводить нежно, определяя при этом температуру, наличие отечности, локализации болевых точек.

Оценка мышечной системы у ребенка производят по силе мышц и мышечному тонусу. Измерить силу мышц у детей старшего возраста можно с помощью динамометра. У детей младшего возраста ее можно определить лишь приблизительно по величине собственного усилия, которое необходимо применить для противодействия какому-либо движению ребенка.

Мышечный тонус определяется пальпацией мышечной ткани и тем сопротивлением, которое возникает при пассивных движениях.

 

АНАТОМО – ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных