Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Презентация, доклад




В соответствии с заранее согласованной последовательностью секретарь ГЭК приглашает к защите выпускника, зачитывая фамилию, имя, отчество выпускника и название темы ВКР.

В докладе необходимо изложить актуальность и обоснованность темы, основное содержание ВКР, отметить оригинальные решения и дать им обоснование. Общеизвестные положения и сведения в докладе излагать не рекомендуется.

При защите ВКР рекомендуется руководствоваться планом или тезисами доклада. С целью оказания помощи студентам в подготовке доклада руководителем может быть организована предварительная защита.

На защите ВКР доклад имеет большое значение. Плохой доклад может свести на нет даже отлично выполненный проект. Доклад может быть просто плохо подготовлен или дипломник слабо владеет темой проекта. Эти "несчастные" случаи здесь не рассматриваются.

Основные причины плохого доклада:

1) дипломник не готов к эмоциональному напряжению, с которым связана защита ВКР. Несмотря на закаленность экзаменационными стрессами, защита проекта для студента более сложная и незнакомая форма испытания;

2) отсутствие опыта публичных выступлений. Студент, как правило, не умеет четко и громко докладывать, свободно и в то же время с достоинством и уважительно к комиссии держаться во время доклада. Это проявляется в неконтролируемых сознанием докладчика, а потому незаметных "для себя" ненужных, а иногда и некрасивых действиях (почесывание, болтание указкой из стороны в сторону, держание руки в кармане, шмыганье носом и т.п.).

Одна из распространенных ошибок, характерная для студентов, – излишняя уверенность в том, что он может сделать доклад без предварительного составления текста и работы над ним. Из-за волнения, которое часто возникает на защите проекта, нужные слова забываются, возникают неприятные паузы в докладе, которые существенно снижают его качество и формируют негативное мнение комиссии о проекте.

Худший вариант, когда доклад читают с листа – "по бумажке". Подготовка доклада приходится на самый напряженный период дипломного проектирования, когда надо привести проект в окончательный порядок, "собрать подписи" и когда, как обычно, не хватает времени. Тем не менее, к подготовке доклада надо отнестись с максимальным вниманием.

Опыт руководства выпускниками позволяет утверждать, что хороший доклад на 80% гарантирует успешную защиту, конечно, при условии, что студент владеет предметом своей ВКР.

Продолжительность доклада приблизительно 7 - 10 минут, комиссия предпочитает короткий и четкий доклад.

Основные части доклада, как правило:

1) вступление (обращение к комиссии);

2) проблема, решаемая в проекте;

3) цель проекта;

4) основная часть;

5) заключение (выводы);

6) окончание доклада.

Вступление (обращение к комиссии) служит для обозначения начала доклада. Обычно оно звучит так: «Уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии». Помимо проявления уважения к комиссии, обращение стимулирует ее членов прервать разговоры, записи и другие мелкие текущие дела, из-за которых дипломник иногда не решается начать доклад, несмотря на предоставленное секретарем комиссии слово. Ему кажется, что комиссия не готова его слушать, и надо дать возможность ее членам завершить свои дела.

Название темы ВКР включать в доклад не следует, ее называет секретарь комиссии.

Проблема, решаемая в проекте, нередко занимает до 50% времени доклада. Экономить на этой части доклада ни в коем случае нельзя. Надо ввести комиссию в курс дела, дать понять, для чего выполнена ВКР. Когда решаемая в ВКР проблема освещена недостаточно ясно и комиссия или отдельные ее члены не понимают, что к чему, это обычно провоцирует дополнительные вопросы. Плохо, если в такой ситуации на вопросы приходится отвечать, что Вы сделали совсем не то, о чем спрашивает комиссия.

Цель ВКР должна быть сформулирована четко, кратко и однозначно и представлена в электронной презентации. Иногда целесообразно перечислить задачи, решаемые в ВКР для достижения поставленной цели.

Основная часть раскрывает содержание проекта. Доклад должен быть построен так, чтобы в нем участвовал каждый слайд графической части проекта, а также дополнительные материалы при их наличии (макеты, фотографии, видеофильм, разработанная компьютерная программа и т.п.). Принимая во внимание непродолжительное время доклада, необходимо коротко, изложить, что сделано в проекте, иллюстрируя это слайдами. Демонстрация слайдов должна проводиться в той же последовательности, в какой на них делаются ссылки в докладе. Следует избегать выражений типа «На данном слайде показан порядок контроля...», «На слайде номер 3 изображена схема работы установки...» и т.п. Лучше, одновременно показывая соответствующий слайд, говорить: «Порядок контроля предусматривает...», «Основная особенность алгоритма состоит в том, что он позволяет...» и т.п.

Совершенно необязательно уделять каждой части проекта или каждому слайду одинаковое время. Бывает необходимо некоторые части проекта доложить более подробно, чем остальные. Умелое построение доклада обычно позволяет предвидеть вопросы, которые будут заданы комиссией.

Заключение – это краткий итог работы. В этой части доклада следует огласить основной результат ВКР или кратко перечислить основные выводы. Если ВКР выполнена по заявке производства, надо доложить о внедрении результатов, подтверждаемом актом или справкой о внедрении.

Окончание доклада должно быть четко обозначено, чтобы комиссии было понятно, что студент готов отвечать на вопросы. Например, можно сказать: «Доклад закончен. Благодарю за внимание» или «У меня все, теперь я готов ответить на Ваши вопросы» и т.п.

Изначальный текст доклада должен составить сам выпускник, а затем доработать его с консультантом, сохранив по возможности оригинальный стиль речи.

Доклад следует выучить наизусть. Как правило, если доклад хорошо выучен, волнение, неизбежное на защите проекта, пропадает буквально после первой фразы доклада, так как студент приступает к хорошо знакомому делу.

Заучивание доклада иногда приводит к тому, что докладчик начинает очень быстро говорить - тараторить. Быстрая речь – это нехорошо. У нормального человека скорость восприятия и осмысления сказанного ограничена, поэтому речь должна быть достаточно размеренной, но не чрезмерно медленной (ленивой).

При докладе необходимо соблюдать следующие правила:

1. Начинать доклад надо после того, как секретарь комиссии объявит тему проекта и предоставит слово защищающемуся.

2. Стоять надо всегда лицом к комиссии. Можно на некоторое время посмотреть на экран, на котором Вы хотите показать материал, навести на него указку, а затем вновь повернуться лицом к комиссии.

3. При показе на слайдах чертежей, схем, таблиц и т.д. ни в коем случае не следует махать лазерной указкой или обводить ею какую-то часть чертежа. Лазерную указку следует четко фиксировать на той части слайда, о которой идет речь, и удерживать ее там до тех пор, пока Вы говорите о ней в докладе.

4. Не следует дублировать в докладе те положения, которые вынесены на слайды. Необходимо построить доклад таким образом, чтобы слайды подтверждали слова доклада или, наоборот, доклад пояснял содержимое слайдов. Например, если на слайде перечислены все задачи ВКР не требуется их зачитывать, достаточно отметить, что: «Цель ВКР достигается решением перечисленных задач». И сделать небольшую паузу, чтобы дать возможность членам ГЭК прочитать содержимое слайда.

5. Нельзя отвлекаться на посторонние раздражители (кто-то заглядывает в дверь или проходит в аудиторию к кому-либо из членов комиссии и т.п.) и прерывать из-за них доклад.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных