Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Попытки решить аграрный вопрос конституционным путем. Лига защиты прав арендаторов




Пережитки докапиталистических отношений в аграрном строе Ирландии, неограниченный произвол крупных землевладельцев и юридическая беззащитность арендаторов мешали как буржуазным элементам деревни и города, так и зажиточным фермерам-арендаторам. Стремясь устранить эти препятствия для «свободного» развития капитализма, некоторые ирландские деятели давно вынашивали планы аграрной реформы. При этом сторонники политики умиротворения видели в аграрных преобразованиях буржуазного толка средство предотвращения революционной вспышки.

В начале августа 1850 г. в Дублине группой ирландских политических деятелей была основана Лига защиты прав арендаторов. Главным ее организатором был Чарлз Гаван Даффи, в прошлом видный деятель радикальной группы «Молодая Ирландия», редактор патриотического органа «Нация», издание которой он возобновил после событий 1848 г. Однако если и ранее Даффи принадлежал к умеренным элементам, не одобрявшим революционные методы борьбы за независимость Ирландии, то теперь он окончательно ограничил задачи ирландского движения частичными преобразованиями англоирландских отношений. Достичь этого Даффи надеялся путем создания в английском парламенте фракции ирландских «независимых депутатов», которая, используя соперничество между правящими партиями, добилась бы проведения соответствующих реформ.

Аграрная программа Лиги отвечала прогрессивным в ирландских условиях буржуазным принципам перестройки аграрных отношений Она сводилась к требованиям, во-первых, запрещения произвольного расторжения арендных договоров лендлордами, увеличения срока аренды (в Ирландии нередко он равнялся всего одному году), выплаты компенсации за мелиоративные работы при аннулировании аренды или отказа продлить ее землевладельцами, во-вторых, установления «справедливой», основанной на определенной стоимостной оценке земли арендной платы, в-третьих, признания за арендатором права передавать аренду путем свободной продажи. Эти требования, получившие известность как программа «три F» — «fixity of tenure» (прочность аренды), «fair rent» (справедливая арендная плата) и «free sale» (свободная продажа или отчуждение в другой форме участков арендаторами), — были поддержаны широкими кругами ирландского крестьянства. За них высказались не только католики-арендаторы, но и протестантские арендаторы Ольстера, имевшие много случаев убедиться в том, что и «ольстерский обычай» далеко не всегда гарантирует мелких фермеров от хищнических посягательств лендлордов.

Либеральная половинчатость руководителей Лиги сказалась прежде всего в применении тех тактических средств, с помощью которых они пытались провести программу в жизнь. Главные усилия были сосредоточены на участии в избирательной кампании. Лига готова была войти в контакт с кандидатами любой политической ориентации, обязывавшимися содействовать проведению аграрной реформы. На этой платформе она пошла на сближение с последышами обанкротившегося правого крыла рипплеров, с лидерами Ассоциации защиты католиков (адвокатом Кьоу, банкиром Садлером) — организации, в целом совершенно чуждой ее целям Последняя была создана клерикальными буржуазно-помещичьими кругами и католическим духовенством, поддерживавшими притязания папы Пия IX назначать по своему усмотрению католических епископов для Британских островов.

На выборах 1852 г. Лига добилась известных успехов. Многие ирландские депутаты были избраны главным образом голосами ее сторонников В парламент прошел и сам Даффи В палате общин свыше 40 ирландских депутатов образовали так называемую независимее оппозицию, не примыкавшую ни к тори, ни к пилитам (отколовшейся от тори группе сторонников уступок промышленной буржуазии), ни к вигам. В декабре 1852 г, присоединившись к противникам торийского министерства Дерби—Дизраели, ирландская оппозиция способствовала его падению. Создалась ситуация, при которой голосами ирландцев можно было опрокинуть любой однопартийный кабинет. Это давало Даффи и его приверженцам надежду на проведение нового аграрного билля об урегулировании отношений между лендлордами и арендаторами.

Однако союз Лиги с ирландскими клерикальными парламентариями оказался непрочным. Правящим кругам Англии удалось нейтрализовать верхушку ирландской фракции («ирландской бригады», как ее продолжали называть). Кьоу, Садлер и другие были подкуплены назначением на второстепенные, но выгодные посты в коалиционном (пилиты и виги) кабинете Абердина «Независимая оппозиция» оказалась расколотой. Аграрный билль, и без того урезанный по сравнению с программой Лиги, подвергался пересмотру в интересах лендлордов на каждой парламентской инстанции, а после ряда проволочек был сдан в архив.

В то же время католические пастыри Ирландии, возглавляемые назначенными папой на высшие духовные должности ультрамонтанами, стали всемерно разжигать распри между католиками и протестантами. Католической иерархии вторили Кьоу, Садлер и другие политические дельцы, прозванные в народе «духовым оркестром римского папы». Главари реакционных протестантских организаций вроде магистра «Ордена оранжистов» отвечали антикатолической истерией. При этом как католические, так и протестантские реакционеры яростно обрушились на Лигу защиты прав арендаторов.

Сторонники Лиги отвечали разоблачениями продажности и предательства лидеров «ирландской бригады» На дополнительных выборах 1853 г. им удалось провалить кандидатуру Садлера. Однако основные цели Лиги не были достигнуты. Отчаявшись добиться хотя бы умеренной аграрной реформы, Даффи в 1855 г. сложил с себя парламентские полномочия и уехал в Австралию. Небольшая группа его сторонников в палате окончательно распалась в 1859 г.

Движение фениев

С конца 50-х годов в национальном движении Ирландии вновь возобладали революционные элементы. Эти сдвиги были обусловлены прежде всего аграрным переворотом и его влиянием на социальную обстановку в стране. Претерпевал изменение социальный состав участников национально-освободительной борьбы. Все более активную роль в ней начинали играть радикальные и демократические слои: мелкобуржуазная интеллигенция (учителя, журналисты, конторские служащие), рабочие, ремесленники и мелкие торговцы городов, а в деревне — батрацкие и полубатрацкие элементы. Именно на эти общественные силы опиралось движение фениев.

Инициаторами его были молодые участники революционных событий 1848 г., принадлежавшие к радикальному крылу Ирландской конфедерации. В противовес некоторым амнистированным деятелям 1848 г. (например, Смиту О'Брайену и др.), которые отреклись от идеи национально-освободительной революции, представители революционной молодежи не оставляли мысли о возобновлении борьбы за освобождение своей родины с оружием в руках. Одним из инициаторов возрождения революционного движения стал сын банковского клерка из Килкенни Джеймс Стефенс. 24-летним юношей он принял участие в восстании 1848 г., был ранен в схватке с солдатами и едва избежал ареста. Распространение слухов о его смерти и инсценировка похорон, устроенная отцом, помогли ему скрыться. Вместе с другим повстанцем, учителем Майклом Дохени, он в течение нескольких месяцев тайно жил в Ирландии, а затем эмигрировал во Францию. В Париже Стефенс сошелся с Джоном О'Махони, революционно настроенным ученым-кельтологом. Оба считали, что причиной поражения восстания 1848 г. являлось отсутствие у ирландцев политической военизированной организации. В создании такой организации по образцу французских, в том числе бланкистских, и итальянских тайных революционных обществ они видели необходимое условие успешной борьбы за независимость.

Дохени и О'Махони вскоре уехали в США с целью наладить революционную работу среди ирландских эмигрантов. Стефенс осенью 1853 г. совершил длительную поездку по Ирландии, подготавливая почву для основания революционной организации и вербуя сторонников. Разработанный им план предусматривал создание военизированной и строго законспирированной системы. Всем руководителям присваивались воинские звания — от сержанта до полковника, старший назначал нижестоящего. Члены организации приносили присягу. Имена их засекречивались: они должны были фигурировать под условной латинской буквой.

Стефенс и его соратники опирались на уцелевшие кое-где после распада Ирландской конфедерации местные клубы. Одним из первых шагов в этом направлении было превращение в 1856 г. литературного клуба в Скиберине (графство Корк в южной провинции Манстер) в тайное общество «Феникс». Название символизировало стремление возродить революционную борьбу.

Во главе его стал один из будущих руководителей фениев — Джеримая О'Донован, прозванный Россой (по названию его родного городка и цвету огненно-рыжих волос). Осенью 1858 г. общество «Феникс» было выдано полиции местным священником, узнавшим о его существовании на исповеди. Последовали аресты и судебный процесс. Один из лидеров был приговорен к десяти годам каторжной тюрьмы. Осужден был и О'Донован, но в результате общественного протеста в 1859 г. освобожден из тюрьмы.

Тем временем в США уже в 1854 г. была основана «Ассоциация памятника Эммету». Под «памятником», согласно предсмертной воле ирландского патриота, подразумевалось завоевание независимости Ирландии. К 1858 г. как в США, так и в самой Ирландии окончательно оформилась организация фениев. Кличка «фении» вела свое происхождение от легенд о воителях древней Ирландии, составлявших дружину героя ирландского эпоса Финна Мак-Кала. В ирландских анналах и памятниках древнего права фениями назывались вольные члены септов и кланов. В документах организации первоначально отсутствовало какое-либо официальное название. Говорилось о «нашем движении», «обществе», «братстве». Только в середине 60-х годов утвердилось наименование Ирландское революционное братство, сокращенно ИРБ. Многие участники движения расшифровывали эти буквы как Ирландское республиканское братство.

Хотя американских и ирландских фениев объединяла общая цель — освобождение Ирландии, в характере и формах их деятельности имелись существенные различия. У ирландской и американской ветвей Фенианского братства было по существу самостоятельное руководство. «Главным центром» американских фениев являлся О'Махони Стефенс признавался американскими фениями «главной исполнительной властью», «верховным организатором ирландской нации» и формально по своему положению ставился выше О'Махони. Но на деле соподчинение отсутствовало. В условиях США деятельность фениев была в значительной мере легальной. Они устраивали публичные собрания и митинги, созывали съезды, обсуждали многие свои дела в печати. Главной задачей они считали содействие освобождению Ирландии путем сбора денежных средств на нужды революционного движения, снабжения его участников оружием, подбора военных кадров. В Ирландии же фении действовали в основном подпольно. Непосредственно готовя восстание, они проводили секретное военное обучение, устраивали тайные военные сборы, нередко под видом присутствия на скачках, футбольных матчах и т.п., приобретали огнестрельное и изготовляли холодное оружие Большое значение придавалось вербовке в организацию военных ирландского происхождения Стефенсу и его соратникам удалось создать секции среди ирландцев, проживавших в Англии и Шотландии. В свою очередь американские фении распространили свою агитацию на ирландских эмигрантов в Канаде.

Структура ирландской организации фениев (окончательно она сложилась в начале 60-х годов) была сугубо конспиративной. Глава ее, Стефенс, был наделен диктаторской властью. Совет при нем состоял из семи «провинциальных центров» (для четырех провинций Ирландии, Северной и Южной Англии и Шотландии). «Провинциальным центрам» подчинялись «окружные центры». Первичной ячейкой являлся кружок из десяти человек. Кружки были связаны между собой только через руководителей. Для борьбы с провокаторами и предателями позднее был учрежден особый Комитет общественной безопасности. Специальные организаторы ведали «фабриками оружия», изготовлявшими по преимуществу пики, и мастерскими взрывчатых веществ

Осенью 1858 г. Стефенс прибыл в США. Его пятимесячная пропагандистская поездка по различным штатам имела значительный успех. Однако Стефенсу не удалось вовлечь в ряды фенианского руководства таких ветеранов освободительной борьбы, как Мигер и Митчел (последний бежал в Америку с тасманийской каторги). Оба революционных деятеля отнеслись с недоверием к заговорщическим планам фениев.

Тем не менее, известную поддержку их движению они оказали. Митчел, находясь впоследствии в Париже, выполнял некоторые их поручения, Мигер возглавил ирландскую бригаду в период Гражданской войны в США, состоявшую почти сплошь из фениев.

Когда в апреле 1861 г. началась эта грандиозная, продолжавшаяся до весны 1865 г. битва прогрессивных сил американского народа против рабовладельческой системы южных штатов, тысячи ирландцев пошли добровольцами в армию Севера. Были сформированы специальные ирландские подразделения. Некоторая часть проживавших на территории юга ирландцев была мобилизована в армию Южной конфедерации или завербовалась в нее, поддавшись демагогической пропаганде южан. Но независимо от того, на чьей стороне им довелось воевать, ирландские участники Гражданской войны стремились использовать приобретенный военный опыт для будущей борьбы за освобождение своей родной Ирландии. Фении надеялись, что дипломатические осложнения между правительством Линкольна и английскими правящими кругами, оказывавшими всяческую поддержку южным мятежникам, перерастут в военный конфликт, и это создаст благоприятные условия для вооруженного выступления в самой Ирландии.

В годы Гражданской войны агитация американских фениев за национальное освобождение Ирландии неустанно продолжалась. По их инициативе была проведена и публичная манифестация в самой Ирландии. Поводом послужила смерть весной 1861 г. в Сан-Франциско участника ирландского восстания 1848 г. Теренса Белью Мак-Мануса. Фении решили перевезти его останки в Ирландию и организовать там торжественные похороны. Гроб с прахом Мак-Мануса в середине сентября с побережья Тихого океана был доставлен в Нью-Йорк, а затем на специально зафрахтованном судне привезен в конце октября в Корк. Здесь, несмотря на противодействие католического духовенства, обрушившегося с церковными проклятиями на участников тайных обществ, он был провезен по всем главным улицам города и отправлен поездом в Дублин. По дороге на всех станциях собирались толпы людей, многие приходили с оружием. 10 ноября 1861 г. состоялись похороны Мак-Мануса на Гласневинском кладбище в Дублине. За гробом шло не менее 5000 фениев.

Стремление придать движению более массовый характер отразилось на съезде американских фениев, созванном в октябре 1863 г. в Чикаго. Съезд открыто объявил целью движения провозглашение независимой Ирландской республики. Был даже утвержден ее государственный флаг. В структуру организации вносились известные демократические элементы. «Главный центр», пользовавшийся ранее неограниченными полномочиями, подлежал теперь избранию съездами. Наряду с ним съезд избрал полноправный Центральный совет. В 1865 г. на съезде в Филадельфии была сделана попытка построить фенианскую организацию по образцу государственного устройства США, но вскоре от этой идеи американские фении отказались.

В 1865 г. в США действовало 613 местных организаций фениев, насчитывавших в целом около 184000 членов. Внутри движения, однако, продолжали жить традиции заговорщических обществ, нашедшие здесь выражение в тяготении к авантюристическим тактическим формам борьбы. О'Махони и его сторонникам, больше других склонявшимся к агитации в массах, противостояли «люди действия», не считавшиеся с обстановкой и требовавшие немедленных военных акций.

В самой Ирландии по-прежнему преобладали заговорщические тенденции, хотя объективное развитие движения нередко побуждало его лидеров искать пути обращения к массам.

Таким образом, к середине 60-х годов фенианство окончательно сложилось как политическое течение. В социальном отношении оно не было однородным, объективно выражая чаяния наиболее радикальных элементов национальной буржуазии, и в первую очередь мелкобуржуазных слоев ирландского города и деревни, а также не отделившегося еще тогда от них ирландского пролетариата.

Фении выступили знаменосцами борьбы за требование, в котором в то время концентрировались интересы всех прогрессивных классов ирландской нации, а именно полного освобождения Ирландии от господства английских землевладельцев и капиталистов. Как мелкобуржуазные революционеры народнического толка, фении не отличались четкостью и выдержанностью идейных позиций. Им в той или иной степени были свойственны национальная ограниченность, политические блуждания, догматизм и узость в выборе тактических средств борьбы. Не все лидеры движения ясно представляли себе будущее политического устройства независимого ирландского государства. Существовал даже проект провозглашения Ирландии монархией во главе с французским маршалом Мак-Магоном в качестве основателя национальной династии. В брошюре «О будущем ирландском государстве» (1863 г.) Стефенс склонялся к введению президентской республики с пожизненным президентом. Однако большинство фениев стояли за перенесение на ирландскую почву более демократичных республиканских учреждений США.

Одним из проявлений национализма фениев было индифферентное отношение к борьбе английского рабочего класса за радикальную парламентскую реформу, от которой не могла не выиграть и Ирландия. Здесь фении отошли от традиции ирландского революционного демократа Митчела, понимавшего значение союза борцов за независимость Ирландии с английскими чартистами. Отсутствовала у фениев и разработанная программа по аграрному вопросу, хотя провозглашенное ими требование ликвидации английского господства объективно открывало путь к революционным преобразованиям в аграрном строе. Весьма затрудняла создание массовой базы движения и заговорщическая тактика руководителей фениев.

И тем не менее, несмотря на все его слабости, движение фениев явилось важной ступенью в развитии национально-освободительной борьбы ирландского народа. Фении вновь, после поражения восстания 1848 г., направили национальное движение в революционное русло, доказав порочность либеральной половинчатости. Своей деятельностью они способствовали также размежеванию с клерикальными элементами. Достижением фениев было создание революционной организации, приспособленной к действиям в нелегальных условиях.

Характеризуя сильные стороны фенианства, Маркс указывал на его связь с социальным протестом ирландского крестьянства против сгона с земли. Именно поэтому движение фениев «пустило корни в народных массах, в низших классах». Маркс отмечал также антиклерикальные тенденции движения фениев, его разрыв с соглашательским парламентаризмом о'коннеловского типа, республиканские устремления, широкую сферу его распространения, охватывающую Ирландию, Америку и Англию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных