Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ирландский народ». Репрессии против фениев




С 28 ноября 1863 г. в Дублине начала выходить газета «Айриш пипл» («Ирландский народ»). Ее издание свидетельствовало о том, что, несмотря на заговорщическую атмосферу, руководители движения почувствовали потребность открытого общения с массами через печать. В США фении располагали рядом органов печати. Налаживание же регулярного выпуска легальной революционной газеты в Ирландии, где английские власти поддерживали полицейский режим, требовало значительно больших усилий и способностей. В редакционный штаб вошли видные лидеры фенианского движения. Главным редактором официально числился Стефенс, но вскоре руководство ее фактически сосредоточилось в руках остальных редакторов — Томаса Кларка Лаби, Джона О'Лири, Чарлза Джозефа Кикема. Административными делами ведал О'Донован Росса. Редакция «Ирландского народа» выполняла не только издательские функции. Она сделалась по существу одним из руководящих центров фениев, организатором их конспиративных совещаний, хранительницей архива, в ее помещении находился даже один из тайных складов оружия.

Статьи, публиковавшиеся в газете, отражали программные и тактические принципы движения фениев. Они показывали, что их требование установления независимой Ирландской республики имело социальную подоплеку. «Ирландский народ» обличал не только политическое, но и социальное угнетение ирландских масс, систему лендлордизма. Сгон арендаторов с земли, подчеркивала газета, является результатом заговора правительства и крупных землевладельцев, грозящего Ирландии национальной катастрофой.

Через многие номера проводилась мысль о завоевании независимости революционным путем как единственном способе избавления ирландского народа от социальных бедствий. У Ирландии «больше нет другого выбора либо искоренение, либо свобода», — говорилось в статье «Сейчас или никогда», напечатанной 12 декабря 1863 г. Позднее газета писала: «Наша прекрасная и плодородная земля превратится в иноземную пастбищную ферму, а остатки нашей нации станут рассеянными по всему миру бродягами и париями, если с английским господством над Ирландией не будет покончено. Революция— вот наша единственная надежда». Никакие реформы, проводимые английским парламентом, никакие аграрные билли не смогут прекратить обезземеление ирландских крестьян и создать условия для развития ирландской промышленности, разоряемой английской конкуренцией, — указывала газета 19 декабря 1863 г. в статье, автором которой был Лаби. Вообще, подчеркивал он, добиваться улучшений для Ирландии при сохранении английского господства — значит ставить телегу впереди лошади. Любой акт, проведенный чужеземным законодательством, неизбежно будет надувательством. Утвердить крестьянскую собственность в Ирландии может только независимый ирландский законодательный орган. Нельзя ждать освободительных актов и от местных капиталистов и лендлордов. «Это — иноземный гарнизон в нашей стране, существование которого служит преградой для ее процветания... Всякая попытка сделать из них ирландских националистов столь же рациональна и практически осуществима, как попытка заставить гиену играть роль комнатной болонки».

В то же время расплывчатый, недифференцированный подход фениев к самому понятию «народ», вера в чудодейственную силу крестьянской парцеллы свидетельствовали о мелкобуржуазной природе их мировоззрения.

На страницах «Ирландского народа» фении вели страстную полемику с представителями ирландского либерального конституционализма, в частности с А.-М.Салливаном, Диллоном, Смитом О'Брайеном, который, кстати, публично раскаялся в своем участии в революции 1848 г. В ответ на обвинения своих оппонентов в приверженности к насилию фении разоблачали методы парламентского лавирования либералов, доказывали несостоятельность этой тактики на примере провала Лиги защиты прав арендаторов.

Разумеется, в ориентации фениев исключительно на вооруженное восстание в известной мере проявился сектантский отказ от использования других средств борьбы за независимость, в том числе парламентской трибуны, а также непонимание того, что выбор тактических средств определяется конкретной ситуацией. Однако в такой момент, когда национальное движение особенно страдало от конституционных иллюзий, от деморализующего влияния соглашательского курса либералов, пропаганда фениями революционного образа действий, их идея национальной революции имели весьма позитивное значение.

Газета «Ирландский народ» опровергала инсинуации в адрес фениев ирландского высшего духовенства, разоблачая его псевдопатриотизм. В то же время фении заявляли о своей верности католической религии. Это религиозное чувство иногда увлекало ирландских революционеров на ложный путь. Некоторые из них, например, осудили гарибальдийцев за то, что их действия угрожали светской власти римского папы. В 1871 г., находясь в США, О'Донован Росса неодобрительно отозвался о парижских коммунарах, главным образом за расстрел — в ответ на зверства версальцев — нескольких заложников, в том числе парижского архиепископа. В целом же фении проявляли солидарность с революционным движением других стран, особенно с борцами за национальную независимость. В 1863 г. «Ирландский народ» горячо приветствовал участников польского восстания.

Революционный тон газеты, ее большой тираж (до 30 тыс. экземпляров) чрезвычайно обеспокоили английские власти. Полицейская акция против нее была подготовлена с помощью провокаторов, одному из которых, учителю Наглу, удалось в качестве служащего проникнуть в издательский аппарат.

В ночь с 15 на 16 сентября 1865 г. полиция ворвалась в помещение редакции, конфисковав все ее имущество. В Дублине, а вслед за тем в Корке были произведены массовые аресты фениев. Лаби, О'Лири, О'Донован Росса оказались за решеткой. Через два месяца в предместье Дублина был арестован Стефенс, а вместе с ним и Кикем. Процесс над лидерами фениев был назначен на конец ноября 1865 г. Но за два дня до предстоящего открытия судебных заседаний Стефенс совершил побег из Ричмондской тюрьмы, среди надзирателей которой фении имели своих сторонников.

Судебная расправа с остальными арестованными фениями не замедлила последовать. Председателем суда, начавшего 2 декабря 1865 г. рассмотрение дела редакторов и сотрудников «Ирландского народа», был бывший лидер «ирландской бригады» Кьоу. В качестве одного из свидетелей выступал предатель Нагл. Несмотря на блестящую защиту, проведенную адвокатом Исааком Баттом, будущим основателем Лиги гомруля, все обвиняемые были осуждены как государственные преступники. Тот же состав суда особо рассматривал дело О'Донована Россы, отказавшегося от адвоката. На суде Росса применил обструкцию, которой позднее ирландские деятели стали широко пользоваться в парламенте. Судьи и присяжные были прямо-таки взбешены поведением обвиняемого, часами невозмутимо зачитывавшего протоколы Чикагского съезда фениев, различные документы, статьи из «Ирландского народа», в том числе те, в которых разоблачались неблаговидные поступки в прошлом председателя суда. Росса устроил настоящий допрос «свидетелю» Наглу, изобличив его как платного агента полиции. Суровость приговоров фениям ошеломила даже английскую публику. О'Донован Росса был приговорен к пожизненному заключению в каторжной тюрьме, Лаби и О'Лири — к 20 годам, Кикем — к 15 годам, остальные — на сроки от 10 до 2 лет тюремного заключения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных