Перечень методического обеспечения.
а) используемые наглядные и методические пособия для ТСО:
1. Кодограммы к темам №№ 1-6.
2. Мультимедийная разработки лекционного материала по темам №№ 1-6.
б) методические пособия:
3. Экономика здравоохранения / Учебное пособие для самостоятельной работы студентов специальности 0406900 – «Сестринское дело» (заочная форма обучения). – Ставрополь: Изд-во СтГМА. – 2007.
4.Типовые ситуационные задачи для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 040600 «Сестринское дело». М.: ГОУ ВУМНЦ ВЗ РФ. – 2004.
5. Аль-Хатиб В., Бабаскина Л.И., Бабаскин Д.В., Васнецова О.А. Маркетинговые исследования в здравоохранении: Учебно-методическое пособие для студентов факультета ВСО дневного, вечернего и заочного отделений (ГРИФ), CD, - Москва, Авт. акад., Товарищество научных изданий МКМ. -2008.
6.Семиглазов В.А. Интернетресурс по маркетингу в здравоохранении.- http://portal.tusur.ru/cesir/?resource=638
Тематика и планы лекций
Наименование темы и перечень вопросов лекции
| Задание на самостоятельную работу
| Тема 1. Отраслевая экономика. Экономика здравоохранения (2 часа).
1. Экономика здравоохранения в структуре современной экономической науки.
2. Здравоохранение как отрасль национального хозяйства
3. Экономические ресурсы здравоохранения.
| 1.а.2., 1.а.5
Медицина в условиях ограниченности ресурсов.
| Тема 2. Организация системы здравоохранения в условиях рыночной экономики (2 часа).
1.Формирование рыночных отношений в здравоохранении. Предпринимательство.
2.Экономическая стратегия медицинских учреждений.
3. Бухгалтерский и управленческий учет в здравоохранении.
| 1.а.2, 1.а.5
Специфика предпринимательства в здравоохранении.
| Тема 3. Финансово-кредитная система Российской Федерации. Банковская система (4 часа).
1. Финансы как экономическая категория.
2. Монетарная политика государства.
3. Денежная и кредитная системы.
4. Банки, их функции.
5.Бюджет государства.
6. Фискальная политика.
| 1.а.2, 1.а.5
Общественный характер финансирования здравоохранения.
| Тема 4. Направления развития отрасли и модели финансирования здравоохранения (4 часа).
1. Направления развития отрасли.
2. Бюджетное финансирование.
3. Внебюджетное финансирования.
4. Развитие системы ОМС в России и Ставропольском крае.
5. Программы добровольного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги.
| 1.а.2, 1.а.5
Бюджетное финансирование здравоохранения.
| Тема 5. Финансовые источники деятельности медицинских организаций (2 часа).
1. Экономика медицинской организации.
2. Экономические ресурсы медицинской организации.
3. Доходы и расходы ЛПУ.
| 1.а.2, 1.а.5
Источники финансирования деятельности ЛПУ
| Наименование темы и перечень вопросов лекции
| Задание на самостоятельную работу
| Тема 6. Методология оценки эффективности в здравоохранении (4 часа).
1.Экономические исследования в здравоохранении.
2.Виды анализа: финансовый, экономический, фармаэкономика.
3.Эффективность использования экономических ресурсов.
4.Основные методы оценки эффективности.
5.Пути повышения эффективности финансовой и хозяйственной деятельности ЛПУ.
| 1.а.1
Оценка эффективности деятельности ЛПУ
| Тема 7. Экономический анализ деятельности ЛПУ (6 часов).
1. Методология экономического анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности.
2. Анализ использования основных средств.
3. Анализ использования материальных ресурсов.
4. Анализ использования труда и заработной платы.
4. Анализ финансового состояния.
5. Комплексная оценка эффективности финансовой и хозяйственной жизни.
| 1.а.1
Оценка эффективности деятельности сестринского персонала.
|
Планы семинарских занятий
Вопросы к обсуждению на семинарских занятиях
| Задание на самостоятельную работу
| Тема: «Отраслевая экономика. Экономика здравоохранения» (2 часа)
| 1.Здравоохранение как система научных знаний.
2 Методы экономических исследований.
3.Здравоохранение как отрасль национального хозяйства.
| 1.а.5.
Ошибочные представления и ограничения в экономике здравоохранения.
| Тема: «Организация системы здравоохранения в условиях рыночной экономики» (4 часа)
| 1.Характеристика рынка медицинских услуг.
2.Предпринимательство в здравоохранении.
3.Платные медицинские услуги.
| 1.а.2.
Взаимосвязь рынка медицинских услуг с фармарынком, рынком медицинского оборудования, рынком труда.
| Вопросы к обсуждению на семинарских занятиях
| Задание на самостоятельную работу
| 1.Экономическая стратегия медицинских учреждений.
2.Бухгалетрский учет и аудит.
3.Управленческий учет и анализ финансово-хозяйственной деятельности ЛПУ.
| 1.а.1, 1.а.2, 1.а.5.
Средства медицинских учреждений и источники их формирования.
| Тема: «Финансово-кредитная система Российской Федерации. Банковская система» (8 часов)
| 1. Финансы как экономическая категория.
2.Монитарная политика государства.
3.Денежная система. Инфляционные процессы.
| 1.а.2.
Финансовая система здравоохранения.
| 1.Кредит, сущность, условия, виды.
2.Кредитная система Российской Федерации.
3.Банковская система. Функции банков.
| 1.а.1, 1.а.2.
Банки как поставщики заемных средств.
| 1.Бюджет государства: сущность, понятия (дефицит, профицит, секвестр и т.д.)
2.Основные источники бюджетных доходов.
3. Основные направления бюджетных расходов.
| 1.а.2.
Бюджет Российской Федерации на текущий год. Бюджет Ставропольского края на текущий год. Расходы на здравоохранение.
| 1.Фискальная политика государства.
2.Модель Артура Лаффера.
3.Налогообложение медицинских учреждений.
| Налоговый Кодекс Российской Федерации.
| Тема: «Направления развития отрасли и модели финансирования здравоохранения» (8 часов)
| 1.Экстенсивное развитие здравоохранения.
2.Интенсивное развитие отрасли.
3.Системы финансирования.
| 1.а.2.
Пути расширения производственных возможностей отечественного здравоохранения.
| 1.Бюджетное финансирование отрасли в рамках государственных программ.
2.Современные направления бюджетного финансирования здравоохранения.
3. Расходы на охрану здоровья в структуре ВВП.
| 1.а.5.
Рекомендации ВОЗ по вопросу централизованного бюджетного финансирования здравоохранения.
| Вопросы к обсуждению на семинарских занятиях
| Задание на самостоятельную работу
| 1.Внебюджетные источники финансирования здравоохранения.
2. Структурная схема системы ОМС в Российской Федерации.
3. Программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
| 1.а.5.
Развитие системы ОМС на Ставрополье.
| 1.Особенности ДМС в Российской Федерации.
3.Программы медицинского страхования.
Контроль за расходами на здравоохранение.
| 1.а.5.
Пути совершенствования финансирования отечественного здравоохранения.
| Тема: «Финансовые источники деятельности медицинских организаций» (8 часов)
| 1. Понятие экономики организации.
2.Экономические ресурсы организации.
3.Значимость финансовых ресурсов организации в условиях рыночной экономики.
| 1.а.1,1.а.2, 1.а.5.
Место и роль отдельных источников финансовых ресурсов в экономике ЛПУ.
| 1.Классификация финансовых источников.
2. Структура источников финансирования ЛПУ и основные направления их использования.
3. Оценка значимости отдельных источников финансовых ресурсов.
| 1.а.1,1.а.2, 1.а.5.
Место и роль отдельных источников финансовых ресурсов в экономике ЛПУ.
| 1. Платная медицинская помощь.
2. Виды платной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
3. Платная медицинская помощь в стационарах.
| 1.а.5.
Сравнительная характеристика особенностей предоставления платных медицинских услуг бюджетными и частными медицинскими организациями.
| 1.Оплата медицинских услуг.
2.Варианты распределения доходов от платной медицинской помощи.
3.Контроль за расходами медицинского учреждения.
| 1.а.5.
Контроллинг в системе менеджмента медицинского учреждения.
| Тема: «Методология оценки эффективности в здравоохранении» (8 часов)
| 1. Экономические исследования в здравоохранении.
2.Виды исследований.
3.Технология экономически исследований.
| 1.а.1, 1.а.5
Финансовый и экономический анализ в экономике медицинского учреждения.
| Вопросы к обсуждению на семинарских занятиях
| Задание на самостоятельную работу
| 1.Эффективность использования ресурсов ЛПУ.
2.Понятие эффекта в экономике здравоохранения. Медицинская, социальная, экономическая эффективность.
3. Качество жизни.
| 1.а.6.
Проблема определения эффективности социальных отраслей экономики.
| 1.Основные методы оценки эффективности.
2.Метод «затраты - эффективность»
3. Метод «затраты – полезность»
| 1.а.6.
Методология оценки эффективности в здравоохранении
| 1.Метод «затраты – выгода»
2. Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности ЛПУ.
3. Ограничения в проведении экономического анализа.
| 1 а.6.
Методология оценки эффективности в здравоохранении
| Тема: «Экономический анализ деятельности ЛПУ» (18 часов)
| 1. Предмет, задачи и виды экономического анализа.
2. Основные методы экономического анализа.
3.Информационная база проведения экономического анализа.
| 1.а.1.
Место экономического анализа в системе управления медицинским учреждением.
| 1. Основные задачи экономического анализа ЛПУ.
2.Объекты экономического анализа.
3. Система экономических показателей.
| 1.а.1.
Основные направления повышения эффективности хозяйственной деятельности
| 1. Анализ использования основных средств.
2. Анализ использования материальных ресурсов.
3. Особенности анализа использования основных средств и материальных ресурсов в рамках стационаров.
| 1.а.1.
Реформирование структуры оказания медицинской помощи в Российской Федерации.
| 1. Характеристика трудового потенциала здравоохранения в целом и отдельного медицинского учреждения.
2.Анализ использования труда в медицинском учреждении.
3. Фонд оплаты труда. Анализ его использования.
| 1.а.1.
Системы стимулирования.
Анализ эффективности деятельности сестринского персонала.
| Вопросы к обсуждению на семинарских занятиях
| Задание на самостоятельную работу
| 1. Характеристика финансового состояния ЛПУ.
2.Бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств как основные формы отчетности для финансового анализа.
3. Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса.
| 1.а.1.
Оценка финансового состояния ЛПУ: абсолютные и относительные показатели.
| 1. Анализ финансового состояния и платежеспособности по данным баланса.
2. Анализ финансовых коэффициентов.
3. Комплексная оценка эффективности и хозяйственной деятельности ЛПУ.
| 1.а.1.
Применение комплексного подхода к оценке экономической эффективности.
| Защита индивидуального задания (2 часа)
| Индивидуальное задание
| Зачет (4 часа)
| Вопросы к зачетному занятию
|
Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий
В процессе самостоятельной работы по изучению экономики медицинских учреждений в условиях построения в России цивилизованного рынка студенты не только приобретают знания в области экономической организации работы ЛПУ на рынке медицинских услуг, но и приобретают навыки работы с законодательством и соответствующими нормативными, в актами, плановой и отчетной документацией медицинского учреждения с целью рационального использования ограниченных ресурсов, определения экономической эффективности деятельности, развивают аналитическое мышление, столь необходимое в управлении инновационной моделью лечебно-профилактического учреждения.
Логическим завершением познавательного процесса является выполнение индивидуального задания на примере конкретного лечебно-профилактического учреждения. При выполнении задания студент опирается на российское законодательство в области здравоохранения, статистические и аналитические материалы Госкомстата РФ, материалы периодических изданий, монографии отечественных ученых, Устав, данные бухгалтерского учета и статистической отчетности медицинского учреждения.
Объем работы не должен превышать 16-18 страниц машинописного текста (шрифт 14, Times New Roman, полуторострочный интервал, отступ 1,25мм, поля: левое -30мм, правое- 15мм, верхнее, нижнее – 20 мм). С целью повышения систематизации и наглядности полученных результатов цифровой материал рекомендуется представлять в табличном виде, по возможности сопровождая выводы диаграммами, схемами и т.д.
Индивидуальное задание выполняется по вариантам. Тематика работ, представленная ниже, не является закрытым перечнем. По согласованию с преподавателем студентом может быть выбрана другая тема (например, анализ использования трудового потенциала медицинского учреждения, анализ использования материальных ресурсов и т.д.). Ответ на вопрос должен строится с учетом специфики медицинского учреждения.
Работа защищается в устной форме в сроки, установленные деканатом.
Примерные темы и аннотации к выполнению индивидуальных заданий
Вариант 1. Индивидуальное задание
по дисциплине: «ЭКОНОМИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»
Организация управленческого учета в системе управления медицинского учреждения (на примере ГУЗ (МУЗ)…)
Провести критический анализ системы бухгалтерского учета, существующей в медицинской организации, сопоставление её данных с данными управленческого учета. Дать рекомендации по внедрению управленческого учета в ЛПУ в зависимости от его профиля.
При помощи экономического анализа изучают реальную действительность — факты и процессы, т.е. тот первичный материал, который подлежит исследованию. Однако факты сами по себе иногда мало что объясняют. Поэтому задача экономического исследования состоит не только в том, чтобы их регистрировать, но и в том, чтобы за видимостью явлений раскрыть их сущность, понять существующую между ними связь, познать причины их возникновения, тенденции развития. Проникновение в сущность изучаемых экономических явлений возможно лишь с помощью научных методов исследования.
Информационные системы уровня медицинских учреждений обеспечивают автоматизированную поддержку специализированных медицинских учреждений.
Система оперативного анализа предназначена для поддержки принятия решения через реализацию особенности подходов в рамках здравоохранения в виде построения аналитических моделей деятельности в рамках ОМС, платных услуг, оказания бесплатной медицинской помощи
В целях принятия эффективных управленческих решений в учреждениях здравоохранения экономический анализ призван решать следующие основные задачи:
— поиск и выработка путей повышения эффективности работы медицинского учреждения;
— выявление резервов в использовании экономических ресурсов;
— поиск внедрения передовых технологий лечебного процесса;
— оценка эффективности управленческих решений;
— оценка эффективности медицинской помощи.
Экономический анализ в учреждении здравоохранения — это совокупность методов группировки и сравнительной оценки показателей лечебно-производственной и финансовой деятельности. Поскольку существует прямая связь между уровнем аналитической обработки и качеством обрабатываемой информации, следует особое внимание уделить постановке конкретной задачи.
С помощью аналитической обработки любую информации можно представить в сжатой и конкретной форме, а затем выделить то, что требует оперативного решения.
Для более глубокого раскрытия лечебной, финансовой и хозяйственной деятельности проводится комплексный анализ с учетом ограниченности ресурсов, при этом необходимо учитывать два момента:
а) анализируются и затраты и результаты лечебной и производственной деятельности учреждения;
б) на основе анализа затрат и результатов выбирается наиболее эффективное направление деятельности.
Выбор эффективного направления деятельности учреждения здравоохранения предусматривает сопоставление его сильных и слабых сторон на рынке медицинских услуг. Так, например, к сильным сторонам может быть отнесено присутствие на рынке медицинских услуг в качестве монополиста, а к слабым — отсутствие первоначального или добавочного капитала.
Условное составление системы координат дает руководству возможность определить внутреннее состояние организации. При этом следует иметь в виду и наличие «возможностей» в виде получения кредита и привлечения высококлассного специалиста, но следует учитывать и «угрозы» в виде появления нового учреждения вашего профиля лечебной деятельности, что может усилить конкуренцию. Проведение комплексного анализа позволяет обосновать стратегическое планирования производственно-лечебной деятельности медицинского учреждения.
Анализ затрат и результатов может определить основные составляющие управленческого учета, который должен строится на извлеченной информации из бухгалтерского учета. Черты управленческого учета должны сочетаться с существующей организацией бухгалтерского учета. Экономический анализ позволяет приблизить информацию бухгалтерской отчетности к формированию управленческого учета (табл.1).
Таблица 1.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|