Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возводить храмы и поклоняться Божествам – один из пунктов Конституции ИСККОН




 

«Везде, где возможно, возводить храмы Радхакришны и Шри Чайтаньи и вводить поклонение Им, а также предоставлять всем возможность обучаться практике Арчаны – подготовительным принципам преданного служения».

«Конституция Общества» (написанная Шрилой Прабхупадой в 1966 г.), п. И. 4

 

Еще в 1949 г. Шрила Прабхупада упоминал о своем плане направить проповеднические усилия в четыре русла:

 

1. Совместное воспевание святых имен Бога (санкиртана) и лекции по философии.

2. Поклонение в храмах. Это возможность для всех выражать свое почтение Богу, а также это центры для распространения духовной культуры.

3. Проведение духовного посвящения, соблюдение «строгих методов дисциплины».

4. Организация общественного устройства правильным образом – согласно естественным сословиям (варнам, или кастам), которые существуют из-за различных конфигураций влияния качеств материальной природы на разных людей, и этапам духовного развития (ашрамам).

Тезисы из письма Шрилы Прабхупады Сардару Пателю, 28.02.1949 http://prabhupadabooks.com/letters/calcutta/february/28/1949/sardar_patel?d=1&f=531274

 

«Посещение храма Вишну или места паломничества

 

В Пуранах утверждается: «Люди, стремящиеся совершить паломничество в такие святые места, как Вриндаван, Матхура или Дварака, воистину, достойны славы. Эти путешествия дадут им возможность пересечь пустыню материального существования».

 

В «Хари-бхакти-судходайе» говорится о том, какое благо приносит посещение храмов Господа Кришны. Как мы уже объясняли, согласно обычаю, преданные стараются посещать разные храмы, расположенные в таких святых местах, как Вриндаван, Матхура и Дварака. В «Хари-бхакти-судходайе» сказано: «Движимые чистым преданным служением в сознании Кришны люди, отправляющиеся посмотреть на мурти Вишну в храме, безусловно, избавятся от необходимости вновь входить в темницу материнского чрева». В процессе родов обусловленная душа забывает о страданиях, которые испытала во чреве матери, но это очень страшный и болезненный опыт. Чтобы избежать повторения этого, нужно в благоговейном состоянии духа приходить в храм Вишну, и тогда можно будет легко избавиться от страданий, связанных с рождением в материальном мире».

«Нектар наставлений», глава девятая

 

«Арчана

 

Арчана – это поклонение Божеству в храме. Поклоняясь Божеству в храме, человек на практике подтверждает, что является духовным существом, а не телом. В Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» (81.19) рассказывается, как Судама, близкий друг Кришны, по дороге к дому одного брахмана говорил сам себе: «Достаточно просто поклоняться Кришне, чтобы обрести все наслаждения рая, освобождение, господство над планетными системами вселенной, все богатства этого материального мира и мистические силы, приносимые практикой йоги».

 

События, послужившие поводом для приведенных слов Судамы, таковы: Шри Кришна велел Своему другу Судаме отправиться в дом какого-нибудь брахмана и попросить немного еды. В это время брахманы проводили большое жертвоприношение, и Шри Кришна велел Судаме настоятельно попросить их, сообщив, что Кришна и Баларама проголодались и нуждаются в пище. Брахманы ничего не дали пришедшему Судаме, но их жены, услышав, что Шри Кришна хочет есть, тотчас собрали много всякой вкусной снеди и поспешили к Шри Кришне, чтобы предложить ее Ему. В «Вишну-рахасье» также говорится: «В этом мире любой человек, поклоняющийся Вишну, может без труда достичь вечно блаженного царства Бога – Вайкунтхалоки».

«Нектар наставлений», глава девятая

 

Храмовое поклонение как вторая рельса успешного преданного служения (панчаратрики-видхи и бхагавата-видхи)

 

«Эти новые Божества можно пока хорошенько припрятать, пока я лично не установлю Их и не расскажу тебе во всех деталях, как правильно за Ними ухаживать. Сейчас ты можешь присоединиться к группе санкиртаны, потому что я знаю, насколько твое присутствие всех вдохновляет. На самом деле храмовое поклонение предназначено для преданных-неофитов, а проповедник стоит выше неофита. Это определение «Шримад-Бхагаватам». Развитые преданные должны с большим энтузиазмом проповедовать духовное послание Господа Чайтаньи, а храмовое поклонение следует оставить новым людям, неофитам».

Из письма Шрилы Прабхупады Ямуна-даси, 12 августа 1969

 

«Поздравляю тебя с возвращением в наше Общество. Я рад, что ты чувствуешь себя хорошо в обществе преданных. Шрила Рупа Госвами писал, что преданное служение можно развить при помощи шести методов. Наверное, ты их знаешь. Это энтузиазм, терпение, убежденность, следование регулирующим принципам, честность в своей профессии и общение с преданными. Так вот, Общество сознания Кришны предназначено именно для того, чтобы дать людям возможность общаться с преданными. Преданные — это те, кто следует регулирующим принципам. Невозможно быть одновременно независимым и преданным, потому что всякая деятельность в преданности основывается на покорности. И в обществе преданных мы обучаемся этому важнейшему делу: как покоряться. Но если мы пытаемся стать преданными, и при этом сохранить свою независимость, ничего не получится.

 

В своем письме ты сообщаешь, что не чувствуешь никакого вкуса ни к храмовой жизни, ни к поклонению Божествам. Это означает, что ты сохраняешь то же самое умонастроение, какое у тебя было до того, как ты покинул наше Общество. Наш метод состоит в принятии как бхагавата-марги, так и панчаратрики-марги. Ты, наверное, видел изображение Гаудия-миссии? Там с одной стороны нарисован том «Бхагаваты», а с другой стороны — Лакшми-Нараяна, символизирующие поклонение Божествам. Ты не продвинешься в преданном служении, если не будешь следовать одновременно обоими этими путями. Это как железная дорога: нужны оба рельса. Подобным образом, храмовое поклонение очень важно для нашего очищения от материального осквернения, а не очистившись, мы не сможем прославлять Господа. Как сказано в «Бхагавадгите», Господь совершенно чист, и мы не можем приблизиться к Кришне, не очистившись. Поэтому когда ты говоришь, что тебя не слишком вдохновляет поклонение Божествам и храмовая жизнь, я вижу, что болезнь твоя продолжается. В этих обстоятельствах одна лишь академическая карьера тебе не поможет. Если ты хочешь жить с нами, ты должен принять храмовый уклад жизни, а именно: чисто выбритая голова, соблюдение регулирующих принципов, украшение тела тилакой и т.д. Ты все это знаешь».

Из письма Шрилы Прабхупады Раяраме, 22 октября 1971

 

«Распространение книг — это бхагавата-марга, а храмовое поклонение — панчаратрика-видхи. И то, и другое важно для развития вайшнавизма, но если сравнить, то бхагавата-марга важнее, чем панчаратрика-видхи. По возможности они должны идти параллельно, но все же бхагавата-марга важнее».

Из письма Шрилы Прабхупады Говинда-дасу, 6 декабря 1974

 

«В эту эпоху главным занятием преданных является повторение мантры «Харе Кришна», а проповедь этой харе-кришна-мантры посредством санкиртаны от двери к двери и распространение книг — это наше самое важное занятие. Параллельно этому рекомендуется поклонение Божествам, но если нам приходится выбирать что-то одно, следует предпочесть пение и повторение харе-кришна-мантры».

Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 5 сентября 1969

 

«Санкиртана и распространение «Обратно к Богу» и другой нашей литературы — вот поле деятельности этого Движения. Храмовое поклонение второстепенно. Мы приглашаем людей в храм, чтобы они посмотрели на наших преданных, на их поведение, особенно в смысле очищения. Есть два вида методов очищения: внешние и внутренние. В нашем Движении сознания Кришны поклонение Божествам помогает нам очиститься внешне, а санкиртана поддерживает внутреннюю чистоту. Насколько это возможно, мы должны поддерживать оба этих процесса одновременно. Видя твой образцовый характер, люди в целом получат благо. В материально-обусловленном состоянии наши сердца полны всякой нечистоты, а метод сознания Кришны очищает их».

Из письма Шрилы Прабхупады Чидананде, 15 декабря 1969

 

«Сейчас трудись с большим энтузиазмом и попроси Химавати очень-очень тщательно заботиться о Божествах. Вы оба видели в Лос-Анджелесе, как тщательно там поклоняются Божествам. Мы должны обеспечить свой стабильный прогресс, держа в равновесии обе части, а именно, панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Панчаратрика-видхи — это арчана, храмовое поклонение, а бхагавата-видхи — это проповедь посредством пения и распространения литературы. Хотя одного только пения достаточно, чтобы обеспечить все видхи, все же, для поддержания чистоты и святости мы должны соблюдать правила и предписания панчаратрика-видхи. Наши лондонские Божества несомненно прекрасны и великолепны, и любого человека очаровывает улыбающееся лицо Господа. Оно просто чарует».

Из письма Шрилы Прабхупады Хамсадуте, 12 марта 1970

 

«Прежде всего я должен от всей души поблагодарить тебя за слайды и проектор, за которыми я провожу всякую свободную минуту. Изображения лондонского храма тут же уносят меня туда, и я как будто вновь наслаждаюсь вашим обществом. Насколько я понимаю, в лондонском храме все идет отлично. Вы, наверное, служите Господу настолько тщательно, что Радхарани прольет на вас Свои благословения, подняв правую руку, обращенную ладонью вперед. У тебя прекрасная жена, преданная и разумная. Вот вы, муж и жена, следите, чтобы поклонение было регулярным и тщательным, и так ваша жизнь станет счастливой и успешной. Параллельно вы оба должны обучать своих юных братьев и сестер в служении Господу, так чтобы в случае, если вы оба уедете проповедовать, храмовая программа не пострадала бы. Мы должны следовать двум важным линиям, именно: панчаратрика-видхи и бхагавата-видхи. Бхагавата-видхи — это проповедническая деятельность и санкиртана, а панчаратрика-видхи — это храмовое поклонение Божествам. Храмовое поклонение очищает нас, и когда мы будем проповедовать с этим чистым сердцем, наша проповедь будет немедленно приносить плоды. Так что нам надо вести эти две параллельные линии одновременно, чтобы с успехом исполнять преданное служение».

Из письма Шрилы Прабхупады Гурудасу, 15 марта 1970

 

«Как я уже много раз говорил, мы должны вести две линии параллельно: путь «Шримад-Бхагаватам» и путь панчаратрики. «Шримад-Бхагаватам» это путь, предназначенный для парамахамс, а панчаратра — путь для неофитов. Итак, храмовое поклонение необходимо для начинающих, чтобы, следуя правилам и предписаниям, такие преданные постепенно очищались и поднимались на уровень понимания «Шримад-Бхагаватам». Мы всегда должны иметь в виду эти принципы и вести наши центры в соответствии с этими стандартами».

Из письма Шрилы Прабхупады Сатсварупе, 28 мая 1970

 

«Твое предложение, чтобы грихастхи путешествовали с группой санкиртаны, очень хорошо, но храмовой деятельностью тоже нельзя пренебрегать. И то, и другое надо делать параллельно. Наш метод состоит в том, чтобы работать по системе бхагаваты и по системе панчаратрики одновременно. Если мы поддерживаем на должном уровне и то, и другое, это существенно поможет нам на пути сознания Кришны».

Из письма Шрилы Прабхупады Макханлалу и Тилаке-деви, 12 сентября 1971

 

«Да, чтение моих книг поможет тебе, философия должна быть, но если ты также не применяешь философию в своей жизни, участвуя во всех храмовых программах, таких как ранний подъем, посещение мангал арати, совершение преданного служения, то одно изучение философии не окажет воздействия».

Из письма Шрилы Прабхупады Даянанде, 07.07.1972

 

«Когда наша повседневная деятельность — пение и повторение, чтение книг, арати, поклонение Божествам и т.д. — ведется хорошо, тогда и проповедь наша будет эффективной. В этом секрет».

Из письма Шрилы Прабхупады Судаме, 26 января 1973

 

«Я получил сегодня книжку «На пути к Богу» на китайском языке. Наши книги на китайском языке — проповедь в тысячу раз лучше, чем храмовое поклонение. Но нам нужно место и нужно поклонение. Если людям даже присесть некуда, как они придут к нам и как они будут говорить с нами? Так что старайся распространять и издавать как можно больше книг. Я очень скоро приеду. Сделай для этого все необходимое, пожалуйста».

Из письма Шрилы Прабхупады Тривикраме Свами, 2 декабря 1974

 

«Если я делаю упор на что-то одно (распространение книг), значит ли это, что все остальное неважно? Нет. Все нужно. Пожалуйста, посоветуйся с президентом храма или с представителем Джи-Би-Си о том, чем тебе будет лучше всего заняться в Сан-Диего».

Из письма Шрилы Прабхупады Джйотиганешвара-дасу, 16 января 1975

 

«Я посмотрел фотографии установления Божеств, которые ты прислал. Кажется, там все очень хорошо. Строго придерживайся принципов. Все преданные-брахманы выглядят очень привлекательно. Делай так и дальше и будь счастлив. В твоей стране нужно открыть сотни храмов, подобных этому. Город за городом, деревня за деревней. Я очень доволен. Каждый вновь открытый храм, каждая напечатанная книга — это успех нашего Движения. Без распространения книг уровень поклонения Божествам в храме будет снижаться. Поэтому заниматься надо и тем, и другим параллельно. На фотографиях я видел много посторонних людей, выражающих свое почтение с благоговением и трепетом. Поклонение Божествам очень важно. Как только у тебя наберется достаточное количество инициированных брахманов, постарайся открыть новый центр».

Из письма Шрилы Прабхупады Курушрештха-дасу, 28 декабря 1976

 

Прабхупада: <…> Мой тезис, то есть мое наставление – продавать книги.

Бхуриджана: Я понимаю. Другими словами, если ты [ученик Шрилы Прабхупады] думаешь, что они [другие ученики Шрилы Прабхупады] делают что-то неправильно, делай это лучше. Если видишь что-то неправильное... Но делай это. Не упусти этот момент, что нужно самому делать это, но делать это правильно.

Прабхупада: Да.

Бхуриджана: Я чувствую, что это...

Прабхупада: Кроме того, если не заниматься поклонением Божеству, то останешься нечистым. Это факт. (конец записи)

Из беседы, Гонолулу, 07.05.1976

 

Поклонение Божествам, корректное соблюдение принципов варнашрамы, инициация, проповедь и другая практическая деятельность в обществе преданных – важные условия для достижения успеха в повторении святых имен

С самого начала духовной практики преданный, как правило, не может погрузиться в постоянное повторение святых имен. Хотя повторение имен Господа является самодостаточным методом духовной практики, для погружения в практику этого метода требуется высокая квалификация. Для того чтобы помочь людям подняться на уровень чистого повторения святых имен, существуют: варнашрама-дхарма, инициация у истинного гуру, поклонение Божествам, различные другие формы практического служения, такие как изучение священных писаний и участие в проповеди.

 

Сатсварупа: Когда Рамананда Рай упомянул об этом (о варнашраме), Господь Чайтанья сказал, что в этот век установить варнашраму не представляется возможным.

 

Прабхупада: Да. Не представляется. Он не сказал «возможно». Иха бахйа. Чайтанью Махапрабху интересовала только духовная сторона жизни. У него не было понятия о материальной стороне, Он ее отверг.

 

Сатсварупа: Но почему бы нам не поступить так же?

 

Прабхупада: Нет, мы придерживаемся другой позиции. Мы пытаемся применить сознание Кришны во всем. А Чайтанья Махапрабху, лично Он принял санньясу. Он полностью отверг материальное. Нишкинчана. Но мы не собираемся становиться нишкинчана. Мы пытаемся помочь находящимся в бедственном положении... Это также предписано в «Бхагавад-гите». Мы не отвергаем всё общество. Чайтанья Махапрабху отверг всё, иха бахйа. Имеется в виду «Меня это не особенно интересует». Бахйа. «Это внешнее». Его интересовало только внутреннее, духовное. Но наш долг заключается также и в том, чтобы устроить внешние дела настолько замечательным образом, чтобы однажды они с легкостью могли возвыситься до духовного уровня. Мы должны вымостить дорогу. А Чайтанья Махапрабху или другая личность такого же уровня, у них нет ничего общего с материальным миром. Но мы проповедуем. Мы проповедуем. Поэтому мы должны повернуть ситуацию таким образом, чтобы постепенно они могли возвыситься до духовного уровня, после чего необходимость (в варнашраме) отпадает.

 

Сатсварупа: В варнашраме нет необходимости.

 

Прабхупада: Нет необходимости. Чайтанья Махапрабху ее отверг: «Я не брахмана, не кшатрия, я не это и не то». Он отверг (варнашраму). Однако в «Бхагавад-гите» сказано: чатур-варнйам майа сриштам (Б.-г. 4.13). Итак, мы... проповедуем сознание Кришны. Это обязательно должно быть сделано (то есть варнашрама должна быть введена — прим. пер.)

 

Хари-шаури: Но в своей практической проповеди Чайтанья Махапрабху занимался только тем, что побуждал людей воспевать.

 

Прабхупада: Для обычного человека это невозможно.

 

Хари-шаури: Что, просто побуждать людей воспевать?

 

Прабхупада: Хм?

 

Хари-шаури: Он ввел только воспевание.

 

Прабхупада: Но кто будет воспевать? Кто будет воспевать?

 

Сатсварупа: Но если они не будут воспевать, то уж тем более они не будут проходить подготовку в варнашраме. Воспевание — самое легкое.

 

Прабхупада: Воспевание будет продолжаться, но вы не можете ожидать, что люди будут воспевать как Чайтанья Махапрабху. Они даже не могут шестнадцать кругов повторять, и при этом эти мошенники собираются уподобиться Чайтанье Махапрабху.

 

Сатсварупа: Да. Но если они, по крайней мере, будут воспевать и принимать прасад...

 

Прабхупада: Воспевание будет продолжаться. Оно не прекратится. Но в то же время, чтобы сделать путь легким, должна быть введена варнашрама-дхарма.

 

Хари-шаури: Ну, по крайней мере, мое собственное понимание заключается в том, что воспевание было введено в век Кали, поскольку следовать варнашраме невозможно.

 

Прабхупада: Воспевание не будет остановлено, поскольку оно очищает ум.

 

Хари-шаури: Поэтому было введено воспевание, чтобы заменить собой все другие системы типа варнашрамы и тому подобное.

 

Прабхупада: Да, воспевание может заменить (все прочее), но кто собирается это делать? Люди... Люди не настолько продвинуты. Если вы попытаетесь имитировать воспевание Харидаса Тхакура (то обнаружите, что) это невозможно.

 

Сатсварупа: Мы говорим им, чтобы они продолжали работать, но и воспевали так же.

 

Прабхупада: Да. Тхакаха апанара кадже, Бхактивинод Тхакур. Апанара каджа ки. Чайтанья Махапрабху рекомендовал: стхане стхитах (оставайся в своем жизненном положении в системе варн и ашрамов). И если они не остаются в стхане, то придет воспевание сахаджиев. Как, например, у сахаджиев тоже есть четки и …, но у них еще три десятка женщин. Такого рода воспевание будет продолжаться. Как, например, наш Мадхудвиша. Он не был достоин санньясы, но получил санньясу, затем его уличили в связи с пятью женщинами. Поэтому необходима варнашрама-дхарма. Показная духовность нам не поможет. Поэтому варнашрама-дхарму следует ввести по всему миру, и...

 

Сатсварупа: Ввести начиная с ИСККОН?

 

Прабхупада: Да. Да. Брахманы, кшатрии. Должно быть регулярное образование.

Из беседы, Майяпур, 14 февраля 1977 г.

Видео: http://www.youtube.com/watch?v=S5G5DrAF_s0

 

«Бхакти – это не праздность. Если кто-то думает, что бхакты – тунеядцы, они избегают мирской деятельности, это ошибка. Это ошибка. Анукулйена кршнану-шиланам [Ч.ч. Мадхья 19.167]. Кришна лично говорит: йат кароши йадж джухоши дадаси йат тапасйаси йат курушва мад-арпанам: «Давай же! Делай это ради Меня». Вот что такое бхакти. Он не говорит: «Становись лентяем, откажись от своих профессиональных обязанностей, спи и похрапывай и будешь великим преданным». Нет. Он никогда такого не говорил. Он говорит: «Ты привязан к этому виду деятельности. Хорошо, выполняй ее, но результат отдавай Мне». Это и есть бхакти. «Арджуна, ты – воин. Хорошо, я прошу тебя сражаться. Становись воином и становись Моим преданным». Бхакто 'си прийо 'си ме [Бг. 4.3]. Посмотрите. Что это? Он не повторял Харе Кришна. Но Кришна говорит: бхакто 'си прийо 'си ме – «Ты Мой очень дорогой друг и Мой преданный». Он отправился на поле битвы Курукшетра... Имитации быть не должно. Разумеется, самое высшее – всегда быть поглощенным прославлением Господа, но не вначале. Вначале вы должны очень усердно трудиться. Когда подниметесь на уровень чистой преданности, тогда вы можете полностью погрузиться в медитацию или повторение. Не сразу. Вначале вы должны быть очень компетентными и деятельными. Вот что требуется».

Из беседы со Шрилой Прабхупадой по прибытии в Алигарх, 09.10.1976

 

ТЕКСТ 106

 

«Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Любой, кто хотя бы раз произнес святое имя, достоин преклонения и является лучшим из людей».

 

КОММЕНТАРИЙ: По словам Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, человек, хотя бы раз произнесший святое имя Кришны, сразу достигает совершенства и должен считаться вайшнавом. Шрила Рупа Госвами подтверждает это в «Упадешамрите» (5): кршнети йасйа гири там манасадрийета. Обладая верой в святое имя, можно начать жизнь в сознании Кришны. Однако обычный человек не способен произнести святое имя Кришны с такой верой. Сначала нужно принять, что имя Кришны и есть Верховная Личность Бога, Трансцендентная Истина. В «Падма-пуране» сказано: «Святое имя Кришны неотлично от Самого Кришны и подобно философскому камню, чинтамани. Имя Кришны, будучи Его воплощением в звуке, всецело духовно и вечно свободно от материальной скверны». Из этого следует, что имя «Кришна» и Сам Кришна суть одно. Обретя подобную веру, человек должен повторять святое имя и дальше.

 

На начальной ступени преданного служения невозможно понять, в чем заключается служение чистого, беспримесного преданного. Однако если неофит посвятил себя преданному служению, особенно поклонению Божеству, и следует наставлениям истинного духовного учителя, то он сам становится чистым преданным. У каждого есть возможность слушать от подобного преданного о философии сознания Кришны и таким образом постепенно очищаться. Иными словами, любой преданный, который верит, что святое имя Господа тождественно Самому Господу, является чистым преданным, даже если он неофит. Благодаря общению с таким преданным другие тоже могут стать вайшнавами. <...>

 

ТЕКСТ 107

 

«Достаточно единожды произнести святое имя Кришны, чтобы избавиться от всех последствий своего греховного прошлого. Просто повторяя святое имя, можно достичь совершенства в девяти методах преданного служения».

 

КОММЕНТАРИЙ: Девять методов преданного служения подробно описаны в «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23–24):

 

шраванам киртанам вишнох

смаранам пада-севанам

арчанам ванданам дасйам

сакхйам атма-ниведанам

 

ити пумсарпита вишнау

бхактиш чен нава-лакшана

крийета бхагаватй аддха

тан манйе 'дхитам уттамам

 

«Преданное служение заключается в том, чтобы слушать и повторять святое имя и описания образа, игр, качеств и окружения Господа, помнить об этом, служить Господу в соответствии со временем, местом и обстоятельствами, поклоняться Божеству в храме, возносить молитвы, считать себя вечным слугой Кришны, дружить с Ним и жертвовать всем ради Него. Эти девять видов преданного служения, выполняемые непосредственно для Кришны, представляют собой высшее совершенство жизни. Таков вывод богооткровенных писаний».

 

Относительно утверждения о том, что, просто произнеся один раз святое имя Кришны, можно избавиться от всех последствий своих грехов, следует заметить, что святое имя нужно произнести без оскорблений. Тогда даже однократного произнесения имени Господа будет достаточно, чтобы живое существо искупило все свои грехи. Тот, кто повторяет святое имя Господа без оскорблений, занимает очень высокое положение и достоин преклонения. Поистине, совершенства во всех девяти методах преданного служения, начиная со шраванам и киртанам, можно достичь сразу, если просто без оскорблений произнести святое имя Господа.

 

В связи с этим Шрила Джива Госвами пишет в «Бхакти-сандарбхе» (173): йадйапи анйа бхактих калау картавйа, тада; киртанакхйа-бхакти-самйогенаива. Из девяти методов преданного служения особенно важен киртан. Поэтому Шрила Джива Госвами отмечает, что арчана, вандана, дасья и сакхья тоже необходимы, однако предварять и завершать их должен киртан, пение святого имени. Такой порядок мы установили во всех наших храмах. Каждая церемония в наших храмах — арчана, арати, подношение бхоги, одевание и украшение Божеств — начинается и заканчивается пением святого имени Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

ТЕКСТ 108

 

«Необязательно получать посвящение или совершать обряды, предшествующие посвящению. Нужно просто произносить вслух святое имя. Так даже низший из людей [чандал] сможет обрести освобождение».

 

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Джива Госвами объясняет, что такое дикша, в «Бхакти-сандарбхе» (283):

 

дивйам джнанам йато дадйат

курйат папасйа санкшайам

тасмат дикшети са прокта

дешикаис таттва-ковидаих

 

«Дикша — это метод, позволяющий пробудить в себе трансцендентное знание и уничтожить все последствия греховных поступков. Те, кто хорошо знает богооткровенные писания, называют этот метод дикшей». Правила, связанные с дикшей, объясняются в «Хари-бхакти-виласе» (2.3–4) и «Бхакти-сандарбхе» (283):

 

двиджанам анупетанам свакармадхйайанадишу

йатхадхикаро настиха сйач чопанайанад ану

татхатрадикшитанам ту мантра-деварчанадишу

надхикаро 'стй атах курйад атманам шива-самстутам

 

«Даже родившийся в семье брахмана не может проводить ведические ритуалы, пока не получит посвящение и не наденет священный шнур. Несмотря на то что такой человек происходит из семьи брахмана, сам он становится брахманом лишь после посвящения и церемонии получения священного шнура. Без посвящения в брахманы невозможно надлежащим образом поклоняться святому имени».

 

В соответствии с правилами, регламентирующими жизнь вайшнавов, посвящение в брахманы является необходимостью. «Хари-бхакти-виласа» (2.6) цитирует следующее утверждение из «Вишну-ямалы»:

 

адикшитасйа вамору

кртам сарвам нирартхакам

пашу-йоним авапноти

дикша-вирахито джанах

 

«Какое бы преданное служение ни совершал человек, без посвящения у истинного духовного учителя оно не принесет плода. Тот, кто не был должным образом посвящен в ученики, может снова родиться в животных видах жизни».

 

Затем в «Хари-бхакти-виласе» (2.10) приводится еще одна цитата:

 

ато гурум пранамйаивам

сарва-свам виниведйа ча

грхнийад ваишнавам мантрам

дикша-пурвам видханатах

 

«Долг каждого человека — принять истинного духовного учителя. Отдав ему всё — свое тело, ум и разум, — следует получить у него посвящение и стать вайшнавом».

 

В «Бхакти-сандарбхе» (298) приводится цитата из «Таттва-сагары»:

 

йатха канчанатам йати

касйам раса-видханатах

татха дикша-видханена

двиджатвам джайате нрнам

 

«Как колокольная бронза, соприкасаясь с ртутью, превращается в результате алхимической реакции в золото, так и человек, надлежащим образом посвященный в ученики, способен развить качества брахмана».

 

«Хари-бхакти-виласа» (17.11–12), объясняя, что такое пурашчарья, ссылается на следующие стихи из «Агастья-самхиты»:

 

пуджа траикалики нитйам

джапас тарпанам эва ча

хомо брахмана-бхуктиш ча

пурашчаранам учйате

 

гурор лабдхасйа мантрасйа

прасадена йатха-видхи

панчангопасана-сиддхйаи

пураш чаитад видхийате

 

«Утром, в полдень и вечером следует поклоняться Божеству, повторять мантру Харе Кришна, делать подношение предкам, совершать огненные жертвоприношения и кормить брахманов. Эти пять обязанностей составляют пурашчарью. Чтобы посвящение у духовного учителя привело к полному успеху, необходимо прежде совершить обряд пурашчарьи».

 

Слово пурах означает «предварительная», а чарйа означает «деятельность». Поскольку пурашчарья необходима, мы в Международном обществе сознания Кришны не даем ученикам посвящение сразу. Сначала кандидат в ученики должен полгода посещать арати и лекции по шастрам, следовать регулирующим принципам и общаться с другими преданными. Когда он действительно проходит все этапы пурашчарья-видхи, руководитель храма рекомендует его на получение посвящения. Не следует думать, что посвящение может получить кто угодно, даже тот, кто не отвечает необходимым требованиям. Когда же человек продвигается по духовному пути еще дальше, каждый день повторяя шестнадцать кругов мантры Харе Кришна, следуя регулирующим принципам и посещая лекции, то еще через полгода ему дают священный шнур в знак признания того, что этот человек стал брахманом.

 

В «Хари-бхакти-виласе» (17.4–5, 7) сказано:

 

вина йена на сиддхах сйан

мантро варша-шатаир апи

кртена йена лабхате

садхако ванчхитам пхалам

 

пурашчарана-сампанно

мантро хи пхала-дхайаках

атах пурашкрийам курйат

мантра-вит сиддхи-канкшайа

 

пурашкрийа хи мантранам

прадханам вирйам учйате

вирйа-хино йатха дехи

сарва-кармасу на кшамах

пурашчарана-хино хи

татха мантрах пракиртитах

 

«Без пурашчарьи невозможно достичь совершенства, даже если повторять эту мантру сотни лет. Однако тому, кто прошел через пурашчарья-видхи, достичь успеха нетрудно. Если человек хочет сделать свое посвящение в ученики совершенным, он сначала должен выполнить пурашчарью. Пурашчарья — это жизненная сила, позволяющая добиться успеха в повторении мантры. В отсутствие жизненной силы человек ни на что не способен. Аналогичным образом, какую бы мантру мы ни повторяли, без жизненной силы пурашчарья-видхи невозможно достичь в этом совершенства».

 

В «Бхакти-сандарбхе» (283–284) Шрила Джива Госвами так говорит о важности поклонения Божеству и посвящения (дикши):

 

йадйапи шри-бхагавата-мате панчаратради-ват арчана-маргасйа

авашйакатвам насти, тад винапи шаранапаттйадинам экатаренапи

пурушартха-сиддхер абхихитатват,

татхапи шри-нарадади-вартманусарадбхих

шри-бхагавата саха самбандха-вишешам дикша-видханена

шри-гуру-чарана-сампадитам чикиршадбхих кртайам

дикшайам арчанам авашйам крийетаива.

 

йадйапи сварупато насти, татхапи прайах свабхавато

дехади-самбандхена кадарйа-шиланам викшипта-читтанам

джананам тат-тат-санкочи-каранайа шримад-рши-прабхртибхир

атрарчана-марге квачит квачит качит качин марйада стхапитасти.

 

«В соответствии со „Шримад-Бхагаватам“ поклонение Божеству не является обязательным, равно как и выполнение определенных предписаний „Панчаратры“ и других шастр. „Бхагаватам“ гласит, что, даже не поклоняясь Божеству, можно достичь успеха в жизни, если воспользоваться любым другим методом преданного служения. Например, достаточно найти прибежище у стоп Господа, обратившись к Нему с просьбой о защите. Тем не менее вайшнавы, идущие по стопам Шри Нарады и его последователей, чтобы установить личностные отношения с Господом, стремятся снискать милость истинного духовного учителя, получив у него посвящение. И в этой духовной традиции преданные после посвящения обязаны начать поклоняться Божеству.

 

Хотя поклонение Божеству нельзя назвать сутью преданного служения, большинство кандидатов в преданные настолько обусловлены материей, что им необходимо заниматься таким поклонением. Если посмотреть на состояние тела и ума таких людей, мы увидим, что их привычки нечисты, а ум возбужден. Поэтому, чтобы избавить их от материальной обусловленности, великий святой Нарада и другие мудрецы в свое время установили разного рода правила поклонения Божеству».

 

В «Рамарчана-чандрике» на этот счет говорится:

 

винаива дикшам випрендра

пурашчарйам винаива хи

винаива нйаса-видхина

джапа-матрена сиддхи-да

 

«О лучший из брахманов, даже без посвящения, предварительных очистительных церемоний и отречения от мира можно достичь совершенства в преданном служении, просто повторяя святое имя Господа».

 

Иными словами, повторение маха-мантры Харе Кришна настолько могущественно, что не зависит от формального посвящения, однако если человек получил посвящение и занят панчаратра-видхи (поклонением Божеству), то он очень скоро пробудит в себе сознание Кришны и перестанет считать себя частью материального мира. Чем меньше человек отождествляет себя с материей, тем отчетливее он осознаёт, что индивидуальная душа в качественном отношении подобна Высшей Душе. Тогда, достигнув абсолютного плана бытия, он понимает, что святое имя Господа и Сам Господь суть одно. Обретший такое понимание уже никогда не примет святое имя Господа, мантру Харе Кришна, за материальный звук. Тот, кто считает звуки маха-мантры Харе Кришна материальными, обречен на падение. Произносить святое имя Господа и поклоняться ему следует, почитая его наравне с Самим Господом. Для этого необходимо принять руководство истинного духовного учителя и по всем правилам получить у него посвящение, как это описано в богооткровенных писаниях. Хотя повторение святого имени благотворно и для обусловленных, и для освобожденных душ, обусловленным душам оно приносит особое благо, ибо позволяет им обрести освобождение. Когда человек, повторяющий святое имя, обретает освобождение, он достигает высшего совершенства — возвращается домой, к Богу. <...>».

«Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья-лила 15.106-108

 

«Форма Господа, которой поклоняются в храмах, называется арча-виграхой или арча-аватарой. Она является объектом поклонения и воплощением Господа в облике Божества. Являя Себя в форме арчи, Господь дает возможность преданным-неофитам увидеть Его подлинную форму, кланяться Ему и приносить Ему жертвы. Благодаря этому в сердцах неофитов постепенно пробуждается изначально присущее им сознание Кришны. Поклонение Божеству в храме – самый ценный дар, который получают от Господа начинающие. Поэтому все неофиты должны поклоняться Господу, установив у себя дома или в храме Его арча-виграху (арча-аватару)».

«Шримад-Бхагаватам» 4.30.27

 

«Я получил твое письмо от 26 октября 1974 года с приложенной фотографией твоего Кришны. Кришна так добр, что хотя Он аджит, непобедимый, преданные владеют Им. Он позволяет это из любви. Вот как возвышенно положение преданного.

 

Я рад увидеть, что ты прогрессируешь в сознании Кришны благодаря поклонению Божеству. Это практическая реализация слов «Бхагавад-гиты» ман манах бхава мад бхакто, мад йаджи мам намаскуру. Мы не спекулируем о том, что Кришна говорит, а безоговорочно следуем всему, что бы Он ни сказал. Я тоже следую этому процессу. Каждое утро я иду в храм, смотрю на Божество и выражаю свое почтение, поэтому я ожидаю, что все мои ученики тоже будут следовать тому, что я дал в этой связи: вставать рано утром, принимать душ, посещать мангал-арати. Йуктасйа бхактамш ча нийунджато 'пи. Божество неотлично от Самого Кришны. Мы должны понять это».

Из письма Шрилы Прабхупады Лилашакти деви даси, 05.11.1974

 

«В настоящий момент мы наблюдаем, что некоторые члены Международного общества сознания Кришны стремятся оставить свою проповедническую деятельность для того, чтобы обосноваться в уединенном месте. Это не очень хороший знак. Это факт, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур осуждал попытки неофитов следовать данному процессу. В одной из своих песен он даже написал: пратиштхаре таре, нирджанера гхаре, тава хари-нама кевала каитава — «Сидеть в уединенном месте с намерением повторять маха-мантру Харе Кришна — такой процесс считается обманом». Подобная практика абсолютно невозможна для неофитов. Начинающий преданный должен очень усердно трудиться, следуя указаниям духовного учителя и, таким образом, должен проповедовать учение Шри Чайтаньи Махапрабху. Лишь после того как его преданность станет зрелой, он сможет обосноваться в уединенном месте, чтобы повторять Харе Кришна маха-мантру, как это делал Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Хотя Шри Чайтанья Махапрабху является Верховной Личностью Бога, Он, тем не менее, постоянно путешествовал по всей Индии в течение шести лет и затем обосновался в Джаганнатха-Пури, чтобы преподать нам урок. Даже обосновавшись в Джаганнатха-Пури, Господь пел маха-мантру Харе Кришна при больших собраниях людей в храме Джаганнатхи. Смысл в том, что в начале своей трансцендентной жизни не следует имитировать Харидаса Тхакура».

«Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья 11.176, комментарий

 

«Харидас Тхакур порой жил только в пещере и посвящал всё своё время повторению Мантры Харе Кришна. Аналогичным образом, Гаура Кишор дас Бабаджи, духовный учитель моего Гуру Махараджа, повторял в одиночестве, чтобы никто не мешал его медитации на Кришну. Однако этих великих личностей нельзя имитировать. Если мы будем искусственно имитировать, под влиянием какого-нибудь негативного чувства или из-за желания обрести славу святого человека, это не принесет блага. Основываясь на авторитете Господа Чайтаньи и моего духовного учителя, я прошу всех своих учеников всегда оставаться в обществе преданных и проповедовать движение санкиртаны по всему миру, чтобы и другие могли получить возможность освободиться от материальной обусловленности».

Из письма Шрилы Прабхупады Ядунандане, 25.06.1974

 

«Жить среди преданных или жить в храме — значит погрузиться в шравана-киртанам. Иногда неофиты думают, будто можно заниматься шравана-киртанам без поклонения Божествам. Но такая практика шравана-киртанам предназначена только для самых возвышенных преданных, таких как Харидас Тхакур. Он практиковал метод шравана-киртанам, не поклоняясь при этом Божествам. Однако мы не должны подражать Харидасу Тхакуру, отказавшись от поклонения Божествам и пытаясь практиковать только шравана-киртанам. Начинающие преданные на такое не способны».

«Шри Чайтанья-чаритамрита» Мадхья 19.152, комментарий

 

«Нитьянанда Прабху пошел к Джагаю и Мадхаю под угрозой получить телесное увечье, и тем не менее Он решительно спас их. Мир полон Джагаев и Мадхаев, а именно пьяниц, распутных охотников за женщинами, мясоедов и азартных игроков, и мы вынуждены обращаться к ним под угрозой получить оскорбления, увечья и тому подобные вознаграждения. Сталкиваться с такими опасными условиями жизни и страдать от последствий считается величайшей епитимьей и аскезой в духовной жизни.

 

Сидеть в углу, не принимая на себя риска, связанного с проповедью, и делать шоу из повторения Харе Кришна Мантры осуждалось моим Духовным Учителем, и Он написал в этой связи замечательную песню, которую я сейчас записываю. Суть в том, что стать очень дорогим Кришне или Балараме, или, иными словами, Господу Чайтанье и Нитьянанде, можно, очень серьезно приняв на себя задачу проповеднической работы, невзирая на любые риски. Пожалуйста, всегда помни об этом, и ты добьешься успеха».

Из письма Шрилы Прабхупады Гаджендре, 27.01.1970

 

«Нитьянанда Прабху сразу же сказал: «Почему бы не освободить этих двух братьев прямо сейчас? Тогда Чайтанья Махапрабху получит еще больше признания». Вот что такое проповедник. Он думает о том, как прославить своего господина, не себя. Он рискует своей жизнью. И братья Джагай-Мадхай ранили его в голову, кинув камень. Из раны потекла кровь, но они тем не менее сказали: «Всё в порядке, ничего страшного. Ты ранил Меня. Течет кровь. Это не имеет значения. Пой Харе Кришна». Это проповедь. А не так, что я остаюсь в безопасности и повторяю Харе Кришна. Нет. Мы вынуждены выходить и встречаться с Джагаем-Мадхаем. Такова миссия Чайтаньи Махапрабху. Потому что мир полон Джагаев-Мадхаев».

Из лекции Шрилы Прабхупады, Лос-Анджелес, 01.10.1972

 

Вывод: Повторение святых имен способно привести к совершенству даже без соблюдения профессиональных и других предписанных обязанностей в системе варнашрамы, без официального посвящения, без поклонения Божествам, без изучения священных писаний, без участия в проповеди и других видах практического преданного служения, но большинство людей и атмосфера в современном обществе настолько загрязнены и лишены духовной культуры, что люди не способны вначале правильно, всерьез воспользоваться одним лишь методом повторения святых имен. Поэтому все эти другие методы и условия для преданного служения также необходимы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных