Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение восприятия семейной ситуации у дошкольников 2 страница




– чрезмерная забота о ребенке;

– неспособность матери отпускать ребенка от себя, в том числе и избыточный физический контакт, например, длительное кормление грудью;

– так называемая инфантилизация, то есть стремление видеть в относительно большом ребенке маленького.

Гиперопека проявляется в двух полярных формах: мягкой, потворствующей, и жесткой, доминирующей. Первая форма часто приводит к формированию демонстративных черт личности, вторая – к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе.

В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности.

Второй тип – гипоопека, или гипопротекция, – неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы к ребенку. Родители не уделяют должного внимания ребенку, предоставляют его самому себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка. Дети в таких семьях чаще всего нежданные, нежеланные. На эту ситуацию дети реагируют по-разному. Одни замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывая себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети пытаются всячески пполных семейавиться своим родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими доступными способами – истериками, грубостью, агрессией.

Есть семьи, где детей вроде бы и любят, и внимательны к ним, но воспитывают очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы. При этом не учитывают индивидуальных особенностей своего ребенка, его темпа развития, способностей, формируют необходимые для «взрослой» жизни качества и часто не обращают внимания на его детскую жизнь, его переживания и чувства. Фактически ребенок лишается полноценного детства.

Еще один тип неблагоприятного семейного климата – беспорядочные, нескоординированные, но достаточно сильные позиции по отношению к ребенку у разных членов семьи. Это могут быть властная строгая мать, формально относящийся к своему ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. Все это может привести к воспитательной конфронтации внутри семьи. Разногласия членов семьи по вопросам воспитания, несомненно, отразятся на внутреннем состоянии ребенка. Когда каждый член семьи отстаивает свою позицию, руководствуется только своими методами и средствами воспитания, а порой настраивает ребенка против других членов семьи, ребенок просто теряется. Он не знает, кого слушать, с кого брать пример, как правильно поступать в той или иной ситуации, так как все значимые окружающие его взрослые по-разному оценивают его слова, поступки, действия. Ребенок не может понять, кто действительно желает ему добра, кто его искренне любит и ценит.

Методы воспитания в семье – это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей. В связи с этим они имеют соответствующую специфику:

а) влияние на ребенка осуществляется исключительно индивидуально и основывается на конкретных поступках и приспособлении к его психическим и личностным особенностям;

б) выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и др.

Вследствие этого методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Считается, что сколько родителей – сколько и разновидностей методов. Однако, как показывает анализ, в большинстве семей используются общие методы семейного воспитания, к которым отнесены:

– метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет;

– метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива);

– метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и др.);

– метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и др.

– Личный пример.

Конечно, в семейном воспитании могут применятся и другие методы педагогического взаимодействия с детьми. Это обусловлено спецификой семейного воспитания в каждом конкретном случае. Однако их выбор должен опираться на ряд общих условий:

– знание родителями своих детей и учет их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают и др.;

– личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление и способность воспитывать личным примером;

– в случае предпочтения совместной деятельности в системе воспитательного взаимодействия приоритет отдается практическим методам совместной деятельности;

– учет уровня педагогической культуры родителей.

Итак, на формирование определенных черт личности ребенка оказывают влияние различные факторы.

Так, воспитание, характеризующееся теплыми отношениями при сильном ограничении свободы поведения формирует у ребенка такие черты личности, как зависимость, подчиняемость. Сочетание жесткого контроля с малой степенью принятия ребенка формирует застенчивость, слабое принятие роли взрослого. Неприятие и предоставляемая свобода ведут к формированию асоциальных типов поведения. Теплые отношения в сочетании с достаточной свободой обусловливают активность, социальную адекватность, дружелюбие, облегчают принятие роли взрослого.

Нормальная семейная атмосфера – основа формирования личности.

Для этого необходимо:

– осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта;

– организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду;

– в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино;

– взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Таким образом, семья – это первая школа общения ребенка.

 

1.3. Психологический климат в семье как фактор формирования полоролевой идентификации ребенка

 

Один из ведущих специалистов в области педиатрии и детской психологии Аллан Фромм [49] уверен, что малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка - женственности матери. Наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся как вести себя с людьми противоположного пола. Но правильное отношение полов родители могут дать ребенку только в том случае, если они сами не заблуждаются на этот счет. «А значит, половое воспитание должно быть направленно прежде всего на родителей, делает он вывод, а уж потом на детей» [49, с. 96]. Он постоянно подчеркивает мысль - психологическая уравновешенность ребенка зависит от близости его с родителями. Любовь в семье должна делиться между всеми членами семьи, а не принадлежать кому-нибудь одному.

Эти же мысли мы встречаем у Рутман Э. М. И Искольдского Н. В. [40], где авторы, опираясь на исследования ученных, убедительно доказывают важность общения ребенка с матерью с момента рождения.

Но особенно обращают внимание на роль отца, который, по их мнению, уже в раннем возрасте является для сына своеобразным примером и влияет на процесс половой идентификации.

При обследовании семей с разными типами отношений они выяснили:

Когда мать является главой семьи, мускулинность сыновей в возрасте трех лет слабо выражена. Пассивные отцы мало влияют на формирование мужских черт у сыновей.

Мальчики, выросшие в неполных семьях, бывают излишне агрессивными. Эту мысль развивают Б. И. Кочубей, Л. Островская [22]. Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают предпочитать мужские игрушки и отвергать женские (куклы), тогда как дети суровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего пола». Авторитетность отца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку в семье, мешает развитию мужского самосознания. А вот главенство мужчины в решении наиболее важных вопросов семейной жизни являются важным положительным моментом.

Он указывает, что дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки затрудняет ее развитие как будущей женщины. «Отец, его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношения с ним, запоминаются, порой бессознательно, и становятся образцом (положительным или отрицательным), к которому будут в последствии притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчиной» [22, стр. 45].

Кочубей Б. И., Островская Л. и др. обращают внимание на то, что огромную роль в судьбе девочки играет оценка отцом ее внешней привлекательности, даже в школьные годы. Если дочь не нравится отцу и он на это указывает, то ее женская судьба будет нелегкой. Нелегко будет и той, которая выросла в атмосфере отцовского обожания. Но хуже всего той которая лишена мужского образца.

В самом лучшем положении находится девочка, чей любящий отец (дядя, дедушка) мягко и ненавязчиво напоминает ей о красоте, достоинстве, формируя положительное отношение к себе.

Кочубеем Б. И. приводятся также данные о том, что сексуальные отношения женщин, выросших в полных семьях, более устойчивы, чем у женщин, выросших без отца. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, чаще оценивают свой брак как удачный, чем женщины, в памяти которых остался образ холодного и не любящего отца.

Авторы С. Г. Агарков, Г. Ф. Дейнега, Н. В. Малярова [1] выражают свой взгляд на влияние эмоциональных отношений родителей на детей. Считают, что эмоциональный настрой во взаимоотношениях супругов имеет немаловажное значение, так как ребенок с раннего детства вовлекается в эти взаимоотношения. Конфликты, возникающие между родителями, отражаются на его психике, характере и будущей жизни.

Ребенок впитывает в себя все происходящее вокруг него, хорошее и плохое. И если в семье конфликт - ребенок невольно впитывает эмоциональный строй конфликта.

Этой же точки зрения поддерживается Менза Анзорг: «Даже если дети очень малы, они все равно ощущают конфликтное состояние в родительских отношениях. Для них гармония семейных отношений значит то же, что вода для рыбы; они не могут свободно «плавать», если в семье царит раздражительная атмосфера. Дети дошкольного возраста реагируют на ссоры между родителями очень осмысленно и тонко их чувствуют. Для них внешне незначительный обмен словами между родителями имеет большое значение; родители понимают это только тогда, когда дети просят их помирится» [3, стр. 88].

Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнения родителей в их педагогическом воздействии на ребенка приводит часто к формированию у него чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, замкнутости и нелюдимости. Линда Анзорг раскрывает опыт решения проблемы неподготовленности молодоженов к семейной жизни. Доказывает необходимость целенаправленной системы воспитания будущего семьянина с новыми представления о своих правах и обязанностях как сына, мужа, отца, члена семьи - соответственно - дочери, жены, матери. Доказывает необходимость раннего полового воспитания детей в семье.

Подобные же взгляды высказываются учеными Р. Дрейкурсом и В. Золцем [13], которые пытаются помочь родителям найти «золотую середину» в воспитании детей, отрицая многие крайности, приводящие к нарушению процесса развития ребенка. Речь идет об установлении определенного стиля общения в семье - стиля основанного на сотрудничестве. Они уделяют большое внимание особенностям стиля общения в семье и тону разговора отдельных ее членов, предупреждая, что дети - весьма искусные наблюдатели. Однако, зачастую, дети неверно истолковывают увиденное. Это приводит к тому, что они делают неправильные выводы и избирают неправильные пути к самоутверждению. Из увиденного дети делают свои выводы, основывая на них свое поведение.

Таким образом, представления детей об отличительных чертах, свойственных полу, которую играют в семейной жизни мужчина и женщина зависят от полноценных, эмоционально-теплых отношений с родителями.

Самооценка является, одной из форм проявления самосознания, оценочной составляющей «Я-концепции», аффективной оценкой представления индивида о самом себе, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

Под самооценкой в данной работе понимается чувственно окрашенное отношение, которое приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам, влияющее на его поведение, результаты деятельности, взаимоотношения с окружающими.

Развитие самооценки происходит во время всей жизни человека, и «именно ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека, и отказаться от них чрезвычайно трудно»

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия - основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Идентификация представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:

опознает объекты (явления, процессы) путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;

отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других людей на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);

проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;

постигает и проникает в переживание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).

Успешность формирования половой идентичности у большинства детей зависит от компетентности и престижности родителя того же пола и сопряжена с эмоциональными отношениями с родителями другого пола, а также связана с общим формированием Я-концепции ребенка. Возраст 6-7 лет является значимым этапом в формировании психологического пола.

Представления детей об отличительных чертах, свойственных полу, которую играют в семейной жизни мужчина и женщина зависят от полноценных, эмоционально-теплых отношений с родителями.

 

 

1.4 Анализ исследований, посвященных идентификации в семьях с различной структурой

 

В исследованиях отечественных авторов основное внимание уделяется раскрытию условий, детерминирующих процесс самоутверждения личности, динамическим особенностям самоутверждающей деятельности человека, видам процесса самоутверждения, основным критериям успешности самоутверждения (Н.Е. Харламенкова, В.И. Козел, Н.А. Козырева, Г.Г. Лаптева, Т. Д. Байрамкулова). Представители зарубежных психологических школ делают акцент в своих работах на выявление истоков данного феномена, форм его проявления, определения в нем рои и значения самосознания и идентификации (Х. Шульц-Хенке, К. Левин, Х. Кохут, Э. Шостром, А. Адлер).

Автор Вержибок Г.В […..] в своих работах считает, что в условиях трансформации современного общества сфера семьи, как и все остальные сферы жизнедеятельности человека, подвержена изменениям, которые касаются и представлений о гендерных ролях мужчин и женщин, девочек и мальчиков. Традиционные ориентиры сегодня вступают в определенное противостояние с новыми ценностями, наблюдается распространение различных моделей гендерных отношений. Подвергаются изменению и «социализированный индивид», входящий в новые сектора объективного мира своего общества, и агенты социализации, стимулирующие воспроизводство или модификации гендерных норм и практик. Возникают противоречия между идеальным и реальным в плане их реализации на практике, между ценностями и брачно-семейными установками разных поколений […..]. Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию и росту индивидуализма, ведущему к кризису, при этом деформируется «образ» каждого поколения. Обострилась проблема единства культур - «молодежной» и «взрослой», у различных поколений появились отличия в ценностных ориентациях, способах коммуникации и образе жизни в целом, что затрудняет и осложняет общение. Падение престижа материнства и отцовства, угасание родительской инициативы, кардинальное изменение демографического поведения нивелируют ценность семьи (О.В. Барсукова, А.Я. Варга, А.В. Верещагина, Л.Я. Гозман, О.А. Карабанова, Г.Г. Филиппова, Л.Б. Шнейдер и др.), приводят к асимметричной организации родительской заботы и контрастам между процессами женской и мужской идентификации. Как следствие, происходит разрыв социокультурных и межпоколенных связей, отражающий перерыв постепенности, разрыв исторического развития. Межпоколенная связь как процесс передачи опыта между поколениями необходима для нормального функционирования общества, его социально-психологической интеграции, однако это развитие невозможно без отказа или замены «старого» на «новое», включения трансгенерационного компонента как семейной целостности на основе приобщения молодежи к социальному наследию и включения в единую общность.

Осваивая новое пространство отношений, именно молодое поколение в условиях изменения традиционных стереотипов, критериев ролей, множественности и размытости способов и стилей поведения (в том числе, и полоролевого/гендерного) оказывается не всегда готовой принять личностную и социальную идентичность, что неизбежно влечет за собой проблематичность реакций в различных ситуациях, конфликтность и девиантность поведения, неподготовленность к социальному и семейному взаимодействию. В условиях личностной свободы и множественного выбора создаются определенные «социализационные риски»: унификация духовной и материальной культуры, размывание и девальвация системы традиционных культурных ценностей, сложившегося механизма преемственности поколений.

Автор ряда научных статей Солдатова Е.В. [……] считает, что в эпоху глобальных социально-экономических и культурных перемен актуализируется проблема социально-психологических кризисов, обусловленных изменениями в системе отношений различных социальных институтов, в т. ч. и семьи. Семья - непрерывно развивающаяся система. Стремительные изменения в обществе стимулируют к непрерывному изменению все развивающиеся системы, а лабильность социальных норм размывает ориентиры развития.

Внимание государственных и политических сил к проблемам развития семьи свидетельствует о том, что кризис института семьи не остался незамеченным в нашем обществе. Отношение к феномену кризиса неоднозначно, поскольку зачастую этим понятием обозначаются разные уровни одной реальности, с чем связано неполное и негативное его толкование. Концепция нормативности кризисов развития […..] позволяет определить кризисный период как неизбежный переход от одной стадии развития к следующей, связанный с изменением социальной ситуации развития, с разрушением старой системы отношений, открытием, а затем освоением и принятием новой системы отношений. Если переход от стадии к стадии - процесс нормативный, значит, необходимо определить, что является нормой развития; чем она определена; кто является носителем нормы; как этим процессом можно управлять; как нормативность связана со своевременностью; что определяет время переходов - готовность системы или внешние факторы? Здесь необходимо ввести понятие идеальной формы развития, ведь для того, чтобы развиваться, необходимо определить ориентиры развития - основания для идентификации развивающейся системы - некий идеальный образ будущего.

Представляется, что основная проблема современной семьи как системы, развивающейся в конкретно-исторических условиях социально-культурного кризиса, состоит в размытости ориентиров для идентификации -идеальной формы развития, носителем которой является общество.

С одной стороны, существуют традиционные для нашего отечества представления о семье, ее структуре, функциях и ролях. Носители этих традиций - люди старшего поколения, ценности отражены в классических художественных произведениях (которые современная молодежь не читает). С другой стороны, неоднократно отказавшись от ценностей прошлого, наше общество не выработало еще новых ценностей, приняв за идеал ценности зарубежной демократии - индивидуальность, персональные достижения, свобода от обязательств и пр. Сложнее всего сориентироваться в нормах и идеалах развития поколению современной молодежи. Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Ценности молодого поколения, рожденного в начале 2000-х годов, находятся сейчас в процессе формирования и от того, какие идеалы транслируются им средствами массовой коммуникации, во многом зависят нормы и принципы, которые станут основой их мировоззрения.

Мы проводили исследование возрастных экспектаций, распространенных в нашем обществе, изучая возрастные задачи развития личности среди представителей разных поколений, рассматривали в т. ч. и задачи развития в молодости, полагая, что возрастные задачи как элемент культуры, как идеальный образ развития, представлены системой связанных с возрастом социально-психологических экспектаций и санкций.

Понятие «кризис идентичности» тесно связано с работами Э. Эриксона, согласно которому индивид на протяжении жизни преодолевает ряд психосоциальных кризисов. Данные кризисы соответствуют выделенным Э. Эриксоном восьми стадиям развития идентичности, на пороге которых индивид стоит перед задачей выбора между альтернативными решениями возрастных и ситуативных проблем, что, в конечном счете, оказывает влияние на развитие последующей жизни. Однако сам Э. Эриксон говорит о том, что это понятие кризиса идентичности можно применять шире: «О кризисе можно говорить во многих случаях: в процессе развития индивида или появления новой элиты, в процессе лечения индивида или в период тяжелых и острых исторических перемен»

Со второй половины ХХ столетия понятие кризиса идентичности употребляется разными авторами, приверженцами разных научных школ и разных научных направлений в самом широком контексте. Так или иначе, речь каждый раз идет о проблемах, связанных с идентичностью человека, группы, сообщества. Э. Эриксон отмечает, что «кризис больше не вызывает в представлении неминуемую катастрофу, что в свое время затрудняло его понимание. Кризис теперь понимается как неизбежный поворотный пункт, критический момент, после которого развитие повернет в ту или иную сторону, используя возможности роста, способность к выздоровлению и дальнейшей дифференциации»

Существенные, сопоставимые с кризисными, изменения, происходящие в настоящее время в экономической, политической, информационной и правовой жизни обществ, определяемые как глобализация, сказываются в свою очередь и на культуре, науке, искусстве, в частности, социальной и приватной сфере жизни человека в целом. Глобализация сегодня является одной из наиболее активно исследуемых тем не только в экономических, но и в гуманитарных науках. В то же время, целый ряд обусловленных глобализацией социальных явлений не получил в научной литературе должного освещения. В частности, по мнению А. И. ШенК вопросу о кризисе идентичностей дрика, за рамками исследовательского интереса отечественных и зарубежных ученых осталась тема преемственности культурных ценностей в условиях нарастающей унификации культурных миров3. Проблема преемственности культурных ценностей современного человека, часто вместе с индивидуализацией и другими аспектами влияния глобализации на идентичность человека формулируется в контексте присущих современному обществу кризисных явлений. Э. Эриксон отмечал, что идентичность индивида основывается на ее двух одновременных наблюдениях: на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, на основании того факта, что тождество и непрерывность признаются окружающими.

Именно эти два аспекта: тождество самому себе и осознание своего тождества на фоне времени и пространства претерпевают в условиях глобализации существенные изменения. В интенсивно меняющемся и глобализирующемся обществе человеку становится все сложнее соотносить свой образ мира в рамках нации, государства, этноса, религии с образом общества реально существующего.

Согласно А. В. Толстых […], когда серьезные аналитики пишут о кризисе ценностей целых поколений, о потере нравственности и прочих ориентиров для масс и отдельных личностей, то лучше было бы назвать это кризисом идентичности, посетовать, что для множества людей эта идентичность замутнена и заменена смешением авторитетов, низвержение которых приводит личность к саморазрушению. В терминах Эриксона можно было бы выразиться и обсудить расползание в нашем обществе «массовой патологии идентичности», а именно такого неприятного психосоциального синдрома, который характеризуется массовой неудовлетворенностью людей, сопровождаемой чувствами тревоги, страха, изоляции, опустошенности, утратой способности к эмоциональному общению с другими людьми

По мнению Крылова А.Н. […] c одной стороны, проблемы идентичности современного человека объясняются его неподготовленностью к уровню индивидуальных свобод, предлагаемых современным западным обществом, и желанием вернуться в старый понятный и защищенный мир. «Не все граждане способны оценить ценности либеральной демократии, к которым относятся основные свободы личности, плюрализм образа жизни и убеждений, взаимная терпимость и готовность к компромиссу, уважение демократического порядка. Как только на горизонте появляется кризис, немало граждан с готовностью оставляют позиции свободы и попадают в руки правых популистских и фундаменталистских дви-жений»20. С другой стороны, последствия кризиса идентичностей представляются весьма преувеличенными. Известный немецкий журналист Х. Рикенс пишет: «Чем старше мы становимся, тем больше доминирует потребность положительной оценки своей жизни. Здесь и спрятан психологический ключ такой правды: раньше все было лучше.

Настаивающие на том, что на самом деле сегодня все стало лучше, чем было раньше обесценивают тем самым часть своей жизни. Мы хотели бы вспоминать о прожитом как о чем-то позитивном, потому мы и превозносим мир прошлого. Потому объяснимо, почему потребность превознести мир прошлого становится тем интенсивнее, чем интенсивнее происходят изменения в обществе». В то же время, вопросы об активной позиции общества по отношению к проблемам глобального изменения общественного сознания в целом, индивидуализации общества и кризисе отдельных традиционных идентичностей, в частности, остаются открытыми как для научного обсуждения, так и для дискуссий с привлечением массовых аудиторий.

 

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1

 

1. Идентификация представляет собой мыслительную операцию (эмоционально-когнитивный процесс) различной степени осознанности (от неосознаваемой до полностью осознаваемой), с помощью которой индивид:

- опознает объекты (явления, процессы) путем сравнения их по какому-либо признаку и, устанавливая степень сходства или различия между ними, относит их к какой-то группе, виду, типу;

- отождествляет (приписывает себе, переносит на себя) характеристики других людей на основании принятия их ценностей и норм (или прямого подражания им);

- проецирует себя на другого человека, наделяя его своими собственными личностными характеристиками;

- постигает и проникает в переживание другого человека, ставя себя на его место и проявляя при этом готовность эмоционально откликнуться на терзающие его проблемы (эмпатия).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных