Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение восприятия семейной ситуации у дошкольников 3 страница




2. Успешность формирования половой идентичности у большинства детей зависит от компетентности и престижности родителя того же пола и сопряжена с эмоциональными отношениями с родителями другого пола, а также связана с общим формированием Я-концепции ребенка. Возраст 6-7 лет является значимым этапом в формировании психологического пола.

3. Представления детей о семейных ролях, которые играют в семейной жизни мужчина и женщина зависят от полноценных, эмоционально-теплых отношений с родителями.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

ИДЕНТИФИКАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ У ДОШКОЛЬНИКОВ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЯХ РАЗНОГО ТИПА

 

2.1. Описание этапов и методов исследования особенностейидентификации

с родителями у дошкольников, воспитывающихся в семьях разного типа

 

Эмпирическое исследование особенностейидентификациис родителями у дошкольников, воспитывающихся в семьях разного типа, проходило в 2016 году в городе Симферополе на базе МБДОУ №55 «Нептун»и состоит из трех этапов.

1) Подготовительный этап исследования включал в себя определение целей и задач, выбор объекта и предмета исследования, выдвижение основных гипотез, изучение и анализ научной литературы.

2) Констатирующий этап был направлен на подбор методов и методик научного исследования, изучение состояния проблемы, определение основных понятий и категорий, создание концепции исследования, изучение особенностей идентификации с родителями у дошкольников, воспитывающихся в семьях разного типа. Были сформированы 3 выборки. В эмпирическом исследовании приняли участие 60 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет), посещающих МБДОУ №55 «Нептун»

Первая выборка – 20 детей из неполных семей. Особенности семейного статуса – 30% дошкольников растут в неполных семьях, образованных вследствие отсутствия отца (материнские семьи), остальные – в неполных семьях, образованных вследствие развода родителей (40%). Пол респондентов: 10 мальчиков и 10 девочек.

Вторая выборка – 20 дошкольников из полных семей, где детей воспитывает отчим. Пол респондентов: 11 мальчиков и 8 девочек.

Третью выборку составили 20 детей, воспитывающихся в полных семьях. Пол респондентов: 10 мальчиков и 10 девочек.

Процедура исследования проходила в виде индивидуальной диагностики, продолжительностью, в среднем, около 40-50 минут.

3) Аналитический и заключительный этапы посвящены обработке и анализу полученных результатов, составления рекомендаций, оформлению материалов исследования и подготовке к защите.

Для диагностики особенностей идентификации с родителями у дошкольников, воспитывающихся в семьях разного типа, нами использовались следующие методики: проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви и опросник А.И. Захарова «Идентификация детей с родителями», рисуночный тест «Моя семья», методика Рене Жиля.

Рассмотрим указанные методики подробнее:

1. Рисуночный тест «Моя семья»

Целью данной методики является выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачей теста является выявление особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений на основании выполнения рисунка семьи.

Детям предлагается нарисовать свою семью. При этом не напоминается, кто входит в состав семьи. Детям предоставляется полная свобода. Время выполнения задания 30 минут.

При тестировании необходимо отмечать следующие моменты:

1. В какой последовательности ребенок рисует детали;

2. Количество исправлений;

3. Перед изображением, каких деталей ребенок делал паузы;

4. Как ребенок комментировал свой рисунок.

Для достоверности интерпретации теста, психолог должен задать ребенку следующие вопросы:

1. Кто нарисован на рисунке?

2. Что изображено кроме людей?

3. Где находятся люди?

4. Нравится ли этим людям жить вместе? Почему?

5. Есть ли на этом рисунке самые счастливые люди? Кто они?

6. А кто из нарисованных людей самый несчастный? Почему?

7. На рисунке находятся все члены семьи? Если нет, то почему?

При опросе выясняется, какой смысл ребенок вложил в рисунок, какие чувства он испытывает к отдельным членам его семьи.

2. Проективный тест «Рисунок человека» Сидни Леви.

У техники анализа рисунков нет достаточной экспериментальной валидизации, она нередко дает двусмысленную информацию. Однако анализ рисунков – очень богатый и экономичный по времени источник информации о личности испытуемого. С. Леви полагает, что использование данной техники до применения других, более сложных техник оценки личности является оправданной клинической практикой. Что касается валидности и надежности утверждений, основанных на анализе рисунков, то здесь нет достаточной информации.

Основная процедура состоит из того, что испытуемому даются карандаш и стандартный лист чистой бумаги. Должна быть подходящая ровная поверхность и достаточное освещение. Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, человека». Когда испытуемый нарисует фигуру какого-либо пола, экспериментатор говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, фигуру противоположного пола». После окончания диагностики необходимо поблагодарить испытуемого за активное участие.

3.Методика «Идентификация детей с родителями» А.И. Захарова.

Опросник А.И. Захарова состоит из десяти вопросов. Посредством первых пяти диагностируется компетентность и престижность родителей в восприятии ребенка, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

4.Методика Рене Жиля.

Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:

1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.

Всего выделяют 12 признаков:

- отношение к матери,

- отношение к отцу,

- отношение к матери и отцу как семейной чете,

- отношение к братьям и сестрам,

- отношение к бабушке и дедушке,

- отношение к другу,

- отношение к учителю,

- любознательность,

- стремление к доминированию,

- общительность,

- отгороженность,

- адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

При обработке и интерпретации результатов опроса важно учитывать следующее:

•Возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек 3-8 лет;

•Успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки – у девочек);

•Идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

•Уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием «Я-концепции», то есть развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета.

Идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:

1. большим возрастным периодом идентификации девочек;

2. большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;

3. большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;

4. большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;

5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

5.Методика «Цветик-восьмицветик»

Цель: выявить отношение ребенка к членам семьи, их отношение к ребенку, основные психические состояния, испытываемые ребенком в семье.

Материал:разноцветные лепестки (красного, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, серого, черного цветов), сердцевина цветка – белого цвета. Детали беспорядочно располагаются на белом фоне. Исследование проводится в форме игры беседы.

Инструкция: «Выбери лепесток, который больше всего нравится тебе; выбери лепесток, цвет которого, ты чувствуешь, похож на маму (папу, дедушку, бабушку, брата и т.д.)».

Необходимо следить, чтобы ребенок отбирал цвет лепестка не по цвету глаз, одежды и т.д., человека, о котором идет речь, а по своему отношению к нему. Фиксируется цвет лепестка, кому он адресован, комментарии ребенка.

Также анализируется расположение лепестка, выбранного ребенком для себя, по отношению к другим членам семьи. Как правило, лепестки, обозначающие значимых близких взрослых, ребенок кладет около лепестка, который был выбран для него самого.

Сравнение результатов, полученных в выборках, осуществлялось при помощи критерия углового преобразования Фишера, подходящего для подсчета данных, представленных в процентах. Различия в долях представляются статистически достоверными при φ эмпирическое < φ критического, и находится в зоне значимости (от 1,64 до 2,31). Одним из ограничений критерия Фишера является тот факт, что ни одна из сопоставляемых долей не должна быть равна нулю. Формально нет препятствий для применения метода φ в этом случае, но результат может быть неоправданно завышенным. Поэтому мы в исследовании не подсчитывали различия при соотношении с 0%.

 

2.2.Анализ результатов и интерпретация особенностей идентификации с

родителями у дошкольников, воспитывающихся в семьях разного типа

 

Для выявления особенностей детско-родительских отношений, личностных особенностей и эмоционального состояния детей нами использован рисунок семьи. Результаты диагностики вынесены в приложение 1.

Перейдем к описанию результатов интерпретации рисунков семьи у дошкольников из семей разного типа: выяснилось, что существуют как сходства, так и различия в восприятии детьми родителей и своего места в семье у дошкольников из семей разного типа.

Относительно эмоциональных характеристик рисунков семьи, мы выяснили, что большинство детей в семьях разного типа в рисунках семьи, в основном, используют теплые и холодные цвета, явное же преобладание теплых тонов встречается примерно в 1/3 рисунков дошкольников из полных семей.

Сравнение рисунков детей из семей разного типа показывает, что наличие символов не зависит от полноты семьи: дети из полных семей используют их также часто, как и дошкольники из неполных семей и из семей, где детей воспитывает отчим. По характеру изображений, украшающих рисунок, у детей из семей разного типа различий также не обнаружено.

Рассмотрим теперь, как картина отношений с близкими взрослыми отражается на представлении ребенка о себе, которое проявляется в общем сюжете рисунка, и в особенностях изображения им собственного «Я».

Как правило, в рисунках семьи дети из неполных семей чаще изображают большое количество предметов, что говорит о дефиците эмоционального общения ребенка в семье.

При анализе сюжетов в рисунках семьи главное внимание нами уделялось семейному контексту (окружению), в котором ребенок изображает самого себя. По данному признаку были выделены три типа рисунков:

* ребенок в одиночестве - на рисунке присутствует только фигура ребенка при полном отсутствии остальных членов семьи;

* ребенок среди родственников - ребенок изображает себя среди других членов семьи: мамы, папы, братьев и сестер и других;

* отсутствие ребенка - не изображает себя на рисунке, отказ рисовать себя характерен для детей, испытывающих чувство непринадлежности к семье.

Рассмотрим относительную частоту встречаемости данных сюжетов в трех выборках детей. На большинстве рисунков дети изображают себя в окружении родственников. Отсутствие Я-фигуры наблюдается достаточно редко. Однако обращает на себя внимание тот факт, что у детей, растущих в неполных семьях, несколько чаще встречаются рисунки, на которых они изображают себя в одиночестве. По сравнению с детьми, которые воспитываются в полных семьях родным отцом и отчимом.

Указанные различия обнаружены только среди мальчиков: если показатели девочек из полных и неполных семей практически совпадают, то в рисунках мальчиков из неполных семей одинокая фигура «Я» встречается почти в два раза чаще, чем в полных (40%/10%, p < 0.05). Это означает, что они испытывают трудности в общении, ощущают отвержение или неприятие со стороны окружающих. Рисунки подобного типа могут свидетельствовать об отчуждении и переживании мальчиками одиночества.

Не обнаружены различия в величине собственного изображения у детей в выборке. В обеих выборках дети рисуют себя либо примерно одного размера с остальными (45% - в неполных семьях и 45% - в полных семьях (с отчимом и родным отцом), больше по размеру других членов семьи (15% - в неполных семьях и 10% - в полных семьях) либо меньше других членов семьи (40% - в неполных семьях и 45% - в полных семьях).

Некоторые различия наблюдались в порядке изображения детьми самого себя: дошкольники из полных семей двух типов несколько чаще рисуют себя первыми (55%) (как мальчики, так и девочки) и реже – последними (45%). Тогда как дети из неполных семей чаще рисуют себя последними (60%).

Сравнив процентные доли при помощи критерия Фишера, мы убедились, что предположение о наличии различий подтвердилось: φ =2.69, при р<0,05.

Дошкольники из полных семей реже включают в состав семьи дальних родственников, а также людей, фактически к семье не относящихся (например, друзья, подруги самого ребенка либо его родителя).

Наиболее значимым персонажем на рисунках детей в семьях разного типа является мать. Ее отсутствие на рисунках встречается лишь у 5 % дошкольников из полных семей (что указывает на нарушение взаимоотношений с ней).

Девочки из полных семей (как с отчимом, так и с родным отцом) изображают ее первой в 80% случаев, мальчики - в 60%.

В рисунках детей из неполных семей такого расхождения не обнаружено, показатели порядка изображения матери здесь близки (50%/50%).

Что касается изображения фигуры матери, то в трех выборках она весьма хорошо прорисовывается детьми (не зависимо от пола – как у девочек, так и у мальчиков). В рисунках мальчиков из неполных семей заметна тенденция изображать мать большого размера. Такой характер изображения указывает на доминирующую позицию матери в семье. Если рассматривать данный аспект со стороны идентификации, то в случае такого изображения матери девочками, это говорит об успешной полоролевой идентификации. Но в ситуации мальчиков, это указывает на авторитарную позицию матери, вынужденной быть главой семьи.

В полных семьях фигура матери выше отца в 35% случаев – в остальных – доминирующей фигурой изображается фигура отца.

Вывод: есть существенные особенности в отношении к матери у мальчиков и девочек из полных и неполных семей. Все использованные показатели (наличие фигуры, порядок ее изображения, степень прорисованности) свидетельствуют о более близких и позитивных отношениях с матерью девочек, что указывает на более интенсивную идентификацию с матерью у девочек.

Остановимся теперь на особенностях изображения отца в выборках. Выяснилось, что дети, живущие без отца, изображают его на рисунке семьи значительно реже, чем сверстники из полных семей, причем различий между мальчиками и девочками здесь практически нет.

В то же время мальчики из неполных семей чаще, чем девочки, изображают фигуру отца первой (у детей из полных семей никаких половых различий по этому показателю нет) (p<0,05). Однако дети из неполных семей, в отличие от детей из полных семей, плохо прорисовывают фигуру отца и мало уделяют внимания деталям. В большинстве случаев (90%) отцовская фигура изображается контуром и весьма схематично; какие-либо детали одежды или фигуры отсутствуют; часто не прорисовано лицо: нет глаз или зрачков глаз, или рта.

Это может говорить об особой значимости отца для детей из неполных семей, об его явном присутствии во внутренней жизни ребенка. Но характер его изображения говорит в пользу того, что отец является не объектом эмоциональной привязанности, не источником поддержки и уверенности, а скорее неким абстрактным, недосягаемым символическим образом.

В отличие от дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях, их сверстники из полных семей двух типов, достаточно часто хорошо прорисовывали фигуру отца в 80% рисунков.

В рисунках детей, которых воспитывает отчим, при сохраненных отношениях с отцом, присутствует изображение родного отца, что свидетельствует о наличии эмоциональной связи с ним.

Если сопоставить изображения фигуры матери и отца, то можно увидеть, что у мальчиков и девочек из полных семей хорошая прорисованность обоих родителей встречается одинаково часто, в то время как девочки из неполных семей прорисовывают фигуру матери чаще, чем отца и чаще чем мальчики из неполных семей (р<0,001).

У 20% дошкольников из неполных семей выявлен высокий уровень восприятия семейной ситуации как благоприятной, причем, в одинаковой степени у мальчиков и у девочек. У 15% детей зафиксирован низкий уровень восприятия семейной ситуации как благоприятной; высокий уровень тревожности у девочек (50%) и мальчиков (20%). Выявлен высокий уровень враждебных отношений в семье у 20% мальчиков и у 15% девочек; чувства неполноценности - у 20% мальчиков и у 20% девочек. Конфликтными отношения в семье воспринимают 15% мальчиков и у 15% девочек.

Обработав результаты, полученные детьми в двух выборках (полные семьи) по тесту «Рисунок семьи», мы можем сделать выводы:

1) у 90% дошкольников из полных семей, независимо, родной или не родной отец воспитывает детей, выявлен высокий уровень восприятия семейной ситуации как благоприятной, причем, у мальчиков (90%), а у девочек (80%);

2) высокий уровень тревожности обнаружен у 60% дошкольников из полных семей (преимущественно девочек);

3) высокий уровень ощущения враждебных отношений в семье характерен для небольшого процента детей в выборках.

Показатели соотношения процентных долей по шкалам методики «Моя семья» в выборках представлены в таблице 2.1.

 

 

Таблица 2.1

Соотношение процентных долей по шкалам методики «Моя семья» в выборках дошкольников (результаты представлены в %)

Восприятие семейной ситуации как благоприятной Неполные семьи мальчики Неполные семьи девочки Критерий Фишера Полные семьи двух типов мальчики Полные семьи двух типов девочки Критерий Фишера
Высокий уровень 15% 5% р<0,1 90% 80% р<0,1
Тревожность Неполные семьи мальчики Неполные семьи девочки Критерий Фишера Полные семьи мальчики Полные семьи девочки Критерий Фишера
Высокий уровень 20% 50% φ к.= 2,7, * р<0,001 10% 40% 50% φ к.= 3 *р<0,001
Конфликтность в семье Неполные семьи мальчики Неполные семьи девочки Критерий Фишера Полные семьи мальчики Полные семьи девочки Критерий Фишера
Высокий уровень 15% 15% - 10% 20% р<0,1
Чувство неполноценности Неполные семьи мальчики Неполные семьи девочки Критерий Фишера Полные семьи мальчики Полные семьи девочки Критерий Фишера
Высокий уровень 20% 20% р<0,1 30% 30% -
Враждебные отношения в семье Неполные семьи мальчики Неполные семьи девочки Критерий Фишера Полные семьи мальчики Полные семьи девочки Критерий Фишера
Высокий уровень 20% 15% р<0,1 10% 10% -

 

На основе математического анализа, мы выяснили, что семейная ситуация мальчиками и девочками дошкольного возраста в трех типах семей воспринимается как благоприятная, а во взаимоотношениях отсутствует конфликтность и враждебность. Причем, девочки в трех типах семей представляются более тревожными, чем мальчики (φ к.<φ э., р<0,001). Действительно, согласно многим исследованиям гендерной психологии, девочки более чувствительны, эмоциональны, тревожны, чем мальчики.

Выявлены различия в эмоциональном самоощущении детей, растущих в семьях разного типа:

- однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя говорят о том, что мальчики из неполных семей значительно чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки и чем их сверстники из полных семей.

- самооценка мальчиков из трех типов семей отличаются: мальчики из полных семей чаще всего обладают высокой самооценкой, тогда как мальчики из неполных семей отличаются заниженной самооценкой (φ к.<φ э., р=0,05).

Таким образом, мы выяснили, что условия воспитания в неполной и полной семье оказывают влияние на развитие самооценки и эмоционального состояния дошкольника, причем, наиболее сильное - на мальчиков. Причины этого могут быть разными. Можно предположить, что одинокая мать, расставшись с мужем, подсознательно переносит свои проблемы на сына, идентифицируя его с отцом. В этом случае эмоциональная изоляция, которую испытывает мальчик, связана, в основном, с его отношениями с матерью и не затрагивает сферы общения с другими людьми.

Но, с другой стороны, можно думать, что отсутствие отца как объекта для идентификации будет нарушать глубинные процессы формирования личности и отразится на самых разных аспектах его жизни.

На следующем этапе исследования, при помощи методики «Нарисуй человека», нами выявлены индивидуальные особенности образа Я у дошкольников из семей разного типа: испытывают тревогу 55% дошкольников из неполных семей, 20% дошкольников из полных семей, где их воспитанием занимается родной отец, и 30% детей, воспитывающихся отчимом.

У 15% дошкольников из неполных семей нажим, характер линий, указывает на астенизацию. Для 20% девочек и 40% мальчиков характерна импульсивность. Рисуются большие глаза, что позволяет предположить наличие боязливости, тревоги у 40%.

30% дошкольников из полных семей и 25% (из семей, где отчим) – импульсивные. У 10% детей в полных семьях выявлена астенизация. Тревога диагностирована у 25% девочек и 5% мальчиков из полных семей.

В результате качественного анализа результатов было выявлено, что все дети правильно называют свой пол. При ответе на вопрос «Почему ты считаешь себя мальчиком/девочкой» все дети испытывали затруднения. Однако, дошкольники из неполных семей (особенно мальчики), испытывали их чаще, чем сверстники из полных семей. При ответе на вопрос: «Каким ты будешь, когда вырастешь?» была обнаружена тенденция у дошкольников из неполных семей присваивать себе имена мультипликационных персонажей: "как Миньон", "как Человек-паук" и т.д. В то время как у детей, воспитывающихся в полных семьях (с родным отцом и с отчимом) чаще всего ответ был таков: «как папа».

Доминирует в трех выборках средний уровень полоролевой идентификации (60% в неполных семьях, 55% в полных семьях с родным отцом и 50% - в семьях с отчимом). Недостаточный уровень полоролевой идентификации обнаружен у 5% детей из полных семей обоих типов и 20% детей из неполных семей.

Высокий уровень полоролевой идентификации – у 20% детей из неполных семей и у 45% детей из полных семей. В ходе анализа рисунков, мы заметили, что дети из полных семей чаще изображали большее количество признаков, обозначающих отличия мужской фигуры от женской: одежда, прическа и пр. Дети из неполных семей реже изображали указанные выше признаки.

Так же нами была обнаружена тенденция у мальчиков из неполных семей изображать первой фигуру противоположного пола, в то время как дети из полных семей и девочки из неполных семей чаще первой изображали фигуру женского пола.

Таким образом, по результатам проведенной диагностики можно говорить о преобладании среднего уровня полоролевой идентификации у детей. При этом, что дети из неполных смей (особенно мальчики) испытывают большие затруднения, чем девочки из неполных и дети обоего пола из полных семей.

Следовательно, актуальные проблемы, выявленные у дошкольников из неполных семей – это тревожность, астенизация, импульсивность, трудности с идентификацией.

На рисунке 2.1 представлено соотношение составляющих эмоциональной сферы дошкольников из разных типов семей.

Рис. 2.1. Анализ составляющих эмоциональной и личностной сферы дошкольников из семей разного типа (методика «Нарисуй человека»), в %

Выводы:

1) У дошкольников из разных типов семей доминирует средний уровень полоролевой идентификации.

2) Доля дошкольников из неполных семей, в рисунках которых есть признаки тревоги, больше, чем доля сверстников из полных семей, где в воспитании участвует родной отец и отчим (р<0,05).

3) У мальчиков из неполных семей уровень полоролевой идентификации характеризуется более низкими показателями, по сравнению с девочками из неполных семей и сверстниками обоего пола, воспитывающихся в семьях родным отцом или отчимом (р<0,05). Основываясь на результатах методики "Рисунок семьи", низкий уровень полоролевой идентификации мальчиков из неполных семей можно объяснить доминирующим положением матери.

По нашим данным девочки из неполных семей испытывают меньше затруднений в процессе диагностики, чем мальчики, воспитывающиеся в неполных семьях. Следовательно, отсутствие отца в семье и доминирующее положение матери (которое является следствием отсутствия отца) в большей степени отрицательно воздействует на полоролевую идентификацию мальчиков, чем девочек.

Заметим, что у некоторых мальчиков и девочек из полных семей также был обнаружен низкий уровень полоролевой идентификации: в результате беседы с воспитателями выяснилось, что в этих семьях родители много работают, часто бывают в командировках. То есть, детям, показавшим низкий уровень полоролевой идентификации, уделяется недостаточно внимания, в связи с занятостью родителей.

В ходе исследования было установлено, что все дети правильно идентифицируют свой пол, но многие из них (особенно мальчики, воспитывающиеся в неполных семьях) имеют весьма поверхностные представления о характерных различиях между мужским и женским полом.

На основании диагностического обследования дошкольников из трех типов семей при помощи методики «Цветик – семицветик», нами составлено представление об их эмоциональном состоянии и отношении к родителям.

В отношении себя большинство детей, воспитывающихся отчимом, выбирали основные цвета: красный (30%), желтый (30%), синий (10%), зеленый (20%), в 5% фиолетовый. Выбрали черный цвет для себя 5% дошкольников. Для мамы они выбирали лепестки таких цветов: красный (25%), желтый (35%), синий (20%), зеленый (20%). Папе, по их мнению, подходят такие цвета: красный (30%), желтый (30%), синий (5%), зеленый (35%).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных