ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВыпускная квалификационная работа ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ
ПЕРМЬ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3 Глава 1.Теоретическое обоснование проблемы исследования особенностей эмоционального развития ребенка четвертого года жизни………….…………8 1.1 Понятийный аппарат………………...………………………………………..8 1.2Особенности эмоционального развития ребенка 2-4 лет………………….12 1.2.1 Эмоциональное благополучие ребенка:………………………………………………………………………..….19 1.2.2 Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..23 1.3 Типология родительско- детских отношений………………………….…..25 1.4 Особенности адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению………………………………………………………………………35 Вывод……………………………………………………………………………..47 Глава 2. Исследование особенностей эмоционального развития детей в период адаптации к ДОУ……………………………………………………….49 2.1 Описание диагностических методик………………………………………50 2.2 Анализ результатов диагностики на начало экспериментальной работы……………………………………………………………………………65 2.3 Система коррекционной работы с родителями, детьми, педагогами…..84 2.3.1 Основные формы работы с родителями, детьми, и педагогами………86 Заключение…………………………………………………………………….103 Список литературы…………………………………………………………...105 Приложения……………………………………………………………………108
ВВЕДЕНИЕ В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. На климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте. Дети – это наше продолжение, и как мы воспитаем наших детей, что мы в них вложим, все эти вопросы являются задачей номер один каждого родителя и каждого педагога. Поэтому нужно задуматься о том, каких детей мы хотим увидеть в будущем, уверенных в себе, целеустремленных, добрых, честных или людей, которые всего боятся, не знающих своего достоинства. Конечно же, каждый из нас хочет, чтобы наши дети выросли сильными и морально и физически и духовно и нравственно. И одной из самых важных сфер в жизни ребенка является эмоциольное развитие ребенка. И в этом развитии активное участие должны, в первую очередь, принимать родители, а потом уже и педагоги. Ведь в ранний возрастной период закладываются основы, которые человек использует и в более старшем возрасте. Главное – создать необходимые условия, в которых ребенок сможет проявить свои возможности, неограничевать действия ребенка (важно чуткое руководство взрослого), дать возможность свободного творческого проявления. В моей работе я хочу глубоко изучить проблему эмоционального развития детей. В момент поступления ребенка в детский сад в возрасте трех лет ребенок готов приобретать навыки общения и взаимодействия с людьми, так как именно с 3 до 7 лет – сензитивный период в жизни ребенка для качественного развития этих способностей, уделяя внимание качественному развитию способностей: до года – тактильные и слуховые ощущения, с года до трех – речь, умение выражать ребенком свои мысли и чувства, с 3 до 7 лет – навыки общения и взаимодействия с людьми. Сензитивный период дает возможность максимально развивать способности ребенка в определенном возрасте. Особенность развития человека состоит в том, что каждые новые знания, умения и навыки накладываются на предыдущие, поэтому важно «успеть» вложить в ребенка как можно больше. И очень важно вовремя успеть начать развивать те навыки, которые дает природа человеку, так как ребенок никогда уже не будет учиться чему-либо с такой легкостью, как в соответствующий сензитивный период своего развития Важную роль раннему опыту воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейным традициям и эмоциональному фону отношений родителей к ребенку отводят следующие авторы Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие. Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.). А.М. Захаров в своей книге «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» подробно описал типичные нарушения правил семейного воспитания, которые выделяют психологи. Также известны другие типологии родительских отношений. А.Я. Варга выделяет: принимающе-авторитарное родительское отношение, "маленький неудачник", симбиотическое родительское отношение, симбиотически-авторитарное родительское отношение. С точки зрения А. С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Она полагает, что как совокупность установок, родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Также она характеризует родительские позиции по параметрам, которые мы подробно описали в пункте 1.1. Майерхофер с своей книге "Раннее воспитание личности. Психогигиена в детском возрасте" постоянно пропагандирует мысль, что воспитание ребенка - это процесс в высшей степени активный, что если родители и воспитатели не будут сознательно и решительно формировать в ребенке нужные для адекватной социальной адаптации свойства характера, то, став взрослым, он может быть обречен на одиночество, непонимание, несчастливую жизнь. Проблемой эмоционального благополучия занимались многие ученые: А.Д.Кошелева, Л.И. Божович, А.В.Запорожец, Г.Г.Филиппова, В.М.Бехтерев, А.Рояк, Т.А. Репина, В.С.Мухина и другие. Также актуальность данной проблемы может подчеркнуть и тот факт, что многие ученые, педагоги и психологи, такие как Э. Аратюнян, М.И. Лисина, Гарбузов, Д.Б.Эльконин, Л.С. Выготский, Л.И. Божович и другие изучают данную проблему и их мнения и исследования представлены в моей работе. Объектом исследования являются особенности эмоционального развития ребенка, предмет исследования – влияние родительских отношений на адаптацию в детском саду детей младшего дошкольного возраста. Основная цель работы: Теоретически обосновать и практически изучить влияние родительских отношений на эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в период адаптации в детском саду. Гипотеза моего исследования заключается в следующем: 1) В основе эмоционального благополучия ребенка лежит характер и особенности отношения к нему близких взрослых, эмоциональный фон, который складывается в общении между членами семьи. Стиль семейного воспитания, определяемый родительскими ценностными ориентациями, установками, эмоциональным отношением к ребенку, особенностью восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним - является значительным фактором развития личности ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка, благоприятно воздействующие взаимоотношения родителей и ребенка – могут положительно и благотворно повлиять на адаптацию ребенка в детском саду. 2) Существует взаимосвязь между особенностями детско- родительских отношений и адаптацией детей младшего дошкольного возраста к дошкольному учреждению. Для достижения поставленной цели в работе предусматривалось решение целого ряда задач: 1) дать определение основным понятиям исследования; 2) охарактеризовать особенности эмоционального развития ребенка 2-4 лет; 3) изучить сферу эмоционального благополучия ребенка; 4) выявить и описать влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста; 5) описать типологию родительских отношений; 6) раскрыть особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста; 7) описать диагностические методики; 8) проанализировать результаты диагностики на начало экспериментальной работы; 9) систематизировать коррекционную работу по трем направленим: с родителями, педагогами, детьми; 10) Раскрыть основные формы работы по трем направлениям. Методы исследования: теоретические методы: анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование, индукция, дедукция, сравнение и обобщение;практические: наблюдение, беседа, эксперимент, тестирование, анкетирование, тренинговые занятия, вопросники. База исследования: МАДОУ «ЦРР_детский сад №266»
ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|