Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятийный аппарат: эмоции, аффекты, адаптация, тревожность, родительское отношение, стиль родительского воспитания, семья.




 

В ходе исследования были изучены следующие понятия:

Эмоции – особый класс психологических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающихся в форме непосредственного переживания. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Формирование эмоций человека – важнейшие условия развития его как личности.[18]

Эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру, к людям, процессам и результатам его практической деятельности. [23]

В большой медицинской энциклопедии под редакцией Петровского Б.В. дается следующее определение. Эмоции – это субъективное состояние человека и животных, возникающие в ответ на воздействие внешних и внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредс.твенных переживаний (удовольствие, неудовольствие, гнев, страх). [4]

Петровский А.В. описывает эмоции «как непосредственное, временное переживание какого – нибудь более постоянного чувства. Эмоция это душевное волнение, душевное движение. В одних случаях эмоции отмечаются действительностью. Они становятся побуждениями к поступкам, к высказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. В других случаях эмоции(астенические) характеризуются пассивностью или созерцательностью, переживание чувств расслабляет человека, человек уходит в себя, замыкается. [30]

Вилюнас В.К. выделяет, что «эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируют и направляют ее. Эмоции – это такие психологические образования, которые окрашивают в образе отражаемое содержание, как бы добавляясь к нему, выражают значимость этого содержания для субъекта (функция, оценка) и определяет его к соответствующей значимости(функция, побуждение) [9].Эмоции являются механизмами, нарушающими равновесие в образе среды между одинаковыми возможностями действия. Вилюнас В.К. классифицировал эмоции. Выделяет два основных вида: ведущие и производственные. Ведущие эмоции открывают субъекты значимости или смысл самого предмета потребности. Производственные – открывают субъекту смысл как предметы, которые обладают лишь ситуативной, условной жизненной значимостью, опосредованной их объективным отношением к предмету ведущей эмоции.

С точки зрения Леонтьева у человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой, субъект узнает о потребности, значимости происходящего. Особенность эмоций в том, что они непосредственно отражают, отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам.[13]

Немов Р.С., в своей работе, выделяет три эмоциональных основных состояний человека – собственно эмоции, чувства, аффект.[27]

Рассмотрим понятие аффект. Определение понятия в словаре под ред. Зинченко звучит так: «Аффект – сильное и относительно эмоциональное кратковременное состяние, связанное с резкими изменениями важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождается резко выраженными двигательными проявлениями и изменениямив функциях внутренних органов»[17]

Тревожность – склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий

В нашем исследовании предпринята попытка, изучить особенности проявления аффективного поведения у детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению. И поэтому нам необходимо более конкретно представить понятие адаптации.

Под биологической адаптацией в узком смысле понимается перестройка физиологических систем организма, обеспечивающая целесообразное приспособление к новым условиям жизни. Эта перестройка осуществляется на основе врожденных механизмов. Уже новорожденный ребенок быстро приспосабливается к условиям жизни, которые специально создаются в семье после его рождения.[25]

Биологическая перестройка происходит и в период первоначального пребывания ребенка в Дошкольном учреждении. Он должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.

Наряду с биологической адаптацией осуществляется и социальная адаптация, то есть способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий. В психолого-педагогическом словаре Коджаспирова определяет социальную адаптацию как активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к-рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.[19]

Биологическая и социальная адаптация взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга. В дошкольном, особенно в раннем возрасте изменения среды и обычного образа жизни приводят к психическому напряжению, которое вызывает изменение эмоционального состояния, нарушения в поведении (появляется раздражительность, ссоры со сверстниками, заторможенность), ухудшение сна и потеря аппетита. Одновременно происходят сдвиги и в других функциональных системах (вегетативной), в системе реактивности, снижаются защитные силы организма, что часто приводит к заболеваниям. Эти явления в разной степени выражены у детей и объясняются недостаточной тренированностью механизмов адаптации.

Рассмотрим другие понятия, которые будут изучаться в нашем исследовании.

Родительское отношение - система разнообразных чувств, проявляемых родителями, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков.[6]

Стиль родительского воспитания – это относительная устойчивость целей, действий и реакций взрослого, направленных на формирование личности ребенка [6]

Семья - малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях, на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. [16]

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных