Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стимульный материал к “Диагностике депрессивных состояний ” Бека




• 0 Я не чувствую себя расстроенным, печальным.

• 1 Я расстроен.

• 2 Я все время расстроен и не могу от этого отключиться.

• 3 Я настолько расстроен и несчастлив, что не могу это выдержать.

• 0 Я не тревожусь о своем будущем.

• 1 Я чувствую, что озадачен будушим.

• 2 Я чувствую, что меня ничего не ждет в будущем.

• 3 Мое будущее безнадежно, и ничто не может измениться к лучшему.

• 0 Я не чувствую себя неудачником.

• 1 Я чувствую, что терпел больше неудач, чем другие люди.

• 2 Когда я оглядываюсь на свою жизнь, я вижу в ней много неудач.

• 3 Я чувствую, что как личность я - полный неудачник.

• 0 Я получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

• 1 Я не получаю столько же удовлетворения от жизни, как раньше.

• 2 Я больше не получаю удовлетворения ни от чего.

• 3 Я полностью не удовлетворен жизнью. и мне все надоело.

• 0 Я не чувствую себя в чем-нибудь виноватым.

• 1 Достаточно часто я чувствую себя виноватым.

• 2 Большую часть времени я чувствую себя виноватым.

• 3 Я постоянно испытываю чувство вины.

• 0 Я не чувствую, что могу быть наказанным за что-либо.

• 1 Я чувствую, что могу быть наказан.

• 2 Я ожидаю, что могу быть наказан.

• 3 Я чувствую себя уже наказанным.

• 0 Я не разочаровался в себе.

• 1 Я разочаровался в себе.

• 2 Я себе противен.

• 3 Я себя ненавижу.

• 0 Я знаю, что я не хуже других.

• 1 Я критикую себя за ошибки и слабости.

• 2 Я все время обвиняю себя за свои поступки.

• 3 Я виню себя во всем плохом, что происходит.

• 0 Я никогда не думал покончить с собой.

• 1 Ко мне приходят мысли покончить с собой, но я не буду их осуществлять.

• 2 Я хотел бы покончить с собой.

• 3 Я бы убил себя, если бы представился случай.

• 0 Я плачу не больше, чем обычно.

• 1 Сейчас я плачу чаще, чем раньше.

• 2 Теперь я все время плачу.

• 3 Раньше я мог плакать, а сейчас не могу, даже если мне хочется.

• 0 Сейчас я раздражителен не более, чем обычно.

• 1 Я более легко раздражаюсь, чем раньше.

• 2 Теперь я постоянно чувствую, что раздражен.

• 3 Я стал равнодушен к вещам, которые меня раньше раздражали.

• 0 Я не утратил интереса к другим людям.

• 1 Я меньше интересуюсь другими людьми, чем раньше.

• 2 Я почти потерял интерес к другим людям.

• 3 Я полностью утратил интерес к другим людям.

• 0 Я откладываю принятие решения иногда, как и раньше.

• 1 Я чаще, чем раньше, откладываю принятие решения.

• 2 Мне труднее принимать решения, чем раньше.

• 3 Я больше не могу принимать решения.

• 0 Я не чувствую, что выгляжу хуже, чем обычно.

• 1 Меня тревожит, что я выгляжу старым и непривлекательным.

• 2 Я знаю, что в моей внешности произошли существенные изменения, делающие меня непривлекательным.

• 3 Я знаю, что выгляжу безобразно.

• 0 Я могу работать так же хорошо, как и раньше.

• 1 Мне необходимо сделать дополнительное усилие, чтобы начать делать что-нибудь.

• 2 Я с трудом заставляю себя делать что-либо.

• 3 Я совсем не могу выполнять никакую работу.

• 0 Я сплю так же хорошо, как и раньше.

• 1 Сейчас я сплю хуже, чем раньше.

• 2 Я просыпаюсь на 1-2 часа раньше, и мне трудно заснуть опять.

• 3 Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и больше не могу заснуть.

• 0 Я устаю не больше, чем обычно.

• 1 Теперь я устаю быстрее, чем раньше.

• 2 Я устаю почти от всего, что я делаю.

• 3 Я не могу ничего делать из-за усталости.

• 0 Мой аппетит не хуже, чем обычно.

• 1 Мой аппетит стал хуже, чем раньше.

• 2 Мой аппетит теперь значительно хуже.

• 3 У меня вообще нет аппетита.

• 0 В последнее время я не похудел или потеря веса была незначительной.

• 1 За последнее время я потерял более 2 кг.

• 2 Я потерял более 5 кг.

• 3 Я потерял более 7 кr. Я намеренно стараюсь похудеть и ем меньше (отметить крестиком).
ДА_________ НЕТ_________


• 0 Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.

• 1 Меня тревожат проблемы моего физического здоровья, такие, как боли, расстройство желудка, запоры и т.д.

• 2 Я очень обеспокоен своим физическим состоянием, и мне трудно думать о чем-либо другом.

• 3 Я настолько обеспокоен своим физическим состоянием, что больше ни о чем не могу думать.

• 0 В последнее время я не замечал изменения своего интереса к сексу.

• 1 Меня меньше занимают проблемы секса, чем раньше.

• 2 Сейчас я значительно меньше интересуюсь сексуальными проблемами, чем раньше.

3 Я полностью утратил сексуальный интерес.

Приложение 4

Конспект группового собрания для родителей с элементами игрового тренинга на тему: «Адаптация ребенка в детском саду»

 

Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влияющих на успешную адаптацию.

Задачи:

1. Познакомить родителей с характеристиками психологической адаптации ребенка к условиям ДОУ.

2. Способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками.

3. Способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.

4. Предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Участники: родители будущих воспитанников НДОУ.

Оборудование: стикеры для визиток, цветные карандаши, фломастеры, игрушка, грецкие орехи, волшебный мешочек, мультимедийный проектор, компьютер.

 

ХОД ВСТРЕЧИ

Упражнение «Визитки»

Ведущий предлагает участникам познакомиться и приготовить визитки. После того как визитки изго­товлены, каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о себе.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросу адаптации детей к ДОУ. Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться, напишите свои имена на стикерах.

Я по кругу буду передавать игрушку, у кого иг­рушка окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:

1. Как его зовут?

2. Какой у вас любимый завтрак?

3. Ваше любимое занятие?

Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.

Правила тренинга

Ведущий:

Для того чтобы нам было легче общаться, давайте создадим правила своей группы. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся? Вам надо предложить свои правила, а мы их запишем на доске.

Например:

1. Не перебивать друг друга. Например, будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?

2. Доверительный, доброжелательный стиль общения. Такое условие необходимо, чтобы состо­ялся доверительный диалог.

3. Искренность в общении. Говорим правду или молчим.

4. Общение по принципу "здесь и теперь", говорим от 1-го лица("Я..."). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас на тренинге не присутствуют.

5. Помним, что поведение человека и его личность - это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.

6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.

 

Игра на сплочение " Встреча руками"

Ведущий:

Встаньте, пожалуйста, в круг, так чтобы Ваши руки могли встретиться. Закройте глаза. По команде ведущего пусть Ваши руки:

1. сначала найдут друг друга;

2. познакомятся;

3. проявят симпатию;

4. потанцуют;

5. подерутся;

6. помирятся;

7. попрощаются.

Молодцы, садитесь на свои места. Ответьте на вопросы:

· Легко ли было выполнить это упражнение?

· Что мешало?

Также это упражнение направлено на сплочение нашей команды.

 

Упражнение- визуализация «Воспоминания»:

На экране слайд – шоу – фотографии родителей в раннем возрасте под музыку.

Ведущий: Попробуйте вспомнить свои первые детские впечатления о детском саде, о школе.

 

Ведущий подытоживает об­щий настрой группы и фиксирует различные проявле­ния настроения участников.

Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать количество адаптационных периодов в жизни человека точно невоз­можно и испытывать процесс адаптации каждый че­ловек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие ситуации, требующие приспособления ребенка к смене жизненных обстоятельств:

· Поступление в детский сад.

· Переход из одной группы в другую.

· Длительная болезнь.

· Длительный отпуск.

· Смена педагога.

· Появление нового ребенка в группе сверстников.

Адаптация — приспособление к условиям окружа­ющей среды. Психологическая адаптация предпола­гает, что человек находится в гармонии с самим со­бой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.

Как выдумаете, какие психофизические реакции мо­гут быть характерны для ребенка в период адаптации?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации

· Беспокойство

· Страх

· Заторможенность (повышенная возбудимость)

· Капризность

· Раздражительность

· Упрямство

Упражнение "Грецкий орех"

Ведущий:

Сейчас я перед вами из мешочка высыплю грецкие орехи, и каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок прожилок, дефекты, т. е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

(В центре круга из мешочка высыпаются орехи по числу участников, родители их разбирают.)

Ведущий:

Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю обратно на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

(Участники тренинга выполняют задание.)

Ведущий:

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

· По какому принципу вы нашли свой орех? (Цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться — одинаковых нет, а все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые "черточки". Нужно их только почувствовать и понять.

В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, про­водимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду.

Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?

Идет обсуждение, в конце которого ведущий подводит итог.

Гораздо труднее и дольше адаптируются дети:

· являющиеся единственными в семье;

· чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;

· привыкшие к тому, что их капризам потакают;

· пользующиеся исключительным вниманием взрослых;

· не имеющие элементарных навыков самообслу­живания;

· неуверенные в себе;

· страдающие ночными страхами;

· эмоционально неустойчивые;

· пережившие психологическую травму;

· с ярко выраженными дефектами (в более стар­шем возрасте);

· чьи родители слишком сильно переживают за ребен­ка в связи с необходимостью отдать его в детский сад

Для более успешной адаптации родителям необходимо знать особенности данного возраста.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду ран­него детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

В соответствии с периодизацией, принятой в оте­чественной психологии, дошкольным детством счи­тается период от 3-х до 7-ми лет. Пред­шествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

Для того чтобы предметная деятельность носи­ла развивающий характер, необходимо, чтобы ре­бенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развиваю­щая среда, окружающая ребенка, не должна пере­гружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продук­тивной (рисование, лепка, конструирование) дея­тельности.

В этот период жизни у ребенка происходит ин­тенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрос­лым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимули­ровать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологи­ческая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по вра­чам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными.

И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства позна­ния действительности, как способа регуляции пове­дения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непро­извольный характер, он может выделить в пред­мете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприя­тия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при не­посредственном соотношении и сравнении предме­тов. Задача взрослого — правильно назвать при­знаки и действия предмета.

Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактичес­кие) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометри­ческие фигуры). Малыш в возрасте 2—3-х лет спо­собен различать:

· 5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоу­гольник, овал);

· 6 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный).

Основной способ познания ребенком окружаю­щего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке ка­кой-либо цели в играх и поведении.

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмо­циональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту зараже­ния»: если один начнет радостно скакать по груп­пе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического ком­форта или его отсутствия (шарф может «кусать­ся», а колготки - «мокриться»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребен­ка - это систематичность, ритмичность и повторяе­мость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

В течение первых трех лет жизни ребенок меня­ется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуаль­ное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается оп­ределенное отношение к себе.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

 

· Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

· Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предме­тами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

· Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произноси­мых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

· Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимо­действия.

· Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

· Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получа­ется, поскольку ребенок в 2 — 3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

· Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

· То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огор­чаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радо­ваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

 

Вам как родителям важно:

 

o Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

· Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом:

пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками,

и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под

присмотром взрослого!

· Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуж­дать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периоди­ческие контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

· Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и добро­желательное сотрудничество.

· Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

· Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша роди­тельская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприя­тие, а значит, через постоянное исследование нового.

· Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не вос­принимаются.

· Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам

ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у

ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне

естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнориро­вать,

в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или

переключить его внимание.

Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка.

Правила для родителей в период адаптации ребенка

к изменяющимся условиям.

(памятка)

Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка.

Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком

детского сада, чтобы он шел туда с желанием.

Правило 3. Ваши собственные детские воспоми­нания могут пробудить у

ребенка желание посещать детский сад.

Правило 4. Подготовительный период должен на­чаться задолго до первого

дня посещения группы дет­ского сада.

Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно.

Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности.

Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста.

Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки.

 

Игры «По дороге в детский сад»

Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.

1. «Все круглое (квадратное, треугольное)»
Ребенок и взрослый по очереди называют предме­ты круглой формы, встречающиеся на пути.

«Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.

«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком по­ходку зайчика, медведя, лисички и т.д.

4. «Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или при­крепляет к своей куртке значок и просит ребенка ска­зать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.

5. «Загадки»

По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?»

Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»

Рефлексия

Ведущий:

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выполним рефлексию, т. е. отслеживание своих чувств и эмоций по поводу тренинга.

Прошу каждого, передавая мячик, высказаться о том:

  • что он узнал сегодня;
  • было ли для него это полезно;
  • какие чувства он испытывает в данный момент и испытывал в момент самого тренинга;
  • что он хотел бы еще узнать.

Приложение5

Вводная часть.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных