Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕОБХОДИМЫЕ ИГРУШКИ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ




Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере. Пока ребёнок не ходит в дошкольное учреждение, он находится в тесном эмоциональном контакте с близкими взрослыми, чувства которых созвучны его собственным чувствам.

При поступлении в детский сад ребёнок на какое-то время расстаётся с близкими людьми, поэтому в период адаптации к новым условиям важно обеспечить ему эмоциональный комфорт.

Можно выделить два основных фактора комфортного привыкания к детскому саду: создание предметно-игровой среды и благоприятное для ребёнка взаимодействие с новыми взрослыми.

В создании предметно-игровой среды важная роль отводится игрушке, которая зачастую выполняет функцию стабилизации эмоционального состояния детей.

Какие игрушки необходимо иметь в группе в адаптационный период?

Особенности жизненного тонуса малыша, его настроения и эмоционального состояния тесно связаны с двигательной активностью. Поэтому в группе и на участке (на прогулке) должно быть достаточное количество игрушек, организующих динамичное освоение мира. К ним можно отнести велосипеды, большие машины (чтобы разъезжать по комнате или по участку), всевозможные каталки (простые и шумовые), мячи разных размеров, тележки и т.п. Хорошо иметь качалки (качели) на одного или нескольких детей, горки, сухой бассейн с шариками и др.

Игрушки желательно расставлять в разных местах групповой комнаты: на полу, на полке, на горке и под ней. Доставая их, ребёнок вынужден двигаться, прилагать усилия. Это снимает эмоциональное напряжение, отвлекает от неприятных мыслей.

Однако не всем детям интересны двигательные игрушки. В большей степени они актуальны для мальчиков, имеющих опыт их использования.

Для некоторых детей важна так называемая «сюжетная атрибутика», причём в раннем возрасте игровые наборы спальни или, например, кухни одинаково привлекают как мальчиков, так и девочек. Мебель для кукол -кровать, шкаф, стол, стул и др. - должна быть прочной, так как ребёнок часто переносит её с одного места на другое, да и сам не прочь посидеть на кукольном стуле, а в шкаф положить или повесить «настоящие вещи». Ведь дети этого возраста ещё не проигрывают, а реально проживают жизненные ситуации.

Обязательно нужны куклы, которых можно укладывать спать, кормить, купать и одевать. По размеру и облику они должны быть положи на настоящих младенцев. Особое значение имеет лицо куклы. Оно не должно быть злым, некрасивым или «никаким» (такие игрушки часто встречаются на прилавках магазинов). Важно, чтобы при первом взгляде лицо «прочитывалось» положительно. Детям этого возраста нужны куклы с нарисованными глазами, короткой стрижкой, мягкими руками и ногами, чтобы их легко можно было посадить, поставить, положить, одеть. Жёсткая кукла с несгибающимися руками и ногами раздражает ребёнка.

Если говорить об особенностях внешнего облика куклы, вспоминается история, произошедшая несколько лет назад, но почему-то часто всплывающая в памяти. Перед какой-то большой проверкой для открытого занятия нужен был Буратино, которого ни в детском саду, ни в магазинах на тот момент не оказалось. Воспитатель, художник по образованию, решила сама сделать эту куклу. Буратино получился на славу, вот только нос у него был несколько длинноват, крючковат и напоминал орлиный. Переделывать куклу было некогда, да и сильно это в глаза не бросалось.

Половина занятия прошла великолепно, и затем как сюрпризный момент в гости пришёл Буратино. Поначалу дети вроде бы обрадовались. Но как только Буратино подходил к ребёнку, чтобы поздороваться, тот отступал назад или отворачивался, а один мальчик при приближении к нему куклы стал пятиться и убегать. На вопрос воспитателя «Почему ты убегаешь от Буратино?» ребёнок с ужасом выпалил: «Я боюсь эту вашу Буратину, она меня сейчас клюнет».

Этот пример показывает, что маленькие дети имеют уже довольно высокие способности «прочитывания» лица.

Многочисленные исследования показали: чем натуральнее игрушки, изображающие продукты деятельности человека (инструменты, машины, домашнюю утварь), чем точнее они воспроизводят «всамделишные» вещи, тем больше нравятся ребёнку.

Но с игрушками, изображающими животных, дело обстоит иначе. Точная копия животного меньше привлекает ребёнка, чем искажённая, но искажённая определённым образом. Голова должна быть большая и круглая, конечности укорочены, нос приплюснут, уши большие и оттопыренные, глаза смотрят вперёд, живот большой и округлый. В таком исполнении дети одинаково хорошо принимают и мышь, и зайца, и собаку, и медведя, и тигра. Но если у животных, особенно изображающих хищников, голова маленькая и удлинённая, нос и конечности длинные, уши прижатые и острые, а глаза расположены по бокам головы, дети избегают таких игрушек. Дело в том, что малышам нравятся животные-детёныши: не зайцы, собаки, медведи, козлы, тигры, а зайчата, щенки, медвежата, козлята, тигрята. «С ними можно играть, а со взрослыми нельзя - они не будут играть».

Также нужны в детском саду звучащие игрушки и инструменты: музыкальный телефон, различного рода панно с голосами животных, музыкальные ящички с фигурками.Такие игрушки не только вызывают у детей приятные эмоции, но и выполняют исключительно важные функции: отвлекающую и организационную.

Желательно, чтобы в первые дни посещения ребёнком дошкольного учреждения в группе звучала фоновая музыка, например весёлая детская песенка. В нужный момент её можно включить погромче, попеть и потанцевать под неё вместе с детьми. Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются даже инертные, замкнутые малыши.

Дети раннего возраста осваивают мир руками, поэтому в группе должны быть игрушки и предметы, с которыми можно производить различные действия: нанизывание, откручивание, продевание, завинчивание и т.п. Желательно, чтобы эти предметы были контрастных величин, например большая пирамидка и маленькая, бутылки с широким и узким горлышком. Во время действий с ними в работу включаются не только пальцы рук, но и мышцы всего тела, например при нанизывании колец на большую пирамидку (во весь рост ребёнка). В такой игре зачастую принимает участие вся группа.

Важно так организовать предметно-игровую среду, чтобы дети могли играть там, где им удобно.

Очень часто малыши, только начинающие посещать детский сад, напряжены и готовы расплакаться не потому, что мамы нет рядом, а потому, что их пугает ещё не освоенное жизненное пространство. Они боятся неизвестности: «А что за этой дверью?» «А что видно в это окошко?» Обеспечить устойчивое положительное эмоциональное состояние можно за счёт проведения мини-экскурсий - путешествий по группе и за её пределы. Такие экскурсии можно совершать с одним или двумя «проблемными» детьми, останавливаясь с ними возле привлекательных объектов, например около горки или сухого бассейна с шариками, у кабинета психолога с игрушками, около стиральной машины в прачечной и т.д. В нашем ДОУ (экспериментальная площадка) дети любят бывать в прачечной, они готовы долго наблюдать за крутящимся барабаном стиральной машины. Педагоги даже шутя прозвали прачечную «комнатой адаптации».

В период привыкания к детскому саду хорошо зарекомендовал себя и такой приём: если малыш приходит в группу со своей игрушкой, например с плюшевым зайцем, то целесообразно сосредоточить внимание не на ребёнке, а на принесённой им игрушке, то есть провести экскурсию для зайца: «Смотрите, кто к нам пришёл. Давайте покажем зайчику, что есть в нашей группе». Сначала мы приносим и показываем ребёнку (зайцу) интересные предметы, игрушки, а когда ребёнок (заяц) немного осмелеет и отойдёт подальше от мамы, начинаем водить его по группе, предлагаем потрогать какой-нибудь предмет, поиграть с ним, привлекаем к повторению манипуляций других детей. Малыша захватывает такая ситуация, и он может с лёгкостью расстаться с мамой.

Расширяя узнаваемое пространство детского сада, мы снимаем значительную долю тревожности и страхов ребёнка.

Положительное эмоциональное состояние, способствующее оптимальной активности, не может возникнуть без соответствующего настроя окружающих ребёнка людей. Поэтому другой фактор, обеспечивающий комфортное привыкание к детскому саду, - соучаствующий взрослый, который эмоционально и физически поддерживает малыша, вселяет в него уверенность в безопасности, помогает ему более успешно овладеть необходимыми действиями, восхищается его успехами, развивает в нём чувство самоценности. Таким взрослым в детском саду выступает воспитатель.

С приходом ребёнка в детский сад привычные для него формы общения, соучастия, помощи и оценки начинают катастрофически быстро изменяться, даже разрушаться. Ребёнку это непонятно, и он ждёт от взрослого, заменяющего маму, того, к чему привык. Но ведь семья - довольно закрытая система, а отношения близких людей -дело интимное. И воспитателю не всегда известно, чего конкретно ждёт от него малыш. Понятно только одно: почти каждый ребёнок любит ласку, поэтому наиболее эффективны в период адаптации, впрочем, как и в последующее время, различные формы телесного контакта.

Однако разные дети нуждаются в различном телесном контакте. Ребёнку, находящемуся в тесной близости с мамой, тревожному, часто испытывающему страх, необходимы мягкие, нежные прикосновения. Хорошо взять его на руки, обнять, посадить на колени, погладить, рассмотреть пальчики на руках и поиграть с ним в весёлую потешку.

Другому ребёнку подойдёт активный телесный контакт: ему понравится, когда его покружат, подбросят вверх, поваляются вместе с ним на ковре и т.п.

С использованием таких приёмов дети как бы попадают в привычную для них атмосферу, у них снижается тревожность, появляется чувство доверия к новому взрослому.

Особая роль в период адаптации ребёнка отводится игре и различным игровым приёмам, требующим общения с другими детьми. Это всевозможные хороводы, игры в поезд, «ниточку-иголочку» и т.п., в которых необходимо взяться за руки или положить руки на плечи впереди стоящего. Такие игровые действия желательно сопровождать музыкой или предложить самим детям их озвучить.

Охарактеризуем одну разновидность игрового взаимодействия воспитателя с детьми, которое даёт самый положительный эффект в период привыкания к детскому саду.

Как мы уже говорили, ребёнок раннего возраста находится в тесном эмоциональном контакте с близким взрослым, чаще всего с мамой, и эту систему отношений он переносит на детский сад. Полностью воспроизвести такие отношения нереально, но их можно реализовать в сюжетно-двигатель-ных играх. Общей характерной особенностью таких игр является присутствие так называемого синдрома наседки. В каждой игре воспитатель выступает в роли общей мамы (наседки, кошки, козы, овцы и т.д.) и повторяет привычные формы взаимоотношений, существующие в семье между мамой (родителями) и детьми. Разыгрываться могут самые различные сюжеты, но для детей этой возрастной категории важно, чтобы при любом наборе действий мама всегда была опорой, защитой, крепостью.

При использовании таких игр нужно придерживаться определённой последовательности (поэтапности). Вначале проводить игры, где дети вслед за мамой повторяют какие-то действия, например наседка ведёт своих цыплят погулять, они останавливаются пощипать травку, попить водички, почистить перышки, отдохнуть у неё под крылышком. Аналогичные действия воспроизводятся в играх «Кошка и котята», «Зайчиха и зайчата», «Медведица и медвежата» и т.п. Важное условие - демонстрация воспитателем заинтересованности игрой и поощрение действий детей.

Такие игры целесообразно использовать в первые месяцы пребывания малышей в группе, в период их начального знакомства с новым взрослым и остальными детьми.

На следующем этапе организуются игры, похожие на предыдущие, но сюжет изменяется за счёт введения отрицательного героя (главного нарушителя спокойствия). Однако в силу большой тревожности некоторых детей этого возраста и ярко выраженных у них различных страхов, в том числе боязни некоторых сказочных персонажей, герой, который противопоставляется остальным, не должен быть слишком грозным. Например, в идиллию жизни наседки и цыплят вмешивается домашний кот (игры «Мыши и кот», «Цыплята и кошка», «Кот и птички»). Не вызывает у детей страха и появление в играх некоторых хищников, например лисы («Петушок и лиса», «Зайчата и лиса», «Ежата и лиса» и т.п.).

Сюжет этих игр чрезвычайно прост: детёныши повторяют за мамой-наседкой игровые действия, а затем появляется злодей, от которого все благополучно прячутся. Злодей не подбегает близко к детёнышам, так как заботливая мама видит его ещё издали. Дети быстро находят (по предварительной договорённости) место укрытия.

На третьем этапе разыгрываются игры с более сложным в эмоциональном отношении сюжетом. Героями-злодеями в них могутвыступать даже явные хищники, например волк или медведь. Эти роли сначала исполняет воспитатель (помощник воспитателя, психолог детского сада, старший дошкольник), а впоследствии ребёнок младшего возраста. Естественно, злые персонажи могут вызывать страх у детей. Бороться с этими страхами помогают простейшие психотерапевтические приёмы, например возможность проучить нарушителя спокойствия. В самый сложный момент, когда детёныши (дети) пытаются скрыться от злодея, он всем своим видом показывает, что очень устал гоняться за ними и, обессилев, садится или падает на пол. В этот момент детям предлагается наказать злодея. Конечно, степень наказания определяет воспитатель.

При повторении игры роль злодея можно дать ребёнку, который испытывал страх перед этим персонажем. Однако делать это нужно чрезвычайно осторожно: при согласии ребёнка и не настаивать на своём решении.

Работа с детьми, которые ещё только привыкают к дошкольному учреждению, чрезвычайно сложна и эмоционально затратна. Поэтому воспитатель должен заранее быть готов к тому, что игра может не у всех детей вызвать однозначный отклик. Очень многих надо будет ещё «разбудить» и ввести в этот интересный притягательный мир. Однако именно игровая деятельность наиболее эффективно обеспечивает позитивный эмоциональный настрой детей на пребывание в коллективе, на выстраивание положительных отношений со сверстниками в группе, на формирование желания посещать детский сад.

 

 

Приложение 7






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных