ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава I. Состояние исследуемой проблемы в педагогической литературеОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………3 Глава I Состояние исследуемой проблемы в педагогической литературе. Особенности экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада………………………………………………………….8 Педагогические требования к организации трудовой деятельности Трудовая деятельность в природе Выводы по главе I Глава II Опытно-экспериментальное исследование условий успешной организации трудовой деятельности в природе в аспекте экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Анализ состояния проблемы исследования в практике ДОУ. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы. Выводы по главе II Заключение Список литературы Приложения Введение Человеческое взаимодействие с природой - чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. С каждым годом, вопрос становится всё более остро, поскольку уже ясно, что запланированное человеческое производство материальных товаров в то же время приводит к не запланированным «производственным» катастрофическим последствиям, и в таком масштабе, что это угрожает разрушить всю жизнь на Земле, включая жизнь самого человека. Самым важным аспектом в решении проблемы сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, экологическое образование всего населения, включая молодое поколение. Современные проблемы отношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения для всех людей, и увеличения своей экологической грамотности и культуры. Экологическое воспитание и образование поставлено в ряд первостепенных государственных проблем. Это отражено в правительственных документах: действия, декреты, законы, которые создают структуру непрерывного экологического образования, с переходом от дошкольного образования в школу и т.д. В дошкольном возрасте происходит формирование человека и его отношения к миру. То, какими будут дети двадцать первого века, в основном зависит от учителей, и от тех основ, которые закладываются в умах сегодняшних детей. Это будет определять духовное и существенное благосостояние государства и общества. Многочисленные экономические, социальные, экологические и другие задачи стоят не только на уровне нашей страны, но и целого мира, фактически, они имеют общий корень и могут быть сведены до одной общей проблемы – проблемы человека. Известные слова В.И.Вернадского: «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса и закономерной частью стройного геокосмического механизма, в котором как мы знаем, нет случайности» [2]. Сам Вернадский, замечая нежелательные разрушительные эффекты экономической деятельности человека на Земле, полагал, что это некоторые издержки прогресса. Он верил в силу человеческого разума, гуманизм научной деятельности, триумф совершенства и красоты. Что-то, что он блестяще предвидел, в чём то, возможно, был неправ. Проблеме экологического воспитания уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин, Г.Н. Ягодин, Н.Н.Тарасова, Г.Н. Розенберг [3]. За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И.А. Габев, А.Н.Захлебный, И.С.Матрусов, И.Т.Суровегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения дошкольников к природе (Н.А.Рыков, А.П. Сидельковский), на природоохранительную работу в условиях изучения природы родного края (П.В.Иванов). Методика формирования у детей понятия живой организм (в природе это растения, животные и человек) разработана в исследованиях Е.И. Залкинд, В. Г. Гревцевой, С. Н. Николаевой и других. В настоящее время все основные комплексные программы («От рождения до школы», «Радуга», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Из детства в отрочество» и др.); порциальные программы: «Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Юный эколог» (С.Н. Николаева), «Наш дом - природа» (Н.А. Рыжова), «Семицветик» (В.И. Ашиков, С.Г.Ашикова), «Жизнь вокруг нас» (Н.А. Авдеева, Г.Б. Степанова), «Паутинка»(Ж.Л. Васякина-Новикова), «Мы-земляне» (Н.Н.Вересов), «Природа и художник» (Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова), «Живая экология» (А.И.Иванова) и др., а так же пособия и иллюстративные альбомы для педагогов и детей, рассчитанные на применение в условиях вариативного образования (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Шпорыгина, С.Н. Николаева, Л.П. Молодцова, Г.И.Мелехова, Л.Н.Луневич и др.) ставят задачу воспитания нравственного отношения к природе. Вместе с тем, в современном технократическом обществе дошкольник оказывается все дальше от живой природы, мало непосредственно взаимодействует с ней. Педагоги и родители, признавая необходимость формирования заботливого отношения к животным и растениям, часто в реальной жизни не уделяют этому должного внимания, не стимулируют дошкольников на проявления заботы к живым объектам природы, к деятельности организованной в природных условиях. Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Ценность детского труда — в его воспитательном значении. Трудовое воспитание в программе дошкольного воспитания является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости». Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. Трудовое воспитание способствует слиянию обучения, труда и воспитания в единый комплекс формирования гармонично развитой, общественно активной личности; выработке у нее научных мировоззренческих установок и ценностных ориентации, целеустремленности и настойчивости, организованности, инициативы, принципиальности, дисциплинированности и бережного отношения к общественной и личной собственности. Повышение интереса к миру природы, появление социальных мотивов, овладение практическими умениями и навыками по уходу за растениями и животными создают предпосылки для формирования у старших дошкольников готовности к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природном окружении. Тем не менее, существующая потребность общества в формировании у подрастающего поколения готовности к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе сталкивается с проблемой недостаточной теоретической и практической разработанности этой проблемы. Вышесказанное обосновывает актуальность данного исследования - «Организация трудовой деятельности в природе как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования – исследование организации трудовой деятельности в природе как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: организация трудовой деятельности в природе как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: организация трудовой деятельности в природе станет эффективным средством экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий: - использование комплексной педагогической технологии, обеспечивающей социальное и познавательное взаимодействие с объектами живой природы; - формирование экологических представлений на основе знаний, способствующих положительному восприятию животных и растений; - организация трудовой деятельности при непосредственном общении с живыми существами; - создание специальной среды, использование методов и средств побуждающих детей к яркому эмоциональному отношению к природе. Задачи исследования: - изучить особенности экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада; - рассмотреть трудовую деятельность в природе: ее содержание, формы и роль в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста; - представить педагогические требования к организации трудовой деятельности в природе; - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации трудовой деятельности в природе как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, публикаций в периодических изданиях, педагогической документации; наблюдение, создание педагогических ситуаций (естественных и специально моделируемых), беседа с детьми и взрослыми; изучение продуктов детской деятельности; анкетирование. Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ №17 г.Смоленска. Глава I. Состояние исследуемой проблемы в педагогической литературе Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|