Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ состояния проблемы исследования в практике ДОУ.




 

Исследование условий организации трудовой деятельности дошкольников проводилось в дошкольном учреждении № 17 города Смоленска. В исследовании использовались следующие методы: мониторинг оснащенности природной среды дошкольного учреждения, интервьюирование, наблюдение.

Диагностика отношения старших дошкольников к трудовой деятельности в природе оценивался по трём компонентам: эмоциональный, когнитивный, практический.

Для выявления особенностей эмоционального компонента отношения к трудовой деятельности в природе (интереса и характера эмоциональных проявлений при восприятии природных объектов, наличие эмпатии, способности идентифицировать себя с ними) применялись: наблюдения за детьми в ситуациях непосредственного контакта с обитателями уголка природы, беседы и решение проблемных ситуаций, специальные карточки эмоций.

Когнитивный компонент характеризовался особенностями представлений детей о живом, о том, кому, по мнению детей, требуется забота, представления о нравственных качествах, способствующих формированию заботливого отношения. Для этого использовались беседа,

составление окончаний предложений, решение проблемных ситуаций в вербальном плане, наблюдения за дошкольниками в ситуациях самостоятельного взаимодействия с живыми объектами.

Практический компонент отношения к трудовой деятельности в природе исследовался с помощью наблюдений за детьми, специальных заданий по уходу за обитателями уголка природы. Изучались: эмоциональные реакции на объекты природы, мотивы предполагаемых и реальных действий детей, навыки и умения по уходу за животными и растениями.

В интервьюировании приняли участие 5 воспитателей различных возрастных групп. В наблюдении приняли участие воспитатель старшей возрастной группы и 20 дошкольников.

Несомненна значимость условий организации труда дошкольников, однако мы поставили перед собой задачу выяснить субъективную значимость различных условий в практической деятельности воспитателя дошкольного учреждения. Для этого мы провели интервьюирование (устный опрос) воспитателей, предложив им оценить по пятибалльной системе значимость различных условий организации труда. Основой анкеты стали критерии оценки условий организации труда дошкольников

Анкета приведена в Приложении 1.

Наблюдение за деятельностью дошкольников производилось в условиях обычного дня в дошкольном учреждении, оценивалась прежде всего деятельность воспитателя группы по организации трудовой деятельности, фиксировались формы и виды труда, деятельность дошкольника оценивалась на основе критериев трудовых умений и навыков дошкольников старшей возрастной группы.

Полученные данные были суммированы (в условных баллах) и проанализированы. На основе количественного и качественного анализа полученных данных можно сделать заключение о значимости условий организации труда дошкольников.

Мониторинг оснащенности природной среды дошкольного учреждения показал, что в детском саду имеется уголок природы, оборудованный в соответствии с методическими требованиями. В нём содержатся разнообразные по видовому составу животные и растения, имеется необходимое оборудование по уходу за ними.

В планах воспитателей присутствуют задачи по использованию природы в воспитании экологического сознания у дошкольников; ребята привлекаются к наблюдениям за растениями и животными уголка природы, участка; воспитатели занимаются экологическим воспитанием детей, дети ухаживают, заботятся о живых существах.

Рассмотрим результаты интервьюирования воспитателей. Сыры денные приведены в Приложении 2. Рассмотрим средние показатели баллов по всем критериям (см. Таблицу 3).

Таблица 3.

Показатели субъективной важности условий труда дошкольников (по 5-бальной шкале)

  Программа трудового воспитания 4,4
  Средства трудового воспитания 2,9
  Квалификация воспитателя 2,4
  Оборудование 2,1
  Психологическая атмосфера 4,3
  Повседневность и постоянство труда 4,9
  Индивидуальный подход  
  Связь с семьей 4,3
  Гигиенические требования 4,6
  Безопасность труда  

 

Уже из таблицы видно, что важность различных условий организации труда дошкольников для воспитателей дошкольного учреждения неоднозначна: так, наиболее важным условием они считают безопасность трудовой деятельности. Это действительно очень значимое условие, и наше исследование показывает, что работники дошкольных учреждений независимо от своей квалификации признают первенство безопасности в организации любой деятельности дошкольников.

Второе по значимости место занимает повседневность и постоянство труда. Практически все опрошенные воспитатели убеждены, что без планомерной, целенаправленной, ежедневной трудовой деятельности трудовое воспитание дошкольников, так же, как и их нравственное воспитание, будет реализовано не в полной мере.

Более наглядно рассмотреть полученные результаты мы можем с помощью диаграммы. Однако сначала проранжируем критерии организации труда дошкольников по степени значимости (см. Рисунок 1).

 

Использование ранжирования и графический анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод о том, что все условия организации труда дошкольников, обсуждаемые в интрвьюировании, можно разделить на три группы по степени субъективной значимости для воспитателей дошкольных учреждений.

В первую группу — группу неоспоримо значимых показателей — вошли безопасность, повседневность и постоянство труда. Именно эти два условия воспитатели дошкольного учреждения МБДОУ №17 считают самыми значимыми в организации трудового воспитания. Вторая группа — также признанных важными факторов, однако поддерживаемых не всеми воспитателями — группа, состоящая из четырех условий. Сюда вошли такие условия организации труда дошкольников, как гигиенические требования, наличие программы трудового воспитания (что обеспечивает системность и целенаправленность воспитательного воздействия), психологическая атмосфера и сотрудничество с семьей. Таким образом, подтверждаются результаты теоретического анализа, которые свидетельствуют о том, что трудовую деятельность можно организовать в любых условиях и с любым наличным оборудованием, самое главное — это воспитательная направленность, позитивная эмоциональная атмосфера, настроенность на эффективный и продуктивней труд. Не вызывает сомнений и подтверждается нашим исследованием и важность сотрудничества с семьей в формировании трудовых навыков дошкольника. Только совместное, в одном направлении, воспитательное воздействие и в семье и в дошкольном учреждении позволит сформировать целостную, активную личность.

Менее значимыми условиями трудового воспитания дошкольников воспитателей считают средства и формы трудового обучения, оборудование для трудовой деятельности, уровень квалификации воспитателей и индивидуальный подход. Довольно необычный результат, однако его можно объяснить условиями, в которых развивается наше дошкольное воспитание и обучение. Прежде всего, не все воспитатели имеют высшее образование, однако их деятельность от этого страдает незначительно. То, что они не могут выполнить, базируясь на своих теоретических знаниях, они реализуют на основе своего практического опыта или совета старших, опытных педагогов. Не во всех дошкольных учреждениях мы наблюдаем достаточную оснащенность оборудованием для трудовой деятельности, однако воспитатели находят выход, обращаясь к использованию бросового материала, находя альтернативные варианты использования имеющегося оборудования, и трудовое воспитание дошкольников в таких условиях не страдает.

Принижение значения индивидуального подхода, вероятно, связано с ориентацией на развитие коллективного труда, которому в дошкольном воспитании и обучении придается решающее значение.

Таким образом, мы видим, что условия развития дошкольного образования и социальные, экономические условия накладывают свой отпечаток на специфику восприятия воспитателями значимости тех или иных условий трудового воспитания дошкольников. Несомненно, необходима целенаправленная деятельность по формированию более отчетливых представлений воспитателей о значимости условий труда дошкольников. Но в целом можно высоко оценить и текущий уровень субъективной важности этих условий. Воспитатели понимают и признают значимость условий организации трудовой деятельности дошкольников для полноценной реализации функции труда в дошкольном возрасте.

Рассмотрим теперь результаты наблюдения за организацией трудовой деятельности дошкольников в дошкольном учреждении (см. Таблицу 4).

 

Таблица 4.

Труд в режиме дня дошкольников

Время Содержание деятельности Вид труда Форма труда Цели
7.00 - 8.10 Приём, осмотр детей, индивидуальная работа, самостоятельная игровая деятельность Самообслуживание Помощь одногруппникам   Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, ответственности, нравственное воспитание
8.10 - 8.20 Утренняя оздоровительная гимнастика      
8.20 - 8.30 Гигиенические процедуры Самообслуживание Помощь одногруппникам   Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, ответственности
8.30 - 8.55 Подготовка к завтраку, завтрак Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
8.55 - 9.05 Подготовка к занятиям Самообслуживание   Дежурство   Воспитание ответственности, аккуратности
9.05 - 10.50 Занятия, динамические переменки   Занятие по ознакомлению с трудовой деятельностью взрослых Формирование позитивного отношения к труду, осознание значимости труда
10.00 – 10.10 Второй завтрак Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
10.50 – 11.00 Подготовка к прогулке Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
11.00 - 12.25 Прогулка: наблюдения, труд, подвижные игры, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей Труд в природе Поручения (при необходимости) Коллективный труд Формирование коллективных чувств, позитивного отношения к труду и совместной деятельности, просветительская работа
12.25 – 12.30 Возвращение с прогулки, подготовка к обеду Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
12.30 - 12.40 Гигиенические процедуры Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
12.40 - 13.10 Обед Гигиенические процедуры Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
13.10 - 15.10 Подготовка ко сну, сон. Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
15.10 - 15.40 Постепенный подъём, корригирующая гимнастика, воздушные и закаливающие процедуры Самообслуживание Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности
15.40 – 16.00 Подготовка к полднику. Полдник. Гигиенические процедуры Хозяйственно-бытовой труд Самообслуживание Дежурство Поручения (при необходимости) Воспитание самостоятельности, бережного отношения к труду
16.00 - 16.50 Игры, труд, кружки, самостоятельная деятельность. Ручной труд Занятие «Аппликация Геометрические фигуры»   Индивидуальный и коллективный труд Формирование трудовых навыков, развитие мелкой моторики
16.50 - 18.50 Подготовка к прогулке, прогулка. Возвращение с прогулки, игры. Труд в природе     Хозяйственно-бытовой труд   Поручения (при необходимости) Коллективный труд Формирование коллективных чувств, позитивного отношения к труду и совместной деятельности, просветительская работа
18.55 – 19.00 Уход детей домой      

 

 

Из приведенной таблицы мы видим, что вся деятельность дошкольников старшей группы в детском саду пронизана различными формами труда.

Самообслуживание, несомненно, самый распространенный вид труда дошкольников, однако не меньшее значение имеют и другие формы труда. Так, хозяйственно-бытовой труд находит свое проявление в подготовке к приему пищи, в труде после прогулки. Выполнение поручений и самостоятельная деятельность в живом уголке также является распространённым видом трудовой деятельности. Во многом этот труд пересекается с игрой, и иногда сложно отделить одно от другого.

Труд в природе, так же как ручной труд и занятия по формированию представлений о труде, имеет не только развивающее значение в плане формирования трудовых навыков, он играет огромную роль в интеллектуальном развитии дошкольников. В труде, как и в игре, ребенок познает мир.

Анализируя особенности трудовой деятельности при взаимодействии с природными объектами, отношение к животным и растениям, важно отметить, что многие дети склонны к оказанию действенной помощи живым существам, нуждающимся в ней. Наблюдение за поведением дошкольников в обычной обстановке детского сада показали, что в трудовой деятельности, заботу дошкольники проявляли по просьбе взрослого (25%), а 75%, по собственной инициативе, уход за животными и растениями осуществлялся как привычное занятие, с положительным настроем. Большинство же детей свои действия (правильные или неправильные) строят с учётом особенностей животных и растений; были отмечены случаи проявления как положительного отношения к животным (растениям), так и отрицательного. И те и другие действия совершаются как во время выполнения поручения (дежурство в живом уголке), так и при непосредственном общении с объектом природы.

Экспериментальные данные позволили по всем трем компонентам выделить три уровня сформированности положительного отношения к трудовой деятельности старших дошкольников в природе (высокий, средний, низкий). Эти уровни определялись следующими критериями: реально-действующие нравственные мотивы, потребности, установка на проявление заботы; уровень рефлексии; выполнение правил поведения при взаимодействии с природными объектами; наличие оценочных суждений; оценка последствий своих действий в природе.

Низкий уровень – дошкольники знакомы с некоторыми нравственными понятиями; обобщенно-рефлексивная оценка заботливого отношения к другим и себе не сформирована;

Средний уровень – забота воспринимается ими как ценность, дети стремятся удовлетворить потребности объектов природы, заботятся о них, однако, они не признают свои недочеты в сложных нравственных ситуациях, обобщенно-рефлексивная самооценка и оценка других неустойчивая.

Высокий уровень – у дошкольников появляется сильное желание проявить заботу о питомцах, у них возникает потребность в развитии нравственных качеств; ребята знают и соблюдают правила взаимодействия с животными и растениями, у них формируется обобщенно-рефлексивная оценка нравственного поведения в природе по отношению к себе и другим.

По итогам эксперимента выявился разный уровень развития у старших дошкольников заботливого отношения к природе: высокий уровень у 39% испытуемых, средний – у 34%, низкий – у 27%.

Таким образом, в дошкольном учреждении имеются условия для воспитания экологического сознания, заботливого отношения к природе в процессе трудовой деятельности.

Важность различных условий организации труда дошкольников для воспитателей дошкольного учреждения неоднозначна: так, наиболее важным условием они считают безопасность трудовой деятельности.

Условия развития дошкольного образования и социальные, экономические условия накладывают свой отпечаток на специфику восприятия воспитателями значимости тех или иных условий трудового воспитания дошкольников.

Воспитатели понимают и признают значимость условий организации трудовой деятельности дошкольников для полноценной реализации функции труда в дошкольном возрасте.

Вся деятельность дошкольников старшей группы в детском саду пронизана различными формами труда.

Не у всех детей старшего дошкольного возраста сформирована готовность к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе, сформированы представления о заботливом отношении и способах его проявления в природе, тем не менее, у многих из них отмечаются положительные эмоции, эмпатия к животным и растениям, умение взаимодействовать с объектами природного мира;

Наличие детей с высоким уровнем положительного отношения к трудовой деятельности в природе свидетельствует о том, что в старшем дошкольном возрасте, возможно формировать положительное отношение к труду и нравственно-ориентированное отношение к деятельности в природе;

Данные полученные на констатирующем этапе подтвердили необходимость целенаправленного педагогического воздействия на процесс становления у старших дошкольников готовности к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе и послужили основой для разработки формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент предполагал работу с родителями, педагогами и детьми.

 

Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы

 

Цель работы с родителями заключалась в том, чтобы вызвать у них интерес и желание воспитывать у дошкольников положительное отношение к трудовой деятельности в природе, заботливое отношение к живым объектам природы, познакомить их с методикой экологического воспитания у детей, подчеркнуть необходимость тесного взаимодействия с дошкольным учреждением, оказать педагогическую помощь родителям. Основные формы работы с родителями: родительское собрание, групповые консультации, совместная с детьми деятельность по благоустройству детского сада и группы, праздники и коллективные творческие вечера.

Работа с педагогами преследовала цели: сформировать у них установку на развитие у старших дошкольников положительного отношения к трудовой деятельности, заботливого отношения к природе; раскрыть технологию его формирования. Формы работы с педагогами: семинар-практикум, консультации, тренинги, круглый стол, обмен опытом.

Работа с детьми включала три раздела (формирование эмоционально-нравственного отношения к природе; воспитание трудовых навыков и привычек, заботливого поведения по отношению к животным и растениям), деятельность была направлена на развитие у детей интереса к природе (в том числе и познавательного), формирование экологических знаний об особенностях строения, поведения, приспособления к среде обитателей уголка природы, представлений о нормах, правилах взаимодействия с природными объектами, на развитие нравственно-мотивированной деятельности дошкольников в природе.

Для реализации данных задач потребовалось: дальнейшее обогащение природной среды в группе; обеспечение непосредственного контакта детей с объектами уголка природы, организация систематической трудовой деятельности в природе, формирование у старших дошкольников представлений о том, что означает заботливое отношение, кто может нуждаться в заботе, какие качества нужны ребенку, чтобы он мог проявить заботу.

Особенность воспитательно-образовательного процесса в экспериментальной группе заключалась в том, что формирование положительного отношения к трудовой деятельности в природе и заботливого отношения к живым объектам осуществлялось в следующих видах деятельности детей (бытовой, трудовой, игровой, учебной),что позволило обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями уголка природы.

Важной задачей формирующего эксперимента было накопление детьми эмоционально-положительного опыта взаимодействия с живой природой в труде, поддержание интереса и развитие мотивации, которое осуществлялось через обогащение природной среды. Для этого в группу «в гости» вносились новые животные и растения (попугай, канарейка, кролик, морская свинка, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, циперус, манстера), за которыми дети вели наблюдение и ухаживали по собственной инициативе и по заданию воспитателя.

Ребята учились определять состояние живого объекта, пользуясь карточками эмоций с изображением различных чувств (радость, грусть, безразличие), определять причину неблагополучия и устранять ее, ухаживать за конкретными животными и растениями.

Помимо непосредственного контакта детей с объектами живой природы использовались специальные игры, игровые упражнения, природоведческая книга, киноматериалы, содержание которых вызывало у детей яркие эмоциональные переживания и побуждало их к проявлению активности (действовать так же как герой произведения).

Для развития эмоциональной отзывчивости использовались игровые ситуации, способствующие переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект; приемы идентефикации, на основе эмпатии способствовали проявлению положительных эмоций.

Когнитивный компонент. В процессе работы у испытуемых закреплялись имеющиеся и формировались новые представления о взаимосвязях между строением и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворения жизненно важных потребностей, о роли взрослого и ребенка в поддержании жизни животных и растений уголка природы, о способах проявления заботы о живом. Дошкольники усваивали знания о качествах, от которых зависит успех в труде и о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).

Экологические и нравственные представления формировались как в непосредственном взаимодействии детей с животными и растениями (наблюдение, труд, экспериментирование), так и опосредованно через этические беседы, чтение и анализ художественной литературы, игры, проблемные ситуации. В результате дети усваивали знания о животных и растениях (что имело особое значение) как живых существах, у них формировались представления о ценности живого.

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность, участие в экспериментировании в трудовой деятельности, давало им возможность включаться в поиск условий, необходимых для комфортного состояния конкретных обитателей уголка природы, осознанно взаимодействовать с ними.

Для приобретения опыта заботливого отношения к природным объектам (практический компонент) создавались условия, ставившие ребенка в позицию, когда у него имелась возможность проявить гуманное отношение к живым объектам.

Решалась задача актуализации навыков и привычек экологически целесообразного поведения в труде, стимулировались различные проявления непрагматической мотивации при взаимодействии с животными и растениями, рефлексивные действия; совершенствовались оценочные суждения по отношению к собственному поведению и поведению сверстников; формировалось умение замечать неблагополучие в состоянии живых объектов и исправлять его самостоятельно или с помощью взрослого.

В работе применялись методы и приемы, которые воспитывали у детей самостоятельность, инициативность: поручения и дежурства, сюжетные игры, реальные и специально созданные проблемные ситуации, задания для самостоятельных наблюдений, упражнения.

Целью контрольного этапа эксперимента являлась проверка достоверности и значимости проведенной экспериментальной работы.

Данный этап проводился аналогично констатирующему эксперименту, применялись те же методики исследования.

Полученные результаты позволяют утверждать, что организация работы по указанным направлениям и при соблюдении выделенных условий приводит к росту числа дошкольников, с более высоким уровнем сформированности готовности к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе.

У детей экспериментальной группы произошли значительные позитивные изменения по всем показателям проявления положительного отношения к трудовой деятельности, заботливого отношения к обитателям уголка природы и участка. У дошкольников повысился интерес к животным и растениям, желание больше узнать о них, они стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы, научились замечать, кому требуется забота и осуществлять ее в соответствии с состоянием и потребностями живого организма; действия детей стали более осознанными и самостоятельными; оценочные суждения более аргументированными; ухаживая за живыми объектами, дети проявляли в труде аккуратность, терпение, склонность к альтруизму, научились прогнозировать последствия положительных и отрицательных действий; дошкольники стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать помощь животным и растениям, позаботиться о них. Аналогичные показатели в контрольной группе остались без значительных изменений.

Таблица 5.

Уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности и заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе (в %)

Уровни проявления заботливого отношения Эмоциональный компонент   Когнитивный компонент   Практический компонент   Средний показатель проявления заботливости
Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт.
Высокий                
Средний                
Низкий                

 

Таблица 6.

Уровень сформированности положительного отношения к трудовой деятельности и заботливого отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе (в %)

 

Уровни проявления заботливого отношения Эмоциональный компонент   Когнитивный компонент   Практический компонент   Средний показатель проявления заботливости
Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт. Конст.эт. Контр.эт.
Высокий                
Средний                
Низкий                

 

Таким образом, проведенное исследование подтвердило исходную гипотезу и позволило сформулировать выводы:

1.Одним из показателей готовности к трудовой нравственно – ориентированной, экологически направленной деятельности в природе, является заботливое отношение детей к живым объектам природы. Показателями положительного отношения к трудовой деятельности являются: стойкий познавательный интерес к животным и растениям, их эмоционально-положительное восприятие; наличие экологических и нравственных представлений, умений и навыков, обеспечивающих заботливое поведение ребенка по отношению к объектам живой природы; потребности в нравственно мотивированной, экологически целесообразной деятельности.

2.У детей старшего дошкольного возраста возможно сформировать готовность к трудовой, нравственно-ориентированной деятельности в природе, показателем которой является заботливое отношение к животным и растениям. Возможность ее формирования обусловлено достаточной степенью развития у них следующих психологических характеристик: потребность к познанию окружающего мира, любознательность, эмоциональная отзывчивость, наличие эмпатийных чувств, способность к сочувствию и состраданию, усвоению нравственных норм и правил экологически целесообразного поведения к рефлексии и оценке действий своих и окружающих.

3.Воспитание положительного отношения к трудовой, экологически ориентированной деятельности в природе основывается на положительных эмоциях детей, понимании собственной значимости в обеспечении жизненных потребностей живых организмов; проявление заботы будет осознанным, если ребенок чувства и знания реализует в практической деятельности, от которой получает положительные переживания.

4.Проведенное исследование позволило выделить ряд педагогических

условий, обеспечивающих оптимизацию воспитательно-образовательного процесса по формированию у старших дошкольников нравственно-ориентированной трудовой деятельности в природе. К ним относятся: создание в дошкольном учреждении эколого-развивающей среды, положительное оценивание поступков дошкольников, демонстрация примеров собственного бережного и заботливого отношения к живым объектам; обогащение знаний эмоциогенного характера, направленных на воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, непрагматической мотивации при взаимодействии с ними; включение детей в постоянную практическую деятельность по уходу за обитателями природных зон дошкольного учреждения; создание ситуаций, стимулирующих возможность осуществлять моральный выбор.

 

Выводы по главе II

Заключение

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бронников С.А. Психолого-педагогические особенности развития одаренности в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста, Бирск, 2004

2. Божович Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - № 4. - С. 168–179.

3. Буре Р. С.Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания – М.:Мозаика-Синтез – 2011

4. Баймашова В. А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями: система работы / В. А. Баймашова, Г. М. Охапкина. - М.: Скрипторий 2003, 2008. - 70, [1] с.

5. Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров.-Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.

6. Войтенко В. В. Ребенок – природа – здоровье. // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции. – Томск: ОГБУ РЦРО. 2013.

7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.- С. 124-147.

8. Ведерникова Л.В. (отв. ред.) Студенты вузов - школе и производству: Международный сборник студенческих научных статей - Ишим: Изд-во Ишимского государственного педагогического института (ИГПИ) им. П.П. Ершова, 2013. — 322 с.

9. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой, М, 2008

10. Гирусов А.В. Природные основы экологической культуры, М, 2009

11. Грехова Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях, Ставрополь, 2008

12. Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлеченияс детьми. - М.:Сервисшкола,2003.

13. Гейнец О.А. Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений [Электронный ресурс] / О.А. Гейнец, Е.С. Корчуганова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. - М., 2003-2016. - URL: http://festival.1september.ru/articles/578502/ (29.01.2016).

14. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.

15. Зверева О.Л.,. Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2010.

16. Крушанов А.А. О неоднозначности термина «Экологическая культура» / Экологическая культура и общественное развитие.- М., 2006.

17. Канунникова Н.Н. Особенности экологического сознания дошкольников/ 4-я Российская конференция по экологической психологии /Тезисы. (Москва, 28-29 марта 2005 г.) / Психологический институт РАО, Международный независимый эколого-политологический университет и др. - М.: УМК «Психология», 2005. - 334 с.

18. Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 80 с.

19. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод. пособие. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 143 с.

20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для вузов / Козлова С.А., Куликова Т.А. – 4-е издание. – М.: Академия, 2002. – 416 с.

21. Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников / С.А.Козлова. — М.: Просвещение, 2002. — 271 с.

22. Крохина С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе // Дошк. воспитание. – 2010. – № 3. – С. 86–93.

23. Крылова Н.М. Основные направления повышения качества воспитания детей в трудовой деятельности // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2013. – № 1. – С. 81.

24. Литвинович О.В. Совместная трудовая деятельность в детском саду // Дошк. педагогика. – 2010. – № 4. – С. 28–31.

25. Логинова В.И. Сущность наблюдения и его особенности / В.И.Логинова, А.К.Матвеева, П.Г.Саморукова// Психология дошкольника: Хрестоматия /Сост. Г.А.Урунтаева. - 2002. - С.107-128.

26. Ломоносова И.А. Психолого-педагогические условия организации совместного труда в старшем дошкольном возрасте // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. ст. / Федер. агенство по образованию, Тольят. гос. ун-т. - Тольятти: ТГУ, 2009 - Вып. 7, ч. 1. - 2009. - С. 61-66.

27. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с.

28. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок, - СПб, 2008

29. Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми, М, 2006

30. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А.Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

31. Пазухина И. А.. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 - 6 лет: Пособие практических работников детских садов. – СПб.: Детство - Пресс, 2004. - 272с.

32. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.-С.9

33. Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1991

34. Павлова Л. Работа с дошкольниками в уголке природы // Ребёнок в детском саду.- 2005.- №5.

35. Прокопова А.В. Проявление заботливого отношения к природе у современного ребенка / А.В. Прокопова// Современный ребенок в системе современного образования: сборник научных трудов / Сост. И науч.Ред. Т.А. Куликова. – М.: МГПУ, 2009.

36. Прокопова, А.В. Формирование заботливого отношения детей к природе в условиях детского сада и семьи [Текст]/ А.В. Прокопова// Молодежь и наука: реальность и будущее: Материалы II Международной научно-практической конференции (г. Невинномысск, 3 марта 2009): Т.1: Педагогика. – Невинномысск: НИЭУП, 2009. – с. 443-445.

37. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.

38. Поздеева, Т.В. Уроки нравственности (Серия «Мир детства»): учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования.– Минск: Нац. ин-т образования, 2010 – 20 с.

39. Римашевская Л.С. Своеобразие труда в природе как экологически ориентированной деятельности дошкольников // Детский сад: теория и практика. – 2011. - № 8. – С. 76-81.

40. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду.- М., 2001.

41. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа» - М, 2005

42. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности: учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / Д.В. Сергеева. – М.: Просвещение, 1987. – 96 с.

43. Сухова Е.И. Педагогические условия воспитания трудолюбия у старших дошкольников // Пед. науки. - 2010. - № 2(41). - C. 53-55.

44. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду, М, 2003

45. Староверов А.В. Дом, в котором мы живем. Для занятий по экологическому воспитанию, Рязань, 2002

46. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой: система работы в первой мл. группе дет. сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 50 с.

47. Стреха Е. А. Теория и методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой: краткий курс лекций. – Минск: БГПУ, 2014. – 84 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/2492 (29.01.16)

48. Тельнюк И.В. Полоролевая социализации детей в элементарной трудовой деятельности // Детский сад от А до Я: науч.-метод. журн. для педагогов и родителей. - 2006. - № 1. - С. 134-140.

49. Терехова И.В. Экологический исследовательский проект «Цветоводы» / И.В. Терехова, О.В. Брагина // Проблемы педагогики. – 2015. - № 2. – С. 68-71.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskiy-issledovatelskiy-proekt-tsvetovody (29.01.16).

50. Теория и практика образования в современном мире 2012 февраль. Том 1 - Материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — 428 с.

51. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности / В.В. Толмачева // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. – Шадринск, 2007.

52. Толмачева, В.В. Формирование социально-экологической направленности личности как актуальная проблема современного дошкольного образования / В.В. Толмачева // Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития: сборник тезисов всероссийской научно-практической конференции. – Ишим, 2007.

53. Хобарова Т. В. Сафигулина Л. В. Планирование занятий по экологии Педагогическая диагностика экологического воспитания дошкольников- Спб.: «Детство-пресс» 2010

54. Шикунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, Новосибирск, 2004

55. Шоломицкая Н. Д. Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста / Н.Д. Шоломицкая, О.А. Седунова // Психолого-педагогические условия развития личности: сб. науч. ст. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2006 - Вып. 4. - С. 18-24.

 

 

Приложение 1.

Анкета «Условия организации трудовой деятельности дошкольников»

  Критерий Оценка
  Программа трудового воспитания  
  Средства трудового воспитания  
  Квалификация воспитателя  
  Оборудование  
  Психологическая атмосфера  
  Повседневность и постоянство труда  
  Индивидуальный подход  
  Связь с семьей  
  Гигиенические требования  
  Безопасность труда  

 

 

Приложение 2.

Результаты интервьюирования воспитателей

  № испытуемого   Критерий                              
  Программа трудового воспитания                              
  Средства трудового воспитания                              
  Квалификация воспитателя                              
  Оборудование                              
  Психологическая атмосфера                              
  Повседневность и постоянство труда                              
  Индивидуальный подход                              
  Связь с семьей                              
  Гигиенические требования                              
  Безопасность труда                              

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных