Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности экологического воспитания дошкольников в условиях детского сада




 

Живая природа долго признавалась в педагогике одним из наиболее важных факторов образования и воспитания дошкольников.

Субъективное отношение к природе начинает развиваться в ребенке только на основе соответствующего жизненного опыта, который появляется к дошкольным годам. Это - во-первых, опыт прямого контакта с животными и растениями и, во-вторых, опыт взаимодействия со взрослыми, во время которого ребенок раскрывает некоторую информацию о мире природы и транслируются взрослые экологические установки. Отношение к природе дифференцируется ребенком в отдельную категорию к 5 – 7 годам – в дошкольном возрасте [17].

Объективный мир, общественная жизнь и природа - главные источники детских событий, формирования восприятия и мировоззрения. Мир природы удивителен и красив. Но способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивает себя сама, не дана при рождении в готовом виде, а воспитывается. Имея дело с ним, изучая его объекты и явления, дошкольники постепенно постигают мир, в котором они живут: узнают удивительное разнообразие флоры и фауны, осознают роль природы в человеческой жизни, ценность ее знания, испытывают моральные и эстетические чувства и переживают события, которые мотивируют их заботиться о сохранении и улучшении природных ресурсов [3].

В работе Д.Ф. Петяевой были установлены существенные сдвиги в эмоциональной сфере ребенка при переходе от раннего детства к дошкольному. Во-первых, появляются особые формы сопереживания действиям и состояниям другого объекта; во-вторых, меняется функциональное ме­сто аффектов в структуре поведения, т.е. появляются опережающие эмо­циональные переживания, предвосхищающие последствия выполняемых действий; в-третьих, возникновение эмоционального предвосхищения предполагает обязательное изменение самой структуры эмоциональных процессов, в состав которых постепенно включаются помимо вегетатив­ных и моторных реакций различного рода познавательные процессы (сложные формы восприятия, памяти, образного мышления, воображе­ния).

Таким образом высокая степень развития представлений о живом, о мире природы может служить интеллектуальным основанием для формирования таких эмоциональных проявлений детерминированных отношений к естественным объектам как сочувствие, сопереживание [33].

Много выдающихся учителей, мыслителей и психологов прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я.А.Коменский видел в природе источник знания, инструмент для развития ума, чувств, и воли. К. Д. Ушинский говорил о том, чтобы «вести детей в природу», видел в природе доступный и полезный для их умственного и словесного развития источник [7, с. 19]. Значительный вклад в развитие содержания и методы ознакомления дошкольников с природой, сделан Е.И. Тихеевой. Она рассматривает природу как условие или элемент окружающей среды, в которой дети живут своей естественной детской жизнью [9, с. 42].

Большое значение для развития и совершенствования методики ознакомления дошкольников с миром природы имели исследования В.Г. Грецовой, Т.А. Куликовой, Л.М. Маневцовой, С.Н.Николаевой, П.Г. Саморуковой, Е.Ф.Терентьевой и др.

Ценность для развития методики экологического образования детей дошкольного возраста имеет исследование Н.Н. Кондратьевой, которое посвящено разработке содержания и структуры программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя диапазон философских и педагогических исследований, автор определил компоненты системы знаний о живом для дошкольников. Эти компоненты, которые охватывают:

- целостность живого, которая является результатом взаимодействия структуры и функционирует и является самым важным условием существования живого организма;

- целостные системные свойства живого организма: определенный метаболизм взаимодействия с окружающей средой, проявляющийся в пище, дыхании, движении, и т.д.; способность развиться как воспроизводство и самовоспроизводство, представленное в росте, развитии и воспроизводстве живых существ; адаптация проживания к условиям существования (окружающая среда) как относительно постоянным так и изменяющимся;

- детерминированность живого неживым, их тесная связь и взаимозависимость; живое нужно рассматривать как открытую систему, которая существует и функционирует только при условиях постоянного взаимодействия с окружающей средой;

- системная организация проживания: живое на любом уровне организации должно быть рассмотрено как система, которая является морфологическим и функциональным единством ее компонентов, и как часть системы следующего уровня организации, в которую он включается в процессе жизнедеятельности [19, с.48].

Особое значение в развитии экологического образования дошкольников имеют работы С.Н. Николаевой, Н. Фокиной, Н.А. Рыжовой.

Рыжова Н. А. подчеркивает необходимость экологизации различных действий дошкольников, обогащение их содержания за счет экологического компонента. Автор имеет мнение, что экологическое образование дошкольников должно иметь в основе деятельностный подход, так как это - деятельность строит ум ребенка. В этом отношении, предпочтительна игра, наблюдение и экспериментирование. Это возможно когда существует организация экологической и образовательной среды в дошкольном учреждении [6, с. 92].

Образцом является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что «любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности»[48].

Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что хорошие чувства имеют корень в детстве, а гуманность, доброта, достоинство, доброта, рождаются в труде и уходе и беспокойстве о красоте мира [7].

«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», - писал профессор М.М. Камшилов [17, с.15].

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике в статьях методических разработках (О. Иогансон, А.А. Быстров, Р.М. Басс, А.М. Степанова, Э.И. Залкинд и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков были методические пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А. Веретенниковой. Практически все современные комплексные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников. В настоящее время разрабатываются авторские экологические программы.

Исследователи выдвигают на первый план следующие особенности процесса экологического образования:

1. ступенчатость:

– формирование экологических понятий,

– развитие экологического сознания и чувств,

– формирование веры в необходимость экологических действий,

– развитие навыков и привычек поведения в природе;

2. продолжительность;

3. сложность;

4. скачкообразность;

5. активность[4].

Основанное на этих принципах мировоззрение, имеет главной целью экологического образования детей - формирование их экологической культуры, определенной как комбинация экологического сознания, экологических чувств и экологических действий.

Цели экологического образования:

- приобщение детей к экологической культуре;

- формирование основы экологического мировоззрения;

- формирование, расширение и углубление взглядов дошкольников о природе;

- развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы).

- участие детей в экологически ориентированных действиях.

- личное обогащение детского опыта положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширяя экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неодушевленной природы. Экологическая культура - неотъемлемая часть общей человеческой культуры и включает различные действия и правила в результате формируется экологическое сознание человека (интересы, потребности, отношения, эмоции, чувства, эстетические суждения, вкус, и т.д.).

Очень важным является психологический аспект, который включает: развитие эстетического сознания, формирование соответствующих (естественных) потребностей, побуждений и отношений человека. Дошкольный период - чрезвычайно важная стадия в жизни ребенка. Во время этого периода происходит физическое и умственное развитие, интенсивно сформированное из различных способностей, черт характера и моральных качеств ребенка. Психологические исследования показывают, что на стадии раннего детства особое значение имеет развитие различных форм мирового познания и восприятия, креативного мышления, воображения. Умения по–детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие объектов природы, их разнообразие эмоционально воздействует на детей, дает им радость, восхищение, удивление, таким образом улучшая эстетическое чувство.

С дошкольного возраста необходимо закладывать в детях идею, что человеку нужна экологическая чистая окружающая среда. Гуманистическая сущность ответственности дошкольников предполагает единство познавательных и практических действий для улучшения природы, созидание, а не потребление.

Понимание многосторонней ценности природы, как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие её облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно – эстетическими переживаниями – всё это, в конечном итоге определяет будущее отношение с окружающей средой. В первые семь лет закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать её как общую ценность, для всех людей[3].

Целью экологического воспитания целесообразно считать экосознание, формирующееся в процессе деятельности ребенка и которое увеличивается, если стимулировать его интерес к природе, пробудить чувства, пробудить сострадание; важно, чтобы сам ребенок мог оценить поведение человека в природе и представить суждение по этой проблеме.

К 3 – 5 годам более ясно опеделяются элементы этого сознания: интерес к природе, к определенным действиям, эмоциональным реакциям, более информированной оценке человеческого поведения в природе. В этом возрасте очевидна необходимость в связи с природой, которая является отправной точкой формирования экологической культуры ребенка. Ребёнок, как правило, не отделяет себя от природы, рассматривая себя как часть природы; во-вторых, у эстетических и этических чувств, которые вызывает общение с природой, для каждого ребенка, есть индивидуальные различные эмоциональные тоны, положительные или отрицательные [9].

Например, положительное - сформированное осознание ценности природы, эстетического отношения к ней, духовное обогащение человека. Другое условие образования экологической культуры - потребность поместить детей в ситуации, в которых они смогут активно, творчески и независимо приобрести опыт и справиться с миром вокруг нас. Основные принципы экологической культуры могут быть построены только в процессе связи с природой и педагогически хорошо организованных действий; важно, чтобы в процессе экологического образования, приобретение знаний, способностей и навыков не было самоцелью, но способствовало формированию оснований экологической культуры.

Формирование экологически образованной индивидуальности в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения возможно когда решаются следующие задачи [5]:

1. Формирование у детей элементов экологического сознания. Развитие детских элементов экологического сознания определено содержанием и характером (степень трудности) знаний о природе. Это должно быть знание экологического содержания, отражающего ведущие соединения природных явлений.

2. Формирование в детях навыков и способностей к разнообразию действий в природе: при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе детей справляются со способностью создать растения и животные в условиях близко к естественному, принимая во внимание потребности живых организмов. Важными являются осваиваемые детьми умения предвидеть последствия негативных поступков, правильно вести себя в природе, сохранять целостность практических навыков и умений делает отношение к природе не созерцательным, а осознанно-действенным.

3.Воспитание гуманного отношения к природе. Отношение к природе - гуманное, познавательное, эстетическое - теснейшим образом связанно с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей.

Особое значение здесь имеет трудовая деятельность, которая может соответствовать всем требованиям экологического воспитания.

Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно - положительных переживаниях ребенка в разных жизненных ситуациях. Педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нём, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Как показали исследования О.В. Запорожца и Н.Н.Поддъякова, дошкольники могут выделять в процессе предметно - чувственной деятельности существенные (основные) связи между явлениями действительности и воспроизводить их в образной форме – форме представлений. С помощью этой системы знаний ребенок учится обобщать, то есть выходить в процессе мышления за пределы конкретного явления. Осознав потребности живого существа и необходимость его удовлетворения, дошкольник будет способен установить экологические связи между неживыми объектами природы (воздухом, почвой, водой) и живыми существами, а также поймет взаимозависимость между живыми организмами. Ярким примером таких связей, доступным для восприятия детьми, являются сезонные изменения в жизни природы: птицы улетают в теплые края из-за отсутствия корма – насекомых, которые прячутся или погибают от недостатка растительной еды. Весной эта цепочка возобновляется в обратном направлении. Важно, чтобы дети, усваивая такую информацию, опирались на собственные органы чувств: нашли и рассмотрели насекомых, растения, почувствовали температуру воздуха, воды, почвы и тому подобное [18].

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического образования требует решения всех перечисленных задач в единстве.

Реализация задач экологического образования возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность[13, стр. 53, 54].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных