ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификация посреднических институтов в системе сбытовой логистики.
Наиболее значимым и важным является разделение посредников по виду собственности на товар и по признаку «от чьего имени ведется торговля ». По этому признаку посредники делятся на 4 основные группы: § Дилеры § Дистрибуторы § Комиссионеры § Брокеры. Дилеры – оптовые, реже розничные посредники, которые ведут операции от своего имени и за свой счет. Они приобретают товар по договору поставки, становятся собственниками товара после оплаты доставки и реализуют эти товары потребителям. Дистрибуторы – оптовые и розничные посредники, ведущие операции от имени производителей и за свой счет. Производитель представляет дистрибутору право торговать своей продукцией на определенной территории и в течение определенного времени. Дистрибутор не является собственником продукции. По договору он приобретает право ее продажи. Комиссионеры –оптовые и розничные посредники, ведущие операции от своего имени и за счет производителя. Комиссионер не является собственником продукции. За оказанные услуги ему выплачивается вознаграждение в виде процентов от суммы операций. Брокеры – посредники при заключении сделок, сводящие контрагентов. Брокеры не являются собственниками продукции, не распоряжаются продукцией. Они действуют на основе поручений и содействуют совершению сделки. Вознаграждение только за проданную продукцию. По признаку дифференциации функций при наличии/отсутствии собственности на товар посредники делятся на 14 групп. Вот их краткая характеристика. Регулярные оптовые торговцы ведут бизнес с полным набором услуг. Обычно это независимая компания, на основе полной собственности осуществляющая операции с товарами для потребителей. Производственные дистрибуторы отличаются от регулярных оптовых торговцев видом потребителя. В данном случае им является промышленные организации, предприятия коммунального хозяйства, железные дороги, организации сферы услуг и т.д. Поставщики отдельных партий занимаются крупными товарами (уголь, лесоматериалы, сельскохозяйственная продукция, строительные материалы и пр.). Поставщик отдельных партий закупает такую партию в ожидании будущего заказа от потребителя. Когда покупатель найден, поставщик отдельной партии несет полную ответственность за груз вплоть до получения этого груза потребителем. Каналы единичных сделок часто создаются для обеспечения одноразовой поставки оборудования или закупки товаров. Знаменитая закупка пшеницы, осуществленная СССР в 70-х годах 20 века являет собой яркий пример такого канала. Оптовики типа «плати и забирай» распространены, главным образом, в пищевой промышленности. Они не занимаются доставкой груза, розничный торговец сам приезжает к ним, отбирает товар, оплачивает его и доставляет в свой магазин. Разъездные торговцы специализируются на высокоприбыльных товарах. Продажа и доставка в данном случае совмещены. Они закупают у производителя или посредника товар, оплачивают его, грузят в автомобиль и доставляют к месту торговли. Стеллажные торговцы выполняют функции доставки и продажи товара на конкретную витрину, стеллаж в магазине, прилавок на рынке. Комплектующие оптовики осуществляют закупку товаров, например, у мелких фермеров, сортируют и комплектуют ее в крупные партии, экономичные для перевозки, доставляют их на рынки и продают крупными партиями. Полуоптовики – это оптовые торговцы, занимающиеся при этом какими-то формами розничной торговли. Торговые (сбытовые агенты) обслуживают клиентов, заменяя собой торговые организации, не являются собственниками продукции, работают за комиссионное вознаграждение. Промышленные агенты схожи с торговыми. Отличие их в том, что они осуществляют продажу в определенной географической зоне и, как правило, обслуживают нескольких производителей взаимодополняемых (но не конкурирующих) продуктов. Комиссионные торговцы в отличии от агентов обычно обслуживают конкретную сделку. Брокер выступает в качестве катализатора сделки. Аукционные компании широко представлены в торговле фруктами, табачными изделиями и скотом. Они обеспечивают физические условия для продажи конкретных партий товаров (помещение). Услуги оплачивает продавец за каждую сделку в форме процента от общей стоимости продаж. Нефтеналивные станции обеспечивают хранение и физическое распределение запасов для нефтяной отрасли. Такие предприятия могут принадлежать нефтеперерабатывающей компании (тогда они действуют как сбытовые подразделения) или находиться в собственности независимой компании и работать самостоятельно. Классификация посредников по «степени структуризации по признаку осознанной взаимозависимости»агрегирует все возможные организационные формы их существования. Наличие посредников для единичных сделок обусловлено тем, что при заключении множества сделок в бизнесе негласно предполагается, что деловые отношения сторон – это разовое явление. Примеры каналов для единичных сделок дают торговля недвижимостью, купля-продажа ценных бумаг, покупка промышленного оборудования длительного пользования (например, производственных предприятий или технологических комплексов). Обычные посредники – это вынужденное (формальное, но не узаконенное) объединение организаций, связанных между собой куплей-продажей продуктов на требуемых условиях. Основным фактором, определяющим продолжительность и масштабы сделок служит здесь продажная цена. Термин «обычные» в названии таких посредников отражает широкое распространение и типичность этой формы организации деловых связей. Большинство распределительных каналов содержит в себе элементы данной организационной формы. Специализированные поставщики услуг обычных посредников, как правило, работают на одну организацию, привержены ей и проявляют лояльность по отношению к ней. Наименее характерную форму в данном классе представляет административная система. Интересная отличительная черта таких систем заключается в том, что они, как правило, не опираются на осознанную формализованную взаимозависимость участвующих сторон, а действуют по необходимости. Обычно ведущая фирма (как правило, главный розничный торговец), просто принимает на себя функции лидера и пытается наладить сотрудничество между торговыми партнерами и поставщиками услуг. Административная система хотя и сходна с обычным каналом, но проникнута общим пониманием того, что все участвующие независимые компании выиграют, если будут работать сообща и следовать за лидером. Когда фирмам требуется более прозрачная и долгосрочная система связей по сравнению с типичной административной системой они стремятся придать своим отношениям с другими компаниями более упорядоченный, формализованный характер. Так возникают партнерства и союзы, как более развитая форма. В таких объединениях участники отказываются от определенной доли самостоятельности в своей хозяйственной деятельности и объединяют усилия ради совместного достижения определенных целей. Участники партнерства отчетливо сознают свою взаимозависимость друг от друга, однако их склонность подчиняться единому руководству минимальна (примеры таких партнерств очень показательны в политических институтах – ООН, СНГ, Евразийский союз и пр.). Партнерства строятся на отчетливом желании работать сообща, в котором, как правило, проявляется готовность устранять существенные индивидуальные различия и, главное, делиться информацией. Индикатор качества партнерства – цена. Если на решение поставщика поднять цену фирма отвечает отказом от совместного бизнеса, значит качество партнерских отношений весьма сомнительно. На это же указывает обратная ситуация, когда поставщик объявляет о повышении цены без предварительных консультаций с партнерами. Истинно партнерские отношения предполагают наличие формальных процедур для разрешения подобных проблем. Если такая взаимная совместимость между участниками установлена, можно считать, что партнерство движется в сторону союза. Важнейшая черта союза – готовность участников вносить изменения в основополагающие принципы своего бизнеса. Если участники союза понимают, что общее дело выиграет от совершенствования индивидуального бизнеса и готовы пойти на преобразования, то это подлинный союз. Цель союза – кооперация участников на основе совместных ресурсов, направленная на повышение производительности, качества и конкурентоспособности всего сбытового канала. Многие компании предпочитают закреплять свои хозяйственные связи документально-оформленными соглашениями – контрактами. Наиболее типичные форма таких контрактов в логистических отношениях – это: § Франшизы § Дилерские представительские соглашения § Контракты между поставщиками специализированных логистических услуг и их клиентами, например: - наем транспортной организации для грузоперевозок; - между поставщиком и покупателем складских услуг. В контрактных системах на место кооперации в чистом виде приходят узаконенные взаимные обязательства (как в брачном контракте). Такая формализация обеспечивает стабильность. Например, франшизы и дилерские соглашения наделяют причастные фирмы определенными правами и обязанностями, связанными с реализацией продукта или услуги в конкретной географической зоне. Компания, выдающая лицензию на представление ее интересов, получает гарантию, что представитель будет вести дела надлежащим образом и обеспечит требуемый минимум закупок. Франшизы и дилерские соглашения широко представлены на рынке автомобилей и в сфере продуктов питания. В США, например, некоторые складские компании объединены франшизами в единую общенациональную сеть (например, Hertz Truck Leasing) Отдельные логистические взаимодействия отличаются слишком большой капиталоемкостью, чтобы их мог обеспечить единственный поставщик услуг. По этой причине отдельные фирмы, связанные такими взаимодействиями, предпочитают инвестировать их сообща. Наиболее вероятный сценарий создания совместных предприятий в логистике – когда грузоотправитель принимает решение передать все логистические функции и мощности (и повседневные операции и всю инфраструктуру) посреднику или контрактной сервисной фирме (аутсорсинг логистических услуг). Объединение грузоотправителей с поставщиками логистического сервиса меняет формы организации специализированных сервисных компаний. Они превращаются в самостоятельные фирмы. Цель этого – усилить операционные навыки, информационные системы, накапливая опыт в процессе обслуживания множества грузоотправителей. Примерами совместных предприятий более или менее успешно следующих стратегии обособления могут служить AMR Distribution Services, Caterpillar Logistics Services, Inc., Grase Logistics Services, KLS Logistics Services (Kaiser Aluminium), Logi Corporation (Rocwell International) в США., их филиалы в России и FM Logistic в Москве и т.д. Большинство многофункциональных логистических компаний были обособлены или созданы как филиалы материнских фирм. Вместе с тем ширится перечень специализированных компаний, изначально учрежденных в качестве независимого логистического предприятия на основе частной собственности, которые играют роль общественных поставщиков услуг. По типу сбытовой политики посредники делятся на:
Эксклюзивные посредники символизируют сбытовую политику, при которой только один дилер в определенном географическом регионе имеет право продавать товары данного производителя. Зачастую автомобильные дилеры пользуются эксклюзивным правом продаж в своих регионах. Крупные холдинги, например АО "НТМК", поставляют продукцию эксклюзивно через торговый дом. Это дает возможность основным производителям холдинга сосредоточить свои усилия на производстве, а торговому оператору - на сбыте продукции. В случае селективных посредников производитель выбирает их ограниченное число для продвижения своего продукта на данной территории. Таким образом, например, продаются многие спортивные товары и одежда. Производитель сигарет British American Tobacco (BAT) в 1997 г. имел пять основных дистрибьюторов, в 2001 г. этот список сократился до трех оптовиков, а в 2003 г. до двух. Уменьшение числа посредников позволяет ВАТ управлять каналом сбыта и добиваться высоких показателей продаж. Производитель, выбирающий интенсивную сбытовую политику, пытается найти как можно больше посредников для продвижения своего продукта, как это делают, например, фирмы, производящие молоко. По степени ответственности и форме финансового риска, связанными с владением запасамивыделяются группы основных и специализированных посредников. Основной посредник – это компании, принимающие на себя ответственность, связанную с владением запасами или иные значительные формы финансового риска. Специализированный посредник – это компания, оказывающая важные специальные услуги основному участнику за соответствующую плату. Скажем, участие грузоперевозчиков и принимаемый ими риск ограничены исполнением конкретных транспортных операций, в силу чего грузоперевозчики относятся к специализированным участникам канала. Классификация посредников п о отраслевой принадлежности основных участников и по функциональной направленности специализированных участников не требует комментариев. Структура каналов распределения складывается из невероятно сложных взаимосвязей между множеством организаций, соединенных в разнообразные комбинации (пример - фильм «Змеелов»). Существуют веские основания для участия в канале каждой из задействованных организаций и все они оказывают определенные услуги в расчете на будущую отдачу от своих инвестиций и усилий. Критерий оптимальности – удовлетворение потребностей конечного покупателя с достаточным качеством и наименьшими затратами Как мы определили выше, ключевая проблема в области проектирования распределительного канала – это определение его структуры. Структура канала материализуется путем выбора посредника или определения состава его участников. Например, крупнейший производитель российских внедорожников Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) после реструктуризации имеет 96 дилеров в регионах РФ и 18 в странах СНГ и дальнего зарубежья, к которым УАЗ предъявляет довольно серьезные требования. Прежде чем обосновывать условия выбора посредника в сбытовой сети следует определиться с существующими или возможными типами посредников. Представляется очевидным, что не все участники канала вносят одинаковый вклад в удачные хозяйственные связи и в равной мере выигрывают от них. В этой связи существует множество разновидностей посредников, которое не поддается понятной и доступной иерархической классификации. В этой связи наиболее верным решением является построение схемы фасетной классификации посреднических институтов в среде сбытовой логистики (табл.9).
Таблица 9 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|