ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Значение и сущность логистического сервиса.
Сервисное обслуживание продукции - есть комплекс видов деятельности всех звеньев логистической цепи, обеспечивающей связь между предприятием и потребителем по каждому материальному потоку. Обычно выделяют несколько основных видов сервисного обслуживания: § Сервис по удовлетворению потребительского спроса. Сюда входят: быстрота реакции на заказы, частота поставок, скорость и надежность поставок, гибкость и безотказность поставок, качество проведения комплектовочных, складских и погрузочно-разгрузочных работ. § Сервис при реализации продукции. Это - комплекс услуг, выполняемых с момента получения заказа до поставки товара потребителю: доставка предварительно подготовленного, упакованного, замаркированного, собранного в эффективную (с точки зрения экономичной перевозки) грузовую единицу, товара в строгом соответствии с заказом по количеству, качеству и срокам. § Сервис послепродажного обслуживания. Заключается в оказании услуг по обеспечению нормального функционирования продукции в течение гарантийного срока, обеспечении запасными частями, а также быстром рассмотрении претензий потребителя и соответствующей реакцией на них, в обеспечении возврата претензионных товаров и их обмена. § Сервис информационного обслуживания - предоставление потребителю (покупателю) всей необходимой информации о продукции и эксплуатации ее, а также разработка средств, методов и способов обработки и передачи информации. Логистические принципы требуют приоритета потребителя, вот почему важнейшим критерием оценки конкурентоспособности производителя (продавца) продукции становится содержание и уровень сервисного обслуживания. При этом содержанием сервиса принято считать совокупность технологических элементов обслуживания, организационную структуру сервисной службы, а уровнем сервиса - его качество в сочетании с ценой на каждую конкретную услугу. Комплексность услуг и качество их осуществления - вот основные показатели современного логистического сервиса. Проблема комплексности оказываемых услуг, по-видимому, не требует особых пояснений: чем более значителен набор сопутствующих услуг (доставка уже подготовленных типоразмеров деталей и компонентов заказчику, удобная и надежная упаковка для транспортировки и возможного дальнейшего хранения, обеспечение сохранности доставляемого груза, квалифицированный монтаж и наладка, техническое послепродажное обслуживание и т.п.), тем более привлекательным становится выбранный поставщик и его продукция. При рассмотрении и оценке качества логистического сервиса обычно учитываются следующие показатели: § время исполнения заказа (от момента получения заказа до момента поставки); § надежность и стабильность поставки при любых обстоятельствах; § доставка по первому требованию; § наличие необходимых и достаточных запасов у поставщика; § объективность цен на логистические услуги; § возможности предоставления постоянным клиентам определенных скидок с цены на поставляемую продукцию или товарных кредитов; § возможности предоставления скрытых скидок за счет совершенствования логистических операций: повышения эффективности грузоперерабатывающих работ, осуществления перевозок современными (пакетными, контейнерными) способами и т.п. Очевидно, что неким обобщающим критерием уровня логистических услуг является сокращение времени исполнения заказа при надлежащем качестве всего комплекса сервисного обслуживания. Это определение вполне соответствует современным маркетинговым требованиям, определяющим конкурентоспособность продукции и ее производителя (продавца), а также производителя логистических услуг на рынке. Действительно, требования современного потребителя (покупателя) к поставщику (в том числе и к производителю логистических услуг) могут быть ранжированы в порядке убывания значимости следующим образом: степень надежности поставки, минимальное время продолжительности транспортировки, минимальные транспортные затраты, гибкость системы поставок, обеспечение сохранности грузов при перевозках, быстрота обработки заказов, низкие затраты на упаковку грузов и его страхование. Уровень логистического обслуживания является интегральным критерием, позволяющим оценить реальные возможности поставщика. Обычно для расчета этого показателя во внимание принимается не весь теоретически возможный комплекс логистических услуг, а наиболее значимые виды услуг, исполнение которых связано со значительными затратами, а неисполнение которых - с большими потерями на рынке. Расчет показателя производится по относительно простой формуле:
J = Σ Tm / Σ TM x 100%, где TM – временная оценка исполнения теоретически возможного объема сервиса, Tm - временная оценка исполнения фактически оказываемого объема услуг.
Рисунок 28. Влияние уровня логистического сервиса на прибыль предприятия
Вполне естественно, что чем большее количество услуг содержится в комплексе логистического сервиса, тем больше расходов приходится на него. Иначе говоря, от уровня логистического сервиса зависит величина расходов. Опыт показывает, что примерно до уровня логистического сервиса в 70% расходы на него растут пропорционально, выше 70% - рост затрат происходит по экспоненте. При достижении уровня обслуживания в 90% практически пропадает целесообразность логистического обслуживания в связи с резким ростом его стоимости. Расчеты показали, что если уровень обслуживания повышается с 95 до 97%, то эффект возрастет на 2%, тогда как расходы на сервис увеличиваются на 14%. Однако снижение уровня логистического обслуживания ниже некоего “порога” (который устанавливается для каждого исполнителя услуг) неизбежно приводит к увеличению суммарных потерь на рынке, связанных с ухудшением (ниже общего уровня) качества логистического сервиса. Таким образом, уровень конкурентоспособности компании на рынке находится между двумя экономически разнонаправленными показателями: совокупными затратами на логистический сервис и совокупными потерями от снижения уровня логистического сервиса. Задача логистической службы компании заключается в поиске оптимальной величины уровня сервиса. Как и во всех других случаях, поиск оптимума производится на базе теории систем и компромиссов. Графически оптимальный уровень сервиса определяется по минимуму суммарной функции, являющейся отражением поведения затрат на сервис и потерь от его недостатка. Точка оптимума подсказывает уровень рационального соотношения между стоимостью услуг - расходами, и величиной потерь от недостаточности услуг - т.е. доходами компании на рынке.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|