Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СССР в середине 1960‑х – середине 1980‑х гг.




 

В октябре 1964 г. Н. С. Хрущев был освобожден со всех постов за «субъективизм» и «волюнтаризм» – навязывание своей воли, когда желаемое выдается за действительное без учета реальных возможностей. К руководству пришел Л. И. Брежнев, который в период 1960–1964 гг. занимал пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. После октября 1964 г. Брежнев возглавил ЦК партии, главой правительства стал А. Н. Косыгин.
С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию с села и сельского хозяйства. Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. и получил название «экономическая реформа 1965 г.», или «косыгинская реформа». Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу, отменены совнархозы и восстановлены министерства, изменена система планирования при расширении прав предприятий, отменены многие хрущевские «нововведения». Экономическая реформа основывалась на стимулировании труда, внедрении экономических методах хозяйствования. Происходил переход на хозрасчет, учитывалась местная инициатива. На основе экономической реформы 1965 г. был подготовлен план 8‑й пятилетки (1966–1970 гг.), за годы существования советской власти давшей наилучшие показатели развития страны.
Однако реформа не затронула политические структуры, все приходилось согласовывать с ЦК КПСС. Против реформы выступил бюрократический аппарат, поддержанный Брежневым. К середине 1970‑х гг. реформа была свернута. Страна все больше вывозила нефть, газ, электроэнергию, превращалась в сырьевой придаток мировой экономики. Начался ввоз зерна, продуктов, товаров народного потребления, возникла «теневая экономика». Огромные средства вкладывались во внешние займы многих стран. Отставание экономики прикрывалось лозунгами внедрения достижений НТР, интенсификации производства, борьбы за качество и экономию. Единственным сектором экономики, активно использовавшим достижения НТР, являлся военно‑промышленный комплекс (ВПК). Страна деградировала, и только в ВПК вкладывались необходимые ресурсы.
Все больше отставало сельское хозяйство, снижалась урожайность. При уборке, хранении и перевозках сельхозпродуктов были огромные потери. В 1982 г. была принята «Продовольственная программа», рассчитанная до 1990 г. Но все принимаемые решения оставались на бумаге, слово расходилось с делом. Резко снижались уровень и продолжительность жизни. Складывался, как говорили в конце 1980‑х гг., «механизм торможения», страна шла к стагнации, когда показатели производства стремятся к нулю и наступает кризис.
Идеологической основой деятельности брежневского руководства была концепция «развитого социализма», разработанная в 1960‑е гг. и обнародованная на XXIV съезде КПСС в 1971 г. Констатировалось, что в СССР сложилось общенародное государство с высоким экономическим потенциалом и полным господством государственной собственности, единством советского народа, возросшей ролью партии, превратившейся в «партию всего народа». Все эти установки прикрывали замораживание роста уровня жизни, падение нравов, очковтирательство, политику награждений и восхвалений. Усиливалась политическая демагогия, которую проводил идеологический руководитель партии М. А. Суслов. Со второй половины 1960‑х гг. были приглушены, а затем запрещены критика культа личности Сталина и разоблачения практики государственного террора в сталинский период («ресталинизация»). Был свернут процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия. Создавались новые министерства, ведомства. В результате численность бюрократического аппарата, поглощавшего около половины государственного бюджета, постоянно возрастала. Развивалась коррупция. Однако внешне жизнь общества становилась размеренной и спокойной.
В 1977 г. концепция «развитого социализма» была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Конституция зафиксировала создание «общенародного государства», отметила расширение демократизма. Как и в Конституции 1936 г., упор делался на провозглашение социальных прав граждан, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. Реальная политическая власть оставалась у партии. Статья 6 Конституции закрепляла руководящую роль партии как ядра политической системы. Партийные органы подменяли собой государственные: списки кандидатов в депутаты корректировались парторганами, законы, подготовленные «сверху», принимались единогласно. Конституция оказалась фиктивным документом, носила декларативный характер.
18 лет руководства Брежнева привели государство к состоянию развала. Тоталитарное общество вступило в период глубокого кризиса. Политическую жизнь страны первой половины 1980‑х гг. лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог партии М. А. Суслов, в ноябре того же года – Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и председателем Президиума ВС СССР стал бывший председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) Ю. В. Андропов. Он провел кадровые перестановки в партийных структурах, отстранил от работы руководителей, замешанных в коррупции. Но в феврале 1984 г. он ушел из жизни. На высших постах оказался К. У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых общественная жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти. 20 лет (1964–1984 гг.) стали для СССР периодом упущенных возможностей, когда страна окончательно отстала от передовых государств мира.

 

36) Внешняя политика СССР 1962-1979 гг.: от Карибского кризиса (1962 г.) до ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан (1979 г.)

 

Ко второй половинœе 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система˸ Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктринœе гарантированного взаимного уничтожения — СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 году высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш — в ʼʼкосмической гонкеʼʼ.

 

ʼʼОкончание разрядкиʼʼ

 

· 1979, 25 декабря˸ дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа, а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан.

 

· 1980

 

· 4 января˸ в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора об ограничении стратегических вооружений Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в т.ч. сельскохозяйственной продукции; приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.

 

· 12 апреля˸ Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.

 

· 1981

 

· 6 августа˸ президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.

 

· 30 ноября˸ в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.

 

Новый виток противостояния (1979 – 1987 гᴦ.)

 

Обострение достигло пика осенью 1983 ᴦ., когда советскими силами ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер, на борту которого находилось около 270 человек. Как раз в тот самый момент президент США Рональд Рейган назвал СССР ʼʼимперией злаʼʼ.

 

В 1983 году США разместили на территории ФРГ, Великобритании, Дании, Бельгии и Италии баллистические ракеты средней дальности ʼʼПершинг-2ʼʼв 5-7 минутах подлета от целœей на европейской территории СССР и крылатые ракеты воздушного базирования. Параллельно в 1981 году в США началось производство нейтронного оружия — артиллерийских снарядов и боеголовок ракеты малой дальности ʼʼЛансʼʼ. Аналитики предполагали, что это оружие должна быть использовано для отражения наступления войск Варшавского договора в Центральной Европе. США также начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа звёздных войн); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный паритет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

 

В ответ в ноябре 1983 года СССР вышел из проходивших в Женеве переговоров по евроракетам. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов заявил, что СССР предпримет ряд контрмер˸ разместит оперативно-тактические ракеты-носители ядерного оружия на территории ГДР и ЧССР и выдвинет советские атомные подводные лодки ближе к побережью США. В1983—1986 гᴦ. советские ядерные силы и система предупреждения о ракетном нападении находились в состоянии повышенной боевой готовности.

 

Согласно имеющимся данным, в 1981 году советские разведслужбы (КГБ и ГРУ) начали операцию ʼʼРакетно-ядерное нападениеʼʼ (операция РЯН) — наблюдение за возможной подготовкой стран НАТО к началу ограниченной ядерной войны в Европе. Тревоги советского руководства вызвали учения НАТО ʼʼAble Archer 83ʼʼ — в СССР опасались, что под их прикрытием НАТО готовится к запуску ʼʼевроракетʼʼ по целям в странах Варшавского договора. Аналогично в 1983—1986 гᴦ. военные аналитики стран НАТО опасались, что СССР нанесет упреждающий ʼʼразоружающийʼʼ удар по местам базирования ʼʼевроракетʼʼ.

 

Пришедший к власти в СССР в 1985 году М. С. Горбачёв с самого начала взял курс на улучшение отношений с США и Западом, однако, поначалу он действовал в духе ʼʼразрядкиʼʼ 70-х — в 1985-86 гᴦ. выдвигались новые громкие мирные инициативы, но при этом внешняя политика СССР оставалась довольно жёсткой. В частности, в 1985-86 гᴦ. произошли несколько советско-американских дипломатических скандалов, завершившихся высылкой дипломатов с обеих сторон. Когда в мае 1986 года США только намекнули на возможность выхода из ОСВ-2, СССР заявил, что в данном случае примет ʼʼпрактические меры по недопущению нарушения стратегического паритетаʼʼ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных