Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К УЧЕННЮ ОБ ИНТЕРИОРИВАЦИИ 6 страница




с образованием личности............................................................ 198

§ 3. Схема основних уровней действия............................................. 204

К ПРОБЛЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 211

О СОБСТВЕННО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОДЕРЖАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 227

§ 1. Психологическое строение человеческой деятельности........... 227

§ 2. О собсівено психологических механизмах и законах................ 230

§ 3. Проблема основного метода психологического исследования.... 235

К УЧЕНИЮ ОБ ИНТЕРИОРИЗАЦИИ...............................................?39

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМСТВЕННЬЇХ ДЕЙСТВИЙ 253

МЕТОД «СРЕЗОВ» И МЕТОД ПОЗТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ ДЕТСКОГО МЬІШЛЕНИЯ 31$


Учебное издание Петр Яковлевич Гальперин ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Учебное пособие

Редактор А. И. Подольский

Корректор Я. Н. Волкова Оригинал-макет А. Ю. Баранов, О. М. Билак Художественное оформление, обложка М. О. Орлова

ЛР№ 065329 от 06.08.97

Сдано в набор 01.08.98. Подп. в печать 15.11.98. Формат 60x90і/,6. Бумага офсетная. Гарнитура «№\уіопС». Печать офсетная. Обьем 20,75 усл. печ. л. Тираж 10 000 зкз. Заказ N9 110.

ООО «Киижиьій дом «Университет», 117234, г. Москва, Воробьевьі горьі, ГЗ МГУ, Сектор Д, коми. 4. Тел.: (095) 939-45-81, факс: (095) 938-21-84.

«ФЕНИКС», 344В07, г. Ростов-на-Дону, пер. Соборньїй, 17. Факс: (8632) 62-38-11.

Отпечатано с готовьіх диапозитивов на полиграфическом предприятии «Офсет» 400001, Волгоград, ул. КИМ, 6.


 

18 Рубинштейн Л. С. Битие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957; его же: Принципи и пути развития психологии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; Проблеми общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

8 Войтонис Н. Ю. Сравнительно-психологическое изучение па- мяти методом отсроченньїх реакций. В сб.: Рефлексьі, инстинкти и навики. М., 1936.

8 Зак. но

11 Зак. 110


[1] Нагіїеу О. ОЬ$егуаііоп§ оп тап, Ні$ Ггате, Ьі$ (Іиіу, Ні$ ехресіа- ііоп5. Ьопсіоп, 1791. См. также о Д. Гартли. Английские материальї XVII—XVIII вв., подредакцией Б. В. Мещерского. М.: Наука, 1967. Т 2. С. 195—375; РибоТ. Современная английская психология. М., 1881; Пристли Д. Избранньїе сочинения, раздел 5. Вводньїе очерки к «Теории человеческого духа Гартли». М., 1934.

[2]См.: Троицкий М. Немецкая психология втекущем столетии: В 2 т. М., 1883.

[3]Троицкий М. Указ. соч.Т. І.С. 135-148.

[4] Гербарт И. Ф. Психология как наука, вновь обоснованная на опьіте, метафизике и математике. СПб., 1895; см. также: Троицкий М. Указ. соч.Т. 2. С. 291-303.

[5] Милль Д. С. Система логики. М., 1914. Кн. 6. Гл. 4.

[6] См, например, статью Н Я Грота «Основания зксперимеиталь- ной психологии», помещенную в качестве предисловия к русскому переводу кн. В. Вундта «Очерки психологии». М., 1897.

[7] Вогіпд Е. А НІ5іогу оГехрегішепіа! Р$усНо1о§у. N. У., 1929.

[8] «Гипотеза обуславливания» радикально отличается от учення И. П. Павловао процессе образования условной связи. В«гипотезе обуславливания» отсутствует указание на сигнальное значение ус- ловньїх раздражителей и подкрепление, она носит физикалистский и антибиологический (что в данном случае означает механический) характер.

[9] Ригрозіуе ВеНауіог іп апітаїз апсі теп, есі. СН. Тоїтап. N. У.-Ьоп- <іоп, 1932.

[10] Рубинштейн С. Л. Основи психологии. М., 1935. С. 24; его же: Проблема деятельности и сознания в системе советской психологии. Уч. зап. МГУ. М., 1945. Вьіп. 90; Принципи и пути развития психо­логии. М.. Изд-во АН СССР, 1959. С. 249, 266.

[11] Вопросм психологии. 1971. № 4. С. 101-113; № 5. С. 110-117; №6. С. 131-141; Вопросьі психологии. 1972. № І.С. 130-141; №2. С. 124-132; №3. С. 105-124.

[12] Психоневрологические науки в СССР (Материальї І Всесоюз­ного сьезда по изучению поведения человека. 25 января — 1 фе в рал я 1930 г. М.;Л., 1930.

,3Теплов Б. М. Психология. М.: Учпедгиз, 1946. С. З (здесь зто сказано проще и лучше всего); ср.: «Зто наши восприятия, мьісли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т. п.» (С.Л. Рубин­штейн. Основи общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. С. 3); «Моє восприятие..., моє желание..., моє воспоминание... Зти явлення груп- пировалисьпод названиями: "восприятие", "память", "мишление", "воля", "чувство" и др., в совокупности образуя то, что називается психикой» (Общая психология, под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1970. С. 5).

,6Вьіготский Л. С. Избранньїе психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956; его же: Развитие вьісших психиче­ских функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

[15] Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.

,9Леонтьев А. Н. Развитие памяти. Зкспериментальное иссле- дование вьісших психических функций. М.; Л., 1931. Гл. 2, 4.

[17] В зтом кратком схематическом очерке того, что в развитии со­ветской психологии влияло на понимание ее предмета, нет возмож- ности перечислитьдаже только фамилии всехавторов. Хорошая, хотя и далеко не полная сводка исследований, а также библиографиче- ские данньїе имеются в обобщающих и обзорньїх статьях кн. «Пси­хологическая наука в СССР»: В 2т. Под ред. А. А. Смирнова. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1959-1960.

[18] Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. Гл.1.

[19] Запорожец А. В. Развитие произвольньїх движении. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1960.

[20] Зинченко В. П. Роль моторньїх компонентов в процессах вос­приятия. В кн.: Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. С. 70-115.

[21] Зльконин Д. Б. Некоторьіе вопросьі психологии усвоения гра­моти. Вопросьі психологии. 1956. № 5; его же: Зкспериментальньїй анализ начального обучения чтению. В кн.: Вопросьі психологии учебной деятельности младшихшкольников. М.: Изд-во АПН СССР, 1962.

[22] Гамезо М. В. Психология чтения проекционньїх чертежей и изо- бражений. Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та. М., 1972. Вьіп. 35.

[23] Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию ум­ственньїх действий. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: Изд- во АПН РСФСР, 1950. Т 1.; его же: Психология мишления и учение о позтапном формировании умственних действии. В кн.: Исследо­вания мишления в советской психологии М.: Наука, 1966: Гальпе­рин П. Я., Кабильницкая С. Л. Зкспериментальное формирование внимания. Изд-во МГУ, 1974.

[24] Ленин в. И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 330.

[25] Там же. Т. 42. С. 289.

[26] Ленин в. И. Полн. собр. соч. Т 29. С. 330.

[27] В приведенном виступленим Ленина єсть замечательние слова о том, что надо изучать вопрос с разньїх сторон и как зто сделать, чтоби избежать произвольности вьібора одной или некоторих из них (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 289—290). К зтим указаниям Ленина ми обратимся позднее в связи с вопросом об изучении ком­плексних проблем с участием психологии и смежньїх наук (гл. З, § 8 и гл. 5).

[28] Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 264-332.

[29] В Дю-Буа Раймон О границах познания природьі Семь миро­вих загадок М, 1901

[30] Зтим и обьясняются идеалистические шатания таких крупних естествоиспитателей, физиологов цснтральной нервной системи, как Шеррингтон, Икклз, Здриан и др — (СЬ 5Негпп£іоп ТНе Ьгаїп апсі іІ5 Мес1іапі5Пі$ СатЬгісІве 1934, Ісіет Мап, оп Ніб №іиге СатЬпс1§е, 1940, } Ессіез ТЬе псиг0рНу5і0І08ісаІ Ьа5і5оГтіпс1 ОхГогсі Сіагепсіоп Ке55, 1953, Е Асігіап ТЬе соп5сюи5пе55 Іп Вгаїп апсі Соп$сюи$ ех- рсгіепсе Всгіїп, Зргіп^ег 1966 5 238—247

[31] Маркс К., Знгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 80-93.

[32]Ленин В. И. Полн. собр. соч.Т. 18. С. 117.

[33]Там же. С. 259.

[34] См.: Ильенков 3. В. Идеальное. В кн.: Философская знцикло- педия. М.: Советская знциклопедия, 1962. Т. 2; его же: Диалектиче- ская логика. Очерки истории итеории. М.: Политиздат, 1974. С. 187— 198: Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975. С. 188.

[35] Маркс К, Знгельс Ф Соч Т 23 С 21

"Ленин в. И. Полн.собр. соч.Т. 18. С. 151.

[37]Там же. С. 259.

[38] Спиноза Б. Зтика. В кн.: Избранньїе произведения. М.: Госпо- литиздат, 1957. Ч. 1. С. 361.

[39] Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 159-176.

[40] Петровский А. В. История советской психологии М.: Просве- щение, 1967. С. 138.

[41] Павлов И. П. Полн. собр. соч. М.; Л., 1951. Т. 3. С. 161, 162.

[42] Бернштейн Н А Очсрки по физиологии движений и физиоло­гии активности М Медицина, 1966 С 281

[43]АнохинП К Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии Вопросьі психологии 1955 №6

[44] СоколовЕ Н Нервная модель стимула Доклади АПН РСФСР 1959 № 4, его же №игопа1 Мосіеі апсі іНе огіепііп£ КеПех Іп ТНе Сепігаї №г\ои$ Зузіет апсі ВеЬауюиг N У 1960, Ориентировочньїй рефлекс как кибернетическая система Журнал вьісшей нервной дея­тельности им И П Павлова 1963 Т8 Вмп 5 С 820-822

[45] Обьяснение принадлежит вьішеуказанньім авторам (см. сно- ски 18, 19, 20).

[46] Иванов-Смоленский А. Г. Об исследовательском или ориен- тировочном рефлексе. Русский физиологический журнал. 1927. Т. 10. Вьіп. 3-4. С. 257-265.

[47]>Уєуєг Е. ТЬеогу оГНеагіпв. N. У., 1970; Об зтом опите см. в кн.: Психология восприятия. Изд-во МГУ, 1973. С. 184; Физиология сен­сорних систем. Л., 1972.

[48] В зтом прсдварительном анализе я ограничиваюсь при мером ор- ганических потребностей потому, что они представляются более про­стими и рассматриваются лишь со сторони тех свойств, которие присуши всем потребностям, «потребности вообще».

[49] «Предметной», в том принятом в марксистской философии смисле, которий постоянно подчеркивает А. Н. Леонтьев всвоих ме- тодологических работах, в частности, в кн.: Проблеми развития пси­хики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; его же: Деятельность, созна- ние, личность. М.: Политиздат, 1975.

[50] Арссньев В. К. Сквозьтайгу. М.: Госиздат, 1949. С 243 (рассказ приведем с небольшими сокрашениями).

[51] Боровский В. М. Поведение цьіплят вьіведенньїх в инкубаторе. В сб.: Рефлекси, инстинктьі и навьїки. М., 1936.

[52] Крушинский Л. В. Проблема зкетраполяции в физиологии вьіс- шей нервной деятельности. В сб.: Достижения современной физио­логии. М.: Наука, 1970.

[53] Нарбутович И. С., Подкопаев Н. Д. Условньїй рефлекс как ассо- циация. Трудьі физиологических лабораторий академика И. П. Павло- ва. 1936. Т. 6. Вьіп. 2.

[54]Тіпк1ераи£Н О. Ап Ехрегітепіаі 5іис1у оГКерге$еп(а(ІУе Расіогзіп Мопкеуз.). Сотраг. РзусНоІ., 1928. Уоі. 8. 5. 197-236; Ісіет. ТНе Миі- ііріе Зеїауесі Кеасііоп СНітрапгеез апсі Мопкеу$.). Сотраг. РзусНоІ., 1932. Уоі. 13.5.2.

[55]Леонтьев А. Н. Проблеми развития психики. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959; его же: Деятельность, сознание, личность. М.: Полит- издат, 1975.

[56] Ниіі С. Ргіпсіріез оГ ВеНауіог. 1п: Ап Іпігосіисііоп іо ЬеЬауіоиг іЬеогу. N. У., 1943.

[57] См. об зтом в кн.: Смирнов А. А. Психология запоминания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948; Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.М: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

[58] Павлов И П Полн собр соч Кн 1 М,Л, 1961 Т З С 94,95, Т 3 Кн 2 С 32, Т4 С 46,85,411

[59] Дуров В. Л. Дрессировка животньїх. Психологические наблю- дения над животньїми, дрессированньїми по моєму методу (40-лет- ний опьіт). М., 1924.

,45кіппег В. ТНе ВеНауіоигоГОгвапізтиз. N. У., 1938.

[61] Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. I. С. 308; Т. 4. С 27 «29.

[62] Кроукфорт П. Артур, Билл и другие (Все о мьішах). М.: Мир, 1970. С 19—20.

[63] Кроукфорт П. Указ. соч. С. 34.

Камьішсв И. А., Лазарев В. Г. О пространственньїх иллюзиях летчиков. Вопросьі психологии. 1973. № 1. С. 24.

[65] См, кн.: Ориентировочньїй рефлекс и ориентировочно-иссле- довательская деятельность. Подред. Е. Н. Соколова, Л. Г. Воронина и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

[66]ДельгадоХ. Мозг и сознание. М.: Мир, 1971.

[67] Что является «правильним» — зто другой и особьій вопрос, но уже целенаправленность действий субьекта предполагает некие крите- рии их «правильности».

"Конечно, не только вспомогательньїе функции обслуживают главную функцию, но в свою очередь зта главная функция обслужи- вает вспомогательньїе, предьявляя к ним требования и задания, ко- торьіе во всякой кибернетической системе определяют их соотно- шения и тем самьім работу каждой из них.

"Ленин в. И. Полн. собр. соч.Т42. С. 291.

[70]Спиноза Б. Зтика. В кн.: Избранньїе произведения. М.: Госпо- литиздат, 1957. Ч. 1. С. 372.

[71] Журавлев Г. Е. О «гипнотическом» взгляде змей. Вопросьі пси­хологии. 1969. № 5.

[72] Такая слаженность отношений между организмом и окружаю- щей средой, по-видимому, имеет место и у паразитирующих живот­ньїх (гельминтьі) продельїваюіцих зачастую довольно сложньїй жиз- ненньїй цикл развития, нередко со сменой «хозяев» (промежуточньїх основних).

[73] Кренкель3. Мои позьівньїе — КАЕМ. Новьіймир. 1970.№ 10.С. III.

[74]Торндайк 3. Процесе учения у человека. М., 1935.

[75] Новоселова С. Л. Развитие и структура интеллектуальной дея­тельности обезьян: Дис. канд. психюнаук. МГУ, 1968.

[76] Келер В. Исследование интеллекта человекоподобньїх обезь- ян. М., 1930.

[77] Ленин в. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 46.

[78] Введенский А. И. Психология без всякой метафизики. Петро град, 1917. С. 78.

[79] Введенский А. И. Указ. соч. С. 78.

[80] Г. Т. Фехнер после пережитого им душевного кризиса, с наив- ньїм простодушием возвешал зту точку зрения своим согражданам и, видя их равнодушие, решил доказать ее убедительно, так сказать, с принудительностью научной истиньї, для чего и разработал свою психофизику (хороший очерк о Фехнере см. в кн.: Джеймс В. Все- ленная с плюралистической точки зрения. М., 1911). В очень яркой форме зто воззрение излагал Ф. Паульсен (его «Введение в филосо- фию» пользовалось в своє время большой популярностью).

[81] КрушинскийЛ. В. Проблема зкстраполяции в физиологии вьіс- шей нервной деятельности. В сб.: Достижения современной физио­логии. М.: Наука, 1970.

[82] Келер В. Исследование интеллекта человекоподобньїх обезь­ян. М., 1930.

[83] См. предисловие Л. С. Вьіготского крусскому изданию кн.: В. Ке- лера «Исследование интеллеісгачеловекоподобньїхобезьян». М., 1930.

[84] Виуіепдук Р. ТЬе тіпд оГОіе Оо^. Ьопдоп, 1935.

[85] Запорожец А. В. ИнтелектуальнІ моменти в поведінку твари­ни. «Наукові записки Харьківского Державного Педагогичного ин- стітуту». 1941. Т. 4 (на укр. яз.).

[86] Крушинский Л. В. Формирование поведения животньїх в нор- ме и патологии. М., 1960; его же: Проблема зкстраполяции в физио- логии вьісшей нервной деятельности. В сб.: Достижения современ- ной физиологии. М.: Наука, 1970.

[87]АнцифероваЛ. И. О закономерностях злементарной познава­тельной деятельности. М.: Изд-во АН СССР, 1961.

[88] Нас колько сложньїм и трудньїм остается понятие субьекта, можно судить по кн.: Лекторский В. А. Проблема субьекта и обьекта в классической и современной буржуазной философии. М.: Вьісшая школа, 1965. Гл. 3. § 3; Абульханова К. А. О субьекте психической деятельности. М.: Наука, 1973; Виуіепдцк Р. МепзсЬ ипсІТіег. РаП 1, 5. Ог^апі$ши$ осіег ЗиЬіесі. НатЬигз, 1970. 5. 30.

[89] Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн 2. С. 106.

[90] Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. С. 222.

[91] Кречмер 3. Медицинская психология М., 1927. С. 13—14.

[92]Келле В., Ковальзон М. Формьі общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959.

[93] Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Полит- издат, 1975.

[94] Ленин в И Полн собр соч Т 29 С 194

[95] Я. Дембовский. Психология животньїх. М., 1959.

[96] Цит. по кн.: А. Н. Леонтьев. Проблеми развития психики. М., 1965. С. 259.

[97] Я принадлежал и принадлежу к числу зтих сотрудников, при- нимал активное участие в разработке взглядов зтого направлення, и приводимая ниже критика зтих взглядов является критикой моих собственньїх взглядов того периода.

17 Зак. ПО

[98] В настояшей статье вопрос рассматривается в историческом по- рядке, и потому я не останавливаюсь на отношении зтой гипотезьі к взглядам французеких психологов Ж. Пиаже и А. Валлона. В своем про- исхождении гипотеза позтапного формирования умственньїх действий с ними не бьіла связана. Что же касается отношения к ним посуществу, то в настоящем изложеним я должен ограничиться указанием, что зта гипотеза имеет с взглядами французеких авторов только сходньїй пред­мет, но подходит к немус другой стороньї и трактует его принципиаль- но иначе.

[99] Первое краткое сообщение о гипотезе позтапного формирования умственньїх действий бьіло сделано мной на Всероссийском совеща- нии по психологии в 1952 г. [14], специальньїй доклад на зту тему — на таком же совещании 1953 п [15]. Краткое изложение зтих исследований бьіло дано А. Н. Леонтьевьім в его докладах на XIV Международном конірессе по психологии в 1954 г. [56] и на IV Конгрессе ассоциации научной психологии в Страсбурге в 1956 г. [57].

[100] В задание входят цель и средства (в их числе и предмет) дейст­вия, но в него не входит система указаний на то, как правильно вьі­полнить зто действие, т. е. его ориентировочная основа.

[101] То, что мьі обозначаем как «имеетея в виду», представляет со бой факт бесспорньїй, но еще малоизученньїй.

[102] Нужно обратить внимание на то, что с одного уровня на другой переносится не ориентировочная, психологическая часть действия, а именно его обьективное, предметное содержание — действие как обьективньїй процесе. Как раз ориентировочная часть его на каж- дом уровне меняется настолько, насколько изменение уровня дей­ствия означает изменение его условий.

[103]Термином «звуковой образ слова» я обязан Д. Б. Злькониму.

[104] Маркс К. Капитал. Послесловие (рус. перевод). 2-ое изд. 1949. Т. І.С.19.

[105] Как злемент плана зтот момент уже входит в психологический аппарат управления действием.

[106] Статья опубли кована в журнале «Вопроси психологии». 1966. № 5.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных