Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Источники права социального обеспечения и их особенности.




 

Источники мы понимаем в материальном и в формальном смыслах:

· в материальном смысле – экономические, политические, социальные, культурные и исторические предпосылки, связанные с объективными потребностями общественного развития;

· в формальном смысле – способ организации и внешнего выражения норм отрасли, т.е. способ объективирования норм.

Единицей системы источников является нормативно-правовой акт.

Источники ПСО также можно рассматривать в частном и общем смысле:

· в частном смысле – это нормативный правовой акт как научная абстракция (т.к. в действительности существует множество его видов и вариаций);

· в общем смысле - система нормативных правовых актов (законов и подзаконных актов), изданных и действующих в данном государстве, объединяемых понятием законодательство.

Признаки источников:

· законность;

· нормативность;

· принятие в порядке, определенном процедурным органом;

· общеобязательность;

· формальная определенность;

· применимость на неопределенное число случаев.

Компетентность органов, принимающих акт.

Акты Конституционного Суда РФ как источник социального обеспечения – см. Постановление КС РФ от 16.06.1998 № 19-П “По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ”

Формально не признанные источникками права являются акты Верховного Суда РФ и Постановления Европейского Суда по правам человека. Ст. 120 Конституции РФ: “Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону”.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 “О судебном решении”: “суду также следует учитывать Постановления КС РФ, Постановления Пленума ВС РФ, содержащие разъяснение вопросов, возникших в судебной практике. И суду также следует учитывать Постановления Европейского суда по правам человека, в которых дано толкование…”

Особенность системы источников в ПСО:

1. осуществление нормотворческой деятельности финансово-кредитными учреждениями (Пенсионным Фондам РФ; Фондом социального страхования, Фондами обязательного медицинского страхования) – тождественны актам Федеральных органов исполнительной власти в силу сложившейся практики;

2. достаточно развитая региональная и местная подсистемы законодательства;

3. отсутствие кодифицированного акта; тенденция специализации законодательства над стремлением его унифицировать; существуют кодификационные законы (напр., Закон “О ветеранах”, Закон “Об основах социального страхования”, Закон “О государственных пособиях граждан, имеющих детей”);

4. значительная компетенция органов исполнительной власти в сфере социального обеспечения (Правительство, Министерство Здравоохранения и социального развития), подзаконно-ведомственный характер законодательства в социальном обеспечении;

Ведомственный характер означает, что многие ведомства предусматривают дополнительные виды социального обеспечения (напр., Государственный таможенный комитет).

5. усиление роли международного правового регулирования;

Напр., Соглашение от 24.12.1993 “О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств–участников СНГ”. Ст. 2 предусматривает: “выслуга лет для назначения пенсии исчисляется в соответствии с законодательством той страны, где они проходили службу”.

Соглашение от 24.12.1993 распространялось на всех участников СНГ, нормы соответствующего государства распространяются на граждан государств–участников СНГ по месту обращения.

Договор между РФ и Королевством Испания, подписанный 11.04.1994: Согласно ст. 9 “при назначении пособий по временной нетрудоспособности и пособий по материнству каждая из сторон будут учитывать трудовой или страховой стаж, приобретённый на территории другой страны”.

6. возможность регулирования социального обеспечения в рамках социального партнёрства на уровне трёхсторонних соглашений.

Государство в обязательном порядке участвует в таких трехсторонних соглашениях (в разработке, принятии и финансировании).

Классификация источников ПСО:

1. Международные правовые акты. Конституция РФ в ч. 4 ст. 15 определяет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и в случаях, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора. (нормы Всеобщей декларации прав человека, утвержденной генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

С точки зрения юридической обязательности для России можно выделить две разновидности:

1) обязательные,

2) рекомендательные.

2. Конституция. Как основополагающий правовой акт Конституция РФ закрепляет отправные положения для всех отраслей российского права. Конституция РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2), закрепляя при этом социальную направленность политики государства, связанную с созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, путем поддержки семьи, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб, установления пенсий, пособий и иных видов социального обеспечения (ст. 7).

3. Законы:

1) Основу правового регулирования в области социального обеспечения, составляют федеральные законы. Кроме этого, к ФЗ приравнены по статусу не утратившие силу Постановления Верховного Совета РСФСР, а также продолжающие действие на территории РФ Основы законодательства РФ об охране здоровья от 22.07.1993.

2) В отношении законодательных актов субъектов РФ следует отметить, что несмотря на предоставленное субъектам РФ конституционное право осуществлять в сфере соц. обеспечения собственное правовое регулирование, нередко многие из них предпочитают не «изобретать» оригинальных правовых норм, а заимствовать их в федеральном законодательстве, нередко полностью дублируя соответствующие нормативные положения федеральных актов в региональном законодательстве. Т.о., в сфере соц. обеспечения субъекты РФ на своей территории вправе осуществлять законодательное регулирование не только опережающе (в случае отсутствия федерального регулирования с условием приведения впоследствии регионального акта в соответствие с федеральным), либо в пределах, установленных федеральным актом (с санкции федерального законодателя), но также во всех случаях, когда речь идет о возможности самостоятельно (за счет средств собственного бюджета) финансировать нормативные решения социально-обеспечительной направленности. (п. 5 ст. 1 Закона о трудовых пенсиях, где установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов РФ, регулируются НПА ОГВ субъектов РФ.)

4. Указы Президента РФ. Специфика указов Президента РФ как источников ПСО состоит в том, что они имели и имеют своей основной целью восполнение пробелов в законодательстве (Указ Президента РФ от 23.09.1993 № 1435 «О социальных гарантиях народных депутатов РФ созыва 1990-1995 гг.», Указ Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной защите многодетных семей»,)

5.Постановления Правительства. В соотв. со ст. 16 ФКЗ от 11.04.1997 «О Правительстве РФ» на Правительство РФ возложены задачи по обеспечению проведения единой гос-ной соц. политики и реализации конституционных прав граждан в области соц. обеспечения. Постановления Правительства РФ принимаются по самому широкому кругу вопросов. Правительство РФ утверждает списки работ, профессий и должностей, в соответствии с которыми досрочно назначаются трудовые пенсии по возрасту с учетом особых условий труда или характера выполняемой деятельности,

6.Иные н.п.а. -относятся акты федеральных министерств и ведомств, глав администраций (президентов) и органов исп. власти субъектов РФ, акты органов муниципальных образований. Особое значение среди источников данной категории имеют акты уполномоченного министерства в области соц. обеспечения - возложены на него функции, поскольку уполномоченное министерство является фед. органом исп. власти, проводящим гос-ную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и соц. обеспечения населения, а также координирующим деятельность по этим направлениям иных федеральных органов исп. власти и органов исп. власти субъектов РФ.

7.Акты судебных органов. Акты (постановления и определения) Конституционного Суда РФ. Причина заключается в том, юр. обязательность актов КС РФ и содержащихся в них правовых позиций суда (ч. 1 и 2 ст. 79, ч. 2 ст. 87 ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), как правило, настолько значительна, что в ряде случаев их можно поставить в один ряд с нормами Конституции РФ.

8. Акты, принятые в порядке соц. Партнерства. ст. 23 ТК РФ соц. партнерство – это система взаимоотношений м/у работниками, работодателями и органами гос. власти (муниципальными органами), направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Хотя отношения по соц. обеспечению являются самостоятельными, во многих случаях трудовые и социально-обеспечительные отношения находятся в тесной связи и взаимодействии. Социально-партнерское соглашение выражается в том, что по своей правовой природе соглашение предстает в юр. форме договора, что позволяет вести речь о существовании в ПСО элементов договорного способа регулирования отношений. Однако наличие договорных механизмов не изменяет публичный (государственный) характер социально-обеспечительных обязательств, ктрые приобретает гос-во в лице гос. (муниципальных) органов, участвующих в отношениях по социальному партнерству.

+ коллективный договор -по нашему мнению, не следует относить к источникам ПСО в силу отсутствия гос-ного (муниципального) участия.

В зависимости от сферы действия источники можно разделить на:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные;

г) отраслевые (межотраслевые).

В зависимости от срока действия различают:

а) акты неопределенного срока действия;

б) временные акты;

в) условно срочные – акты, принимаемые на период существования определенных обстоятельств, продолжительность действия ктрх не может быть точно установлена во времени.

По порядку и процедуре принятия источники могут быть поделены на:

а) принимаемые в законодательном порядке;

б) принимаемые в административно-распорядительном порядке;

в) принимаемые в порядке социального партнерства.

Способы систематизации законодательства:

1.. Консолидация, как правило, предшествует инкорпорации и представляет собой создание в структуре законодательства крупных однородных блоков (однопрофильные статьи, главы, параграфы и т.п.), посвященных той или иной области регулирования (пенсионное законодательство, законодательство о пособиях и т.п.).

2. При инкорпорации действующие акты объединяются в определенных предметных (хронологических) сборниках без изменения содержания и выстраиваются в соответствии с их юридической силой. В настоящее время Министерством юстиции РФ ведется единый федеральный регистр нормативных правовых актов, построенный с использованием обоих способов по различным отраслям законодательства и по уровням правового регулирования.

3. Кодификация, использование этого способа сопряжено с рядом трудностей. Одной из особенностей современного состояния социально-обеспечительного законодательства, является периодически, но неуклонно увеличивающийся объем нормативного материала. проблема кроется, в том, что законы и иные нормативные правовые акты нередко принимаются по мере необходимости, как правило, в отсутствие теоретически обоснованной концепции развития законодательства о социальном обеспечении в целом (хотя в отношении отдельных направлений такие попытки имели место). Другой причиной, которая также называлась, является объективная нестабильность законодательства о социальном обеспечении, вызванная финансово-экономическим положением государства и необходимостью постоянного и наиболее эффективного перераспределения финансовых ресурсов, предназначенных для целей социального обеспечения.

Действия законодательства:

В теории права выделяется несколько принципов действия НПА”, ктрые называются коллизионными и делятся на 2 группы – простые и комбинированные (сложные). Основная функция коллизионных принципов заключается в определении из некоторого множества НПА” того, ктрый в конкретном случае должен иметь приоритет при регулировании соответствующих отношений. Среди простых коллизионных принципов, которые в большинстве своем были сформулированы еще в римском праве, выделяются следующие:

1.приоритет имеет акт большей юр. силы (иерархический принцип);

основывается на признании и соблюдении их строгой субординации, соподчиненности.

2.специальный акт имеет приоритет перед общим (дифференционный принцип);

Сводится к специфике определения и соотношения общего и специального актов применительно к распространению нормативных правовых актов по кругу лиц.

Принципы действия зак-ва о социальном обеспечении во времени не закреплены нормативно, поэтому в большинстве случаев применяются выработанные юр. доктриной формулы. По общему правилу, законы и иные НПА” действуют лишь на будущее время, т.е. распространяют свое действия на отношения, возникшие после введения их в действие.

Практикой выработано 2 способа замены норм. актов: прямой (когда правотворческих орган в самом акте путем прямого указания отменяет действие прежнего) и фактический (когда старый акт прямо не отменен, но прекращает свое действие в виду принятия более позднего или когда отпали условия его действия).

3.акт, принятый позднее, имеет приоритет перед актом, принятым ранее (временной принцип);

Акт, принятый на данной тер-рии, действует в ее пределах (территориальный принцип – означает распространение его юр. силы в пределах опред-ных административно-территориальных образований. В ПСО существует 3 уровня действия НПА в пространстве: 1) федеральный; 2) субъекта РФ; 3) муниципального образования. При этом действие НПА” в пространстве определяется на основе разграничения предметов совместного ведения РФ и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ) по вопросам регулирования социально-обеспечительных отношений и компетенции нормотворческих органов РФ и ее субъектов), кроме случаев, когда допускается применение акта за пределами территориальных границ (экстерриториальный принцип (т.е. возможность применения норм иностранного государства на территории РФ и наоборот) - явление нетипичное, крайне редкое для данной отрасли правового регулирования).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных