Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-обеспечительные правоотношения: понятие, виды, структура и особенности.




 

Социально-обеспечительное правоотношение – это индивидуализированная правовая связь между субъектами, возникающая в связи с предоставлением конкретного вида социального обеспечения или совершения действий, имеющих юр.значение для установления (подтверждения) субъективного права на него, возникшая на основе юр. состава и представленная в виде определенного сочетания взаимных прав и обязанностей.

Основные признаки:

1.это индивидуализированная юр. связь управомоченного и правообязанного субъектов;

2.возникает по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения или совершения юр-ки значимых действий, определяющих субъективное право на него;

3.юр. связь выражается в сочетании, как правило, корреспондирующих прав и обязанностей управомоченного и правообязанного субъектов.

Но проблема заключается в том, что в действительности не существует единого, универсального социально-обеспечительного правоотношения. Вызвано это сложной, двойственной структурой основных социально-обеспечительных отношений, которая включает:

· материальные отношения, связанные с предоставлением и получением отдельных видов соц. обеспечения;

· процедурные отношения - вспомогательные, тесно связанные с материальными, отражающие порядок обращения за предоставлением соц. обеспечения либо установления юр. фактов, имеющих значение для определения (подтверждения) права на отдельные виды соц. обеспечения.

Основания возникновения.Рассматривая вопрос о нормах ПСО, как об общих предпосылках социально-обеспечительных правоотношений, следует отметить, что подавляющее число норм являются императивными в том смысле, что стороны социально-обеспечительных правоотношений не вправе установить взаимные права и обязанности иначе, чем это предусмотрено нормами ПСО. С точки зрения непосредственного предмета регулирования нормы ПСО подразделяются на материальные и процедурные, разграничение ктрх производится по целям правового регулирования (целью материальных норм явл. закрепление правового положения субъекта, наделение его материальной правоспособностью в отношении вида соц. Обеспечения; цель процедурных норм закл. в регламентации так называемой «позитивной» процедуры, сущность ктрой состоит в «закреплении наиболее целесообразного порядка реализации предписаний материальных норм»).

Классификация норм:

I. по целям регулирования:

1.материальные;

Материальные нормы закрепляют правовое положение субъекта, основания изменения, возникновения и прекращения правоотношений, взаимоотношения субъектов.

2.процедурные (напр., признание лица инвалидом).

Процедура закрепляет наиболее целесообразный порядок реализации нормы.

3. коллизионные нормы.

Коллизия – это необходимость установления приоритета одной из двух или большего количества норм, подлежащих применению в данном случае (напр., ст. 17 ФЗ №255-ФЗ от 29.12.2006 г. “Об обязательном социальном страховании на случай…” – если непрерывный трудовой стаж для гражданина до 1 года).

II.

1. регулятивные;

ПСО относится к регулятивным отраслям. Регулируется позитивная сторона поведения. Санкции в ПСО не применяются, есть только меры защиты. Ст.ст. 25, 26 Закон “О трудовых пенсиях в РФ”.

2. охранительные.

III.

1. управомачивающие;

Их большинство в ПСО. Данные нормы, как право, являются предоставительными.

2. запрещающие;

Число запрещающих норм незначительно. Напр., Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 “О занятости населения в РФ” – ст. 35 “Прекращение, приостановка выплаты пособия по безработице, снижение его размера”.

3. рекомендательные;

Их число незначительное. Напр., ст. 1 (Зак-во РФ о трудовых пенсиях) ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”.

4. нормы-дефиниции;

Их число незначительно. Содержат в себе определение. Напр., понятие трудовой пенсии – ст. 2 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”.

5. нормы-цели;

Их число незначительно. Преамбула ФЗ от 29.12.2006 № 256-ФЗ “О доп-ных мерах гос. поддержки семей, имеющих детей”

6. нормы-принципы;

Их число незначительно. Из некоторых норм можно понять, какой принцип законодатель хотел заложить. Напр., ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 №166-ФЗ. “О государственном пенсионном обеспечении в РФ” (принцип всеобщности).

В качестве частных предпосылок следует рассматривать определенные жизненные обст-ва, отраженные в нормах ПСО, и с ктрыми эти нормы связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере соц. обеспечения, т.е. юр. факты. Большое теоретическое и практическое значение имеет их классификация. Одной из наиболее известных группировок юр. фактов явл. их деление на факты-события и факты-действия. К первым (достижение опред-ного возраста, смерть и др.) относятся явления действительности, на ктрые человек не в силах повлиять. Факты-действия (волеизъявление нуждающегося о переходе с одной пенсии на др., трудоустройство безработного и др.), напротив, всегда связываются с сознательной активностью субъектов, являются результатом их деятельности. Своеобразное место в ряду юр. фактов занимает такой юр. факт, как стаж (трудовой, страховой). С одной стороны, стаж всегда связан с течением времени и поэтому его следовало бы отнести к фактам-событиям. В то же время, поскольку стаж имеет социально-экономическое содержание, т.е. в основе его лежит не само время (его течение), а, как правило, деятельность (активность) лица, распределенная в этом времени, есть все основания говорить о стаже если не как о факте-действии.

Захаров и Тучкова делят факты на:

1. к правообразующим фактам относятся такие, как: достижение возраста, наличие стажа, рождение ребенка, установление инвалидности, временная нетрудоспособность и др.;

2. правоизменяющими фактами являются: изменение группы инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности), увеличение дохода семьи, волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсии и т.п.;

3. правопрекращающими фактами следует считать, напр., смерть нуждающегося, восстановление трудоспособности, трудоустройство безработного и др.

 

юр. факт-событие (достижение возраста, болезнь, утрата заработка и др.);

юр. факт-действие со стороны нуждающегося, т.е. его волеизъявление (подача заявления) на получение соответствующего вида обеспечения

рассмотрение обращения и принятие решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении конкретного вида соц. обеспечения со стороны обязанного субъекта

Субъект права – это формальный обладатель прав и обязанностей, потенциально способный их реализовать.

Состав субъектов социально-обеспечительного правоотношения различается в зависимости от его разновидности. Так, в правоотношениях по поводу предоставления отдельных видов соц. обеспечения (материальных правоотношениях) субъектами явлю нуждающийся, с одной стороны, и орган соц. обеспечения, - с другой.

Что касается процедурных правоотношений, то субъектный состав, в целом, совпадает с составом материальных правоотношений. В то же время в процедурных правоотношениях, связанных с установлением юр. фактов, имеющих значение для соц. обеспечения, в ряде случаев появляется специальный орган, на ктрый нормами права возложены обязанности по установлению юр. фактов. (Так, факт инвалидности вправе устанавливать только медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) или военно-врачебная комиссия (ВВК)).

Дееспособность (в кач-ве элемента социально-обеспечительной правосубъектности) как правовое явление, отражающее способность своими действиями осуществлять принадлежащие нуждающемуся права в сфере соц. обеспечения, может быть реализована не в любое время и не при любых обстоятельствах, а лишь при соблюдении различных требований (в т.ч. к управомоченным субъектам), очерченных социально-обеспечительным зак-вом (так, для возникновения права на пособие по временной нетрудоспособности необходимо заключение труд. договора).

Объект правоотношения – разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворить потребности субъектов, в конечном счете, - интерес управомоченного.

В большинстве случаев в литературе по соц. обеспечению отмечается, что объектом социально-обеспечительного правоотношения явл. то, на что направлено действие правовой нормы и в чем состоит интерес субъекта, а именно: пенсии, пособия и иные виды обеспечения в денежной форме, т.е. материальные блага.

Содержание социально-обеспечительных правоотношений – взаимные права и обязанности субъектов данного правоотношения.

Специфика социально-обеспечительного правоотношения закл. в том, что его содержание, как правило, определяется зак-вом и вытекает из содержания правовых норм.Это означает, что субъекты социально-обеспечительного правоотношения, как правило, не имеют возможности влиять на объем и состав взаимных прав и обязанностей. Содержание правоотношения, т.о., всегда находится в зависимости от его объекта, ктрый определяется исключительно волей законодателя. Объектом правоотношения определяется и структура взаимных прав и обязанностей

Так, в материальном правоотношении нуждающийся обладает преимущественно правами, а орган соц. обеспечения – обязанностями, поэтому структура взаимных прав и обязанностей для такого рода правоотношения может быть выражена более или менее универсально в след. виде:

· нуждающийся имеет право в соответствии с юр. нормами требовать предоставления ему соответствующего вида соц. обеспечения в установленной законом форме, объеме (размере) и в опред-ные сроки (периоды), а др. сторона должна в полном объеме выполнить нормативные предписания и предоставить соответствующее обеспечение;

· нуждающийся имеет право требовать индексации (перерасчета) денежных сумм, в т.ч. несвоевременно выплаченных по вине социального представителя переходить с одного вида . обеспечения на другой, а контрагент обязан при наличии к тому законных оснований выполнить требования нуждающегося;

· нуждающийся имеет право на информацию, связанную с реализацией своих правомочий на тот или иной вид соц. обеспечения, и защиту своих интересов, а субъект, осуществляющий функции соц. обеспечения, должен обеспечить доступность информации и не препятствовать в осуществлении права на защиту.

Неверно, однако, считать, что нуждающиеся не несут обязанностей. Их исполнение происходит в рамках процедурных социально-обеспечительных правоотношений, призванных обслуживать материальные. В большинстве случаев эти обязанности связаны с представлением юр. документов (заявлений, больничных листов, труд. книжек и др.) и реже - с совершением юр. действий (напр., уплатой за себя или за иных лиц страховых взносов в ПФ РФ или ФСС РФ). Так, нуждающийся обязан:

· предоставлять достоверные сведения, надлежащим образом оформленные документы в подтверждение своих притязаний на отдельные виды соц. обеспечения;

· в установленный срок и в полном объеме уплачивать страховые взносы для целей соц. обеспечения;

· своевременно извещать правообязанного субъекта об обстоятельствах и условиях, ктрые могут повлиять на объем (размер) предоставлений (напр., сообщить об изменении группы (степени) инвалидности, об увеличении совокупного дохода семьи, известить службу занятости об устройстве на работу и т.п.);

· в установленные сроки проходить регистрацию в гос. органах, освидетельствование в МСЭК (ВВК) и в др. экспертных учреждениях, выполнять их заключения, рекомендации и т.п.

Виды соц–обеспечительных правоотношений:В качестве основной (генеральной) классификационной группировки правоотношений в праве социального обеспечения следует принять их деление в зависимости от функционального назначения на две группы: 1) материальные, 2) процедурные.

Так, в зависимости от объекта все правоотношения в сфере соц. обеспечения могут быть поделены на:

1.пенсионные;

2.по обеспечению пособиями;

3.по предоставлению социально-обеспечительных компенсаций;

4.по предоставлению социально-обеспечительных льгот;

5.по предоставлению социально-медицинских услуг;

6.по предоставлению предметов первой необходимости;

С точки зрения предмета ПСО можно выделить:

· социально-обеспечительные - Непосредственные же социально-обеспечительные правоотношения имеют место при распределении средств фондов соц.обеспечения, т.е. в процессе предоставления отдельных видов соц. обеспечения.

· комплексные правоотношения- относятся правоотношения, возникающие в процессе аккумулирования финансовых средств для целей соц. обеспечения (финансовые, налоговые) и управления образованными фондами, а также всей системой соц. обеспечения (административные).

В ПСО также можно выделить виды правоотношений в зависимости от их содержания (сочетания взаимных прав и обязанностей субъектов). В этом смысле есть основания говорить о существовании:

· односторонне обязывающих - правоотношения по предоставлению мед. услуг в виде скорой (неотложной) помощи.

· двусторонне обязывающих - большинство общих (системных) социально-обеспечительных правоотношений относится к числу двусторонне обязывающих, поскольку в элементарных (материальных и процедурных) правоотношениях всегда существуют корреспондирующие права и обязанности.

Многообразие видов правоотношений обуславливается различными факторами:

· политико-экономической ситуацией в государстве

· уровнем социально-культурного развития государства;

· различием оснований (критериев) нуждаемости и предшествующего правового положения лица.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных