Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психофизические особенности развития детей дошкольного возраста с нарушением речи и их влияние на формирование навыков изобразительной деятельности




Речь — важнейшая психическая функция, присущая только че­ловеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижения­ми всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества. Речь является основой коммуника­тивной функции, которая осуществляется посредством языка. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен ин­теллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, го­ворят об особой категории аномальных детей — детях с речевыми нарушениями.

Поскольку речь представляет собой сложноорганизованную психическую функцию, то отклонение в ее развитии и ее нарушение, как правило, являются признаком серьезных изменений состояния центральной нервной системы. Это означает, что страдает не только речь, но и все высшие психические функции в целом. Дети с речевой патологией, как правило, имеют большие или меньшие трудности обучения.

Ведущим отклонением у детей с нарушением речи, исходя из степени данного нарушения, является отставание в формировании понимания и произношения слов или полное отсутствие использования речи при контакте с взрослыми или сверстниками. Но если речь все же присутствует, то анализ детских высказываний и сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков; грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций; при произведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдается перестановки слогов, звуков, замена и употребление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональ­ные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Такие дети характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Часто такие дети имеют низкую работоспособность, как умственную, так и физическую.

У детей с нарушением речи имеется некоторая слабость пространственного восприятия. Однако это касается не всех его форм. Недостаточность определяется при зрительном сопоставлении протяженности предметов (особенно по горизонтали) и при оценке пространственных отношений между ними. В последнем случае отставание обнаруживается чаще в условиях конкуренции нескольких видов ориентировки (цвет, форма, расположение), что требует хорошего владения произвольной концентрацией и распределением внимания. Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с нарушением речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Недостаточная координация движений присутствует во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной. но чаще всего у таких детей страдает именно мелкая моторика ,которая включает в себя координацию движений кисти, рук и пальцев. Главная причина трудностей заключается в неумении производить точные согласованные движения, контролировать их силу и скорость, соблюдать нужный нажим при рисовании, и письме карандашом. Нарушение тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук ребенка отрицательно сказывается на умении рисовать, писать буквы и цифры.

Дети с нарушением речи слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют. Рисунки детей с нарушением речи отличаются схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития общей и мелкой моторики у детей с нарушением речи происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому порой яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши «не слушаются» и ребенок начинает чувствовать дискомфорт. Возможно, поэтому у большинства детей с нарушением речи творчество само по себе не развивается и никак не проявляется без предпосылок взрослого.

Изучение особенностей творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи показало, что задержка развития речи ведет за собой и задержку развития воображения, т.к. у таких детей речевой опыт ограничен, разговорная речь бедная и малословная. В трудах, посвященных исследованию воображения у детей с нарушением речи, подчеркивается тесная связь воображения и речи. «Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи, - писал Л.С. Выготский. – Задержка в развитии речи … знаменует собой и задержку развития воображения». Работа над развитием творческого воображения у детей с нарушением речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.

В.П. Глухов, В.А. Ковшиков и другие авторы отмечают ряд характерных особенностей, которые проявляются у всех детей, имеющих нарушение речи:

ü недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;

ü недостаточный объем сведений об окружающем, скудные представления о внешнем мире;

ü отставание в развитии мышления, в частности словесно-логического;

ü -общая психофизиологическая расторможенность;

ü недоразвитие общей и мелкой моторики

Таким образом, у детей с нарушением речи чаще всего присутствует комплексное отставание в развитии всех психофизических функций. Развитие творчества и занятия по изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности.

Основные задачи, содержание и методика обучения декоративному рисованию по мотивам гжельской росписи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития больше всего подходит дошкольный возраст, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом. Большое значение занятий рисованием подчеркивали А.Н. Граборов, Т.Н. Головина, Л.В. Занков, И.М. Соловьев. Изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию личности ребенка, углублению представлений об окружающем мире, приобретению знаний о предметах и явлениях, решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с нарушением речи. Перед логопедами, психологами, воспитателями, родителями остро встает вопрос не только о преодолении, устранении речевого нарушения и связанных с ним различных отклонений в психофизической сфере, но и поиска оптимальных психолого-педагогических условий, позволяющих всесторонне воздействовать на «нарушенное» развитие ребенка.

На занятиях по изобразительной деятельности основной целью воспитателя является осуществление непрерывного педагогического процесса с целью развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи через изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность осуществляется на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, результатом которых является определенный продукт деятельности. Целенаправленное обучение детей этим видам деятельности стимулирует психическое развитие и способствует коррекции восприятия, мышления, речи, моторики, личности в целом. Тематика связана с материалами занятий по ознакомлению с окружающим миром.

В детских садах с компенсирующей направленностью рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три основных вида: рисование отдельных предметов, сюжетное рисование и декоративное рисование. Каждому из них свойственны специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Также существуют основные задачи обучения рисованию для всех возрастных групп:

Ø формирование положительного отношения к изобразительному искусству;

Ø потребности в отражении окружающей действитель­ности средствами изобразительного искусства;

Ø углубление и уточ­нение представлений детей об окружающих предметах и явле­ниях;

Ø обучение детей приемам лепки, рисования, аппликации,

Ø развитие творческого «Я», активности и инициативы, самостоя­тельности и адекватной самооценки;

Рисование отдельных предметов -грамотное, реалистическое изображение предмета в рисунке предполагает передачу характерной формы и деталей, пропорционального соотношения частей, перспективных изменений, объема, движения, цвета. Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:

Ø учить изображать формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;

Ø обучать детей выделять у изображения некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;

Ø учить передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

Ø развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами;

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Общие задачи по обучению сюжетному рисованию:

ü научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;

ü научить передавать взаимодействия между объектами;

ü научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве;

Декоративное рисование - это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды и т. д. Основой декоративного рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Задачи декоративного рисования:

ü Определить уровень знаний детей о народном декоративно – прикладном искусстве и технические навыки детей в декоративном рисовании.

ü Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству

ü Познакомить детей с предметами декоративно – прикладного искусства.

ü Развивать мелкую моторику рук формируя навыки технического исполнения разных видов росписи

ü Формировать любовь к народному декоративно – прикладному искусству вызывать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир детей.

Обучение детей старшей группы с нарушением речи направлено на совершенствование изобразительных умений и развитие способности создавать выразительные образы, используя различные средства изображения.

Приступая к обучению детей декоративному рисованию, определяют уровень подготовленности каждого ребенка к овла­дению им. При этом учитывают наличие интереса и проявле­ние активности к данному виду деятельности, состояние двига­тельной функции руки, зрительно-моторной координации. На каждом занятии реализуется социальная направленность детской изобразительной деятельности, поощряется и поддер­живается проявление самостоятельности и инициативы, желание рассказывать о своих работах. Большое внимание уделяется ориентировке в пространстве, на бумаге, подготовке руки к вы­полнению движений, необходимых для рисования, лепки, а в дальнейшем – письма.

В группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи создает­ся эмоционально благоприятная обстановка, способствующая раскрепощению детей, укреплению их веры в собственные воз­можности, возникновению потребности в общении с взрослыми и сверстниками. Вся работа с детьми носит коррекционный характер и предусматривает необходимость воздействия не только на нарушенную сторону речи, но одновременно и в це­лом на все стороны речи и виды психической деятельности. По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровень их знаний и представлений об окружающем мире.

В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, уточнению значений слов, закреплению грамматических форм слова. Для развития речи на занятиях по изобразительной деятельности применяются различные приемы:

ü показ и обследование предмета, демонстрация приемов изображения

ü словесное объяснение

ü комментирование действия

ü анализ работы

ü сличение работы с образцом

ü Сравнение

ü вопросы

 

На всех этапах обучения важно привить детям интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать. Поэтому в качестве одного из главных методов используют обыгрывание предметов, игрушек, которые нужно нарисовать, а также обыгрывание уже готовых изображений. В играх дети учатся соотносить реально существующие предметы и их изображения.

На занятиях по изобразительной деятельности используются дидактические игры, направленные на выделение детьми определенных свойств и отношений предметов. У детей формируют восприятие цвета: сначала основных цветов, а затем и оттеночных, умение различать цвета еще до того, как ребята научатся их называть. В подборе дидактических игр детей учат соотносить и группировать предметы сначала с учетом одного свойства, например цвета, затем отличающиеся по двум признакам (цвету и форме), позднее - по всем признакам.

В детском изобразительном творчестве формирование технических навыков и решение изобразительных задачнаходятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой. В связи с этим нужно сопоставить последовательность решения изобразительных задач в рисовании с последовательностью овладения техникой. В рисовании можно найти такое соотношение, которое позволит последовательно отрабатывать технику рисования и при этом решать изобразительные задачи. Технические навыки рисования должны отрабатываться неотрывно от изображения, а включаться в него. Тогда они формируются в процессе решения изобразительных задач и постепенно совершенствуются.

Встаршей группеидет дальнейшее совершенствование навыков владения карандашом и кистью. В основном дети должны научиться по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования.Так, при закрашивании широких плоскостей рисунка карандаш может быть больше наклонен к бумаге, благодаря чему получаются более широкие штрихи, позволяющие закрасить рисунок быстрее. При рисовании мелких деталей удобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. При рисовании широких полос и мазков кистью ее нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие линии и точки рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти - перпендикулярно по отношению к бумаге. Отработка этих приемов способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности. Умение регулировать силу нажима на карандаш формируется и при создании контура рисунка простым карандашом, и при закрашивании рисунков, когда специально ставится задача передать оттенки цвета.

В старшей группе будет отрабатываться и ритмичность при повторности однородных движений. Особая роль в этом принадлежит декоративному рисованию. Декоративные композиции, создаваемые детьми, строятся на ритмическом повторении элементов узора (линий, точек, мазков, пятен, дуг, различных растительных элементов: цветов, веточек, листьев).

Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки – ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Ритмичность в расположении элементов декоративного узора способствует и развитию чувства ритма у ребенка.

Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв и слов. Многие детали узора напоминают фрагменты букв: овал, завитки, крючки, палочки, волны.

 

 

Таким образом, можно сказать, что содержание обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи декоративному рисованию включает в себя ознакомление детей с несколькими видами рисования: рисование отдельных предметов, сюжетное рисование, декоративное рисование. Каждый вид рисования включает в себя блок задач, которые способствуют общему развитию ребенка и развитию отдельных психофизических особенностей, а также являются одним из важных компонентов коррекционной работы.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных