Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конкурентоспособность товара и методы ее оценки




Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая 1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы, 2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффект — это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект — это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество — это потенциальный эффект для нескольких групп потребителей Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило меньше интегрального показателя качества объекта Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8—0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других — набор других параметров.

Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении либо в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся не сколькими дополняющими друг друга важнейшими параметрами). Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный.

Полезный эффект — это одна сторона объекта-товара. Другой его стороной являются совокупные затраты за жизненный цикл объекта, которые, как правило, обязательно нужно понести, чтобы получить от объекта полезный эффект.

На конкурентоспособность “выхода” организации оказывают влияние качество ее “входа” и качество процесса (организационного уровня производства), а также качество сервиса товара у потребителя.

 
 
 

 

Рис. 6. Схема оценки конкурентоспособности товара

 

 

Параметры, определяющие конкурентоспособность:

 

1. Технические параметры, включают[7, c. 219]:

- параметры назначения – свойства товара, определяющие области применения функций, которые он предназначен выполнять;

- эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;

- конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.д.);

- эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (дизайн, упаковка).

2. Нормативные параметры. Характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

3. Экономические параметры. Связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладка, а также все текущие эксплуатационные затраты – расходы на все виды ремонта, обучение персонала и другие.

Расчет показателей конкурентоспособности[7,c.374]

Приступая к анализу конкретных возможностей выхода проектируемого или имеющегося изделия на тот или иной рынок, фирма должна по возможности более точно дать количественную оценку конкурентоспособности своего товара.

Это выражается отношением величины технического параметра анализируемого товара к величине того же параметра, при котором элемент потребности удовлетворяется полностью (величине параметра гипотетического изделия). (5)

qi = Pi · 100%
Pi 100

qi – единичный параметрический показатель по i-ому параметру;

Pi – величина i-ого технического параметра для анализируемого изделия;

Pi 100 – величина i-ого параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью. (6)

IТП – групповой показатель по техническим параметрам;

ai – удельный вес i-ого параметра в общем наборе (определяется экспертным путем);

n – общее число технических параметров, участвующих в анализе. (7)

Полученный показатель IТП характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем выше его величина, тем полнее удовлетворяются запросы потребителя.

Данные показателя отражают степень удовлетворения потребности, однако не дают возможности оценить конкурентоспособность товара. (8)

КТ= IТП 1
IТП 2

КТ1 – показатель конкурентоспособности первого товара по отношению ко второму товару по техническим параметрам.

Ввиду трудности определения параметра Pi 100 часто конкурентоспособность оценивается косвенным методом с помощью товара-образца. В этом случае за основу анализа берется не потребность, а товар-образец, уже пользующийся спросом и, следовательно, в какой-то мере близкий к общественным потребностям. Образец, таким образом, выступает в виде материализованных требований, которым должен соответствовать товар.(9)

qi = Pi · 100%
Pi о

может быть для отдельных показателей (травмоопасности): (10)

qi = Pi о · 100%
Pi

Pi о – величина i-ого параметра для выбранного образца.

Далее расчет показателя конкурентоспособности ведется аналогично.

При анализе экономических параметров учитывается, при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена. Стремясь добиться наилучшего соотношения уровня потребительских свойств товара и своих расходов, покупатель выбирает то изделие, по которому будет достигнуто максимум полезного эффекта на единицу затрат. (11)

IЭП= С
Со

IЭП – групповой показатель по экономическим параметрам;

С – цена потребления анализируемого товара;

Со – цена потребления товара-образца;

 

Расчет интегрального показателя конкурентоспособности (12)

КИП = IНП· IТП
IЭП

IНП, IТП, IЭП – групповые показатели конкурентоспособности по нормативным, техническим и экономическим параметрам.

IНП может принимать значение 1 или 0.

Интегральный показатель конкурентоспособности отражает различия между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителей, связанных с приобретением и использованием товара. Если КИП < 1, анализируемое изделие уступает образцу, если КИП > 1, то оно превосходит образец по конкурентоспособности.

Анализ конкурентоспособности продукции рассматриваемого предприятия можно оценить по многим показателям. Для выявления наиболее значимых показателей необходимо привлечь экспертов. Для этого проводится дополнительный опрос экспертов, в котором они ранжируют показатели и проставляют их веса (см. табл. 7).

Таблица 7

Ранжирование показателей конкурентоспособности продукции

№ эксперта Показатель 1 Показатель 2 Показатель 3
Ранг Вес Ранг Вес Ранг Вес
Эксперт 1 R11 a11 R21 a21 R31 a31
Эксперт 2 R12 a12 R22 a22 R32 a32
Эксперт k R1n a1n R2n a2n R3n a3n
Среднее значение веса х х х
Средняя сумма рангов формула 5
d2 d12 х d22 х d32 х
формула 3
формула 4
               

Поля, обозначенные знаком «х» заполнять не нужно.

На основе полученных данных рассчитывается коэффициент конкордации, т.е. коэффициент согласованности мнения экспертов:

, (13)

где, (14)

- сумма квадрата разности между суммой рангов по показателю и средней суммой рангов по всем показателям;

(15)

- максимальная сумма квадратов разности между суммой рангов по показателю и средней суммой рангов по всем показателям.

(16)

- средняя сумма рангов по всем показателям, где N – количество показателей.

Если значение этого коэффициента находится в пределах 0,7÷1, то мнение экспертов можно считать единодушным и эти показатели можно включить в анализ конкурентоспособности.

Далее необходимо скорректировать вес каждого показателя таким образом, чтобы в сумме они составляли 1.

Вначале рекомендуется провести качественную оценку конкурентоспособности продукции предприятия и оформить в виде табл.8.

Далее необходимо провести экспертную оценку конкурентоспособности продукции предприятия с выходом на интегральный показатель.

Интегральный показатель конкурентоспособности продукции предприятия, может быть рассчитан по следующему алгоритму:

1. Определяются отдельные показатели конкурентоспособности путем их сравнения с базовыми, эталонными показателями или показателями наилучшего конкурента:

, (17)

где - показатель конкурентоспособности продукта по i -му параметру, - величина i -го параметра продукта, - величина i -го параметра для предприятия-эталона.

Величина параметров для предприятия-эталона задается экспертным путем.

Таблица 8

Анализ конкурентоспособности продукции предприятия

Показатели Эталон или лучший конкурент Предприятие Конкурент А Конкурент Б
1. Цена Средняя      
2. Качество Высокое      
3. Качество сервиса Высокое      
4. Затраты на обслуживание Средние      
5. Соответствие запросам потребителей Высокое      
6. Условия оплаты Гибкая      
7. Новизна товара Высокая      
8. Репутация предприятия Высокая      
9. Своевременность доставки Без задержек      
10. Ассортимент Широкий      

2. Интегральный показатель конкурентоспособности продукции предприятия (сводный индекс конкурентоспособности) рассчитывается как

, (18)

где - число оцениваемых параметров, - вес i -го параметра (сумма весов по общему правилу должна быть равной единице).

Очевидно, что чем ближе интегральный показатель конкурентоспособности продукции предприятия приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данное предприятие соответствует эталонному. В качестве эталона можно сформировать некий гипотетически идеальное предприятие, наделив его лучшими параметрами.

Сводная таблица для оценки конкурентоспособности продукции предприятия в сравнении с конкурентами может быть представлена в виде табл. 9.

Таблица 9

Интегральный анализ конкурентоспособности продукции предприятия

Факторы Вес фактора Эталон Предприятие Конкурент А Конкурент Б  
a P0 P1 a*(P1/P0) P2 a*(P2/P0) P1 a*(P3/P0)
1. Цена 0,25              
2. Качество 0,2              
3. Качество сервиса 0,1              
4. Затраты на обслуживание 0,05              
5. Соответствие запросам потребителей 0,03              
6. Условия оплаты 0,1              
7. Новизна товара 0,07              
8. Репутация предприятия 0,05              
9. Своевременность доставки 0,05              
10. Ассортимент 0,1              
  å=1     K1   K2   K3
                   

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характе­ристики — это, например, соответствие изделия совре­менному направлению моды, дизайну, цвету и т. д.

Количественная характеристика одного или не­скольких свойств продукции, составляющих ее ка­чество, рассматриваемая применительно к опре­деленным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изде­лия и т. д.), называется показателем качества продукции. Выбор показателей качества устанавлива­ет перечень наименований количественных характери­стик свойств продукции, входящих в состав ее каче­ства и обеспечивающих оценку уровня качества про­дукции.

Обоснование выбора номенклатуры показателей ка­чества производится с учетом[3, c. 119]:

— назначения и условий использования продукции;

— анализа требований потребителя;

— задач управления качеством продукции;

— состава и структуры характеризуемых свойств;

— основных требований к показателям качества.

По характеризуемым свойствам применяют следу­ющие группы показателей: назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; надежности (безотказности, долговечности, ремонто­пригодности, сохраняемости); эргономические, эстети­ческие; технологичности; транспортабельности; стан­дартизации и унификации; патентно-правовые; эколо­гические; безопасности.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для вы­полнения которых она предназначена, и обусловлива­ют область ее применения.

Для изделий машино- и приборостроения, электро­техники и других показатели назначения характери­зуют полезную работу, совершаемую изделием. Для конвейеров разных типов показателями назначения являются производительность, длина и высота транс­портирования и т. д.

Показатели экономного использования сырья, ма­териалов, топлива и энергии характеризуют свой­ства изделия, отражающие его техническое совершен­ство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии. К таким показателям при изготовлении и эксплуатации изделий, например, относятся:

— удельная масса изделия (на единицу основного показателя качества);

— коэффициент использования материальных ресур­сов — отношение полезного расхода к расходу на производство единицы продукции;

— коэффициент полезного действия и т. п.

Показатели надежности. Надежность является од­ним из основных свойств продукции. Чем ответствен­нее функции продукции, тем выше должны быть тре­бования к надежности. Недостаточная надежность из­делия приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. На­дежность изделий во многом зависит от условий экс­плуатации: влажности, механических нагрузок, тем­пературы, давления и др.

Надежность — это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих спо­собность выполнять требуемые функции в задан­ных режимах и условиях применения, техническо­го обслуживания, ремонтов, хранения, транспор­тирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безот­казность, долговечность, ремонтопригодность, сохраня­емость.

Безотказность — свойство объекта непрерывно со­хранять работоспособное состояние в течение некото­рого времени или некоторой наработки. К показате­лям безотказности относятся: вероятность безотказной работы; средняя наработка на отказ; интенсивность от­казов; параметр потока отказов.

Долговечность — свойство изделия сохранять рабо­тоспособное состояние до наступления предельного со­стояния при установленной системе технического об­служивания и ремонта. К показателям долговечности относятся: ресурс между средними (капитальными) ремонтами; средний срок службы и т. д.

Ремонтопригодность — свойство изделия, заклю­чающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреж­дений и поддержанию и восстановлению работоспо­собного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям ремонто­пригодности относятся: вероятность восстановления ра­ботоспособного состояния; средняя трудоемкость ремон­та и технического обслуживания.

Сохраняемость — свойство изделия сохранять зна­чения показателей безотказности, долговечности и ре­монтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют удоб­ство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «чело­век — изделие — среда использования». Под средой использования понимается пространство, в котором человек осуществляет функциональную деятельность, например кабина автобуса, салон автомобиля, помеще­ние цеха и т. д.

Эстетические показатели характеризуют инфор­мационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производствен­ного исполнения. Оценка эстетических показателей ка­чества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки прини­мается ранжированный (эталонный) ряд изделий ана­логичного класса и назначения, составляемый экспер­тами на основе базовых образцов.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К показателям технологич­ности относятся: удельная трудоемкость изготовления изделий; удельная материалоемкость; коэффициент использования материалов; удельная энергоемкость; себестоимость и др.

Показатели транспортабельности характеризу­ют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Основными по­казателями являются: средняя продолжительность под­готовки продукции к транспортированию; средняя тру­доемкость подготовки продукции к транспортированию; средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида и т. д. Наиболее полно транспортабельность оценивается сто­имостными показателями, позволяющими одновремен­но учесть материальные и трудовые затраты, квалифи­кацию и количество людей, занятых работами по транс­портированию.

Показатели стандартизации и унификации ха­рактеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а так­же уровень унификации с другими изделиями.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использован­ных в продукции, их патентную защиту. К патентно-правовым относятся показатели: патентной защиты, патентной чистоты, территориального распространения. Патентно-правовые показатели являются существен­ным фактором при определении конкурентоспособно­сти продукции.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возника­ющих при эксплуатации или потреблении продукта. Учет экологических показателей должен обеспечить:

ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих ве­ществ в атмосфере, не превышающих предельно допу­стимые концентрации; сохранение и рациональное использование биологических ресурсов и т. д.

К экологическим показателям относятся: содержа­ние вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплу­атации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особен­ности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т. д. Приме­рами показателей безопасности могут служить: веро­ятность безопасной работы человека в течение опреде­ленного времени; время срабатывания защитных уст­ройств; электрическая прочность высоковольтных цепей и т. д.

При оценке уровня качества продукции необходимо учитывать экономические показатели, характеризую­щие затраты на разработку, изготовление, эксплуата­цию или потребление продукции. Экономические по­казатели — это затраты на изготовление и испытания опытных образцов, себестоимость изготовления продук­ции, затраты на расходные материалы при эксплуата­ции технических объектов и т. д.

Показатели качества, как и физические величины, могут иметь размерность или быть безразмерными. Количественной характеристикой показателей качества является их размер, который следует отличать от зна­чения — выражения размера в определенных едини­цах.

Например, трудоемкость изготовления и эксплуата­ции продукции определяется количеством времени, за­траченного на изготовление и эксплуатацию единицы продукции, и выражается для промышленных изделий в нормо-часах. Ясно, что трудоемкость изготовления конкретного узла или агрегата (показатель технологич­ности) не изменится, если ее выразить, например, в че­ловеко-днях. Не изменятся и экономические показате­ли, такие как себестоимость или цена изделия, от того, что будут выражены не в рублях, а в других единицах.

Значения показателей качества, как и физических величин, могут быть абсолютными и относительными.

Абсолютные значения физических величин всегда имеют размерность, а относительные — всегда безраз­мерные. Абсолютные же значения показателей каче­ства могут быть как размерными, так и безразмерны­ми, а относительные — только безразмерными.

Пример абсолютных значений показателей качества: масса изделия — показатель транспортабельности; экс­плуатационная скорость автобуса — показатель его на­значения; освещенность на рабочем месте — эргономи­ческий показатель.

Примерами относительных значений показателей технологичности продукции являются[4, c. 121]:

— относительная трудоемкость изготовления и/или эксплуатации

где Тв.р.— трудоемкость по видам производимых ра­бот. Например, трудоемкость заготовительных работ, трудоемкость профилактического обслу­живания и т. п.; Т — трудоемкость изготовления и/или эксплуатации;— относительная себестоимость изготовления и/или эксплуатации

где Св.р. — себестоимость по видам работ. Например, суммарная себестоимость ремонтов, суммарная себестоимость профилактического обслужива­ния и т. п.; С — технологическая себестоимость изготовления.

 

2.1. Краткая история создания и развития предприятия

 

ИП Бибичева С. В. - магазин розничной торговли, специализирующийся на продаже цветов.

Юридический адрес: г. Иваново, ул. Палехская, д. 1.

ИП Бибичева С. В. имеет в своей продаже широкий ассортимент цветов (см. Приложение), и поэтому составляют серьезную конкуренцию другим магазинам и фирмам, продающим цветы. В ассортименте продаваемых цветов, насчитывается ежедневно не менее 20- 40 наименований букетов, а также красочных упаковок, отдельно срезанных цветов. В ассортимент товаров, продаваемых в ИП Бибичева С. В., входят следующие виды цветов:

· роза

· хризантема одноголовая

· хризантема кустовая

· гвоздика кустовая

· гербера

· лилия

· эльстеремерия

· антуриум

· аморилис

· каллы

· лизиантус

· тюльпаны

· ирисы

· вриезия

· подсолнухи

· бамбук

· зелень

Основными конкурентами в ценовом отношении, в ассортименте, продаваемой продукции являются такие фирмы как: Салон «Цветы» (пр. Ленина, 10), павильоны и палатки.

В ИП Бибичева С. В. имеется система скидок:

· Покупателям, приобретающим продукты в магазине с 10 до 14 часов скидка 7 %;

· Покупателям, приобретающим товары в субботу скидка 3 %.

Поставщиками товаров в ИП Бибичева С. В. являются ведущие отечественные и зарубежные производители цветов, такие, как:

· ИП Гунченко Т. Г.

· ООО Тепличный комплекс «Мокшанский»

· ООО «Флора пласт» (Г. Рязань)

· ИП Мочалов Г. А.

· ООО «Наш сад» (г. Иваново),

· ООО «Среди цветов» (г. Москва) и ряд других производителей.

Однодневный товарооборот в ИП Бибичева С. В. составляет в среднем 76-100 тыс. руб. Средняя заработная плата продавца в магазине составляет 9000 руб. ИП Бибичева С. В. имеет склад, общей полезной площадью 180 кв. м., общая площадь торгового зала магазина составляет 150 м2. ИП Бибичева С. В. существует на ивановском рынке сравнительно недавно, но уже сумел завоевать свою нишу, за небольшой срок он успел хорошо осведомиться о каналах связи с поставщиками. ИП Бибичева С. В. знаком покупателям невысокими ценами и широким ассортиментом.

ИП Бибичева С. В. является индивидуальным предприятием.

Индивидуальное предпринимательство – форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

ИП является самостоятельным хозяйствующим субъектом и обладает правами юридического лица. ИП Бибичева С. В. имеет в собственности обособленное имущество, а также самостоятельный баланс.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных