Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткие теоретические сведения. Возрастная физиология является разделом общей физиологии, изучающим особенности жизнедеятельности организма в процессе его индивидуального развития




Возрастная физиология является разделом общей физиологии, изучающим особенности жизнедеятельности организма в процессе его индивидуального развития, онтогенеза (греч.: ontos – особь, genesis – развитие) от момента зачатия организма до его смерти.

Выделяют пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) этапы онтогенеза.

Индивидуальное развитие организма включает понятия роста (количественные изменения), дифференцирование органов и тканей организма и его формообразование (качественные изменения). Рост – это увеличение длины, объема, массы тела, связанное с увеличением числа клеток и размеров клеток. Развитие подразумевает качественные изменения организма, его строения, функций, регуляторных процессов.

Возрастная периодизация организма человека может быть представлена следующим образом: новорожденный (1-10 сут), грудной возраст (10 сут-1 год), возраст раннего детства (1-3 года), возраст первого детства (4-7 лет), возраст второго детства (для мальчиков 8-12 лет, для девочек 8-11 лет), подростковый возраст (для мальчиков 13-16 лет, для девочек 12-15 лет), юношеский возраст (для юношей 17-21 год, для девушек 16-20 лет), зрелый возраст (для мужчин 22-60 лет, для женщин 22-55 лет), пожилой возраст (60-74 лет), старческий возраст (75-90 лет); долгожители (более 90 лет).

Особо отмечают период полового созревания, пубертатный период (греч. puberties – оперение), выделяя препубертатный период (11-13 лет) 1 фазу пубертата – мальчики 13-15 лет и девочки 11-13, 2 фазу пубертата – мальчики 15-17 лет и девочки 13-15 лет. В этот период существенно изменяется гормональный фон в организме, наблюдается развитие вторичных половых признаков, отмечается психическая, эмоциональная неуравновешенность, повышенная утомляемость.

В основу возрастной периодизации положены два основополагающих принципа онтогенеза: гетерогенность, гетерохронность развития (от греч. heteros- другой, genos – род, chronos- время), т.е. неравномерность и разновременность развития. Первый принцип имеет в виду неравномерность морфофункционального становления отдельных органов и систем организма, второй- разновременность их созревания.

Возрастные периоды являются переломным этапом развития организма, когда происходит переход к новому качественному состоянию. Периоды резкого развития организма, его отдельных органов и систем называют критическими периодами. Они определяются активацией наследственности, генотипа, при этом адаптивные возможности организма снижаются. С ними частично совпадают сенситивные (от лат. sensus – чувство, ощущение) периоды, менее контролируемые со стороны генома, отличающиеся высокой зависимостью от факторов внешней среды, требующие адекватного притока соответствующей информации, в том числе педагогической и тренерской. В эти периоды тренировочные воздействия наиболее оптимальны. Для детей (2-3 года) наиболее важным является сенситивный период формирования речи. Физические качества организма проявляются гетерохронно. Границы периодов весьма условны и предопределяются многими конкретными факторами (этническими, климатогеографическими, социальными и пр.).

В росте и развитии организма возможны отклонения от обычной программы онтогенеза. Вместе со стандартными показателями развития организма, типичными для данного пола и возраста детей и подростков, встречаются отклонения от него, акселерация и ретардация. Акселерация (от лат. аcceleratio - ускорение) – обозначает популяционное ускорение темпа роста и развития жителей планеты. Термин предложен немецким ученым Е. Кохом (1935 г.), употребляют также термин секулярный тренд (вековая тенденция). Различают акселерацию эпохальную и индивидуальную (внутригрупповую). Под первой понимают прогрессивное увеличение длины, массы тела, форсированное наступление физической, психической и половой зрелости и т.п., которое наблюдается с конца ХIХ в.ё. – начала ХХ в. в сравнении с предыдущими поколениями того же календарного возраста. Эпохальную акселерацию связывают с улучшением белкового питания (алиментарная теория), с повышенным поступлением в организм витаминов и минеральных солей (нутригенная теория), с переходом к более открытым формам одежды, усиливающим выработку витамина Д (гелиогенная теория), с повышением частоты межнациональных, межрасовых браков, с урбанизацией, с социальными моментами и другими факторами. Индивидуальная акселерация - явление характерное для определенных возрастных групп детей и подростков

Ретардация (от лат. retardatio - замедление) – процесс противоположный акселерации, символизирующий отставание детей и подростков в темпах роста, развития от своих сверстников. Моментами, определяющими ретардацию выступают различные наследственные, врожденные особенности и внешние факторы (недостаточное, нерациональное питание, гиподинамия, физическое и психическое переутомление и т.п.). Акселерация и ретардация могут быть гармоничными, т.е. согласованными в уровне согласованности физического развития и функций организма, и дисгармоничными, с нарушением пропорций тела, отставанием развития различных органов и систем организма.

Реальный уровень развития организма не всегда соответствует его календарному (паспортному возрасту), т.е. количеству прожитых лет. В связи с этим возникло понятие биологического возраста, отражающее действительно существующее развитие организма (включая рецессивное - старение), т.е. скорость смены возрастных периодов, состояния развития органов и систем организма в онтогенезе, определяющих реальную продолжительность жизни.

Биологический возраст можно охарактеризовать по размерам тела, прорезыванию и смене молочных зубов на постоянные (зубной возраст), по степени окостенения скелета (костный возраст), по развитию и угасанию половой функции (репродуктивный возраст, климакс). Вопросы старения организма изучает наука геронтология, производно от греч. gerontos – старик и logos – учение.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных