ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современные представления об основных этапах антропогенеза 157вало морфофункциональных приспособлений кистей рук (гибкость пальцев, способность захватывать ими предмет и длительно фиксировать его) и стимулировало их развитие. Олдувайские орудия австралопитековых обработаны небольшим количеством ударов — от 3 до 18. По мере совершенствования орудий их изготовление становилось все более трудоемким. Архантропы делали нижнеашельские рубила при помощи каменного молота и наковальни сколами в количестве от 8 до 30. Неандертальцы изготавливали мустьерские нуклеусы в результате многоступенчатой обработки, производя от 3 до 5 операций, в каждой из которых осуществлялось до 100 и более актов. В развитии орудийной деятельности В.В. Бунак (1980) выделяет этап перехода от случайного к постоянному использованию орудий без особого выбора. Этот этап сменился выбором наиболее подходящего предмета и простой его подготовкой (раскол кости, удаление сучков ветки и т.д.). Происходило приспособление орудия к охоте на различных животных. Далее следовал этап изготовления нескольких типов орудий. Переход от случайного к постоянному использованию внешних предметов сочетался с освоением прямохождения на стадии австралопитека и длился более 2 млн лет. В.В. Бунак подвергает сомнению взгляды М.Ф. Нестурха, П.И. Борисковского, Я.Я. Рогинского, считавших, что охота на крупных животных (мамонт, пещерный медведь) была основной формой хозяйства на начальном этапе развития общества. По его мнению, ашельское рубило малопригодно для охоты на крупных животных. На первых порах при освоении охоты гоми-ниды лишь отделяли детенышей крупных животных от стада, захватывали и убивали их; следя за охотой хищников (львы, пантеры и др.), подбирали остатки мяса, раскалывали кости и доставали мозг. Наблюдения за хищниками и несистематическое употребление мясной пищи были этапами подготовки к настоящей охоте, которая способствовала кооперации, объединению в коллективном труде, укреплению связей внутри группы и между группами. Зачатки общественной организации присущи почти всем видам животных. Иерархическое устройство, взаимопомощь, сигнализация об опасности характерны для пчел, муравьев, птиц,
Глава 5. Антропосоциогенез 158 грызунов и других животных. Но общественное поведение животных, в отличие от человека, запрограммировано генетически и регулируется при помощи особых сигналов. Так, химическое вещество, выделяемое пчелой при укусе, вызывает нападение других пчел, цвет и запахи служат путевыми указателями при возвращении пчел в улей. Большую роль в общественном поведении животных играет и звуковая сигнализация. Исследование при помощи биоакустических приборов помогло обнаружить «язык» у рыб и других водных животных, считавшихся «немыми». Как утверждает А.И. Константинов (1985), человек — не единственный представитель млекопитающих, способный воспринимать речевые категории. О наличии у животных элементарной рассудочной деятельности говорят работы многих специалистов в области поведения животных. Доказано, что человеческую речь (некоторые слова) могут понимать кошки, еноты, обезьяны. Некоторые виды животных общаются между собой не просто звуками, а набором отдельных сигналов. Эта категориальность восприятия дает возможность приступить к поиску и составлению алфавита звукового языка животных. Предполагают, что в процессе эволюции животного мира на каждой новой ступени развития к уже отработанному и привычному набору звуков добавлялись новые. Сопоставляя корни слов из словарей на разных языках, В.А. Головин (1978) пришел к выводу, что во всех языках сохраняются корни древнейших слов, уходящих в прошлое на миллионы лет, и, возможно, даже употребляются те звукосочетания, которые были характерны для обезьяньих предков человека. До появления приматов иерархическая лестница животных отличается отсутствием индивидуальной обучаемости и передачи опыта. У приматов общественные отношения регулируются благодаря высокому развитию нервной системы, позволяющей накапливать опыт и обмениваться информацией. Индивидуальное развитие обезьян проходит длительный период, что обусловливает продолжительную связь между самкой и детенышем. У разных приматов период детства, или постнатального развития, длится от 2,5 до 10,5 года. Выделяют отдельные типы групповой структуры приматов: материнская семья, состоящая из матери и детеныша; семья 5.2. Современные представления об основных этапах антропогенеза 159 с двумя родителями; стадо, состоящее из многих материнских семей и одного доминирующего самца; стадо со многими самцами и т.п. Стадный образ жизни позволял приматам успешно защищаться от хищников, создавал среду, в которой происходила передача опыта друг другу и обучение детенышей. Информацию приматы передавали при помощи мимики и различных звуков. Человекообразные обезьяны выделяются среди приматов развитой высшей нервной деятельностью. Эта особенность издавна привлекала внимание исследователей, которые пытались обучить шимпанзе, гориллу, других обезьян трудовым навыкам, решению задач и разговорной речи. Замечено, что при обучении разговору человекообразные обезьяны с трудом могут произнести одно-два слова. На основании этого был сделан вывод, что причина неуспеха кроется в примитивном устройстве органов речи обезьян. Тогда для общения было предложено использовать язык жестов. Американские психологи Гарднеры успешно использовали для обучения обезьян беззвуковую речь — язык глухонемых (амсленг). С 1966 г. они воспитывали в домашних условиях молодую самку шимпанзе по кличке Уошо. Через 5 лет обезьяна знала и умела применять в различных ситуациях до 160 понятий. Аналогичные эксперименты проводились с шимпанзе также американским психологом X. Террасом. Ученице Гарднеров Ф. Петтерсон более чем за 5-летний срок удалось обучить самку гориллы не только амсленгу, но и устной речи. К 7 годам горилла по кличке Коко знала и использовала свыше 600 знаков-жестов, при этом сама разрабатывала новые их сочетания, понимала сотни слов устной речи и 46 слов способна была произносить сама. Академик Л.А. Орбели высказал мысль о том, что вторая сигнальная система человека, связанная со способностью к абстрактному мышлению и речью как ее инструментом, не могла возникнуть внезапно, а были какие-то промежуточные этапы развития. Таким промежуточным этапом, по мнению ленинградского физиолога Л.А. Фирсова, изучавшего поведение антропоидов, была стадия «довербальных понятий» у высших обезьян, проявляющаяся в их способности решать довольно сложные задачи по распознаванию предметов и общению. Так, обезьяны криком оповещают друг друга о грозящей опасности, о наличии
Глава 5. Антропосоциогенез 160 плодов на деревьях и т.п. Одними из древнейших средств обмена информацией считают жест и голосовые интонации. Обилие жестикуляции, сопровождаемой различной тональностью голоса у приматов, может служить подтверждением этого предположения. Современные ученые считают, что стадия австралопитека с точки зрения развития языка являлась переходной от эмоционально-образной передачи информации голосовыми звуками к абстрактному слову-символу. На стадии древнейших людей слово-символ играло уже значительную роль в общении. Естественно, что речь на этой стадии существенно отличалась от современной. Реконструкция голосового аппарата неандертальца показала, что гортань у него была расположена очень высоко, а глотка малоразвита, как у маленького ребенка или шимпанзе. Измерение резонансных полостей речевого аппарата по реконструкции дало возможность американскому ученому Ф. Либерману, заложив эти данные в ЭВМ, получить голосовую характеристику. Оказалось, что древние люди плохо артикулировали звуки «а», «и», «у» и темп их речи был очень медленный. Если современный человек способен произносить до 30 фонетических элементов в секунду, то древний человек — в 10 раз меньше, т.е. он говорил нараспев. Таким образом, способность обезьян к орудийной деятельности, жизнь в сообществах и передача информации сородичам послужили предпосылкой к развитию общественных отношений, абстрактного мышления и речи у формирующихся людей. Групповой образ жизни позволил высокоразвитым приматам — прямым предкам человека — перейти к накоплению опыта, качественно изменив орудийную деятельность. Наиболее надежный ключ к раскрытию тайны первобытного мышления содержит языкознание, ибо, как подчеркивает А. Ф. Лосев (1982), язык является выражением человеческого сознания и мышления. Язык — сложная, постоянно развивающаяся система. Определенным формам языка соответствуют особые типы мышления. Самым древним синтаксическим строем языка был включающий (инкорпорированный), когда не выделялись ни раздельные части речи, ни раздельные члены предложения. Элементы такого строя находят в палеоазиатских языках, например в юкагирском (одульском). На этом языке фраза «человек увидел Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|