Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современные представления об основных этапах антропогенеза 157




вало морфофункциональных приспособлений кистей рук (гиб­кость пальцев, способность захватывать ими предмет и длитель­но фиксировать его) и стимулировало их развитие. Олдувайские орудия австралопитековых обработаны небольшим количеством ударов — от 3 до 18. По мере совершенствования орудий их изго­товление становилось все более трудоемким. Архантропы делали нижнеашельские рубила при помощи каменного молота и нако­вальни сколами в количестве от 8 до 30. Неандертальцы изготав­ливали мустьерские нуклеусы в результате многоступенчатой обработки, производя от 3 до 5 операций, в каждой из которых осуществлялось до 100 и более актов.

В развитии орудийной деятельности В.В. Бунак (1980) выде­ляет этап перехода от случайного к постоянному использованию орудий без особого выбора. Этот этап сменился выбором наибо­лее подходящего предмета и простой его подготовкой (раскол кости, удаление сучков ветки и т.д.). Происходило приспособле­ние орудия к охоте на различных животных. Далее следовал этап изготовления нескольких типов орудий. Переход от случайного к постоянному использованию внешних предметов сочетался с освоением прямохождения на стадии австралопитека и длился более 2 млн лет.

В.В. Бунак подвергает сомнению взгляды М.Ф. Нестурха, П.И. Борисковского, Я.Я. Рогинского, считавших, что охота на крупных животных (мамонт, пещерный медведь) была основ­ной формой хозяйства на начальном этапе развития общества. По его мнению, ашельское рубило малопригодно для охоты на крупных животных. На первых порах при освоении охоты гоми-ниды лишь отделяли детенышей крупных животных от стада, захватывали и убивали их; следя за охотой хищников (львы, пантеры и др.), подбирали остатки мяса, раскалывали кости и доставали мозг. Наблюдения за хищниками и несистематиче­ское употребление мясной пищи были этапами подготовки к настоящей охоте, которая способствовала кооперации, объе­динению в коллективном труде, укреплению связей внутри группы и между группами.

Зачатки общественной организации присущи почти всем ви­дам животных. Иерархическое устройство, взаимопомощь, сиг­нализация об опасности характерны для пчел, муравьев, птиц,

 

Глава 5. Антропосоциогенез 158

грызунов и других животных. Но общественное поведение жи­вотных, в отличие от человека, запрограммировано генетически и регулируется при помощи особых сигналов. Так, химическое вещество, выделяемое пчелой при укусе, вызывает нападение других пчел, цвет и запахи служат путевыми указателями при возвращении пчел в улей. Большую роль в общественном поведе­нии животных играет и звуковая сигнализация. Исследование при помощи биоакустических приборов помогло обнаружить «язык» у рыб и других водных животных, считавшихся «немыми».

Как утверждает А.И. Константинов (1985), человек — не единственный представитель млекопитающих, способный воспри­нимать речевые категории. О наличии у животных элементарной рассудочной деятельности говорят работы многих специалистов в области поведения животных. Доказано, что человеческую речь (некоторые слова) могут понимать кошки, еноты, обезья­ны. Некоторые виды животных общаются между собой не про­сто звуками, а набором отдельных сигналов. Эта категориальность восприятия дает возможность приступить к поиску и со­ставлению алфавита звукового языка животных. Предполагают, что в процессе эволюции животного мира на каждой новой сту­пени развития к уже отработанному и привычному набору зву­ков добавлялись новые. Сопоставляя корни слов из словарей на разных языках, В.А. Головин (1978) пришел к выводу, что во всех языках сохраняются корни древнейших слов, уходящих в про­шлое на миллионы лет, и, возможно, даже употребляются те зву­косочетания, которые были характерны для обезьяньих предков человека.

До появления приматов иерархическая лестница животных отличается отсутствием индивидуальной обучаемости и переда­чи опыта. У приматов общественные отношения регулируются благодаря высокому развитию нервной системы, позволяющей накапливать опыт и обмениваться информацией. Индивидуаль­ное развитие обезьян проходит длительный период, что обуслов­ливает продолжительную связь между самкой и детенышем. У разных приматов период детства, или постнатального разви­тия, длится от 2,5 до 10,5 года.

Выделяют отдельные типы групповой структуры приматов: материнская семья, состоящая из матери и детеныша; семья

5.2. Современные представления об основных этапах антропогенеза 159

с двумя родителями; стадо, состоящее из многих материнских семей и одного доминирующего самца; стадо со многими самца­ми и т.п. Стадный образ жизни позволял приматам успешно за­щищаться от хищников, создавал среду, в которой происходила передача опыта друг другу и обучение детенышей. Информацию приматы передавали при помощи мимики и различных звуков.

Человекообразные обезьяны выделяются среди приматов развитой высшей нервной деятельностью. Эта особенность из­давна привлекала внимание исследователей, которые пытались обучить шимпанзе, гориллу, других обезьян трудовым навыкам, решению задач и разговорной речи. Замечено, что при обучении разговору человекообразные обезьяны с трудом могут произне­сти одно-два слова. На основании этого был сделан вывод, что причина неуспеха кроется в примитивном устройстве органов речи обезьян. Тогда для общения было предложено использо­вать язык жестов.

Американские психологи Гарднеры успешно использовали для обучения обезьян беззвуковую речь — язык глухонемых (амсленг). С 1966 г. они воспитывали в домашних условиях мо­лодую самку шимпанзе по кличке Уошо. Через 5 лет обезьяна знала и умела применять в различных ситуациях до 160 понятий. Аналогичные эксперименты проводились с шимпанзе также американским психологом X. Террасом. Ученице Гарднеров Ф. Петтерсон более чем за 5-летний срок удалось обучить самку гориллы не только амсленгу, но и устной речи. К 7 годам горил­ла по кличке Коко знала и использовала свыше 600 знаков-жес­тов, при этом сама разрабатывала новые их сочетания, понимала сотни слов устной речи и 46 слов способна была произносить сама. Академик Л.А. Орбели высказал мысль о том, что вторая сигнальная система человека, связанная со способностью к аб­страктному мышлению и речью как ее инструментом, не могла возникнуть внезапно, а были какие-то промежуточные этапы развития. Таким промежуточным этапом, по мнению ленин­градского физиолога Л.А. Фирсова, изучавшего поведение антро­поидов, была стадия «довербальных понятий» у высших обезьян, проявляющаяся в их способности решать довольно сложные за­дачи по распознаванию предметов и общению. Так, обезьяны криком оповещают друг друга о грозящей опасности, о наличии

 

Глава 5. Антропосоциогенез 160

плодов на деревьях и т.п. Одними из древнейших средств обмена информацией считают жест и голосовые интонации. Обилие жес­тикуляции, сопровождаемой различной тональностью голоса у приматов, может служить подтверждением этого предположения.

Современные ученые считают, что стадия австралопитека с точки зрения развития языка являлась переходной от эмо­ционально-образной передачи информации голосовыми звука­ми к абстрактному слову-символу. На стадии древнейших людей слово-символ играло уже значительную роль в общении. Естест­венно, что речь на этой стадии существенно отличалась от со­временной. Реконструкция голосового аппарата неандертальца показала, что гортань у него была расположена очень высоко, а глотка малоразвита, как у маленького ребенка или шимпанзе. Измерение резонансных полостей речевого аппарата по рекон­струкции дало возможность американскому ученому Ф. Либерману, заложив эти данные в ЭВМ, получить голосовую характе­ристику. Оказалось, что древние люди плохо артикулировали звуки «а», «и», «у» и темп их речи был очень медленный. Если современный человек способен произносить до 30 фонетиче­ских элементов в секунду, то древний человек — в 10 раз мень­ше, т.е. он говорил нараспев.

Таким образом, способность обезьян к орудийной деятель­ности, жизнь в сообществах и передача информации сородичам послужили предпосылкой к развитию общественных отноше­ний, абстрактного мышления и речи у формирующихся людей.

Групповой образ жизни позволил высокоразвитым прима­там — прямым предкам человека — перейти к накоплению опы­та, качественно изменив орудийную деятельность.

Наиболее надежный ключ к раскрытию тайны первобытного мышления содержит языкознание, ибо, как подчеркивает А. Ф. Ло­сев (1982), язык является выражением человеческого сознания и мышления. Язык — сложная, постоянно развивающаяся си­стема. Определенным формам языка соответствуют особые типы мышления. Самым древним синтаксическим строем языка был включающий (инкорпорированный), когда не выделялись ни раздельные части речи, ни раздельные члены предложения. Эле­менты такого строя находят в палеоазиатских языках, например в юкагирском (одульском). На этом языке фраза «человек увидел






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных