Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практика, ее формы и роль в познании.




Субъект и объект познания детерминированы социально-исторической практикой и потребностями общества. Практика в познавательном процессе выполняет ряд функций: является источником познания, выступает основой познания, является целью познания, выступает критерием истины.

В процессе познания определяющая роль принадлежит субъекту познания. Субъект активен, он выдвигает проблему, создает гипотезы, генерирует познавательные структуры - все это предполагает творчество, работу продуктивного мышления. В современном познании граница между объектом и субъектом познания становится все более условной и относительной, поскольку субъект не отделен от внешнего мира, а находится внутри его. При построении теории невозможно отвлечься от человека и его вмешательства в природу, тем более в общественные процессы. Социальные процессы не только познаются, но и создаются людьми. В социальном познании субъект имеет дело с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, человек оказывается вместе с тем и его объектом.

 

 

43. Понятие отражения. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи.

В древности философы разделили бытие на два основ­ных типа: материальное и идеальное. В современной философии широко распространено ма­териалистическое объяснение природы сознания известное как теория отражения. Она дает обоснованный ответ на во­прос о происхождении идеального из материального.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Отра­жени е - одно из универсальных свойств материи, оно при­суще как неживой, так и живой природе. Человеческое соз­нание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи и представляет собой высшую форму от­ражения. Отражение - это способность материальных объ­ектов оставлять в себе следы других материальных объек­тов или менять структуру при взаимодействии с ними.

Свойство отражения присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимодействия на разных уров­нях организации материи качественно различен.

На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде ме­ханических, звуковых, тепловых, реакций.

На биологическом уровне организации материи прояв­ляются более высокие формы взаимодействия живых орга­низмов. Биологическое отражение свойственно только жи­вым организмам. Формы отражения: раздражимость, чувствительность, психическое от­ражение.

На социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональ­ные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодей­ствия материальных систем.

 

44. Происхождение сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности.

Сознание - это то, что отличает человека от других жи­вых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. В античности наши предки отда­вали главенство душе, а не телу, именно душа была носите­лем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие «ум», как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям.

И.Кант выделил в качестве исходных способностей ду­ши способность чувственного познания, далее рассудок, по­том разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая позна­вательная ценность получил название «интеллект». Теории происхождения сознания: - Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей су­ти и исходит из Космоса. - Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку. - Человеческая точка зрения: сознание - продукт чело­веческого мозга и присуще только человеку.

Сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает мир и материю. Поэтому сознание можно оп­ределить как субъективный образ объективного мира. Соз­нание в некотором смысле вторично по отношению к мате­рии.

Сознание - продукт развития человека и общества или продукт высокоорганизованной материи. Оно имеет иде­альную природу - это положение признают и материали­сты: идеальное сознание производно от материи.

 

45. Проблема человека в истории философии. Понятие личности. Взаимосвязь личности и общества.

Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире ив истории. В философии личность рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей общественных отношений, деятельно­сти и общения людей.

Человек - это индивид в единстве социальных, природ­ных, материальных, духовных, психических и физических признаков. Под индивидом понимается отдельный предста­витель человеческого рода, носитель всех основных его ан­тропологических и социальных признаков. Это продукт природной эволюции и общественных отношений.

Личность - это человек, у которого ярко выражен соци­альный аспект человеческой многогранности, его социаль­ная сущность. Это человек, имеющий определенное миро­воззрение, нравственные позиции, высокий уровень культу­ры, гражданскую зрелость, осознающий свои права и обя­занности. Индивидуальность личности выражается, прежде всего, в его индивидуальных признаках, поведении, обще­нии, деятельности, особенностях мышления и поведения, мировоззрении и т.д.

Личностные качества человека напрямую зависят от образа жизни, условий жизни и степе­ни ее зависимости от внешних проявлений природы. Фило­софия видит в личности главное достижение земной циви­лизации, ее основной смысл и заботу.

Структурно личность представляет систему элементов, содержанием которой являются: духовный мир личности, ее социально-ролевый комплекс, природные качества. В совокуп­ности они образуют целостность, которая характеризует взаимоотношение личности с системой общественных от­ношений. В основе типологического определения личности стоит идея о том, что ее формирование есть процесс усвое­ния элементов окружающей природной и социальной сре­ды.

 

46. Проблема познаваемости мира. Чувственные и рациональные стороны познания, их взаимосвязь.

Познание - это специфическая деятельность, обуслов­ленная общественно-исторической практикой, направлен­ная на приобретение знания, его углубление и совершенст­вование. Это процесс целенаправленного активного ото­бражения действительности в сознании человека.

Раздел философии, в котором изучаются наиболее об­щие закономерности и проблемы познания, называется тео­рией познания, или гносеологией. Процесс познания инте­ресует гносеологию с точки зрения его сущности, отноше­ния познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специаль­ное научное знание о познавательном процессе, психологи­ческое, филологическое и т.д.

В философии сложились две точки зрения на процесс познания - гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант - согласно ей, человек об­ладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем.

Основными элементами, составляющими познание, яв­ляются: субъект познания, объект познания, процесс гно­сеологического взаимодействия между объектом и субъек­том, который протекает в определенных формах чувствен­ного и логического отражения действительности.

Чувственное познание осуществляется посредством ор­ганов чувств - зрения, слуха, и др. которые являются про­дуктами всемирной истории, а не только результатом био­логической эволюции. Чувственное познание осуществля­ется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из них является субъективным образом объективного мира.

Рациональное познание представляет более высокий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

Учение об истине.

Цель познания - истинное знание. Познание важно тем, что оно дает истинные знания, которые могут быть применены на практике. В современной философии существует три концепции истины: соответствия, когеренции, прагматичности.

Все три концепции истины дополняют друг друга. Если мы начинаем рассуждать с позиций когерентности, согласованности высказываний и затем установим соответствие мысли и предмета, то на практике мы получим желаемый результат.

Истина в сжатом и преобразованном виде включает в себя весь путь познания и его этапы. Она есть процесс и результат процесса познания. Истина есть результирующий процесс (Г. Гегель).

Важнейшей характеристикой истины является ее объективность, поскольку она есть отражение объективного мира в сознании, мышлении. Будучи объективной по содержанию, истина субъективна по форме, т.к. она содержится в голове субъекта.

Для истины характерны также конкретность и абстрактность. Конкретность истины определяется условиями места, времени и другими обстоятельствами, которые необходимо учитывать как можно точнее. Абстрактная истина несет не полные, а фрагментарные, относительные, односторонние знания, выражается в нечетких понятиях.

Для характеристики истины как процесса применяются понятия абсолютного и относительного. Это две стороны любого истинного знания. Абсолютная истина - абсолютно полное, точное, верное отражение действительности. Это знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем. Относительная истина - относительно полное, верное, точное отражение действительности. Она выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение. При этом старые знания либо заменяются новыми, либо опровергаются.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных