ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практика, ее формы и роль в познании.Субъект и объект познания детерминированы социально-исторической практикой и потребностями общества. Практика в познавательном процессе выполняет ряд функций: является источником познания, выступает основой познания, является целью познания, выступает критерием истины. В процессе познания определяющая роль принадлежит субъекту познания. Субъект активен, он выдвигает проблему, создает гипотезы, генерирует познавательные структуры - все это предполагает творчество, работу продуктивного мышления. В современном познании граница между объектом и субъектом познания становится все более условной и относительной, поскольку субъект не отделен от внешнего мира, а находится внутри его. При построении теории невозможно отвлечься от человека и его вмешательства в природу, тем более в общественные процессы. Социальные процессы не только познаются, но и создаются людьми. В социальном познании субъект имеет дело с результатами собственной деятельности. Будучи субъектом познания, человек оказывается вместе с тем и его объектом.
43. Понятие отражения. Качественные изменения форм отражения на различных уровнях развития материи. В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. В современной философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания известное как теория отражения. Она дает обоснованный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю. Отражени е - одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой природе. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи и представляет собой высшую форму отражения. Отражение - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов или менять структуру при взаимодействии с ними. Свойство отражения присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимодействия на разных уровнях организации материи качественно различен. На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций. На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойственно только живым организмам. Формы отражения: раздражимость, чувствительность, психическое отражение. На социальном уровне отражения появляется сознание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эволюции форм взаимодействия материальных систем.
44. Происхождение сознания. Сознание – высшая форма отражения действительности. Сознание - это то, что отличает человека от других живых существ, оно с давних пор было предметом внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин душа. В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна. Довольно скоро встала необходимость наряду с понятием душа ввести понятие «ум», как характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям. И.Кант выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания, далее рассудок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность получил название «интеллект». Теории происхождения сознания: - Космическая природа сознания - сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и исходит из Космоса. - Биологическая точка зрения: сознание - порождение живой природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку. - Человеческая точка зрения: сознание - продукт человеческого мозга и присуще только человеку. Сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает мир и материю. Поэтому сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание в некотором смысле вторично по отношению к материи. Сознание - продукт развития человека и общества или продукт высокоорганизованной материи. Оно имеет идеальную природу - это положение признают и материалисты: идеальное сознание производно от материи.
45. Проблема человека в истории философии. Понятие личности. Взаимосвязь личности и общества. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково его место в мире ив истории. В философии личность рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей общественных отношений, деятельности и общения людей. Человек - это индивид в единстве социальных, природных, материальных, духовных, психических и физических признаков. Под индивидом понимается отдельный представитель человеческого рода, носитель всех основных его антропологических и социальных признаков. Это продукт природной эволюции и общественных отношений. Личность - это человек, у которого ярко выражен социальный аспект человеческой многогранности, его социальная сущность. Это человек, имеющий определенное мировоззрение, нравственные позиции, высокий уровень культуры, гражданскую зрелость, осознающий свои права и обязанности. Индивидуальность личности выражается, прежде всего, в его индивидуальных признаках, поведении, общении, деятельности, особенностях мышления и поведения, мировоззрении и т.д. Личностные качества человека напрямую зависят от образа жизни, условий жизни и степени ее зависимости от внешних проявлений природы. Философия видит в личности главное достижение земной цивилизации, ее основной смысл и заботу. Структурно личность представляет систему элементов, содержанием которой являются: духовный мир личности, ее социально-ролевый комплекс, природные качества. В совокупности они образуют целостность, которая характеризует взаимоотношение личности с системой общественных отношений. В основе типологического определения личности стоит идея о том, что ее формирование есть процесс усвоения элементов окружающей природной и социальной среды.
46. Проблема познаваемости мира. Чувственные и рациональные стороны познания, их взаимосвязь. Познание - это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. Это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией. Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности. Философская теория познания опирается на специальное научное знание о познавательном процессе, психологическое, филологическое и т.д. В философии сложились две точки зрения на процесс познания - гностицизм и агностицизм. По мнению сторонников гностицизма, мир познаваем, а человек обладает огромным потенциалом в познании. Агностики не верят в возможность человека познать мир и отрицают саму возможность познания мира. Теорию агностицизма выдвинул И.Кант - согласно ей, человек обладает ограниченной познавательной способностью, а мир непознаваем. Основными элементами, составляющими познание, являются: субъект познания, объект познания, процесс гносеологического взаимодействия между объектом и субъектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, и др. которые являются продуктами всемирной истории, а не только результатом биологической эволюции. Чувственное познание осуществляется в ощущениях, восприятиях и представлениях, каждое из них является субъективным образом объективного мира. Рациональное познание представляет более высокий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. Учение об истине. Цель познания - истинное знание. Познание важно тем, что оно дает истинные знания, которые могут быть применены на практике. В современной философии существует три концепции истины: соответствия, когеренции, прагматичности. Все три концепции истины дополняют друг друга. Если мы начинаем рассуждать с позиций когерентности, согласованности высказываний и затем установим соответствие мысли и предмета, то на практике мы получим желаемый результат. Истина в сжатом и преобразованном виде включает в себя весь путь познания и его этапы. Она есть процесс и результат процесса познания. Истина есть результирующий процесс (Г. Гегель). Важнейшей характеристикой истины является ее объективность, поскольку она есть отражение объективного мира в сознании, мышлении. Будучи объективной по содержанию, истина субъективна по форме, т.к. она содержится в голове субъекта. Для истины характерны также конкретность и абстрактность. Конкретность истины определяется условиями места, времени и другими обстоятельствами, которые необходимо учитывать как можно точнее. Абстрактная истина несет не полные, а фрагментарные, относительные, односторонние знания, выражается в нечетких понятиях. Для характеристики истины как процесса применяются понятия абсолютного и относительного. Это две стороны любого истинного знания. Абсолютная истина - абсолютно полное, точное, верное отражение действительности. Это знание, которое никогда не может быть опровергнуто в будущем. Относительная истина - относительно полное, верное, точное отражение действительности. Она выражает изменчивость знания, его углубление, уточнение. При этом старые знания либо заменяются новыми, либо опровергаются.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|