![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выражения и их тождественные преобразованияКак известно, записи 3 + 7, 24:8, 3×2-4, (25 + 3)×2 - 17 называются числовыми выражениями. Они образуются из чисел, знаков действий и скобок. Если выполнить все действия, указанные в выражении, получим число, которое называется значением числового выражения. Так, значение числового выражения 3×2-4 равно 2. Существуют числовые выражения, значения которых нельзя найти. Про такие выражения говорят, что они не имеют смысла. Например, выражение 8: (4 - 4) смысла не имеет, поскольку его значение найти нельзя: 4 - 4 = 0, а деление на нуль невозможно. Не имеет смысла и выражение 7-9, если рассматривать его на множестве натуральных чисел, так как на этом множестве значения выражения 7-9 найти нельзя. Рассмотрим запись 2а + 3. Она образована из чисел, знаков действий и буквы а. Если вместо а подставлять числа, то будут получаться различные числовые выражения: если а = 7, то 2×7 + 3; если а = 0, то 2×0 + 3; если а = -4, то 2×(-4) + 3. В записи 2а + 3 такая буква а называется переменной, а сама запись 2 a + 3 – выражением с переменной. Переменную в математике, как правило, обозначают любой строчной буквой латинского алфавита. В начальной школе для обозначения переменной кроме букв используются другие знаки, например ÿ. Тогда запись выражения с переменной имеет вид: 2×ÿ + 3. Каждому выражению с переменной соответствует множество чисел, при подстановке которых получается числовое выражение, имеющее смысл. Это множество называют областью определения выражения. Например, область определения выражения 5:(х - 7) состоит из всех действительных чисел, кроме числа 7, так как при х = 7 выражение 5: (7 - 7) смысла не имеет. В математике рассматривают выражения, содержащие одну, две и больше переменных. Например, 2а + 3 - это выражение с одной переменной, а (3 х + 8y)×z - это выражение с тремя переменными. Чтобы из выражения с тремя переменными получить числовое выражение, надо вместо каждой переменной подставить числа, принадлежащие области определения выражения. Итак, мы выяснили, как образуются из алфавита математического языка числовые выражения и выражения с переменными. Если провести аналогию с русским языком, то выражения - это слова математического языка. Но используя алфавит математического языка, можно образовать и такие, например, записи: (3 + 2)) - 12 или 3х - у:+)8, которые нельзя назвать ни числовым выражением, ни выражением с переменной. Эти примеры свидетельствуют о том, что описание - из каких знаков алфавита математического языка образуются выражения числовые и с переменными, не является определением этих понятий. Дадим определение числового выражения (выражение с переменными определяется аналогично).
Если точно следовать этому определению, то пришлось бы писать слишком много скобок, например, (7) + (5) или (6): (2). Для сокращения записи условились не писать скобки, если несколько выражений складываются или вычитаются, причем эти операции выполняются слева направо. Точно так же не пишут скобок и тогда, когда перемножаются или делятся несколько чисел, причем эти операции выполняются по порядку слева направо. Например, пишут так: 37-12 + 62-17+13 или 120:15×7:12. Кроме того, условились сначала выполнять действия второй ступени (умножение и деление), а затем действия первой ступени (сложение и вычитание). Поэтому выражение (12×4:3) + (5×8:2×7) записывают так: 12×4:3 + 5×8:2×7. Задача. Найти значение выражения 3 х (х -2) + 4(х -2) при х = 6. Решение. 1 способ. Подставим число 6 вместо переменной в данное выражение: 3×6×(6 - 2) + 4 (6 - 2). Чтобы найти значение полученного числового выражения, выполним все указанные действия: 3×6×(6 - 2)+ 4×(6-2)= 18×4 + 4×4 = 72 + 16 = 88. Следовательно, при х = 6 значение выражения 3 х (х -2) + 4(х -2) равно 88. 2 способ. Прежде чем подставлять число 6 в данное выражение, упростим его: 3 х (х - 2) + 4(х - 2) = (х - 2)(3 х + 4). И затем, подставив в полученное выражение вместо х число 6, выполним действия: (6 - 2)×(3×6 + 4) = 4×(18 + 4) = 4×22 = 88. Обратим внимание на следующее: и при первом способе решения задачи, и при втором мы одно выражение заменяли другим. Например, выражение 18×4 + 4×4 заменяли выражением 72+16, а выражение 3 х (х - 2) + 4(х - 2) - выражением (х - 2)(3 х + 4), причем эти замены привели к одному и тому же результату. В математике, описывая решение данной задачи, говорят, что мы выполняли тождественные преобразования выражений.
Примером тождественно равных выражений могут служить выражения 5(х + 2) и 5 х + 10, поскольку при любых действительных значениях х их значения равны. Если два тождественно равных на некотором множестве выражения соединить знаком равенства, то получим предложение, которое называют тождеством на этом множестве. Например, 5(х + 2) = 5 х + 10 - тождество на множестве действительных чисел, потому что для всех действительных чисел значения выражения 5(х + 2) и 5 х + 10 совпадают. Используя обозначение квантора общности, это тождество можно записать так: (" х Î R) 5(х + 2) = 5 х + 10. Тождествами считают и верные числовые равенства. Замена выражения другим, тождественно равным ему на некотором множестве, называется тождественным преобразованием данного выражения на этом множестве. Так, заменив выражение 5(х + 2) на тождественно равное ему выражение 5 х + 10, мы выполнили тождественное преобразование первого выражения. Но как, имея два выражения, узнать, являются они тождественно равными или не являются? Находить соответствующие значения выражений, подставляя конкретные числа вместо переменных? Долго и не всегда возможно. Но тогда каковы те правила, которыми надо руководствоваться, выполняя тождественные преобразования выражений? Этих правил много, среди них - свойства алгебраических операций. Приведем пример тождественных преобразований выражения. Задача. Разложить на множители выражение ах-bх + аb-b2. Решение. Сгруппируем члены данного выражения по два (первый со вторым, третий с четвертым): ах-bх + аb-b2 = (ах-bх) + (аb-b2). Это преобразование возможно на основании свойства ассоциативности сложения действительных чисел. Вынесем в полученном выражении из каждой скобки общий множитель: (ах - bх) + (аb - b2) = х(а - b) + b(а - b) - это преобразование возможно на основании свойства дистрибутивности умножения относительно вычитания действительных чисел. В полученном выражении слагаемые имеют общий множитель, вынесем его за скобки: х(а- b) + b(а-b) = (а-b)(х - b). Основой выполненного преобразования является свойство дистрибутивности умножения относительно сложения. Итак, ах - bх + аb - b2 = (а - b)(х - b). В начальном курсе математики выполняют, как правило, только тождественные преобразования числовых выражений. Теоретической основой таких преобразований являются свойства сложения и умножения, различные правила: прибавления суммы к числу, числа к сумме, вычитания числа из суммы и др. Например, чтобы найти произведение 35×4, надо выполнить преобразования: 35×4 = (30 + 5)×4 = 30×4 + 5×4 = = 120 + 20 = 140. В основе выполненных преобразований лежат: свойство дистрибутивности умножения относительно сложения; принцип записи чисел в десятичной системе счисления (35 = 30 + 5); правила умножения и сложения натуральных чисел. Упражнения 1. Среди следующих записей укажите числовые выражения: а) 42:5; б)27; в) 32+-): 14; г) 2×7 = 7×2; д) (17+13): 10-15; е)142>71×2. 2. Какие из следующих выражений имеют смысл, если рассматривать их на множестве натуральных чисел: а) (135 + 67)×12; б) (135-217):2; в) 362:4? 3. Какие из нижеприведенных записей являются выражениями с переменными: а) 8 + 0,3b; б)21-(4+.у); в) х +2.у<7; г) 32:y + 3 = 5у? 4. Установите, какова область определения выражений, если рассматривать их на множестве действительных чисел: а) (3-y):64; б) 64:(3-y); в) (5+ х):(х -12). 5. Известно, что выражение называется по своему последнему действию. Укажите порядок действий и дайте название каждому выражению:
6. Вычислите значение выражения: а) ((36:2-14)×(42×2-14) + 20):2; б)(72:12-(18-15)):(24:3-2-4); в) (16,583:7,21 + 54,68-853,2 + 28,82×0,1): 1,6-1,02. 7. Выясните, являются ли выражения 3(4 - х) и 12 – 3 x тождественно равными на множестве: а) {1,2,3,4}; б) действительных чисел. 8. Какие из следующих равенств являются тождествами на множестве действительных чисел: а) 3 р + 5 т = 5 т + 3 р; в) 3 р- 5 т = 5 т× 3 р; б) 3 р - 5 т = 5 т - 3 р; г) 3 р: 5 т = 5 т:3 р?. 9. Обоснуйте каждый шаг в преобразованиях следующих выражений: а) 324×5 = (300 + 20 + 4)×5 = 300×5 + 20×5 + 4-5 = = 500+ 100 + 20 = 1500+120 = 1620; б) 97×12 = (100-3)×12 = 100×12-3×12 = 1200-36 = = 1100 + (100-36)= 1164; в) 5(1-2 х)+10 х = 5-10 х + 10 х = 5. 10. Объясните, почему отношение «иметь одно и то же значение» на множестве числовых выражений является отношением эквивалентности. Какие следствия из этого факта используются при выполнении тождественных преобразований числовых выражений? 11. Упростите выражение путем тождественных преобразований: а) 6(2 аb- 3) + 2а (6 b-5); б) (12 a -16 b):4-(10 а -4 b). 12. Сравните значения выражений, не выполняя действий: а) (30 + 56)×5 и 30×5 + 56×5; б) (19 + 4)×7 и 19×7+10×7; в) (14-7)×6 и 16×6-7×6; г) (18-9)×7 и 18×7-11×7. 13. Решите задачу; решение запишите в виде выражения: а) На туристическую базу прибыли в один день 150 туристов, на другой день 170. Чтобы пойти по маршрутам, 200 туристов разбились на группы, по 20 человек в каждой, а остальные по 15 человек в группе. Сколько получилось групп? б) В мастерской за 5 дней сшили 2000 фартуков. Сколько фартуков сошьют за 8 дней, если будет шить в день на 50 фартуков больше? в) Слесарь обработал 6 деталей. Первую деталь он обрабатывал 18 мин, а каждую следующую на 3 мин быстрее, чем предыдущую. Сколько минут потребовалось для обработки всех деталей?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|