![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Уравнения с одной переменнойВозьмем два выражения с переменной: 4 х и 5 х + 2. Соединив их знаком равенства, получим предложение 4 х = 5х + 2. Оно содержит переменную и при подстановке значений переменной обращается в высказывание. Например, при х=- 2 предложение 4х - bх + 2 обращается в истинное числовое равенство 4×(-2) = 5 (-2) + 2, а при х = 1 - в ложное 4×1 = 5×1 + 2. Поэтому предложение 4х - 5х + 2 есть высказывательная форма. Ее называют уравнением с одной переменной. В общем виде уравнение с одной переменной можно определить так:
Значение переменной х из множества X, при котором уравнение обращается в истинное числовое равенство, называется корнем уравнения (или его решением). Решить уравнение - это значит найти множество его корней. Так, корнем уравнения 4х - 5х + 2, если рассматривать его на множестве R действительных чисел, является число -2. Других корней это уравнение не имеет. Значит множество его корней есть {-2}. Пусть на множестве действительных чисел задано уравнение (х - 1)(х + 2) = 0. Оно имеет два корня - числа 1 и -2. Следовательно, множество корней данного уравнения таково: {-2, -1}. Уравнение (3 х + 1)×2 = 6 х + 2, заданное на множестве действительных чисел, обращается в истинное числовое равенство при всех действительных значениях переменной х: если раскрыть скобки в левой части, то получим 6 х + 2 = 6 х + 2. В этом случае говорят, что его корнем является любое действительное число, а множеством корней множество всех действительных чисел. Уравнение (3 х + 1)×2 = 6 х + 1, заданное на множестве действительных чисел, не обращается в истинное числовое равенство ни при одном действительном значении х: после раскрытия скобок в левой части получаем, что 6 х + 2 = 6 х + 1, что невозможно ни при одном х. В этом случае говорят, что данное уравнение не имеет корней и что множество его корней пусто. Чтобы решить какое-либо уравнение, его сначала преобразовывают, заменяя другим, более простым; полученное уравнение опять преобразовывают, заменяя более простым, и т.д. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получают уравнение, корни которого можно найти известным способом. Но чтобы эти корни были корнями заданного уравнения, необходимо, чтобы в процессе преобразований получились уравнения, множества корней которых совпадают. Такие уравнения называют равносильными.
Например, уравнения х 2 - 9 = 0 и (2 х + 6)(х - 3) = 0 равносильны, так как оба имеют своими корнями числа 3 и -3. Равносильны и уравнения (3 х + 1)×2 = 6 х + 1 и х 2 + 1 =0, так как оба не имеют корней, т.е. множества их корней совпадают.
Выясним теперь, какие преобразования позволяют получать равносильные уравнения. Теорема 1. Пусть уравнение ¦(х) = g(х) задано на множестве и h(х) - выражение, определенное на том же множестве. Тогда уравнения ¦(х) =g(х) (1) и ¦ (х) + h(х) = g(х) + h(х) (2) равносильны. Доказательство. Обозначим через Т1 - множество решений уравнения (1), а через Т2 - множество решений уравнения (2). Тогда уравнения (1) и (2) будут равносильны, если Т1 = Т2. Чтобы убедиться в этом, необходимо показать, что любой корень из Т1 является корнем уравнения (2) и, наоборот, любой корень из Т2 является корнем уравнения (1). Пусть число а - корень уравнения (1). Тогда а Î Т,, и при подстановке в уравнение (1) обращает его в истинное числовое равенство ¦(a) = g(а), а выражение h (х) обращает в числовое выражение h(а), имеющее смысл на множестве X. Прибавим к обеим частям истинного равенства ¦(а) =g(а) числовое выражение h(а). Получим, согласно свойствам истинных числовых равенств, истинное числовое равенство ¦(a) + h(а) = g(а) + h(а), которое свидетельствует о том, что число а является корнем уравнения (2). Итак, доказано, что каждый корень уравнения (1) является корнем "Уравнения (2), т.е. Т1 Ì Т2. Пусть теперь а - корень уравнения (2). Тогда а Î Т2 и при подстановке в уравнение (2) обращает его в истинное числовое равенство ¦(а) + h(а) = g(а) + h(а). Прибавим к обеим частям этого равенства числовое выражение -h(а). Получим истинное числовое равенство ¦ (а) =g(а), которое свидетельствует о том, что число а – корень уравнения (1). Итак, доказано, что каждый корень уравнения (2) является и корнем уравнения (1), т.е. Т2 Ì Т1. Так как T1ÌT2 и Т2ÌT1 то по определению равных множеств Т1 - Т2, а значит, уравнения (1) и (2) равносильны. Данную теорему можно сформулировать иначе: если к обеим частям уравнения с областью определения X прибавить одно и то же выражение с переменной, определенное на том же множестве, то получим новое уравнение, равносильное данному. Из этой теоремы вытекают следствия, которые используются при решении уравнений: 1. Если к обеим частям уравнения прибавить одно и то же число, то получим уравнение, равносильное данному. 2.Если какое-либо слагаемое (числовое выражение или выражение с переменной) перенести из одной части уравнения в другую, поменяв знак слагаемого на противоположный, то получим уравнение, равносильное данному. Теорема 2. Пусть уравнение ¦ (х) - g(х) задано на множестве Х и h(х) - выражение, которое определено на том же множестве и не обращается в нуль ни при каких значениях х из множества X. Тогда уравнения ¦(х) = g(х) и ¦(х) g(х) = g(х) ×h(х) равносильны. Доказательство этой теоремы аналогично доказательству теоремы 1. Теорему 2 можно сформулировать иначе: если обе части уравнения с областью определения X умножить на одно и то же выражение, которое определено на том же множестве и не обращается на нем в нуль, то получим новое уравнение, равносильное данному. Из этой теоремы вытекает следствие: если обе части уравнения умножить (или разделить) на одно и то же число, отличное от нуля, то получим уравнение, равносильное данному. Решим уравнение 1-
Так как все преобразования, которые мы выполняли, решая данное уравнение, были равносильными, то можно утверждать, что 2 - корень этого уравнения. Если же в процессе решения уравнения не выполняются условия теорем 1 и 2, то может произойти потеря корней или могут появиться посторонние корни. Поэтому важно, осуществляя преобразования уравнения с целью получения более простого, следить за тем, чтобы они приводили к уравнению, равносильному данному. Рассмотрим, например, уравнение х (х - 1) = 2 х, х Î R. Разделим обе части на х, получим уравнение х - 1 = 2, откуда х = 3, т.е. данное уравнение имеет единственный корень – число 3. Но верно ли это? Нетрудно видеть, что если в данное уравнение вместо переменной х подставить 0, оно обратится в истинное числовое равенство 0(0 — 1) = 2×0. А это означает, что 0 - корень данного уравнения, который мы потеряли, выполняя преобразования. Проанализируем их. Первое, что мы сделали, - это разделили обе части уравнения на х, т.е. умножили на выражение Чтобы убедиться в том, что множество корней данного уравнения состоит из двух чисел 0 и 3, приведем другое его решение. Перенесем выражение 2 х из правой части в левую: х (х -1)-2 х = 0. Вынесем в левой части уравнения за скобки х и приведем подобные члены: x(x - 3) = 0. Произведение двух множителей равно нулю в том и только в том случае, когда хотя бы один из них равен нулю, поэтому х = 0 или х -3 = 0. Отсюда получаем, что корни данного уравнения – 0 и 3. В начальном курсе математики теоретической основой решения уравнений является взаимосвязь между компонентами и результатами действий. Например, решение уравнения (х ×9):24 = 3 обосновывается следующим образом. Так как неизвестное находится в делимом, то, чтобы найти делимое, надо делитель умножить на частное: х -9 - 24-3, или х -9 = 72. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить Упражнения 1. Установите, какие из следующих записей являются уравнениями а) (х -3)×5= 12 х; г) 3 + (12-7)5 = 16; б) (х -3)-5= 12; д) (х- 3) у= 12 х; в) (х -3)×17+12; е) х 2-2 х + 5 = 0. 2. Уравнение 2 х 4 + 4 х 2 -6 = 0 задано на множестве натуральных чисел. Объясните, почему число 1 является корнем этого уравнения, а 2 и -1 не являются его корнями. 3. В уравнении (х +...)(2 х + 5) - (х - 3)(2 х + 1) = 20 одно число стерто и заменено точками. Найдите стертое число, если известно, что корнем этого уравнения является число 2. 4. Сформулируйте условия, при которых: а) число 5 является корнем уравнения ¦(х) -g(х); б) число 7 не является корнем уравнения ¦(х) = g(х). 5. Установите, какие из следующих пар уравнений равносильны на множестве действительных чисел: а)3 + 7 х =-4 и 2(3 + 7 х) = -8; б)3 + 7 х =-4 и 6 + 7 х =-1; в)3 + 7 х =-4 и х + 2 = 0. 6. Сформулируйте свойства отношения равносильности уравнений. Какие из них используются в процессе решения уравнения? 7. Решите уравнения (все они заданы на множестве действительных чисел) и обоснуйте все преобразования, выполняемые в процессе их упрощения: a) в)(2- x)2- x (x +1,5)=4. 8. Учащийся решил уравнение 5 х + 15 = 3 х + 9 следующим образом: вынес за скобки в левой части число 5, а в правой число 3, получил уравнение 5(х + 3) = 3(х + 3), а затем разделил обе части на выражение х + 3. Получил равенство 5 = 3 и сделал вывод – данное уравнение корней не имеет. Прав ли учащийся? 9. Решите уравнение 10. Решите уравнения, используя взаимосвязь между компонентами и результатами действий: а) (х + 70) 4 = 328; в) (85 х + 765): 170 = 98; б) 560:(х + 9) = 56; г) (х - 13581): 709 = 306. 11. Решите задачи арифметическим и алгебраическим способами: а) На первой полке на 16 книг больше, чем на второй. Если с каждой полки снять по 3 книги, то на первой полке книг будет в полтора раза больше, чем на второй. Сколько книг на каждой полке? б) Весь путь от турбазы до станции, равный 26 км, велосипедист проехал за 1 ч 10 мин. Первые 40 мин этого времени он ехал с одной скоростью, а остальное время - со скоростью на 3 км/ч меньше. Найдите скорость велосипедиста на первом участке пути.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|