Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности описания изобретения как источника информации




Полное описание изобретения содержит информацию технического характера, которая позволяет ответить на основные вопросы, представляющие интерес для исследователя:

-какой вид продукции является объектом совершенствования в данном изобретении;

-какие технико-экономические показатели продукции могут быть улучшены при использовании данного изобретения;

-насколько широко может быть использовано изобретение с учетом области техники, к которой оно относится, и возможных сфер применения, которые охарактеризованы в патентном описании.

Описание изобретения содержит правовую информацию, сосредоточенную преимущественно в формуле изобретения, т. е. в патентных притязаниях, которые определяют границы действия патента. Эта информация должна быть объектом тщательного исследования для решения вопроса о выходе на рынок страны, где действует данный патент, с продукцией, содержащей близкие по технической сущности решения.

И, наконец, описание изобретения содержит информацию о патентовладельце и авторе (соавторах) изобретения, приведенную на титульном листе описания и используемую, в частности, для анализа условий конкуренции на рынке данной продукции, что является составной частью исследования рынка продукции.

Во всех случаях описание изобретения можно рассматривать как анкету, в которой изобретатель отвечает последовательно на ряд обязательных вопросов, сформулированных патентным ведомством в соответствии с требованиями законодательства.

К настоящему времени в большинстве стран требования, предъявляемые к описанию изобретения, унифицированы, что облегчает их анализ, обработку и систематизацию при проведении маркетинговых исследований на основе патентной информации. К числу вопросов, на которые изобретатель должен ответить в описании изобретения, относятся:

1) к какой области техники относится данное изобретение и каковы его возможные области применения, включая преимущественную область;

2) какие технические решения той же или сходной задачи (аналоги) были известны до подачи заявки на выдачу патента на данное изобретение и какие недостатки им были присущи; при этом изобретатель должен указывать только такие недостатки известных решений, которые частично или полностью устраняются в данном изобретении;

3) какая задача решалась при создании данного изобретения; при этом, формулируя задачу изобретения, изобретатель должен указать на преимущества, которые могут быть получены при использовании данного изобретения в сравнении с аналогами, а формулируя задачу изобретения, должен указать на технический результат от использования технического новшества в сравнении с аналогами;

4) какие технические средства предложены для достижения поставленной задачи; здесь изобретатель должен указать, какой объект изобретения им создан (устройство, способ или вещество), и охарактеризовать совокупность его существенных признаков с выделением новых в сравнении с признаками прототипа.

5) какие конкретные варианты реализации новшества возможны в рамках общей идеи изобретения; здесь автор должен описать конкретные примеры осуществления изобретения, включая предпочтительный вариант его реализации, настолько подробно, чтобы это можно было сделать (будучи специалистом в данной области техники) без дополнительных разъяснений;

6) на какие объекты распространяет свое действие патент на данное изобретение; здесь автор изобретения обязан по установленной законодательством форме обозначить патентные притязания.

Патентное ведомство на стадии предварительной (формальной) экспертизы тщательно анализирует описание изобретения к заявке на выдачу патента для установления наличия в описании ответа на каждый из указанных вопросов и полноты этих ответов. Отсутствие их или неполнота ответа могут служить основанием для отклонения (возврата) заявки без рассмотрения ее по существу. По этой причине все публикуемые патентным ведомством описания изобретений обязательно содержат полные ответы на указанные вопросы.

Современный уровень проведения патентно-информационных исследований, в частности маркетинговых исследований, немыслим без формирования баз данных на основе патентной информации и аналитико-синтетической проработки описаний изобретений. В основу таких баз данных могут быть положены рефераты изобретений, публикуемые патентными ведомствами различных стран.

Патентные исследования проводят при:

- разработке научно-технических прогнозов;

- разработке планов развития науки и техники;

- создании объектов техники;

- освоении и производстве продукции;

- определении целесообразности экспорта промышленной про­дукции и экспонировании ее образцов на международных выставках и ярмарках;

-продаже и приобретении лицензий;

- при решении вопроса о патентовании созданных объектов про­мышленной собственности и в других целях.

Содержание патентных исследований может включать:

- исследование технического уровня объектов техники, выявле­ние тенденций и направлений их развития;

- исследование состояния рынков конкретной продукции, сложив­шейся патентной ситуации, выявление требований потребителей к то­варам и услугам;

- исследование направлений научно-исследовательской и произ­водственной деятельности предприятий и фирм, которые действуют или могут действовать на определенном рынке продукции;

- технико-экономический анализ и обоснование выбора техни­ческих, художественно-конструкторских решений, отвечающих тре­бованиям создания новых объектов техники;

- выявление новых технических, художественно-конструкторских решений, определение их патентоспособности и обоснование целесо­образности правовой охраны, выбор стран патентования;

- исследование патентной чистоты объектов техники;

- обоснование целесообразности и форм проведения за рубежом коммерческих мероприятий по реализации объектов техники, закуп­ке и продаж е лицензий, оборудования, комплектующих изделий и т.д.;

- проведение других работ, отвечающих интересам участников гражданского оборота.

Одной из важнейших частей патентного исследования является поиск патентной информации. Он включает процессы отбора соот­ветствующих заданию документов или сведений из массива патент­ных документов. Осуществляется преимущественно в фондах патен­тной документации для установления уровня технического решения, границ прав патентообладателя и условий реализации этих прав.

Цели патентного поиска определяются задачами использования па­тентной информации на конкретной стадии создания, освоения и реализа­ции новой техники или продукции. При планировании тематики патентный поиск проводится для того, чтобы выяснить, решалась ли поставленная техническая задача ранее, какие решения защищены патентами, какие фирмы работают в данной области техники, каковы перспективы разра­ботки темы. Поиск проводится также с целью технико-экономического анализа изобретений при прогнозировании тенденций развития техники.

На стадии создания техники, включающей проведение научных ис­следований и разработку конструкторско-технологической документации, основной целью патентного поиска является выявление имеющихся тех­нических решений, определение уровня этих решений и отбор перспектив­ных в научно-техническом отношении изобретений, определение патен­тоспособности создаваемых технических решений.

На стадии освоения и реализации новой техники поиск и изучение патентной информации необходим для контроля за изменением уровня техники, определения патентной частоты выпускаемой продукции, приня­тия своевременных мер по использованию новейших изобретений или по их обходу в случае, если они защищены патентами.

Патентная чистота объекта - это понятие, неразрывно связанное с существованием патента, предоставляющего его владельцу исключи­тельное право на использование изобретения. Объекты - машины, прибо­ры, оборудование, инструменты, материалы, технологические процессы и другие, которые не попадают под действие патентов в данной стране, об­ладают на территории этой страны патентной чистотой.

Если хотя бы на один элемент продукции действует патент, то вся продукция в целом не удовлетворяет требованиям патентной чистоты.

Патентная чистота — это юридическое свойство техничес­ких объектов (машин, оборудования и т.п. изделий и технологичес­ких процессов), заключающееся в том, что они могут быть свободно использованы в данной стране без опасности нарушения действующих на её территории патентов исключительного права, принадлежащих третьим лицам.

Отсюда следует, что обладающими патентной чистотой в отношении какой-либо страны называются такие объекты, которые не подпадают под действие патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, выданных уполномоченным патентным ведомством и имеющим силу на территории данной страны.

Изделие обладает патентной чистотой и в том случае, если подпадет под патенты, срок действия которых истек. Поскольку патент имеет террито­риальное действие, то при наличии, например, действующего патента в Японии и США на определенный объект техники, этот объект не облада­ет патентной чистотой в отношении данных стран. Однако если патент на такой же объект отсутствует на территории Австралии и Индии, то по отношению к этим странам он обладает патентной чистотой.

Таким образом, патентная чистота является понятием относитель­ным, она определяется только в отношении конкретных стран и только на определенную дату и конкретного объекта техники. Понятие патентной чистоты существует и в отно­шении охранных документов на товарные знаки и знаки обслуживания.

Проверка патентной чистоты изделий, выпускаемых предприятия­ми, является обязательной на стадии постановки продукции на произ­водство, как минимум по патентам, выданным на территории Республи­ки Беларусь в связи с экспортными поставками и продажей лицензий на территории стран предполагаемого экспорта товаров и лицензий, при оказании технического содействия в строительстве предприятий и дру­гих технических объектов за рубежом, а также при экспонировании объек­тов на международных выставках и ярмарках.

В целом отчет о патентных исследованиях позволяет судить об уровне технического (технологического) развития, возможностях обес­печения коммерческого успеха на конкретном рынке в условиях конку­ренции. С расширением применения новых информационных технологий уровень патентных исследований неизмеримо возрастает и оказывает все большее влияние на конечные результаты деятельности субъектов хозяйствования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных