Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Права и обязанности родителей и детей
В семейном праве очень чётко определяют права детей, а так же права и обязанности родителей относительно их детей. Согласно Конституции Украины, Семейного кодекса Украины, Конвенции о правах детей в семейных правоотношениях в первую очередь должны быть защищены права детей.
Права и обязанности родителей в отношении их несовершеннолетних детей определены Семейным кодексом Украины. Большинство прав родителей является в то же самое время и их обязанностью. Это гарантирует им то, что именно они, а не кто-то другой, имеет право общаться, растить и воспитывать своих детей. При этом в соответствии с Семейным кодексом Украины оба родителя имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, поэтому обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители не вправе мешать и запрещать, близким родственникам общаться с ребёнком.
Родители также обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
На родителей также возлагается зашита прав и интересов своих детей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без каких либо доверенностей и специальных полномочий.
Семейный кодекс Украины неоднократно подчёркивает, что главенствующим в семье являются интересы ребёнка. При этом в процессе реализации родительских правомочий, запрещено причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Место жительства детей устанавливается соглашением родителей, а при отсутствии соглашения судом. Решение вопроса осуществляется исходя из интересов детей и с учётом мнения детей. Суд учитывает привязанность ребёнка к каждому из родителей, братьям и сёстрам, возраст ребёнка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребёнком, возможность создания ребёнку условий для воспитания и развития.
Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, в полной мере имеет права на общение с ребёнком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребёнком образования, наравне с другим родителем, имеет право на получение информации о своём ребёнке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.
Совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся родителей независимо от того, являются они сами трудоспособными или нет. Существует также обязанность детей заботиться о родителях. В данном случае речь идет о личном уходе и иных видах помощи.
Совершеннолетние дети обязаны предоставлять средства на возмещение дополнительных расходов нуждающимся родителям в случае возникновения исключительных обстоятельств: тяжелая болезнь или увечье, необходимость постороннего ухода и другие исключительные случаи.
6. Стилі і типи сімейного виховання У кожній родині об'єктивно складається певна, далеко не завжди усвідомлена система виховання. Тут мається на увазі і розуміння цілей виховання, іприйомів виховання, і врахування того, що можна і чого не можна допустити у відношенні дитини. Можуть бути виділені 4 тактики виховання в сім'ї івідповідають їм 4 типи сімейних відносин, які є передумовою і результатом їх виникнення: диктат, опіка, "невтручання" і співробітництво. [7] Диктат у родині виявляється в систематичному придушенні батьками ініціативи та почуття власної гідності у дітей. Зрозуміло, батьки можуть і повинні пред'являти вимоги своїй дитині, виходячи з цілей виховання, норм моралі, конкретних ситуацій, в яких необхідно приймати педагогічно і моральновиправдані рішення. Однак ті з них, які віддають перевагу всім видам дії наказ і насильство, зіштовхуються з опором дитини, який відповідає на натиск, примус, погрози лицемірством, обманом, спалахами гніву, а інколи і відвертою ненавистю. Але навіть якщо опір виявляється зломленим, разом з ним відбувається ломка багатьох якостей особистості: самостійність, почуття власної гідності, ініціативність, віра в себе і свої можливості, все це-гарантія невдалого формування особистості. Опіка в родині-система відносин, при якій батьки, забезпечуючи своєю працею, задоволення всіх потреб дитини, захищають його від будь-яких турбот, зусиль і труднощів, приймаючи їх на себе. Питання про активне формування особистості відходить на другий план. Батьки, по суті, блокуютьпроцес серйозної підготовки їх дітей до реальності за порогом рідної хати. Така надмірна турбота про дитину, надмірний контроль за всім його життям, заснований на тісному емоційному контакті, називається гіперопікою. Вона призводить до пасивності, несамостійності, труднощів у спілкуванні. Існує також протилежне поняття-гіпоопека, що припускає під собою поєднання байдужого ставлення батьківського відносини з повною відсутністю контролю. Діти можуть робити все, що їм заманеться. У результаті, подорослішавши, вони стають егоїстичними, цинічними людьми, які не в змозі нікого поважати, самі не заслуговують на повагу, але при цьому як і раніше вимагають виконання всіх своїх забаганок. Система міжособистісних відносин у родині, яка будується на визнанні можливості і навіть доцільності незалежного існування дорослих від дітей, може породжуватися тактикою «невтручання». При цьому передбачається, що можуть співіснувати два світи: дорослі і діти, і ні тим, ні іншим не слід переходити намічену таким чином лінію. Найчастіше в основі цього типу взаємин лежить пасивність батьків як вихователів. Співробітництво як тип взаємин у сім'ї передбачає опосередкованість міжособистісних стосунків у сім'ї загальними цілями і завданнями спільної діяльності, її організацією і високими моральними цінностями. Саме в цій ситуації долається егоїстичний індивідуалізм дитини. Сім'я, де провідним типом взаємин є співробітництво, знаходить особливу якість, стає групою високого рівня розвитку - колективом. [16] Існує 3 стилю сімейного виховання-авторитарний, демократичний і попустительский. При авторитарному стилі бажання батьків-закон для дитини. Такі батьки пригнічують своїх дітей. Вони вимагають від дитини беззаперечного підпорядкування і не вважають за потрібне пояснювати йому причини своїх вказівок і заборон. Вони жорстко контролюють усі сфери життя дитини, причому роблять це не завжди коректно. Діти в таких сім'ях зазвичай замикаються, їх спілкування з батьками порушується. Частина дітей йде наконфлікт, але частіше діти, які ростуть в подібній сім'ї, пристосовуються до стилю сімейних відносин і стають невпевненими у собі, менш самостійними. [10] Демократичний стиль сімейних відносин є найоптимальнішим для виховання. Демократичні батьки цінують у поведінці своєї дитини і самостійність, і дисципліну. Вони самі надають йому право бути самостійним у якихось сферах його життя, не обмежуючи прав, одночасно вимагають виконання обов'язків; вони поважають його думку і радяться з ним. Контроль, заснований на теплих почуттях і розумної турботі зазвичай не дуже дратує дітей і вони часто прислухається до поясненням, чому не варто робити одного і варто зробити інше. Формування особистості за таких обставин відбувається без особливих переживань і конфліктів. [10] При попустітельское стилі батьки майже не звертають уваги на своїх дітей, ні в чому їх не обмежують, нічого не забороняють. Діти з таких сімей в період дорослішання часто потрапляють під поганий вплив і надалі можуть підняти руку на своїх батьків, у них майже немає ні яких цінностей. [17] Таким чином, в процесі виховання людини головною метою є формування всебічно і гармонійно розвиненої людини, здатного до самостійного життя і діяльності в сучасних умовах.
11.Кризисы семейных отношении
КРИЗИСЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
|
|
| | | Причин кризиса семейных отношений можно найти довольно много, начиная от разлаженности сексуальной жизни и заканчивая вредными привычками одного из супругов. Но сегодня я хочу взглянуть на семью на линейке времени и обратить внимание на те этапы, в которых возможно возникновение кризисных ситуаций. Так, я выделяю три самых важных и опасных вида кризисов.
1. Кризис "притирки". На проекте "Соблазнитель" я уже писал, что развитие отношений можно поделить на несколько стадий, первая из которых - стадия влюбленности. Она всегда сопровождается идеализацией партнера и длится сравнительно недолго. Результатом стадии влюбленности является принимаемое партнерами совместное решение жить вместе. Брак может быть зарегистрирован или нет - в данном контексте это не так важно. Для нас принципиально то, что отныне мужчина и женщина начинают видеть друг друга не только в те минуты, когда захотят этого. Если раньше они назначали свидания и встречались лишь тогда, когда оба были морально и физически готовы к встрече, то теперь они будут вынуждены проводить время вместе в те минуты, когда они совершенно не настроены на флирт и общение, когда они раздражены, подавлены, расстроены, когда они болеют и устают. Помимо этого, каждый из партнеров узнает своего спутника с совершенно новых сторон: они могут столкнуться с более серьезными проблемами из-за разницы семейных и хозяйственных укладов их прежних семей, из-за разницы культуры и образования, из-за разницы целей, к которым они стремятся в жизни. Именно этот тяжелый для всех без исключения пар период я называю "притиркой". Глупо считать, что "притирку" можно избежать, зато сделать ее менее болезненной вполне возможно. Для этого партнерам необходимо в самом начале отношений выяснить цели и приоритеты друг друга, пойти на взаимные уступки, проявить совместную активность в стремлении быть вместе. "Притирка" - это, как раз, тот момент, когда люди принимают (иногда осознанно, иногда - нет) окончательное решение по вопросу: будут ли они вместе или нет. Для того, чтобы это решение было положительным им придется преодолеть огромные преграды из собственных ссор и конфликтов, им надо будет, увидев "истинные лица" друг друга, сохранить свое желание стремиться понимать и идти на компромиссы, им нужно будет начать работу над изменением себя ради близкого человека и, наконец, каждому из них потребуется суметь по-другому взглянуть на партнера: увидеть его недостатки как особенности, а его достоинства - как повод гордиться им. Это получается далеко не у всех пар. И чаще всего именно "притирка" служит главной причиной быстрого расторжения недавно заключенных браков, особенно в молодом возрасте. Поэтому я рекомендую молодым парам пожить какое-то время вместе прежде, чем регистрировать свои отношения. В совместной жизни стадия "притирки" наступает довольно быстро - в пределах полугода-года. Если вам удастся успешно пережить "притирку", то вашу пару с уверенностью можно считать морально готовой для семейной жизни. Теперь вы - единое целое, единый организм, который все ощущения делит на двоих. Или на троих. Или на четверых...
2. Кризис "расхождения в развитии". Это тот кризис, о котором сравнительно редко пишут в литературе по семейной психологии, однако он всегда протекает довольно остро и поиск выхода из него представляется титанической работой. Поэтому, в этом случае, как всегда, профилактика намного предпочтительнее лечения. Так о чем же, собственно, речь? Чаще всего, люди, вступившие в брак, находятся на довольно схожих уровнях развития: они имеют схожее образование, культуру, интересы, а даже если это не так, то долгое время партнеры усиленно работают над тем, чтобы эти уровни уровнять (простите за тавтологию). Но, в конце концов, наступает неизбежное расхождение. Самой распространенной причиной этого является рождение ребенка. В нашей стране чаще всего женщина уходит в продолжительный декретный отпуск, в ходе которого мужчина, как правило, занят зарабатыванием денег и продвижением по карьерной лестнице. Женщина все больше и больше приобщается к дому, в то время как мужчина неосознанно отдаляется от него. Он начинает воспринимать женщину по-другому. Она все больше видится ему матерью его детей, а не партнершей по игре в боулинг, не слушательницей рассказов о ситуации на его работе, не человека, с которым он может пофилософствовать или обсудить свои мечты. К сожалению, здесь огромную лепту вносит, ее величество, Природа, которая побуждает женщину к тому, чтобы внутренне успокоиться - ведь ее самые главные биологические цели - найти достойного мужчину и родить потомство - уже достигнуты. У мужчины все наоборот: его цели только начинают достигаться - он только начинает получать тот статус, то уважение и то развитие, о котором давно мечтал. Проходит несколько лет, и мы видим совершенно других людей, нежели они были раньше. Мужчина помимо своего чада увидел и узнал много нового, он сделал несколько шажочков по укреплению своего места под солнцем, вышел на новый ментальный уровень. Женщина же тем временем слишком сильно замкнулась в рамках четырех стен родного дома и в рамках тех обязанностей, которые возлегли на нее после рождения ребенка. В результате, мы имеем очень серьезную проблему отдаления двух людей друг от друга и заметную утрату интереса мужчины по отношению к его супруге. Это нередко приводит людей к разводу после немалого количества счастливых прожитых вместе лет. Что же нужно делать, чтобы этого избежать? Конечно же, нужно искать компромиссы. Мужчине необходимо больший приоритет отдавать семье и ребенку, искать пути для выделения максимального количества свободного времени на общение с семьей. В свою очередь, женщине так же необходимо грамотно планировать свое время в целях поиска свободных минут. Эти минуты ей следует тратить на две вещи: на то, чтобы следить за собой, и на то, чтобы развивать себя, как личность. С первым пунктом, я думаю, женщины справятся и без моей помощи. Что касается развития, то оно заключается ровно в тех же вещах, которые мы делаем для развития в юности: чтение приближенных к реальной жизни книг, газет, хождение на различные курсы и во всевозможные спортивные секции, поиск вариантов работы на дому (благо - с появлением Интернета это стало проще) и т.п. Важно, чтобы партнеры осознавали возможность возникновения такого кризиса семейных отношений и совместными усилиями не давали ситуации усугубляться.
3. Кризис "средних лет". Кризисная ситуация, о которой мы сейчас поговорим, чаще всего создается мужчинами, но, правильнее будет сказать, создаются последствия, а причины создаются гораздо раньше - на ранних стадиях брака. Я хочу поговорить о той ситуации, когда один из супругов всерьез задумывается о том, чтобы поменять свою старую семью на новую. Как уже было сказано выше, чаще такие мысли приходят в голову мужчин, прежде всего, из-за их психофизиологических особенностей. В чем же могут быть причины подобных решений? Низкое качество текущих семейных отношений, скажешь ты, и, в большинстве случаев, окажешься прав(а). Вполне возможно, что партнеры просто пустили свои отношения на самотек и загубили их своими собственными руками. Однако иногда такое случается, когда отношения людей не такие уж плохие. Но внезапно у одного из них возникает ощущение того, что его жизнь уходит, а он(а) еще столько всего не успел(а) реализовать. Люди начинают кардинально менять свою жизнь, ищут себе новые хобби, новую работу, новые романы... Обычно эти метаморфозы приходятся на период климакса - именно в этот момент организм как бы подсказывает человеку, что у него есть последний шанс вскочить на подножку уходящего поезда, если он хочет что-либо переиграть в своей жизни. Мужчина по своей природе более деструктивен по отношению к семье, поэтому и подобное поведение у него более предсказуемо. Как правило, мужчины уходят к женщинам намного младше себя, как бы подчеркивая тем самым, свое стремление начать жизнь заново. Что же можно посоветовать женщине, чтобы избежать подобных ситуаций? Во-первых, я бы посоветовал ей стараться выбирать мужчин, у которых есть какой-то опыт общения с противоположным полом. Именно отсутствие опыта может потом стать причиной того, что мужчина, общаясь с другими женщинами, будет приходить к мысли, что когда-то он сделал неправильный выбор. Во-вторых, ей надо стремитесь не отдаляться от своего мужчины ментально, духовно, старайтесь время от времени видеть мир его глазами, поддерживать многие его идеи и начинания. В-третьих, ей нужно понимать, что прекрасные отношения - это всегда результат огромного труда, как физического, так и психологического, и, если вы вкладываете в отношения силы, то у мужчины никогда не будет возникать мысли о том, что его семья в другом месте.
Кризисное обострение внутрисемейных проблем можно рассматривать, как переходные моменты между стадиями жизненного цикла семьи. Такие семейные кризисы называются нормативными (т.е. нормальными для всех семей), хотя это и тяжелые переходные состояния, которые сопровождаются острыми переживаниями и эмоциональными стрессами.
Все семьи проходят стадии развития, и на каждом этапе перед ними стоят определенные задачи. Эти задачи необходимо решить, иначе перейдя на следующий этап, эти нерешенные задачи будут тормозить прохождение семьей следующей стадии развития.
Перечислю основные кризисные периоды жизненного цикла семьи, могущие привести к кризисам в отношениях, а также важные задачи, которые необходимо решать семье на каждом из этапов развития.
Первый нормативный семейный кризис – это принятие на себя супружеских обязанностей.
Его переживает молодая семья без детей при переходе от одиночного к парному существованию – это период привыкания, притирки. Главная задача этого периода – это адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу. Задачи развития семьи на этом этапе:
1. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками.
2. Разрешение конфликта между семейными и личными потребностями.
3. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности.
4. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация).
5. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества.
Опасность этого периода в том, что идеальный облик избранника или избранницы все более обрастает реальными чертами, не всегда симпатичными. Приходит понимание того, с кем свела судьба и насколько просто, или сложно с партнером можно находить общий язык.
Второй ответственный период – это рождение первого ребенка.
Кризисный период жизни семьи заключается в освоении супругами родительских ролей и принятия факта появления в семье новой личности. Основная задача развития молодой семьи с ребенком – это реорганизация семьи для решения новых задач, таких как:
1. Уход за маленьким ребенком.
2. Согласование личных и семейных целей.
3. Освоение супругами новых ролей – родительских.
4. Преодоление трудностей распределения внимания, любви и заботы уже между тремя близкими людьми.
5. А также на новом уровне постройка отношений с родителями, ставшими бабушками и дедушками.
Опасностями этого периода является вынужденный перерыв в профессиональном развитии одного и увеличившаяся финансовая нагрузка на другого. Как часто в этот период можно услышать упреки: «Помоги мне с ребенком, я устала! – От чего тебе уставать, ты же целый день дома? – Вот я действительно устал на работе, и дома мне нет отдыха! – Ты так говоришь, потому, что нас не любишь, тебе работа важнее семьи!» Такие диалоги возникают, потому что важным и опасным моментом в этот период – является хроническая нехватка сил, времени для своих личных и супружеских нужд у молодых родителей: на отдых, на хобби, на друзей, на романтические отношения друг с другом, да и просто на то, чтобы физически выспаться.
В каждой семье свои проблемы и свои причины, каждая семья индивидуальна и неповторима. В сложных случаях надо разбираться по каждой конкретной ситуации. В целом же можно сказать следующее: рождение ребенка – это испытание для любых отношений, и как семья пройдет это испытание, зависит как от мужа, так и от жены. Если отношения между мужем и женой построены на любви, взаимном уважении, доверии, то такое испытание только укрепит их. Любящие супруги поддерживают друг друга, не требуя что-то взамен.
Третий кризисный период (пять – семь лет браку) связан с поступлением ребенка в школу или в дошкольное учреждение, то есть во внешние социальные структуры.
Что же такого особого в этом этапе развития семьи? Дело в том, что «продукт воспитательной деятельности родителей» оказывается объектом всеобщего обозрения. Семья как бы «проверяется на эффективность правил воспитания», которые ребенок в ней получает. Если ребенок, как «семейный представитель», выходя во внешний мир (идя в школу) справляется со школьными требованиями, то семья «эффективна». Если же нет, то ребенок может попасть в роль человека, который семью «позорит». «Неуспешный» ребенок обычно не получает в такой «неэффективной семье» поддержки и помощи, потому, что в ней нет внутренних правил, все семейные правила присоединены к социальным. (В такой семье учитель всегда прав, взрослого нельзя критиковать, получил двойку – сам виноват).
Основная задача этого периода – очередное перераспределение обязанностей между супругами, связанное с появлением школьника в семье. Требуется проявление участия при адаптации ребенка к школе, а если надо, то и при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учебой, распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Обычно к этому времени семья пережила много испытаний. Чаще всего уже решен квартирный вопрос. В смысле карьеры у мужчин в это время все более – менее спокойно. Женщина возвращается на работу и теперь совмещает заботу о ребенке и доме со служебными обязанностями.
Опасность этого периода в том, что наступает некоторое затишье в отношениях: прелесть новизны, радость общения и обладания уже меньше, если совсем не угасла во время борьбы за выживание в первые годы брака. И если не возникло настоящей супружеской гармонии, может возникнуть пустота, которую необходимо чем-то заполнить. Этот период один из самых опасных с точки зрения прочности брака.
Четвертый критический период связан с принятием факта вступления ребенка в подростковый период, который часто осложняется совпадением с личным кризисом среднего возраста у родителей (время подведения промежуточных жизненных итогов). Эта стадия зрелого брака, обычно супругам 37 – 40 лет и прожили они вместе около 10 – 15 лет. Основные задачи развития семьи на этом этапе:
1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и детьми.
2. Изменение типа родительского поведения и ролей (общение взрослого с взрослым).
3. Подготовка к уходу подростка во взрослую жизнь (выбор профессии, экспериментирование с его независимостью).
Остро протекающий подростковый кризис с точки зрения семейной системы можно рассматривать, как внутрисемейную борьбу за поддержание иерархического порядка, родители болезненно реагируют на бурные проявления борьбы за самостоятельность подростков.
Еще одна опасность этого периода, связана с приспособлением к возрастным изменениям в самих супругах. Когда мужчина достигает среднего возраста и приобретает высокий социальный статус, он становится более привлекательным для молодых женщин, в то время как его жена, для которой физическая привлекательность гораздо более важна, чувствует, что становится менее интересной для мужчин. Этот период является не менее опасным, чем предыдущий, в плане прочности брака.
Пятый непростой период в жизни семьи связан с покиданием выросшими детьми отчего дома, обретение ими эмоциональной и финансовой независимости, создание ими своих семей. Основная задача развития семьи на этом этапе – создание условий для корректного ухода из дома выросших детей.
Шестой кризисный период, который переживает семья – «опустевшее гнездо». Этот период наступает, когда последний выросший ребенок покидает дом. Такая семья, в основном, выполнила свою родительскую функцию. Задачи, стоящие перед семьей в этот период заключаются в том, чтобы пересмотреть свои супружеские взаимоотношения, перераспределить обязанности и время общения, нахождение новых совместных интересов, хобби, адаптация к уходу на пенсию.
Опасность этого периода заключается в том, что если в основном семью объединяла не общность интересов супругов, а воспитание и выращивание детей, то в этот период смысл совместного существования пропадает.
Седьмой период – это трагическая фаза развития семьи, в которой кто–то из партнеров остается один после смерти другого. Это сопровождается кризисными переживаниями потери, возникновение пустоты. Но и в этот трудный период необходимо найти силы и по-новому простроить отношения с семьями детей, найти новые интересы и смыслы в жизни. Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисные – переходные моменты, так и возможности личностного роста отдельных членов семьи и развитие всей семейной системы в целом.
Если семья, как система пытается избежать изменений, обусловленных ее естественным развитием, то это может стать источником негативных симптомов у ее членов (психосоматических или эмоциональных расстройств).
Выход из семейного кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия; либо, при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимоотношений, нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений, что подчас приводит к распаду семьи.
Благополучный выход из семейного кризиса зависит от желания супругов сохранить семью, культуры их межличностных отношений, способности пересматривать свои ошибочные взгляды, от того насколько выражено стремление поддерживать психологическое благополучие, здоровые отношения с другими членами семьи.
Если присутствует осознанная установка на совместное с партнером развитие и своевременно обнаруживаются трудности во взаимоотношениях, появляется возможность супругов корректировать свое поведение и сообща преодолевать трудные моменты семейной жизни.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|