Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель поведения III




Родители, дети которых следовали модели поведения III, были снисходительными, нетребовательными, неорганизованными, имели плохо налаженный быт. Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в первые годы жизни детей. В одном из исследований было показано, что двухлетние дети, чьи отцы умерли еще до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П.Массен, Дж.Конджер и др., 1987). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная-неполная семья". В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Недооценка родителями особенностей характера детей может способствовать не только усилению конфликтности семейных отношений, но и приводить к развитию патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических развитии на базе акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных типов семейных отношений. В этом плане можно выделить (А.Е.Личко) несколько типов неправильного воспитания.

Гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по психастеническому, сенситивному и астеническому типам, усиливает у них астенические черты. У гипертимных подростков приводит к резкой реакции эмансипации.

Потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростков. Этим культивируются неустойчивые и истероидные черты.

Воспитание “в культе болезни” — болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ребенку особые права и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные установки.

Эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся. Тяжело сказывается на лабильных, сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов. Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевная жестокость. Способствует усилению черт у эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной эмоциональной ответственности — на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания. Очень чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание — несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание” родителей — по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция эмансипации”. Сделаны даже попытки объяснить ее с эволюционно-биологической точки зрения. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако глобализация этих представлений, гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг.

В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т.д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” — и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И.С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию. Как показано в одном таком исследовании (А.А.Реан, М.Ю.Санникова), в системе отношений личности к социальному окружению, в том числе определялось и отношение к сверстникам, именно отношение к матери оказалось наиболее положительным. Было установлено, что снижение положительного отношения к матери, увеличение негативных дескрипторов (характеристик) при описании матери коррелирует с общим ростом негативизации всех социальных отношений личности.

Можно полагать, что за этим фактом стоит фундаментальный феномен проявления тотального негативизма (негативизма ко всем социальным объектам, явлениям и нормам) у тех личностей, для которых характерно негативное отношение к собственной матери. В целом, как установлено в исследовании, негативное отношение к матери является важным показателем общего неблагополучного развития личности.

Выводы

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей. Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте

50. Ревность как чувство вполне естественна. Вряд ли найдется взрослый человек, который никогда не испытывал ревности. Некоторые молодые влюбленные пытаются проверять силу своих чувств, специально вызывая ревность у своего партнера, не задумываясь о том, что это очень тяжелое чувство, не приносящее радости тому, кто его испытывает. «Отравой жизни» называется ревность в словаре русской мысли и речи М. И. Михельсона. Когда ревность переполняет человека до краев, она может стать движущей силой для поступков страшной разрушительной силы. Недаром в «Песне Песней» сказано: «Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь... люта, как преисподняя, ревность... стрелы ее – стрелы огненные; она – пламень весьма сильный...».

Как компонент чувства любви ревность может сопутствовать различным состояниям в любви и обычно бывает связана с неуважением в любви, обманом в ней, потерей или опасением ее потерять. На различных фазах любовных отношений – в период их развития, расцвета и неизбежного угасания – ревность может проявляться по-разному. У некоторых людей ревность проявляется уже в первой фазе любовных отношений, когда воображение рисует идеального любимого и расцветает платоническая любовь к человеку, похожему на идеал.

Вторая фаза любовных отношений – фаза страсти и пламенного чувства – самое благоприятное время для возникновения ревности. Это связано с так называемым дисбалансом в любовных отношениях: в период возникновения взаимной любви оба партнера одинаково обеспокоены тем, как относится к нему любимый человек, и оба опасаются потерять любимого.

Однако в случае развития неуравновешенных отношений («парадокса страсти») у одного из партнеров (по тем или иным причинам более вовлеченного в отношения) развивается мучительное чувство ревности и страха быть покинутым. Любовные отношения с сильным дисбалансом, когда один из партнеров находится в сильнейшей эмоциональной зависимости от другого, сопровождаемой мучительной ревностью и неуверенностью в дальнейшей судьбе этого союза, очень часто имеют весьма печальный финал – пара распадается.

Третья фаза развития любовных отношений – период, когда чувства становятся более спокойными, родственными. Ревность, если она была присуща этому союзу, редко сохраняет свою прежнюю силу, ее интенсивность уменьшается. Только в исключительных случаях ревность остается такой же сильной. По этому поводу некоторые психологи замечают, что если один из пожилых супругов ревнив, то любовь длится дольше. С третьей фазой можно сопоставить долговременные любовные отношения.

Такие отношения можно наблюдать в успешном браке со стажем 10–20 лет, когда формируется и укрепляется супружеская дружба, стабилизирующая семейный союз. В этом плане хотелось бы обратить внимание на мысль В. М. Сеченова о том, что любовь между мужчиной и женщиной уже через три года превращается в дружбу.

Следовательно, с годами такая любовь-дружба крепнет и не позволяет ревности разрушить семейные отношения супругов.

Возможно существование установки на ревность – внутренней готовности встретиться с изменой, обманом, предательством любимого человека, ожидание подтверждения своих подозрений в тех или иных эпизодах поведения партнера. Как правило, такая установка формируется уже в юношеские годы. Еще на школьной скамье многие подростки «обогащаются» своеобразными знаниями о любви и верности. В частности, парни узнают, что «все женщины – изменницы», а девушки – что «все мужчины – негодяи», по своей природе они не склонны быть верными в любви.

Такие взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины легко прививаются, если ребенку в детстве приходилось быть свидетелем супружеской неверности родителей, а молодому человеку – друзей, знакомых или сослуживцев. Иногда может сформироваться так называемая «предусмотрительная ревность». Если же самому удалось испытать неверность любимого или супруга, ожидание неверности может быть перенесено и на нового партнера, что наполняет семейную жизнь недоверием, сомнениями в искренности чувств своего избранника и, в конце концов, разрушает брак.

О ревности написано и сказано немало, но интерес к этой проблеме не ослабевает. И вряд ли удастся найти совпадение мнений по этому вопросу. «Ревность – унизительное чувство», – говорят одни. «Не ревновать – значит быть безразличным к любимому человеку», – заявляют другие.

Считается, что чувство ревности так же старо, как и сам человек. Свидетельством тому может служить почти забытая легенда о том, что прародительница рода человеческого Ева была не первой женой Адама. Якобы творец сначала создал для Адама женщину из огня – красавицу Лилит. Однако огненной Лилит супруг во плоти пришелся не по душе. Несмотря на сильную, захватывающую любовь Адама к своей жене, жизнь между ними не ладилась. Лилит тянулась к небу – к свободе и независимости, ни в чем не считалась с Адамом.

Так продолжалось длительное время, пока она не встретила на своем пути существо, сотворенное также из огня. Лилит влюбилась в этого злого гения и вскоре сбежала от Адама к своему возлюбленному. В связи с этим его душу объяло безысходное отчаяние. Увидев глубоко удрученного изменой жены Адама, Господь сотворил для него более подходящую (совместимую по плоти) жену из его собственного ребра. Ева – «плоть из плоти, кость от кости» – стала верным спутником жизни Адама.

Видимо, не случайно, что даже в мифе ревность родилась на свет одновременно с любовью. Каждая эпоха оставила свой след в истории «учения о ревности». Лучшие умы человечества пытались исследовать сущность и закономерности проявления этого феномена. Однако дело это не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Ревность – это сложное, противоречивое чувство. Несмотря на то что она давно внесена в список страстей низменных, в сознании современного человека, тем не менее, сохраняется поверье: «Ревнует – значит любит». Пожалуй, с этим с относительной долей условности можно согласиться. В разумных пределах ревность естественна, объяснима и даже целесообразна, она является признаком неравнодушия, свидетельством сильных чувств и живых человеческих эмоций. Подсознательно многие люди считают ее одним из доказательств любви и нередко воспринимают положительно.

Однако все-таки неверно думать, что сила ревности зависит от силы любви и, чем сильнее человек ревнует, тем сильнее любит. Здесь нет и не может быть прямой зависимости хотя бы потому, что ревность – это выражение слепого необъективного недоверия, а любовь – это безграничная вера в человека, удовлетворение и растворение собственного Я в любимом человеке. Не зная этого, некоторые молодые люди решаются ставить рискованные эксперименты, чтобы «подогреть» свою любовь. Не обязательно это реальные действия, направленные на намеренное возбуждение ревности своим поведением. Это могут быть и вымышленные любовные истории, которые молодые супруги рассказывают друг другу.

Например, в одной семье супруги сознательно подогревали свои чувства, рассказывая друг другу о мнимых ухаживаниях и любовных похождениях. При этом они старались придать своим историям правдоподобный характер, детально описывая подробности интимных встреч с воображаемым любовным партнером. Постепенно в их отношениях появились недомолвки, подозрительность и неприязнь, потому что каждому из них стало трудно поверить в то, что любовные встречи его избранника – это лишь плод фантазии, а не реальные события. Итогом необоснованной ревности, зародившейся в процессе казалось бы безобидной игры, стал полный разрыв. Распалась семья, получили глубокие душевные травмы два любящих друг друга человека, которые своими руками, шутя, разрушили свою общую судьбу. Это лишний раз подтверждает, что с ревностью шутить не стоит.

Следует иметь в виду, что хотя ревность стоит на страже любви, она объективно губит ее. Сейчас уже ни для кого не секрет, что любовь любви рознь. «Если сколько голов – столько умов, то и сколько сердец – столько и родов любви», – писал Л. Н. Толстой. Психологи выяснили, что в одних случаях это бескорыстная любовь с отношениями к близкому человеку как к высшей ценности. В других случаях любимый человек тоже высоко ценится и является объектом заботы, но основное стремление здесь – желание подчинить партнера, сделать его полностью зависимым.

Если же он начинает привлекать внимание другого или сам проявляет интерес к другому, у одного из супругов возникает чувство ревности.

Доказано, что, если ревность основывается только на мнении ревнующего, ее естественным следствием оказывается конфликтная ситуация, которая может привести к разрыву семейных отношений, ибо выбитый ревностью из нормальной колеи человек прибегает к неадекватным действиям и, как правило, проигрывает битву за любовь.

В то же время ревность может иметь реальные причины. Назовем основные.

Причины ревности
1. Комплекс неполноценности, который сознательно или неосознанно ощущает один из любящих из-за неуверенности в себе («Найдет лучше меня, образованнее, интереснее, красивее, своего круга»). Появление в поле зрения достойного соперника повергает его в смятение, вызывает чувство страха от возможной потери дорогого человека («страдальческая ревность»).

2. Предыдущие контакты, особенно в повторных браках («Вдруг снова встретится, вернется в прежнюю семью», «Первая любовь запоминается на всю жизнь»). Любящий партнер страдает от чрезмерной подозрительности, особенно в тех случаях, когда его первый брак распался из-за супружеской измены, поэтому он опасается, что в этом супружеском союзе его может постичь та же участь и считает необходимым проявлять особую бдительность («оправданная ревность»).

3. Слухи, наговоры завистливых людей, у которых личная жизнь не сложилась и которым доставляет своеобразное удовольствие портить ее счастливым и любящим людям.

4. Легкомысленное поведение одного из супругов, постоянный флирт, длительные разлуки по необходимости («оправданная ревность»).

5. Ревность одного из брачных партнеров как последствие измены, совершенной им самим. Так, неверный муж часто мучает подозрениями свою жену, ожидая нарушения супружеской верности и с ее стороны («предусмотрительная ревность»).


Вместе с тем ревность представляет собой и своеобразное проявление потребности в отрицательных переживаниях, без которых эмоциональный мир человека значительно оскудел бы. Одновременно это и потребность в самосохранении, ибо потерять любимого – значит потерять себя, свою половину. Как легко догадаться, здесь наряду с любовью в основе ревности лежит стремление сохранить любимого человека. Ревность охраняет супружество от случайных связей, легкомысленного отношения с другими мужчинами и женщинами. Однако меры любви и ревности не всегда пропорциональны.

Иногда кто-то из супругов сам не любит, а к другим ревнует. В таких случаях сцены ревности не достигают цели, а чаще приводят к противоположным результатам: ревность провоцирует повышенную психологическую возбудимость, становится основным источником отрицательных переживаний и, в конце концов, губит любовь, неизбежно приводит к разводу. Любящего супруга постоянно беспокоит мучительное чувство, что любимая (ый) ему неверна, он глубоко страдает. Безусловно, его можно понять. Но сценами ревности нельзя вернуть любовь, они служат источником внутрисемейных противоречий. Тут нужен такт, доброе желание обеих сторон. Подозрительность и жажда мщения их не заменят.

Ревность допустима и может служить на пользу чувству любви только в одном случае: если она подчеркивает избирательность чувств, выступает как мера предосторожности в сохранении семейного очага, обостряет любовные отношения супругов. Немотивированные вспышки ревности способны лишь оскорблять и ранить чувства другого человека и выставлять напоказ свою слабость.

Как бы там ни было, но всякая ревность – «злой гений» любви, грубо разрушающий и убивающий ее. Она бессмысленна и бесполезна, поскольку не несет в себе положительно-созидательного начала. Если тебя любят, ревновать бессмысленно, если тебя мало любят – тоже бессмысленно, если уже не любят – тем более бессмысленно. Причем бессмысленность эта не рационального порядка, а с точки зрения внутренней свободы чувств.

Ревность противостоит не только природе, но и культуре любви: ведь задача состоит не в том, чтобы «шпионить» в любви, а в том, чтобы вдохновлять ее, учитывая тончайшую и прихотливую природу чувств. Истинная любовь невозможна без глубокого уважения любимого, признания его самоценности и свободы, абсолютного доверия к нему и светлой веры в него. Ревность возможна и допустима лишь тогда, когда используется как маленький и «шаловливый» элемент в многообразии любовной игры, как часть творческого процесса, обогащающего чувства любящих людей.

Психология форум - Давать совет глупцу - только злить его!

·

· Наверх

#2 One

·

· Личность

·

·

 

·

·

· Группа:Пользователи

· Сообщений:613

· Регистрация:19 октября 11

· Репутация:38

Отправлено 16 февраля 2012 - 13:07

Из чего же состоит ревность? Франсуа Ларошфуко еще в XVII веке утверждал, что в ней только одна доля любви и девяносто девять долей самолюбия. Оноре де Бальзак полтора века спустя уточнил: «Ревность у мужчин складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного тщеславия». Парадокс состоит в том, что нередко в семье ревнует именно тот из супругов, который сам в наибольшей степени склонен к нарушению супружеской верности. Польский писатель Станислав Вапняк писал: «Подозревать женщин в неверности нас заставляют не их измены, а наши собственные». М. Веллер пишет: «Повод к ревности означает: я менее хозяин жизни, чем полагал, чем могу или мог бы, я менее всемогущ, чем хочу и полагаю возможным. Вот чего человек перенести не может!!!» Отсюда вытекает, что мало ревнуют предельно уверенные в себе люди, а сильнее ревнуют те, у кого больше комплексов и занижена самооценка. «Если бы Отелло был белым, молодым, красивым и куртуазно образованным, — предполагает Веллер, — он бы высморкался в этот проклятый дареный платок и лег к Дездемоне в койку заниматься любовью, всех и делов».

Не знаю… Красивые, как и богатые, между прочим, тоже плачут. И что-то я не встречал в жизни абсолютно уверенного в себе человека. Просто «крючок» для неуверенности у каждого свой. Один сомневается в своей внешности, другой — в потенции, третий — в уме. Может быть, только полные дебилы лишены сомнений и комплексов. Сам Веллер в другом месте своего трактата также пишет, что от ревности никто не застрахован: «Всегда найдется кто-то получше тебя. Всегда накопятся отрицательные эмоции, которые требуют какого-то выхода, привязки к какому-то внешнему объекту, повода, персонификации. Всегда захочется, чтоб любимая была тебе «еще больше что-то», ибо нет в мире совершенства и нет совершенству предела. Всегда найдется платочек, чтоб накинуть его на шейку — хотя бы в мыслях, хотя бы на миг. А вы что решили — что можно прожить нормальную жизнь, никогда не ревнуя? Успокойтесь, покой нам только снится, как заметил на заре веселого XX века поэт».

Чувство ревности может приводить к негативным последствиям, ведущим к разрушению семьи.

Во-первых, она приводит к ухудшению взаимоотношений между супругами. Подозрения, упреки, слежка, слезы и скандалы делают жизнь двух людей под одной крышей невыносимой, что в итоге может привести к разводу.

Во-вторых, внешние проявления ревности оказывают неблагоприятное воздействие на психику ребенка, если таковой имеется в семье. Дети очень чутко и остро реагируют на отношения родителей, и ссоры на почве ревности могут приводить к возникновению у детей острых невротических реакций, последствия которых могут неблагоприятно проявляться в течение многих лет.

В-третьих, ревность из-за предполагаемой измены одного из супругов может приводить к измене (уже реальной) второго члена семьи. Это так называемая «измена в отместку». «Раз он позволяет себе такое, то и я не останусь в долгу!» Бывают и более трагикомические ситуации, когда муж, доведенный до крайности беспочвенными подозрениями супруги, решает, что если и страдать, так за дело, и решается на измену, хотя до сцен ревности супруги совершенно не собирался этого делать.

В реальной жизни случаются вообще анекдотические случаи, которые показывают, к каким неожиданным последствиям может приводить ревность. Так, в одной семье женщине наскучила ровная и однообразная семейная жизнь, и она решила внести немного остроты и разнообразия в ее спокойное течение. Она начала ревновать мужа: контролировать время возвращения его с работы, нюхать его волосы на предмет наличия в них запахов посторонних духов и тщательно осматривать воротнички его рубашек в поисках чужой губной помады. Но улик, как назло, не было! Тогда она купила косметический карандаш и забросила его за диван, а потом, во время генеральной уборки, на глазах мужа, как бы случайно, обнаружила его. «Разгневанная» супруга предъявила «доказательство» измены супругу и устроила ему образцово-показательную сцену ревности, злорадно представляя, как ничего не подозревающий муж будет жалко оправдываться по поводу злополучного карандаша. Сначала все шло по плану, но когда супруга добавила жару, случилось страшное: муж слегка побледнел и признался в том, что она его вконец достала, и что он действительно несколько раз приводил в их квартиру любовницу, и что если она хочет, то он готов с ней развестись.

Это признание, как громом, поразило бедную женщину. Она не знала, что и сказать — начиналось все очень забавно, и ей совершенно не нужно было его признание, эта несуразная правда, но слово — не воробей… В общем, со временем они помирились, семью сохранить удалось, но вот прежнего мира и спокойствия там нет и уже, по-видимому, не предвидится.

В-четвертых, ревность может достигать такой силы, что приобретает навязчивый характер и проявляется в агрессивных действиях, направленных на супруга или его предполагаемых сексуальных партнеров (психиатры считают, что «бред ревности» относится к наиболее трудно излечимым психическим заболеваниям). Когда ревность приобретает характер сверхценной идеи, мысль о неверности супруга начинает неотступно преследовать человека и занимает доминирующее положение в его сознании. Любые факты, порой совершенно не относящиеся к сфере межличностных отношений, интерпретируются как бесспорные доказательства измены: «молчащий» звонок по телефону — «звонил соперник, ждет, пока она возьмет трубку…», новая губная помада, прическа — «чего это она так вырядилась?..», плохое настроение у жены — «скучает по своему любовнику…» Далее, ставшая уже патологической ревность начинает влиять на поведение: устраиваются внезапные возвращения домой, «встречи» с работы, нанимаются частные детективы для слежки за неверной супругой, в квартире устанавливаются прослушивающие устройства — все зависит от того, насколько далеко зашел болезненный процесс и от уровня материальных возможностей.

На стадии формирования бреда ревности у человека полностью исчезают сомнения в измене, подозрения сменяются уверенностью, и переубедить такого человека с помощью объективных доводов уже невозможно. Соответственно, и меры борьбы с изменой приобретают крайне изощренный характер. Так, в своей лекции один из профессоров психиатрии приводил пример больного алкоголизмом, страдающего бредом ревности (кстати, такое сочетание встречается очень часто), который, уходя на работу, заставлял супругу надевать своеобразный «пояс верности», сделанный им самим из брезента, шнурков и металлических заклепок.

По мнению большинства психиатров, сверхценные и бредовые идеи ревности в отношении прогноза на выздоровление крайне неблагоприятны и лечатся с огромным трудом. Поэтому, дорогие читатели, если вы уж слишком зацикливаетесь на неверности вашего супруга, помните, что любую, даже самую неприятную и сильную эмоцию, можно остановить внутренним усилием, пока она не достигла крайней интенсивности и не начала «жить самостоятельной жизнью», уже не считаясь с вашим сознанием. Ревность — не такое уж безобидное явление, порой она приобретает довольно дикие формы (вплоть до убийств и обливания серной кислотой) и может стать сущностью психического заболевания.

Все вышесказанное наталкивает на мысль, что ревность, несмотря на ее внешнюю близость к чувству любви (она как бы растет на ней), является далеко не тем чувством, которое следует холить, лелеять и взращивать в своей душе. Не холим же мы блох только на том основании, что они живут на нашей любимой собачке? Так и ревность паразитирует на любви, бессовестно пользуясь ее энергетикой.

Ревность — чаще всего только следствие нашей слабости (причем нередко, слабости надуманной, воображаемой). Истоки ее таятся в заниженной самооценке, в страхе потерять объект любви. Это сорняк нашей души, и, не вырвав ее корней, уничтожить ее невозможно. Чем больше мы будем рвать и топтать ее стебли и листья, тем более буйно будет она оплетать нашу психику, пока не задушит ее совсем (что случается в случае бреда ревности). Мотивов для ревности может быть несколько, и прежде всего каждый человек должен понять, какой из них лежит в основе его личной ревности. Это может быть, например, низкая самооценка, страх потерять любимого, обостренное честолюбие или эгоизм.

Если главной опорой ревности является заниженная самооценка («Я простой парень, а она такая красивая — поклонники так и вьются…» или «Я всего лишь медсестра, а он адвокат, конечно, на него бабы будут вешаться»), то главной целью работы над собой является ее повышение. Нужно четко осознать, что нельзя принудить человека к любви. Любовь можно зажечь, ее можно завоевать, в конце концов, любовь можно заслужить, но выпрашивать ее бесполезно. Поэтому если вы хотите, чтобы вам не изменяли, сделайте себя достойным такой сильной и преданной любви. Станьте умнее, богаче, обаятельнее, образованнее, остроумнее, красивее… (предварительно определив, что больше всего привлекает в людях вашего избранника). Причем (и это очень важно!) меняться в лучшую сторону, «расти» над собой следует не для него, а для себя!!! Это не должна быть жертва ради любимого («Я ради тебя пошла на шейпинг»; «Я для тебя сделала новую прическу»; «Я из-за тебя устроился на новую работу и теперь получаю в два раза больше…»). Вы сами должны получать огромное удовольствие от занятий спортом, прически, повышенных доходов и проч. Если вы хотите избавиться от ревности, вы, прежде всего, должны научиться получать удовольствие и гордость от самого процесса самоусовершенствования, и можете не сомневаться, что ваш любимый оценит происходящие с вами изменения… и не только он (или она). Все время помня о главной цели этого процесса (держа в голове тот облик «идеального „Я“, к которому вы стремитесь), нужно научиться радоваться каждой, даже маленькой победе на этом пути, используя эти победы для повышения своей самооценки, как повод для большей любви к себе. Чем больше вы будете любить себя, тем большую ценность вы будете иметь в глазах других людей — хотя некоторым этот тезис кажется непривычным, его истинность подтверждена самой жизнью.

Если в основе вашей ревности лежит привязанность к партнеру, замешенной на страхе потерять его, повышение самооценки тоже не помешает, но в этом случае стратегия мышления должна быть несколько иной. Вы должны отчетливо осознать свое одиночество в этом мире (одиночество, наиболее четко описанное Буддой), а связь со своим сексуальным партнером следует рассматривать всего лишь как временный этап своего личностного роста. Да. В настоящий период времени вы любите этого человека, и любите очень сильно, но был период, когда вы совершенно не знали о его существовании, и тем не менее нормально жили без него. Не исключено, что когда-нибудь вы охладеете к нему, и вас захватит новая любовь, возможно, что даже более интересная и глубокая, так почему же вы должны так страдать по поводу столь временной эмоциональной привязанности, как будто бы вам предназначено жить вечно?

Третий вид ревности, замешенный на эгоизме, самый сложный для коррекции, так как человек, страдающий этой разновидностью ревности, фактически низводит своего партнера до уровня вещи, а точнее — части своего тела. Он не допускает даже мысли о том, что другой человек может любить еще кого-то, кроме него, ведь не имеет же права на принятие самостоятельных решений рука или нога! Такой вид ревности самый деспотичный, а потому чреват «бунтом на корабле». Чтобы такой бунт не стал неожиданным, ревнивцу следует по-новому взглянуть на своего партнера и разглядеть в нем личность, которая имеет право на самостоятельные поступки (но, с другой стороны, и общаться с личностью гораздо интереснее, чем с вещью).

 

47. Псевдолюбовь

Э. Фромм пишет о нескольких видах псевдолюбви. Один из них он назвал невротической любовью, когда оба «любовника» больше привязаны не друг к другу, а к своим родителям, и выбирают себе объект любви не как самоценную личность,

а как воплощение в ней черт своих родителей. Матерински ориентированные мужчины в своих любовных отношениях часто остаются детьми и требуют от женщины, так же как в свое время от матери, материнской любви. Они бывают добрыми, нежными, но беспомощными и безвольными. Их отношение к женщине остается поверхностным и безответственным, а цель — скорее быть любимым, а не любить. Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и не согласна прощать ему любовные дела с другими женщинами, то мужчина чувствует себя глубоко задетым и разочарованным.

Отцовски ориентированная любовь чаще всего встречается у женщин, которые в детстве были очень привязаны к своему отцу. Став взрослыми, они ищут такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты их отца, и обычно крепко привязываются к нему. Такая женщина бывает счастлива с мужем, который заботится о ней, как о ребенке.

Другая разновидность псевдолюбви — фанатичная любовь к кумиру. Это самоуничтожающая любовь, любовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так другого человека, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того чтобы приобретать. Это не любовь, а идолопоклонничество.

К псевдолюбви Э. Фромм относит и сентиментальную любовь. Здесь на первый план выходит ритуальное, поверхностное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы, без наличия глубокого чувства к «любовнику». Человек с сентиментальной любовью скорее занят самолюбованием, самим собой, чем проявлением чувства любви, на которое он, вероятно, вообще не способен.

Э. Фромм отмечает, что любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства. Сексуальное влечение может скрепить любовь, но для этого она должна быть. Без любви сексуальный акт создает лишь видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга, пишет Э. Фромм. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и сознательна.

Самая распространенная классификация была предложена еще в ІV веке до н.е. древнегреческим философом Аристотелем:

Агапе - жертвенная любовь...
Любящий человек в этом случае сделает все, чтобы любимому было хорошо. Он ничего не требует взамен за свое чувство, готов пожертвовать чем угодно ради предмета обожания. Прогноз на дальнейшие отношения может быть довольно позитивным, если тот, ради кого жертвуют, нуждается в родительской заботе и опеке. Этот вид отношений – не для любителей равноправия.

Людус - так называемая любовь-игра...
Она основывается, прежде всего, на сексуальном влечении. Здесь не предусматривается длительных ухаживаний и стремлений сначала узнать друг друга поближе. "Вы привлекательны, я - чертовски привлекателен, так чего же время терять?" - эта фраза очень точно иллюстрирует этот вид любви. При этом нельзя сказать, что это только игра - любящий и правда любит своего партнера, но до поры, до времени. Пока эта игра ему не наскучит, и он не найдет что-то более увлекательное.

Эрос - чувственная любовь...
Она основана, прежде всего, на преданности и только потом уже на физическом влечении. Любовь-Эрос предполагает, что кроме секса есть еще и чувства, которыми можно делиться друг с другом. Партнеры интересуются жизнью друг друга, мыслями и переживаниями. У этого вида любви возможна долгая жизнь.

Мания - любовь-одержимость...
Как правило, строится на страсти и на ревности. Это скорее не любовь к партнеру, а результат низкой самооценки,сообщает man.ру. Любящий считает, что только он имеет право на общение с близким ему человеком. Отношения напоминают американские горки: то он охладевает к партнерше, она начинает привлекать его внимание к своей персоне, то наоборот. Продолжаться они могут до тех пор, пока одному из партнеров это не надоест.

Прагма - "рассудочная" любовь...
Человек выбирает себе партнера не с точки зрения "люблю/не люблю", а с точки зрения "удобно/не удобно". При знакомстве он выясняет в первую очередь бытовые моменты, а потом уже все остальное. Страстей и неожиданных поступков в совместной жизни не будет. Здесь властвует постоянный контроль над своими чувствами. Прогноз на длительность отношений зависит от того, насколько второй партнер готов мириться с такой ситуацией.

Сторге - любовь-дружба...
Партнеры могут делиться друг с другом чем угодно. При этом они знают, что всегда найдут в лице любимого человека поддержку и помощь. К сожалению, через некоторое время одному из них может стать скучно - ведь когда знаешь все о близком человеке, он перестает быть интересен так, как в начале отношений. В этом случае важно постоянно развиваться и тогда партнер будет видеть каждый день что-то новое! Для продлевания любви-дружбы используются также правила красивого макияжа - все гениальное просто. Девушка на свиданиях использует разный макияж, и соответственно для молодого человека кажется, что он встречается каждый раз с новой девушкой.

 

Есть и современные исследования. Саймон Уотс из университета Ноттингема и Пол Штеннер из университета Лондона проанализировали природу любви, опросив 34 женщины и 16 мужчин.

В итоге, они назвали девять видов любви, как сообщил британский журнал "Социальная психология сегодня".

Получилось следующее:

"Взрослая любовь", которая включает в себя взаимное доверие, признание и поддержку.

"Стрела Купидона" - когда пары охвачены слепой страстью.

Гедонистическая любовь, когда для человека главное - получать мимолетные наслаждения, тема многих фильмов Голливуда.

Любовь как связь между двумя людьми - романтический взгляд на любовь.

Демифологизированная любовь, когда люди считают, что для поддержания отношений нужно работать над собой, проявлять терпение и идти на компромисс.

Любовь как эмоциональное приключение.

От "стрелы Купидона" до ролевых взаимоотношений, которые возникли из-за давления общественных норм.

От "стрелы Купидона " до близкой дружбы.

"Двухэлементная" партнерская любовь, при которой два человека становятся единым целым (один может закончить фразу другого).

31. РОЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ СУПРУГОВ В СЕМЬЯХ РАЗНОГО ТИПА

  На каждом новом этапе развития общества, когда проис­ходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам создания и функционирования семьи. Важ­нейшей стороной современной перестройки брачно-семейных отношений является трансформация ролевых отношений в семье. Неопределенность норм, регулирующих в настоящее время брачно-семейные, в том числе ролевые, отношения, ста­вит перед современной семьей ряд социально-психологических проблем. Важнейшими из них являются проблемы «выбора» каж­дой семьей способа ролевого взаимодействия и формирования отношения членов семьи к разным сторонам ролевого поведения в семье. Понятие семейной роли в психологии опирается на представления отечественных авторов о социальной роли как функции соци­альной системы, модели поведения, объективно заданной со­циальной позицией личности в системе объективных или меж­личностных отношений. По мнению А. Г. Лидерса, чтобы семья эффективно функционировала, ролевая структура семьи должна отвечать следующим требованиям:
  • непротиворечивость совокупности ролей, образующих целост­ную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним челове­ком, так и семьей в целом;
  • выполнение роли должно обеспечивать удовлетворение потреб­ностей всех членов семьи в рамках семьи;
  • принятые роли должны соответствовать возможностям лично­сти и не приводить к так называемым «ролевым перегрузкам» [3].
В ролевой структуре семьи выделяют межличностные и конвенциональные роли. Конвенциональные роли предписаны социокультурным окружением и регулируются правом, моралью, традициями; они стан­дартизированы, определяют постоянные права и обязанности членов семьи, представляя собой перечень форм поведения и способов их реа­лизации. Межличностные роли определяются конкретным характером межличностных отношений в семье, кристал­лизуя в себе уникальный опыт семейного межличностного общения. Принятие ролей осуществляется в соответствии с социокультур­ными нормами и стандартами, определяющими критерии оценки ус­пешности выполнения ролей. Ролевое поведение характеризуется сте­пенью идентификации исполнителя с ролью, то есть степенью при­нятия ответственности за выполнение роли, ролевой компетентно­стью, то есть сформированностью мотивационного и операционно-технического компонентов ролевого поведения; конфликтностью ро­ли, то есть противоречивостью в сознании человека поведенческих моделей, необходимых для реализации роли. Значительное влияние на процесс принятия и исполнения ролей супругами оказывает фактор родительской семьи, что может выражаться либо в воспроизведении в новой семье характера распределения семейных ролей и исполнении усвоенных ролей в той фор­ме, в какой они исполнялись в родительской семье; либо в отвержении семейного уклада родительской семьи. Так­же на характер принятия межличностных ролей в семье влияют сиблинговые отношения в материнской семье супругов. Модель отношений с братьями и сестрами, позиция в этих отношениях с легкостью пере­носится на собственного супруга и детей, определяет претензии на лидерство, отношение к вопросам власти и сотрудничества в семье. В отечественной психологии представлены различные классификации типов распределения ро­лей в семье. Так, И. В. Гребенников, выделяет три типа распре­деления семейных ролей: · централистический (авторитарный), когда во главе стоит один из супругов, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни; · автономный, в случае, если муж и жена распределяют роли между собой и не вмешивают­ся в сферу влияния другого; · демократический, когда управление семьей примерно в равной мере лежит на плечах обоих супругов [2]. Известный отечественный специалист в области семейных отношений Ю. Е. Алешина предлагает следующую классификацию основных ролей в семье: ответственный за материальное обеспечение семьи; хозяин – хозяйка; воспитатель; ответственный по уходу за младенцем; сексуальный партнер; организатор развлечений; ответственный за поддержание родственных связей; организатор семейной субкультуры; «психотерапевт». Остановимся на характеристике вышеуказанных ролей в семье [1]. Роль «кормильца», ответственного за материальное обеспечение семьи фактически предопределяет решение вопроса о власти и гла­венстве в семье. В традиционной семье эта роль принадлежит му­жу. В современной, как правило, работают оба супруга. Роль хозяина (хозяйки) дома реализует функцию организации и поддержания быта. В традиционной семье эта роль отводится жене. Однако в современных семьях все чаще и чаще наблюдается тенденция совместного выполнения данной роли. В эгалитарных семьях эти ролевые функции распределяются примерно поровну с учетом культурных стереотипов и представлений о роли мужчины и женщины в «поддержании семейного очага». Роль ответственного за воспитание младенца выделяется из воспитательной функции семьи. Традицион­ные нормы предписывают выполнение этой роли матери. В современной эгалитарной семье ее достаточно успешно выполняют отцы. Реализация роли воспитателя, как правило, осуществляется обоими родителями и предполагает управление процессом социализации, морального развития, становления компетентности ребенка. Роль сексуального партнера включает проявление активности и инициативности в сексуальном поведении супругов. Традиционно роль лидера в сексуаль­ных отношениях отводится мужу, однако в последнее время ситуация вы­глядит далеко не так однозначно в связи с ростом активности женщин. Роль «психотерапевта» является ключевой в современной семье и обеспечивает удовлетворение потребностей членов семьи в эмоциональном взаимопонимании, поддержке, безопасности, ощущении личностной самоценности каждого из супругов. К семейным ролям, реализуемым в контексте социального окружения и осуществляющим посредническую функцию между семьей и социальной средой, относятся роли ответственного за поддержание родственных связей, организатора досуга и семейной суб­культуры. Роль ответственного за поддержание родственных связей предполагает лидерство в организации общения с родными и близкими, участие в семейных ритуалах, церемониях, праздниках, осуществление необходимой мате­риальной и психологической поддержки нуждающимся членам расширен­ной семьи. Роль организатора семейного досуга направлена на планирование и проведение выходных дней и отпусков, и реализуется через рекреационную функцию семьи. Принятие и исполнение этой ро­ли определяется личностными качествами, организационными способностями, активностью, компетентностью супругов. Роль организатора семейной субкультуры отвечает функции духовного об­щения и обеспечения условий для культурного роста членов семьи. Как правило, эту роль принимает на себя наиболее компетентный и заинтересованный член семьи. Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи и отражает изменение значимости ее функций. Исследователи разделяют семейные ценности по элементам связи внутри семьи и по функциям, выполняемым семьей как институтом. В первом случае Д. В. Медкова выделяет три группы семейных ценностей: ценности, связанные с супружеством; ценности, связанные с родительством и ценности, связанные с родством. Среди ценностей супружества автор выделяет такие основные как ценность брака, ценность равноправия супругов (или доминирования одного из них), ценности различных половых ролей в семье, ценность межличностных коммуникаций между супругами, отношений взаимоподдержки и взаимопонимания супругов. К основным ценностям родительства относятся ценность детей (многодетность или малодетность) и ценность воспитания и социализации детей в семье. К ценностям родства автор относит ценность взаимодействия и взаимопомощи между родственниками, ценность расширенной или нуклеарной семьи, ценность наличия родственников [4]. В классификации семейных ценностей, описанной А. А. Яворской, М. В. Дмитриевой, в основе лежат социальные функции, выполняемые семьей. Так, репродуктивная функция связана с ценностью детей. К функции социализации относятся ценность социализации детей именно в семье, участия обоих родителей и старших поколений в воспитании детей. К экзистенциальной функции относится ценности, связанные с поддержанием жизнедеятельности членов семьи и детей после их рождения: ценность внутрисемейных коммуникаций, ценность семейного микроклимата, ценность здоровья, благополучия и поддержания долголетия членов семьи. Из экономической функцией семьи следуют следующие ценности: ценность связи семьи и производства или ценность семейного бизнеса, ценность семейного потребления или семьи как единого потребителя [5]. Нужно отметить, что иерар­хическая структура семейных ценностей по степени их важности, актуальности, необходимости в данный период жизни семьи не является застывшей. Одна и та же ценность может занимать разное порядковое место по значимости на разных стадиях жизненного цикла семьи. Но, значительные расхож­дения в индивидуальных системах ценностей супругов могут привести к многочисленным конфликтам различной разрушительной силы для брачного союза. Столкновение семейных ценностей супругов зачастую мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни. Распределение семейных ролей между супругами также происходит не всегда безболезненно. Для гармонического союза в семье каждому из супругов надлежит исполнять определенную роль, которая должна ему подходить. Ролевая структура семьи в значительной степени определяется ведущими семейными ценностями, иерархия которых развивается на протяжении жизненного цикла семьи, отражая изменение значимости ее функций. Процесс возникновения ролевой структуры и ценностей семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и вы­работки стиля семейной жизни. В настоящее время качество межличностных отношений супругов определяется, прежде всего, тем, как воспринимают их сами супруги, насколько благополучными и успешными они их считают. Однако до настоящего времени остается мало изучен­ным вопрос, как воспринимают супруги с разным семейным стажем свой брак, и какое место занимают в этом их семейные роли и ценности. Нами было проведено экспериментальное исследование семейных ценностей и ролевых установок в семьях разного типа. В эксперименте принимали участие супружеские пары из молодых семей и семей старшего супружеского возраста (со стажем семейной жизни от 10 до 20 лет). В качестве диагностического инструментария нами были использованы опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (авт. А. Н. Волкова) и методика Ю. Е. Алешиной «Распределение ролей в семье». В результате сравнительного анализа согласованности семейных ценностей и ролевых установок супругов из молодых семей и семей старшего супружеского возраста можно отметить, что в семьях обоих типов выявлена довольно высокая степень несогласия супругов относительно ценности «внешняя привлекательность», т. е. желания супругов иметь внешне привлекательного партнера не совпадают. Также нами выявлено, что супруги из семей старшего супружеского возраста по-разному оценивают значимость эмоционально-психотерапевтичес­кой функции брака, взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи. Мужчины в семьях старшего супружеского возраста в большей степени ориентируются на брак как среду, способствующую психоло­гической разрядке и стабилизации. А женщины не всегда готовы стать «семейным психотерапевтом» и оказывать моральную и эмоциональную поддержку супругу, для них важна взаимная моральная и эмоциональная поддержка в семье. Отметим также, что у женщин в обоих типах семей достаточно высока степень ожидания от партнера активного выполнения бытовых задач. У мужчин же существуют собственные установки на свое активное участие в ведении домашнего хозяйства, они считают, что реализацией хозяйственно-бытовых функций семьи должна в большей степени заниматься супруга. По всем остальным шкалам опросника «Распределение ролей в семье» («интимно-сексуальная», «личностная идентификация», «родительско–воспитательная», «социальная активность») выявлена согласованность представлений супругов о значимости данных ценностей в сферах жизнедеятельно­сти семьи. Обработав и проанализировав диагностические данные супружеских пар по методике РОП, мы выявили степень ролевой адекватности жен и мужей в молодых семьях и в семьях старшего супружеского возраста. В хозяйственно-бытовой сфере наиболее высокая ролевая адекватность выявлена у жен в семьях со стажем, для них высока значимость бытовой организации семьи. Супруги из молодых семей ожидают активного выполнения бытовых задач друг от друга, предъявляя взаимные требования к совместному участию в организации семейного быта. У женщин из семей старшего супружеского возраста наблюдается достаточно высокий показатель ролевой адекватности в родительско-воспитательной сфере, они высоко оценивают значимость собственных родительских функций, придавая большое значение роли матери в воспитании детей, считая родительство основной цен­ностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи. У женщин из молодых семей выражена установка на активную родительскую позицию брач­ного партнера, они считают, что родительские обязанности между супругами должны распределяться поровну. По шкале «Социальная активность» высокий показатель ролевой адекватности обнаружен у мужчин из семей старшего супружеского возраста, у них ярко выражены собственные профессиональные потребности, но при этом они считают, что супруга тоже может иметь серьезные профессиональные интересы и играть активную общественную роль. Для женщин из молодых семей более важны собственные профессиональные поребности, чем интересы мужа. В эмоционально-психотерапевтической сфере семьи наиболее высокий показатель ролевой адекватности выявлен как у женщин из молодых семей, так и у женщин из семей со стажем. Для них важна значимость эмоционально-психотерапевтичес­кой функции брака, взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи. Наименьшая ролевая адекватность по данной шкале выявлена у мужчин из молодых семей. Они в большей степени ориентированы на то, что жена возьмет на себя роль «эмоционального лидера» семьи в вопросах коррекции психологического климата, оказания моральной и эмоциональной поддержки, со­здания «психотерапевтической атмосферы». Высокий уровень ролевой адекватности относительно семейной ценности «Внешняя привлекательность» диагностирован у женщин из молодых семей. У них выражено желание иметь внешне привлекательного партнера, в то же время развита установка на соб­ственную привлекательность, стремление модно и красиво оде­ваться. Для мужчин из молодых семей очень значим внешний облик супруги и его соответствие стандартам современной моды. Таким образом, на основании анализа диагностических результатов респондентов по методике «Распределение ролей в семье», мы можем отметить, что в молодых семьях 11,1 % респондентов оценивают уровень распределения ролей в семье и удовлетворенности браком как средний, у 88,9 % молодых супругов выявлена высокая степень удовлетворенности и браком и высокий уровень распределения ролей в семье. В семьях старшего супружеского возраста большинство респондентов (61,1 %) оценивают уровень распределения ролей в семье как средний, остальные 38,9 % испытуемых отмечают высокий уровень распределения ролей в семье и удовлетворенности браком. Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы можем заключить, что у обследованных супружеских пар из молодых семей, и семей старшего супружеского возраста наблюдаются разногласия относительно семейных ценностей и распределения ролей в семье, что может привести в дальнейшем к конфликтам и сложностям во взаимоотношениях между супругами.  

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных