И.Кант как основоположник немецкой классической философии
Иммануил КАНТ (1724-1804), немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.
В своей работе «Критика чистого разума» он выдвигает противоречия:
1.Логично допустить, что мир имеет границы во времени и пространстве. Мир не имеет границ.
2.Все состоит из простого. Абсолютно простого нет, все сложно.
3.В мире есть свобода. Свободы нет, все причинно-обусловлено.
Вопросы философии Канта:
Что такое человек? Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться?
Философское развитие Канта делится на 2 периода. В первый период (до начала 70-х гг) пытался решать философские проблемы - о бытии, философия природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия может быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным) Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, который эти вещи в себе действуют на нас. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Кант первый кто обозначает границы познания. Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это материализм. Но дальше Кант - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ощущении нашей чувственности, понятия и суждения нашего рассудка не могут дать нам теоретические знания о “вещах в себе”. Достоверное знание существует - это математика и естествознание. Но это не есть знание о «вещах в себе», а только о свойствах вещей, к которым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы.
Чувственное познание. Пространство и время — лишь субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на внешние предметы. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерцанию и пространству их безусловную всеобщность и необходимость. Таким образом у Канта пространство и время перестают быть формами существования вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Учение о знании. Делит знание на опытное (апастериорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Всякое всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|