Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления русской философии XIX- нач. XX века




Особенности русской философии:

1. Религиозный характер.2. предельный дуализм, антиномизм в понимании мира, человека. Древнеязыческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию соединились с христианским ощущением реальности высшего мира, с желанием единения с ним.3. Специфика стиля философствования(эмоционально-образный, художественный). 4.Русская философия-фил жизни, ей присуща социальность.6.Проблема России и Запада.7.Особые формы идеологии

Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) Самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра 1 за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.).

Западники(П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) Связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен).

Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.). В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. Познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика - деятельность людей по преобразованию природы. Разум главенствует над волей.

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Плеханов. В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины, которую он представляет как процесс, полагает, что наши ощущения есть лишь "условные знаки", которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории. Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. Ленин занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата.

Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу.

Кроме указанных направлений русской философии XIX-XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию. Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (В. Соловьев).Распространение деятельности человека на весь космос, овладение пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

Эсхатологическая философиявозникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьёв, Леонтьев).Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум (судьба). Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.

 

34.Естественнонаучное направление в русской философии и философия космизма. (Н. Фёдоров, Э. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский).

Космизм - мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, целостность восприятия мира и проблемы понимания. Необходимость - общая черта космистов. Чижевский соавтор астробиологии. Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы.

Федоров: Основатель космизма. В основе философии общего дела лежит специфичное понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Устранив смерть, человек победит зло. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предыдущего поколения. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал, что живое может произойти из неживого. Человек - участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе.. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

 

35.Общая характеристика и основные направления зарубежной философии XX века. Особенности западной философии 20в:

В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией.

1) идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. 2) у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание», которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии.

3) сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. 4) проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского.

Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества:

сохранение культурного наследия;

создание мировой сверхгосударственной общности;

сохранение естественной среды обитания;

увеличение эффективности производства;

правильное использование ресурсов природы;

развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека.

Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм(существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания) объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века. Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. Сциентизм – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д. Рационализм и иррационализм в ХХ столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.

 

36. Философия позитивизма: основные этапы формирования и развития.

Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлин­ное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что филосо­фия, как особая наука, претендующая на само­стоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Позитивизм сформировался в особое течение в 30-ых гг. 19в.

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Родоначальником этого течения является Конт.

Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий три стадии: детства, юношества и взрослости. В философском плане эти стадии развития человечества выглядят следующим образом: Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога.

Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Позитивная — единственной формой знания становится научное. Человечество становится взрослым, чтобы признать относительность познания.

Вторая стадияв развитии позитивизма - эмпириокритицизм.(Э. Мах, Р. Авенариус) Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”.

Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Предметом ф-ии не может быть теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. Философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами 3. предложения логики и матем. Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация.

Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом не согласны друг с дру­гом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют по отношению к нему преемственность. Уделяют основное внимание рациональным методам познания. Одним из самых видных пост­позитивистов считается современный английский философ Карл Поппер. Для Поппера неудачи концепции верификации (проверяемо­сти) научных предложений отнюдь не случайны. Методология ве­рификации строится на убеждении, что знание может быть аб­солютно истинным. Это иллюзорное представление. Рано или поздно на смену старой теории приходит новая, то, что казалось истинным, признается заблуждением. Поэтому ф-ия научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания дос­тигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизмен­но выступает критикой существующего знания. Поэтому свою ф-ю Поппер называет критическим рационализмом.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных