![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные направления русской философии XIX- нач. XX векаОсобенности русской философии: 1. Религиозный характер.2. предельный дуализм, антиномизм в понимании мира, человека. Древнеязыческое восхищение природой, привязанность к текучему материальному бытию соединились с христианским ощущением реальности высшего мира, с желанием единения с ним.3. Специфика стиля философствования(эмоционально-образный, художественный). 4.Русская философия-фил жизни, ей присуща социальность.6.Проблема России и Запада.7.Особые формы идеологии Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) Самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра 1 за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.). Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) Связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен). Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.). В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. Познание истины осуществляется в чувственных и логических формах, которые отличаются друг от друга лишь количественно. Практика - деятельность людей по преобразованию природы. Разум главенствует над волей. Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя. Первым российским марксистом, который взялся за теоретическое обоснование этой задачи, был Плеханов. В теории познания Плеханов отстаивает принцип познаваемости мира и существование объективной истины, которую он представляет как процесс, полагает, что наши ощущения есть лишь "условные знаки", которые доводят до нашего сведения то, что происходит в действительности. Творец истории для Плеханова – народные массы. Однако, с его точки зрения, социалистическая революция может начаться лишь в высокоразвитых капиталистических странах, поэтому он отрицательно относился к Октябрьской революции, полагая, что она нарушает законы истории. Дальнейшее развитие марксизм в России получает в трудах основателя политического течения, названного большевизмом. Ленин занимается разработкой теории государства, исследует сущность революции, демократии и диктатуры пролетариата. Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Кроме указанных направлений русской философии XIX-XX вв., в ней выделяют нередко философию русского космизма и эсхатологическую философию. Русский космизм связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (В. Соловьев).Распространение деятельности человека на весь космос, овладение пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров). Эсхатологическая философия возникает в России в связи с апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьёв, Леонтьев).Оригинальное толкование Апокалипсиса с позиций активной эсхатологии дал Н. Федоров. Он доказывал, что нельзя понимать конец мира как фатум (судьба). Это противоречило бы христианской идее свободы. Если человечество соединится для победы над смертью и всеобщего воскресения, то оно может избежать конца мира, страшного суда и ада, перейти в вечную жизнь.
34.Естественнонаучное направление в русской философии и философия космизма. (Н. Фёдоров, Э. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский). Космизм - мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, целостность восприятия мира и проблемы понимания. Необходимость - общая черта космистов. Чижевский соавтор астробиологии. Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы. Федоров: Основатель космизма. В основе философии общего дела лежит специфичное понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, следовательно, должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Устранив смерть, человек победит зло. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предыдущего поколения. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал, что живое может произойти из неживого. Человек - участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе.. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.
35.Общая характеристика и основные направления зарубежной философии XX века. Особенности западной философии 20в: В ХХ веке выдвигается целый ряд смелых и новых идей, удачно конкурирующих с «классической» философией. 1) идея изучения жизни отдельного человека и важности ее анализа. 2) у человека есть не только «разум» и «сознание», но и «подсознание», которое вместе с интуицией становится в центр исследований современной антропологии. 3) сознание и разум отдельного человека, и общественное сознание не понимается теперь как независимые структуры. 4) проводится идея существования и взаимодействия двух не пересекающихся линий человеческого знания – научного и философского. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых человеческих качеств. Новыми качествами являются: глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию. Это позволило сформулировать и новые задачи человечества: сохранение культурного наследия; создание мировой сверхгосударственной общности; сохранение естественной среды обитания; увеличение эффективности производства; правильное использование ресурсов природы; развитие интеллектуальных, сенситивных, соматических способностей человека. Философия ХХ века представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм(существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания) объясняется как развитием науки и практики, так и развитием предшествующей философии XIX века. Философия ХХ в. предстает в различных направлениях. Среди них такие, как идеализм и материализм, антропоцентризм и натурализм, рационализм и иррационализм, сциентизм и антисциентизм. Сциентизм – философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Антисциентизм не отрицает силы воздействия науки на общественную жизнь и человека. Антисциентизм подвергает пересмотру такие понятия, как истина, рациональность, социальное согласие и т.д. Рационализм и иррационализм в ХХ столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.
36. Философия позитивизма: основные этапы формирования и развития. Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия, как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование. Позитивизм сформировался в особое течение в 30-ых гг. 19в. Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания. Родоначальником этого течения является Конт. Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий три стадии: детства, юношества и взрослости. В философском плане эти стадии развития человечества выглядят следующим образом: Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие бога. Метафизическая — люди по-прежнему стремятся постичь начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Позитивная — единственной формой знания становится научное. Человечество становится взрослым, чтобы признать относительность познания. Вторая стадия в развитии позитивизма - эмпириокритицизм. (Э. Мах, Р. Авенариус) Данная стадия сохраняет основную установку позитивизма на описание позитивного, опытного знания. Его представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засилием метафизических подходов на изъятие из науки таких понятий, как “субстанция”, “причинность”, “материальное”, “идеальное”. Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм - начинается в 20-х г. 20 в. Исторически первый и основной вариант неопозитивизма - логический позитивизм. Предметом ф-ии не может быть теория познания, поскольку ее решения вынуждены выходить на мировоззренческую проблематику, а это неизбежно наталкивает философское мышление в сферу “метафизических” проблем. Философия вообще не имеет предмета исследования, потому что она не является содержательной наукой о какой-то реальности, а представляет собой род деят-ти, особый способ теоретизирования. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами 3. предложения логики и матем. Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация. Постпозитивизмом называют множество концепций, которые пришли на смену неопозитивизму. Сторонники различных постпозитивистских концепций во многом не согласны друг с другом, критикуют устаревшие представления неопозитивизма, но сохраняют по отношению к нему преемственность. Уделяют основное внимание рациональным методам познания. Одним из самых видных постпозитивистов считается современный английский философ Карл Поппер. Для Поппера неудачи концепции верификации (проверяемости) научных предложений отнюдь не случайны. Методология верификации строится на убеждении, что знание может быть абсолютно истинным. Это иллюзорное представление. Рано или поздно на смену старой теории приходит новая, то, что казалось истинным, признается заблуждением. Поэтому ф-ия научного познания, состоит не в поиске теории, а в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Поэтому свою ф-ю Поппер называет критическим рационализмом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|