Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия экзистенциализма, ее основные идеи, этапы и представители.




Термин «экзистенциализм» происходит от лат слова «существование». Немецкий мыслитель Хайдеггер ввёл в философию проблему экзистенции, но не как поверхностного существования в противовес глубинной сущности, а как разомкнутой и уникальной возможности человеческого бытия. В центре внимания экз-ма оказываются темы обнаружения конечности (смертности) человеч-го бытия, анализ повседневной человеческой жизни, проблемы отчуждения и неподлинного человеческого сущ-ия, поиск свободы и смысла. В развитие экз-ма принято выделять 2 этапа.
1 Первая четверть 20 в. Возникает в Германии и России после 1 мир-й войны как фил-я кризисного мироощущения Западной Европы. 1 мир. Война показала, что ценность чел-й жизни сведена к 0. Цель экз-ма – отыскать утерянный смысл чел-го сущ-ия. Представители данного этапа явл-ся: Ясперс (Считал, что чел обычно живет не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности. Однако в особых случаях истинная натура выходят наружу. Это пограничные ситуации — между жизнью и смертью, особо важные для человека, его дальнейшей судьбы. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции.), Хайдеггер в Германии; Бердяев Шестов в России.
2 В 40-60 гг. 20 в. Экз-м возрождается после 2 мир-й войны во Франции и Испании. Представители: Жан Поль Сартр, Камю (главная проблема - проблема смысла жизни. жизнь человека в сущности бессмысленна. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд. В итоге смысл жизни находится не во внешнем, а в самом существовании человека.), Марсель, Хаос Ортега-и-Гассет.

27. Философия позитивизма: этапы развития и эволюция идей.

Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты, освободиться от любой оценочной роли, опираться на научный метод.

В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

• махизм;

• неопозитивизм;

• постпозитивизм.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом бессмыслен. Философия должна отказаться от них и основываться на позитивном (научном) знании.

Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены три стадии интеллектуального развития:

• теологическая (мировоззрение основано на религии);

• метафизическая (мировозз-е, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

• позитивная (основана на науке).

И три стадии технического развития:

• традиционное общество;

• доиндустриальное общество;

• индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу.

Махизм нередко называют "второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836 — 1916) и Р. Авенариус. Основная идея махизма — в основе философии должен лежать критический опыт (данное направление имеет и еще одно название — эмпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеалистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде "комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений.

А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать:

• во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой;

• во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений

Общая черта неопозитивизма — детальное исследование языка с целью прояснения философских проблем. Наиболее крупными представителями аналитической философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Процесс установления истинности научных утверждений осуществляется неопозитивистами с помощью принципа верификации, обозначающего установление истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Начиная с 60-х гг. XX в. - постпозитивизма. (К. Поппер, Т. Кун), И. Лакатос, П. Фейерабенд (род. в 1924)). В противоположность логическому позитивизму, К. Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости. Подчеркивая, что современное научное знание носит крайне абстрактный характер, что многие его положения не могут быть возведены к чувственному опыту, он утверждает, что главным для определения научности является не подтверждение, а возможность опровержения положений науки: если возможно найти условия, при которых первичные предложения теории ложны, то теория опровержима.

28. Философский смысл понятия «бытие». Виды и формы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Бытие – фундам-ая категория философии. Учение о бытие – онтология. Основатели онтологии - философы эгейской школы (ввели понятие бытие и небытие).
В филос-м материализме в качестве синонима бытия выступает понятия: существование, мир, космос, реальность. Синоним небытия – нечто. Всё сущ-ее в мире имеет имеет общую черту – оно есть, сущ-т. Всё сущ-ее имеет разные способы и формы существования. Это фикс-ся с пом-ю фил-го принципа «многообразие мира, его единство».
Бытие позволяет мысленно объединить различные объекты и явления мира.Природа, общ-во, люди, их действия и тд сущ-т и обр-т единство мира. Бытие - фил-ая категория, посредством к-ой осознаётся всеобщая связь между всем существующим природным, соц-м и дух-м. Содерж-ие бытия располагается в целом ряде онтолог-х категорий (субстанция, обосначающая реальную основу конкретного мира). Т. о. категория «бытие» выступает исходным понятием фил-ии (это предельно общая фил-ая абстракция, которая объединяет по принципу существования всё сущее в мире в единство форм и способов существования).
Способы и формы бытия определяются фундам-й структурой мира. Структура – совокупность эл-в, упорядоченных определённой связью и взаимодействием.Структура бытия:

Виды бытия:
-бытие актуальное (то что есть в данный момент, всё что нас окружает);
-бытие потенциальное (должны быть предпосылки, по которым можно было бы определить возможность состоятельности какого-либо события)

Формы бытия:
-материальное (то что существует объективно, независимо от сознания);
-идеальное.
Уровни материального бытия:
- естеств. мир неживой природы;
- ест-ый мир живой неодухотв-ой природы;
- бытие чел-ка (одухотв-ая природа);
- соц-ое бытие, или бытие людей в общ-ве;
- неодуш-ое бытие искусств-х вещей.
Идеальное бытие выраж-т содержание сознания духовной сферы чел-ка и общ-ва. Уровни идеал-го бытия:
- субъект-ое бытие (ид-ое бытие чел-ка);
- объект-ое бытие (продукты обществ-го сознания, объективированные посредством знаковых систем и матер-х носителей).
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими. Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические и плюралистические концепции.
К числу плюралистических концепций можно, с некоторыми оговорками, отнести учение Лейбница о монадах - бесчисленных идеальных элементах бытия, в каждом из которых отражается вся Вселенная. Монады абсолютно индивидуальны и лишены всякой реальной связи друг с другом. Последовательно плюралистическую теорию построил в прошлом веке английский логик и математик Бертран Рассел. Он рассматривал мир как множество независимых друг от друга «атомарных фактов», каждый из которых в идеальном языке описывается неким высказыванием.
Монистические теории поначалу усматривали единство мира в каком-либо первичном и простейшем веществе, из которого состоят все вещи (вода, огонь, атомы и пр.). В дальнейшем первопричиной мироздания чаще считался всеобщий закон бытия, связывающий все вещи в единое целое - в универсум. Этот закон у разных философов именовался Логосом, Абсолютной Идеей, Богом, Природой, материей, а иной раз и просто субстанцией (у Спинозы).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных