Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Поводы для проведения психологической консультации




Инициатор встречи ДОУ (психолог, педагог, администрация) Семья
Характеристика повода для обращения
Плановая встреча Информация о возрастных закономерностях развития детей. Информация об индивидуальных особенностях развития ребёнка на данном этапе, соотношение с возрастными нормами.
Острая ситуация Какие-либо аспекты в поведении или успехах ребёнка вызывают тревогу или недовольство Родители не справляются с какой-либо воспитательной задачей, нуждаются в информации, поддержке, помощи

 

Чаще всего родители обращаются за консультацией к психологу в возрастно-психологическом подходе.

Ситуации, когда родители встречаются с психологом по инициативе представителей ДОУ.

Плановое групповое консультирование. Как правило, оно происходит на родительских собраниях. Психолог информирует об общих особенностях группы ДОУ и психологических особенностях данного возрастного этапа развития. Такая деятельность является важным компонентом в работе, направленной на формирование адекватной социальной ситуации развития дошкольников. Полученная информация позволяет родителям осознать, что происходит с ребёнком на данном этапе; решить как строить с ним отношения. Таким образом, психолог помогает здоровым людям пережить сложную ситуацию. Именно поэтому выступления на родительских собраниях мы квалифицируем как консультирование. Такие встречи помогают родителям познакомиться с психологом, увидеть его стиль работы. По существу, родители выступают клиентами психолога ДОУ без заключения договора.

Индивидуальное консультирование родителей. Описывая стратегию данного консультирования родителей, важно отметить, что принципиальная особенность процесса консультирования, в рамках формирования психологического здоровья детей - это отсутствие жалобы. То есть, у родителей нет запроса. Например, родителей дошкольника пригласили потому, что представителей ДОУ беспокоят какие-либо проявления в поведении ребёнка.

ДОУ проявляют тревогу, выражают беспокойство, то есть являются «заказчиком» консультации. Часто за приглашением родителей стоит желание либо «сделать что-нибудь с ребёнком», либо добиться каких-то изменений в детско-родительских отношениях, достичь изменения родительской позиции. Ведь именно к этому должны привести «адекватное отношение к ребёнку», «согласование семьёй и ДОУ задач воспитания и развития», чего стремится достичь психолог в результате встречи. Ни в коей мере не обесценивания эти задачи, признаем, что родители оказываются немотивированными клиентами. Именно поэтому возникает значимый этап консультирования – побуждение родителей к формированию жалоб, а затем и запроса. Допускается, что семья может отказаться от консультации, от идеи изменений.

При реализации данного консультирования встречаются ситуации, при которых родители имеют свою точку зрения, отличную от педагогической. Стоит так же учесть, что в семье ребёнок проявляет себя иначе, и что у родителей нет возможности сравнить его с другими дошкольниками. Психолог перед консультацией достаточно много времени обсуждает проблему с педагогами. Поэтому разговор с родителями начинается как с людьми, знающими проблему, а возможно, и своими союзниками. Между тем, для семьи тема беседы иногда становиться неожиданной, или родители не разделяют высказанную психологом точку зрения. Кроме того, проблемы с ребёнком воспринимаются иногда как обвинение в родительском некомпетентности. Испытывая чувство вины, родитель может занять оборонительную позицию, начать вести себя агрессивно.

Чтобы избежать такой ситуации, предварительно выясняется позиция семьи, описываются все обстоятельства, выделяются сильные стороны ребёнка, на которые можно опираться. И только потом обсуждаются «болевые точки» и согласовывается стратегия сотрудничества.

Консультирование родителей ДОУ по запросу. Поскольку в индивидуальном социально-психологическом консультировании нуждаются разные родители и за помощью они обращаются по разным поводам, данное направление деятельности разделяется на виды в зависимости от индивидуальных особенностей родителей и тех проблем, по поводу которых они обращаются к психологу. Наиболее часто в практике ДОУ востребованы следующие виды социально-психологического консультирования: возрастно-психологическое, поведенческое, семейное.

Возрастно-психологическое консультирование. В настоящее время общую задачувозрастно-психологического консультирования составляет контрольза ходом психического развития ребёнка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

Из общей задачи выявлены конкретные задачи:

1.Ориентация родителей в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребёнка.

2.Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направления их с согласия родителей в психолого - медико-педагогическую консультацию.

3.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем.

4.Составление индивидуального маршрута психологической коррекции.

5. Составление рекомендаций по воспитанию детей в семье.

С детьми консультирование осуществляется в присутствии родителей. Вначале следует диагностика, где мы используем стандартные методики, те, которые прошли стандартизацию. Диагностика дополняется визуальным наблюдением.

Специфика возрастно-психологического консультирования нашла своё отражение в принципах работы психолога-консультанта, к которым, прежде всего относятся:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных