ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы консультативной деятельности.Весь процесс психологического консультирования родителей в ДОУ можно представить в виде последовательности основных этапов консультирования, каждый в которых в ходе консультирования по-своему необходим (см. таблицу 2.) Работа психолога ДОУ при реализации этапов консультирования родителей выстраивается так, чтобы родитель принял право ребёнка быть таким, какой он есть, не искал в нём недостатки, признал его позицию. Необходимо, чтобы родитель увидел весь спектр причин проблемы, перестал винить в ней только ребёнка или себя. Следует отметить, что такую работу сложно вести с тревожными родителями, поскольку им тяжело даётся осмысление ситуации в целом. Обычно они центрируют своё внимание на выделенном ими конкретном источнике проблемы. При организации консультирования с родителями дошкольников важно: -получить возможность проведения психокоррекционной работы с семьёй в полном объёме; -достичь в определённой степени адекватного осознания проблемы; - «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребёнка решений его развития. В индивидуальном консультировании родителей в детском саду основным средством является беседа Рассмотрим барьеры, возникающие на пути эффективного консультирования родителей в ДОУ. ВОЗРАСТНЫЕ БАРЬЕРЫ Они обусловлены возрастом консультанта. Традиционно считается, что наиболее оптимальной является ситуация, когда консультант старше родителя, поэтому молодые психологи нередко испытывают тревогу при необходимости взаимодействия с ним, а более старшие бывают удивлены, что их возрастная разница не приносит должного эффекта. По нашему убеждению, нельзя говорить об оптимальном возрасте консультанта — для разных родителей он может быть различен. И точно так же будет отличаться возраст, взаимодействие с которым консультанту будет организовать сложнее. Все определяется тем, какой перенос осуществит родитель на психолога. Перенос «сын–дочь» возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта. Может быть, даже соглашаться, но рекомендациям вряд ли последует, то есть эффективность взаимодействия будет низкой. Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия с мнением психолога до резких выпадов в его адрес. СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ Они могут возникнуть при работе с родителями из крайних социальных слоев: с высоким статусом и уровнем дохода и очень низким. Рассмотрим их по очереди. Действительно, взаимодействие с родителями первой группы может вызвать у консультанта сложные чувства: они станут восприниматься как более умные и добившиеся большего, чем он сам. В этой ситуации важно признать наличие контрпереноса и допустить, что некоторые клиенты могут в чем-то действительно превосходить консультанта. Надо также вспомнить, что выбор данной профессиональной сферы деятельности изначально не предполагал очень высоких доходов, поэтому не стоит сравнивать экономические возможности консультанта и родителя. С родителями из семей с низким статусом и уровнем дохода возможны другие сложности. Прежде всего, это появление у родителя сложных чувств в отношении психолога как лица, живущего более легкой, с их точки зрения, жизнью. У самого же психолога возможно возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителя. Как следствие — стремление принять ответственность за ее решение на себя. От консультанта здесь потребуется высокая искренность и искусность, чтобы принять клиента, не сопровождая это жалостью, чтобы почувствовать опыт, не знакомый по собственной жизни. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|