Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философское учение о материи. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени.




Материя (лат. materia – вещество) – предельно широкая философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания. Материя рассматривается как мыслительное сокращение, которым мы охватываем мир вещей и явлений в их единстве. Такое единство называется материальным. Материя противопоставляется сознанию, а для того, чтобы отличить объективность материи от объективности Бога, Абсолюта, Бытия и т.д., материализм отказывает последним в праве быть реальностью. Единственным свойством материи, которое имеет значение для философского материализма, является свойство "быть объективной реальностью", то никакие природные тела, вещества, элементы не могут рассматриваться в качестве первоначал. Материя существует только в многообразии конкретных объектов. Материи как таковой не существует, она как таковая не есть нечто чувственно воспринимаемое. Люди постоянно открывают новые свойства природных вещей и явлений, что свидетельствует о неисчерпаемости материи, т.е. о бесконечном многообразии конкретных объектов, в которых она существует. Это бесконечное многообразие упорядочено. Можно говорить о материи на уровне неживой и живой природы. Материя изначально сближалась с веществом. Так, Фалес считал первоосновой воду, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – единые неделимые частицы (атомы), взгляды Анаксимандра - апейрон (неопределенное, но единичное вещество). У Платона материя – некий универсальный материал, вещественность без каких-либо конкретных свойств. Понятие "материя" позволяет представить мир как единый в его материальности. Это значит, что все должно иметь объяснение, базирующееся на признании этого единства. Другими словами, если мы признаем, что мир един в его материальности, то необходимо объяснить причины всех явлений, в том числе и нематериальных (сознание, мышление), исходя из первичности материи. Но в самом определении материи сознание противопоставляется ей. Чтобы остаться на почве материалистического монизма, надо различие сознания и материи свести к единству. Субстанция (от лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - философская категория для обозначения внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий и процессов, посредством которых и через которые она и существует. Субстанция - это нечто, что само себя определяет и способно к самоорганизации и самодвижению. Поэтому довести понятие материи до понятия субстанции - значит доказать, что материя самоорганизуется и самодвижется, не нуждаясь во внешних источниках движения, в качестве которых признавались Бог, Абсолют и т.д. Аристотель не только отвел материи единственную функцию – быть материалом; он утверждал, что источник движения и многообразия в мире кроется в форме, слитой с материей. Материя выражает себя в своих атрибутах – неотъемлемых свойствах (пространстве, времени, движении). С их помощью мир приобретает структурные характеристики. Конкретизацией данного подхода явилось учение об основных формах существования и «движения» материи, созданное Энгельсом. Взаимосвязь пространства-времени и движущейся материи. Момент дискретности в движении - это форма существования движущейся материи, определяемая как многообразие объектов мира, тождественных относительно единства их бытия. Единство многообразных, разнородных материальных объектов и составляет пространство, которое есть форма существования движущейся материи. Оно характеризует структурную организацию материального мира, а именно, протяженность объектов, их взаимные границы, место, которое они занимают среди других объектов. Понятие пространства необходимо для обозначения дискретности (прерывности) материального мира. Если бы мир не имел дискретной структуры, если бы он не состоял из разнородного многообразия объектов, которые в свою очередь состоят из элементов, связанных между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Момент непрерывности - это форма существования движущейся материи, в которой представлена преемственная последовательность объектов и явлений в их взаимодействии и изменении, в их возникновении и уничтожении. Такая форма существования движущейся материи есть время. С помощью понятия "время" характеризуются длительность протекания процессов изменения, их скорость, ритм и темп. Понятие времени помогает описать, выразить континуальность (непрерывность) взаимодействия объектов, когда вещи не только постоянно изменяются, но также возникают и гибнут, разрушаются, давая начало новым объектам. Категории пространства и времени - предельно общие абстракции, выражающие структурную организацию материи и постоянное изменение объектов материального мира. Пространство и время, будучи формами материи, организуют ее содержание: качественное и количественное. Вне пространства и времени материя не существует. Но и сами пространство и время не могут существовать как самостоятельные субстанции, в отрыве от материи. Теория относительности: в природе существует единое пространство-время, которое разделено только в человеческом мышлении. Наличие единого пространственно-временного континуума подтверждается тем фактом, что изменение пространства и времени протекает согласованно: насколько увеличивается пространственный интервал, настолько же сокращается временной, и наоборот. А это значит, что пространственно-временной интервал в итоге остается всегда постоянной формой материального объекта.

2. Философия Аристотеля.

У Аристотеля есть своя первая и вторая философия. Физика для Аристотеля все еще философия, но уже вторая. Кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (тогда другой физики не было) у Аристотеля есть еще первая философия – предмет её не природа, а то, что самостоятельно существует как внутри, так и сверх нее. Аристотель ограничивает природу определенными рамками, она не совпадает ни с бытием, ни с сущим, являясь лишь одним из родов сущего. Философия А. изучает все «начала и причины всего сущего». Таких первоначал четыре – формальное, материальное, целевое и движущее. Аристотель – панлогист. Он сторонник тождества бытия и мышления: формы мышления для него есть формы бытия и наоборот. Аристотель- материалист. Форма у А. – не качество, не количество, не отношение, а то, что составляет суть вещи, без чего ее нет. Каждая чувственная вещь слагается из активной формы и пассивной материи. Материя в понимании Аристотеля – материал, вещество. Во-1-х, материя – бесформенное и неопределенное вещество (предматерия). Такова первая материя. Во-2-х, материя – это то, из чего вещь состоит (форма). Аристотелевская материя пассивна, безжизненна, неспособна сама по себе из себя ничего породить. Материя как и форма – вечна. Всё, что существует в природе состоит из материи и формы. Вещь возникает результате того, что в материю вносится форма. Материя составляет источник случайности в мире. Взаимосвязь идеи и вещи: действующее начало, сущность (у Платона – идея) и цель. Итак, у Аристотеля четыре первоначала: материальная причина, отвечающая на вопрос «Из чего?»; формальная причина, отвечающая на вопрос «Что это есть?»; движущая причина, отвечающая на вопрос «Откуда начало движения?»; целевая причина, отвечающая на вопрос «Ради чего?» Все четыре причины извечны. Они распадаются на две вечные группы: на материю и совечную ей формально-движуще-целевую причину.Космология Аристотеля – учение Аристотеля о природе, о бесконечности, пространстве, времени, движении применяется им к построению картины мира – космологии. Аристотель увековечил геоцентризм (признав шарообразность Земли), конечность и замкнутость космоса в пространстве (но не во времени), отрицание материального единства мира. Мир состоит из пяти стихий, элементов. Он сводит всё многообразие веществ к земле, воде, воздуху и огню, которые он конструирует из таких активных качеств как холодное и теплое, и таких пассивных, как сухое и влажное. Земля сочетание холодного с сухим, огонь – теплого с сухим, воздух – теплого с влажным, вода – холодного с влажным.

Учение о душе занимает центральное место в мировоззрении Аристотеля, поскольку, по А., душа связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Душой может обладать только естественное тело. Различает три вида души (как у Гесиода): растительная, животная (чувства) и человеческая (разум). Сущность человека – в единстве разума и деятельности.

Гносеология Аристотеля - нет специальных работ по теории познания. Аристотель утверждает, что от человека зависит многое, если не всё. Человек делает себя сам. Нравственность, добродетель не дается нам от природы, а приобретается душой. Аристотель говорит об этических добродетелях – благоразумие, мужество, справедливость, рассудительность (умеренность, как у Платона). Эти добродетели – условие счастья.

Аристотель определяет государство как форму общежития граждан. Различает в политическом устройстве три части – законодательную, административную и судебную. Основа государства – гражданин. Цель государства в том, чтобы жить счастливо. Выступает против идеального государства Платона. Политэя – анархия + демократия. Монархия, аристократия. Человек – политическое общественное существо. Средний класс – самый главный.

Билет №9.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных