Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философия эпохи эллинизма. Эллинизм состоял из двух периодов




Эллинизм состоял из двух периодов. Ренессанс – конец 4 и первая половина третьего века до н.э., а затем – декаданс.

Отличия:

1) эллинистический человек - не гражданин отдельного государства- это подданный одной из многочисленных империй (космополитизм: человек – гражданин вселенной) 2) эллинизм - продолжение античной философии 3) эпоха саморефлексий (рассуждений) –истолкование старых философских текстов 4) утрачивается связь с научными знаниями, философия становится беззащитной перед религиозным и мифологическим комплексом, растет скептицизм, мистицизм: мифологический религиозный и христианские идеи. Этическая проблематика – главный вопрос, как чувствовать себя свободным при тоталитаризме? Человек может только уйти в себя. Добродетели: патриотизм, достоинство, ответственность, свободолюбие.

Эпикур -представитель атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Познание природы необходимо, но оно лишь основа для этики. В основе теории познания Эпикура лежало учение о критериях или канонах истины. Главный критерий истины Эпикур видел в непосредственно данных нам ощущениях, поэтому не соглашается ни с Платоном, ни с Аристотелем, которые видели в разуме главный источник наших знаний о мире. Разум существует рационально, по истине. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят и поэтому не могут ошибаться. Критерии истины: предвосхищение (то, что остается в памяти), претерпевание (мораль) и бросок мысли (использование разума, обобщение, индукция). Важно, что причины природных явлений являются естественными, не нужно прибегать к вымышленным божественным силам. Вселенная – вечна, не создана богами, боги – бессмертны и не озабочены ничем, живут между вселенными и потому не вмешиваются в жизнь человека и не страшны. То, что происходит на Земле, принципиально не отличается от того, что происходит на небе, т.к. Земля – часть неба, поэтому Эпикур отстаивает материальное единство мира, душа – часть телесного, ум – в эмоциях. Новое в атомизме у Эпикура: 1) атомы имеют вес, 2) число атомов не бесконечно, но велико, 3) атомы не всегда движутся прямолинейно, они могут отклоняться друг от друга. Согласно философу, критерий счастья – в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло – то, что порождает страдание, его нужно стараться избегать так же, как и отрицательных эмоций. Человек создает общество сам, в результате договора. Три вида страха (этическое учение): перед небесными явлениями, богами, смертью. Философ различает три вида удовольствия: 1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые для жизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Загробного мира не существует: душа смертна и во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни.

Скептицизм. Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скепсис», что означает рассматривания, разглядывание, разбор, «колебание», отказ познаваемости. Скептицизм обозначает направление в онтологии, которое методически проводит мысль, что всякое знание недостоверно. Он бывает полный и частичный, крайний и умеренный. Скептицизм – вид агностицизма – учения о принципиальной непознаваемости мира. В античности агностицизм существовал в форме скептицизма. Основатель – Пиррон. В центре внимания Пиррона проблема счастья. Как стать счастливым? Пирон считал, что для этого достаточно ответить на три вопроса:

1.что такое то, что окружает нас (вещи непознаваемы)? 2.как мы должны к этому окружающему относиться? (в полном воздержании) 3.что должно следовать из должного отношения? (ничего)

Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности – атараксии.Суть вещей познать невозможно, поэтому мы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете илиявлении может быть с равным правом и равной силойпротивопоставлено противоречащее ему утверждение. Отсюда вывод:воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тожепроявление атараксии. Ксенофан: истины быть не может, только мнение. Демокрит – частичный скептик. Платон: вещь можем познать, а суть – нет. Эклектизм – закономерное следствие скептицизма (соединение внутренне несоединимых взглядов). Тоцит – римский католик.

Принципы скептицизма: (с точки зрения ученика Пиррона - Энесидема)

1) весь мир разнообразен;

2) разные предметы оказывают на разных людей разное влияние;

3) наши органы чувств также устроены по-разному (по-разному воспринимается каждый предмет)

4) всё зависит от времени и от расстояния

Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций,Марк Аврелий, Сенека. Стоицизм сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизньполна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым кним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность,рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Мудрость – в божественной душе. Идеал – аскет, стремится стать беспристрастным. Все в мире предопределено и подчиняется этой судьбе. Человек должен подчиняться необходимости(судьбе) сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. Покорность,выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшеепроявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя вмире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могзаключаться только в стойкости и непротивлении злу. Стоики большое значение придавали слову. Логика стоиков распадалась на две части – учение о рассуждении в форме непрерывной речи (этим занимается риторика) и учение о рассуждении в форме вопросов и ответов (этим занимается диалектика). Силагизм – умение рассуждать: 1) субстанция (первоначало), 2) качество (у Аристотеля), 3) состояние, 4) отношение. Стоики думали, что объективный мир познаваем. Вслед за Гераклитом стоики считали огонь первичной стихией. Космогония стоиков циклична. Мир – единое органическое целое. Бесконечна и бестелесна та пустота, внутри которой лежит мир, космос. К бестелесному стоики относили и время. Философия = яйцо: желток – этика, практическая философия, белок – физика, скорлупа – логика, отделяет. Стихии: вода, воздух, огонь (разум), земля. Сенека – пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Он проповедовал бедность, а сам стремился к чрезмерному обогащению, присваивая имущество опальных богатых римлян. Это расхождение Сенека признавал, но оправдывал. В своих «Нравственных письмах к Луцилию» утверждал, что «кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству». Для Сенеки критерий истины – жизнь в соответствии с истиной. Для него мудрость – руководство для того, чтобы уцелеть в этом мире. Знание делает человека учёнее, но не лучше. Вся его философия прикладная и здесь знания мешают мудрости. Философия освобождает душу от тисков тела, истинная цель философии – формировать человеческий характер и делать его способным противостоять всем ударам судьбы. Сенека – пантеист (всё существующее – есть Бог, отождествление мира и Бога), он утверждает, что не может быть природы без бога и бога без природы. Марк Аврелий: император должен быть нравственным.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных