Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации. Практическое занятие предназначено для выработки навыков применения формально-логических операций к содержанию наших знаний




Практическое занятие предназначено для выработки навыков применения формально-логических операций к содержанию наших знаний. Курсант должен приучаться к ясному, точному понятийному мышлению, избавиться от мышления размытого, нечеткого. Кроме того, он должен убедиться в том, что предметное мышление не совпадает с мышлением формально-логическим, что отношения между понятиями или суждениями не всегда совпадают с причинными, пространственно-временными или иными реальными отношениями между предметами или явлениями. Забвение этого неизбежно ведет к ошибочным результатам. Иначе говоря, формально-логическое мышление как фундамент разумности наших рассуждений и успешности повседневного познания другими средствами заменить нельзя.

При подготовке вопросов следует сосредоточиться на уяснении практической важности соблюдения тех или иных логических процедур в оперировании с понятиями, на овладении средствами образования и упорядочения понятийного аппарата юриста.

При изучении материала по первому вопросу следует выяснить те характеристики нашей мысли о предмете, которые лежат в основе формирования ее как понятия. Сформулируйте закон связи содержания и объема понятия и проиллюстрируйте его. Выясните отличие понятий от всех других форм, в которых закрепляется содержание наших мыслей и знаний (идей, представлений, символов, знаков, слов), а также качественное отличие понятийного мышления от терминологического.

Общим для оставшихся вопросов является то, что они указывают на принципы, способы и приемы образования понятий, и в их последовательности тоже есть своя логика. Попытайтесь выразить эту логику.

Второй вопрос связан с характеристикой процессов образования понятий. Образование понятия непосредственно связано с познавательным процессом, с постепенным проникновением в предмет. Иными словами, образование понятий связано с прохождением вполне определенных этапов. Охарактеризуйте их.

Сопряженный с образованием понятий процесс – обозначение понятий, поиск точных словесных выражений мысли о предмете. Проанализируйте привычные для вас приемы выбора слов для обозначения конкретных мыслей о предметах и их свойствах. Как вырабатывается терминологический аппарат в юридической науке?

Третий вопрос посвящен образованию понятий на основе установления логической связи объемов исходных понятий. Установление этой связи определено не только анализом содержания понятий, но и принадлежностью понятий к различным логическим видам. Какие логические виды понятий можно считать совместимыми, а какие – нет? Важно понять значение логических операций этого типа для развития юридического мышления.

Четвертый вопрос является самым важным для данного практического занятия. С определениями вы сталкиваетесь при изучении почти любой темы каждой из учебных дисциплин. Неправильные определения, как правило, связаны с неправильным пониманием предмета. Их использование может привести к ошибочным действиям.

Знакомство с вопросом следует начать с раскрытия смысла операции определения. Укажите на отличие этой логической процедуры от иных способов и средств закрепления содержания наших мыслей о предметах и отношениях. Какова общая структура определения?

Дайте характеристику видам определений. Каковы условия и возможности использования их? Какие виды определений наиболее характерны для юридической теории?

Опишите основные требования к определению, соблюдение которых только и может сделать определение правильным. Каковы наиболее распространенные ошибки в определениях понятий и причины, их вызывающие?

Пятый вопрос касается использования логических приемов «работы» с понятиями, находящимися лишь в одном из логических отношений – отношении соподчинения. В связи с этим четко отличите деление понятия от расчленения понятия. По какому типу логической связи понятий строится расчленение?

Укажите на требования, соответствовать которым должно деление понятия. Какие ошибки при делении понятий наиболее распространены, что их может вызывать?

Основное внимание следует обратить на характеристику видов деления, их преимущества и особенности применения в различных предметных областях. Каковы отличительные черты классификации и типологии? Применимы ли они в юридической области, и какую роль могут играть в познании, в судебном исследовании, в экспертизах и других профессиональных действиях юристов? Каковы могут последствия неправильного использования операции деления в познании?

Шестой вопрос также касается использования логических свойств понятий, находящихся в определенном отношении. Процедуры обобщения и ограничения весьма несложны. Каково предназначение данных процедур? Укажите пределы, существующие для обобщения и ограничения понятий.

Ознакомившись с теоретическим материалом, закрепите полученные знания, выполнив соответствующие задания из сборника упражнений по логике и практикума.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных