Методические рекомендации. Цель практического занятия – выработать навыки логически правильного построения умозаключений, в которых выводы основываются не на внутренней структуре
Цель практического занятия – выработать навыки логически правильного построения умозаключений, в которых выводы основываются не на внутренней структуре простых суждений, а на характере связи между суждениями. Прочное знание форм рассуждений с использованием сложных суждений, правил вывода и принципов формализованного анализа позволит быстро определять и устранять ошибки в рассуждениях.
Чтобы успешно использовать заложенные в дедукциях из сложных посылок возможности, решать логические задачи из этой области, надо помнить таблицы истинности различных видов сложных суждений, а также уметь определять виды и модусы дедуктивных умозаключений из сложных посылок на основе анализа грамматического строя высказываний.
Первый вопрос имеет установочный характер. Выясните, чем обусловлена распространенность подобных умозаключений и каковы условия правильности выводов в них. В чем отличие умозаключений из сложных суждений от умозаключений из простых суждений? Важно усвоить, что рассуждения этого типа положены в основу логики доказывания в судебном исследовании и в своих базовых формах являются элементарными актами доказывания.
Второй вопрос связан с анализом структуры, свойств и разновидностей чисто условного умозаключения. Вы должны ответить на следующие вопросы:
· сколько условных суждений может войти в конъюнкцию посылок условного умозаключения;
· каково основное условие построения условного умозаключения;
· в чем сходство условного умозаключения с простым категорическим силлогизмом;
· при каком условии данный вид рассуждений становится основной формой развития знаний в науке.
При изучении третьего вопроса следует, прежде всего, выяснить общую структуру условно-категорического умозаключения, а также то, что данный вид рассуждений имеет два модуса: утверждающий и отрицающий. Сформулируйте требования, соответствие которым делает рассуждение и в утверждающей, и в отрицающей форме правильным, а выводы – достоверными. Можно ли получить выводы, нарушая эти требования, а если можно, то какой характер они будут носить? Как в анализе правильности данных умозаключений можно использовать табличный способ исследования высказываний?
Кроме того, вы должны вспомнить, что условные суждения делятся на импликативные и эквивалентные. Как особенности этих разновидностей влияют на характер рассуждения? Опишите правильные модусы условно-категорических умозаключений из посылки, являющейся эквивалентностью.
При изучении четвертого вопроса также важно сначала определить общую структуру данного вида дедуктивных умозаключений. Разделительно-категорическое умозаключение имеет два модуса. Назовите их и запомните их формализованную запись. Особое внимание обратите на обусловленность правильности разделительно-категорического умозаключения характером разделительной связки в первой посылке. Используйте табличный способ анализа в обосновании выполнимости неправильных модусов.
Заключительный, пятый вопрос посвящен виду дедуктивных умозаключений, в котором можно заметить признаки уже рассмотренных разновидностей дедукций из сложных посылок. Выявите их. Определите базовые и производные формы условно-разделительных умозаключений, их обозначения и символическую запись.
Дайте характеристику конструктивной и деструктивной форм рассматриваемых умозаключений, их простого и сложного модусов. Примените табличный способ к анализу их структуры.
Поскольку данный вид умозаключений имеет, при общей простоте логической формы, довольно громоздкую грамматическую конструкцию, что часто вызывает у курсантов затруднения в оценке качества рассуждения. Поэтому следует потренироваться в анализе грамматических построений на предмет обнаружения в них стандартных логических связок как структурирующих элементов.
Начать изучение шестого вопроса следует с таблиц, в которых отражены условия истинности сложных суждений различных видов. Эти таблицы несложны; их следует запомнить, потому что именно таблицы истинности положены в основу решения логических задач со сложными высказываниями табличным способом.
Табличное построение анализа высказываний имеет определенную последовательность. Вы должны знать, какой формулой задается число строк при создании таблицы, а также принцип, определяющий последовательность значений истинности для каждой переменной высказывания.
По завершении теоретической подготовки по теме закрепите полученные знания, выполнив соответствующие задания из сборника упражнений по логике и практикума.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ
1. Логика как наука, ее значение в системе юридического образования.
2. Формирование и основные этапы развития логики. Современная логика и основные сферы ее практического применения.
3. Логическая форма мышления и содержание мышления. Понятие правильности и истинности мышления.
4. Понятие как форма мышления. Основные логические характеристики понятия. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.
5. Виды понятий.
6. Отношения между понятиями.
7. Операции обобщения и ограничения понятий. Отношение рода и вида в логике.
8. Операция деления понятий. Виды деления. Правила деления.
9. Операция определения понятия. Виды определений. Правила определений.
10. Суждение как форма мышления: общая характеристика.
11. Простые суждения: структура, виды простых категорических суждений, распределенность терминов в суждениях различного качества и количества.
12. Сложные суждения: структура, виды, истинностные значения логических связок.
13. Виды отношений между суждениями: общая характеристика
14. Отношения между простыми суждениями.
15. Отношения между сложными суждениями.
16. Отрицание суждений.
17. Умозаключение как форма логического мышления. Основные виды умозаключений. Понятие логического следования.
18. Непосредственные умозаключения: преобразование суждений через обращение.
19. Непосредственные умозаключения: преобразование суждений через превращение.
20. Непосредственные умозаключения: преобразование суждений через противопоставление предикату.
21. Непосредственные умозаключения: преобразование суждений через отношения по "логическому квадрату".
22. Простой категорический силлогизм: общая характеристика.
23. Общие правила выводов в простом категорическом силлогизме.
24. Фигуры простого категорического силлогизма: специальные правила и правильные модусы.
25. Умозаключения из сложных суждений: чисто условные и условно-категорические умозаключения.
26. Умозаключения из сложных суждений: разделительно-категорические умозаключения.
27. Умозаключения из сложных суждений: условно-разделительные умозаключения.
28. Умозаключения из сложных суждений: табличный метод анализа правильности умозаключений из сложных суждений.
29. Индуктивные умозаключения: общая характеристика, структура, основные виды, правила построения.
30. Индуктивные умозаключения: методы установления причинных зависимостей (исключающая индукция).
31. Умозаключения по аналогии: общая характеристика, структура, основные виды, правила построения.
32. Логические основы теории аргументации: доказательство, его логическая структура. Виды доказательства. Правила доказательства.
33. Логические основы теории аргументации: опровержение, его логическая структура. Основные способы опровержения.
34. Законы правильного мышления.
35. Модальность суждений. Основные виды модальности.
36. Вопросно-ответные процедуры: характеристика вопроса, его структура, виды. Правила постановки вопросов.
37. Вопросно-ответные процедуры: характеристика ответа, виды. Логические требования к построению ответов.
38. Гипотеза и ее структура. Следственная версия как разновидность гипотезы.
39. Построение гипотезы (следственной версии). Логико-методологические требования к гипотезе и следственной версии.
40. Проверка гипотезы (следственной версии). Способы проверки. Доказательство гипотез в судебном исследовании.
Материалы подготовлены к печати предметно-методической секцией по логике (доктор философских наук, профессор Грядовой Д.И., кандидат социологических наук, доцент Стрелкова Н.В., кандидат социологических наук, доцент Фролова Т.Н.).
Материалы утверждены на заседании кафедры философии от 1 марта 2012 г., протокол № 8.
Начальник кафедры философии
майор полиции С.Р. Аблеев
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|