ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации. Практическое занятие нацелено на закрепление навыков точного определения и выражения мысли на основе целенаправленного использования логических средствПрактическое занятие нацелено на закрепление навыков точного определения и выражения мысли на основе целенаправленного использования логических средств. Курсант должен научиться быстро и правильно оценивать логические свойства высказываний, выявлять и устранять ошибки, которые могут возникать в деловом разговоре, в переписке и т.п. Чтобы реализовать эту цель, необходимо владеть некоторым минимумом теории. Изучение материала по первому вопросу должно дать средства узнавания суждений в определенных грамматических формах выражения мысли. Для этого необходимо представлять, каково назначение суждений в логическом познании, каковы те признаки, по которым суждения выделяются. Сравните суждения с различными языковыми формами сообщения содержания нашей мысли. В современной логике предпочитают говорить не о суждениях, а о высказываниях. При каких условиях высказывание является одновременно суждением, а при каких – не является? Подготовку по второму вопросу следует начать с установления состава и общей структуры простого суждения. Поскольку в дальнейшем мы ограничиваемся суждениями, имеющими субъектно-предикатную структуру, вам необходимо охарактеризовать все элементы суждений именно этого типа. Каковы основные виды таких суждений? Как называются и какую структуру имеют простые суждения других типов? Затем следует перейти к количественной и качественной характеристике простых суждений. Проанализируйте классификацию суждений в указанном аспекте. Ясное выражение даже простой мысли – не всегда легкое дело. Основу трудностей составляет обычное для повседневной речи несовпадение логического строя суждений и грамматического строя предложений. Изучите процедуры установления точного логического смысла суждений, определения в них субъекта и предиката, их количественной и качественной характеристик. Обратите внимание на способы различения общих и единичных суждений. Особые трудности на практике связаны с частными суждениями. Укажите на те грамматические формы, которые позволяют различать определенно и неопределенно частные суждения, а также суждения выделяющие и исключающие. Наконец, необходимо выяснить, что такое «распределенность» терминов в суждении. Рассмотрите таблицу распределенности терминов в суждениях различного качества и количества. Выразите распределенность терминов посредством круговых схем. Особое внимание обратите на распределенность терминов в выделяющих и атрибутивных суждениях. Третий вопрос посвящен оперированию суждениями посредством их сопоставления. Вам нужно выяснить смысл и правильные формы процедур отрицания суждений и их сопоставления с помощью «логического квадрата». Каковы условия, делающие необходимым сопоставления по «логическому квадрату»? Установите логические отношения между суждениями различного качества и количества. Четвертый вопрос посвящен общей характеристике сложных суждений. Что является предметом мысли в сложных суждениях? Выясните, какова логическая форма и разновидности соединительных, разделительных и условных суждений. Известные затруднения часто возникают с узнаванием за грамматическими выражениями мысли логического типа сложного суждения. Каковы средства различения соединительно-разделительных и строго разделительных суждений, а также суждений импликативных и эквивалентных? Большая часть сложных высказываний имеет смешанную логическую структуру. Вам следует потренироваться в определении этих структур и символической их записи. По завершении теоретической подготовки по теме закрепите полученные знания, выполнив соответствующие задания из сборника упражнений по логике и практикума. Тема 5. Умозаключение как форма мышления. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|